- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом»
Образовательная программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова Г.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательная программа внеурочной деятельности
«Творческая работа со словом»
Пояснительная записка
Образовательная внеурочная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Курс «Творческая работа со словом» является продолжение учебного предмета «Русский язык»
Цель: развитие коммуникативной компетентности на основе углубления знания о русском языке, устной и письменной коммуникации.
Задачи:
-обеспечить школьникам возможность реализовать свой речевой творческий потенциал;
-систематизировать, углубить и расширить знания, формируемые в основных курсах русского языка и литературного чтения;
-ознакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;
-формировать умение понимать и чувствовать нравственно-эстетическую ценность русского слова, звучащего и письменного;
-развивать интерес и желание свободному сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;
-заложить основы результата образовательной деятельности, обеспечивающего быструю адаптацию выпускника начальной школы при переходе в среднее звено;
-создать условия для социализации и самореализации детей в процессе сотрудничества, парной и групповой работы.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельном подходе.
На изучение данного курса отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов
Уровни развития
Уровни результата
Ожидаемые результаты
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий устно. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.
1-й уровень результата
Эмоциональная включенность, согласованность знаний, умений, навыков.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа устно и письменно.
2-й уровень результата
Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность в творчестве и коммуникации.
Зона ближайшего развития. Ребенок самостоятельно сможет применять изученную позицию, оценивать ситуацию и полученный результат, презентовать свои достижения.
3-й уровень результата
Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность и самостоятельность к творческой речевой деятельности, произвольное использование опыта в жизненных ситуациях
Основные разделы программы 4 класс (34ч)
«Художественные тексты»
№ п/п
Содержание
Теорет.часы
Практ.часы
Всего часов
1
Раздел 1. Речь и средства выразительности
2
7
9
2
Раздел 2.Текст, работа с текстом
2
6
8
3
Раздел 3. Анализ художественного произведения
3
6
9
4
Раздел 4. Клуб сочинителей
-
8
8
Итого
7
27
34
Личностные результаты:
- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознать личностный смысл учения.
- Понимать причины неудач в собственной учебе
- Стремиться к совершенствованию собственной речи
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции
- Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения
- Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения
- Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе
-Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении
- Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей
- Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории
Метапредметные результаты
- Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы
- Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач
- Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии
- Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения
Предметные результаты
- Правильно оформлять предложение на письме
- Применять изученные орфографические знания на практике; правильно списывать слова, предложения, текст, проводить самопроверку
- Определять значение частей речи в языке; осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; группировать слова в зависимости от принадлежности к той или иной части речи; проводить морфологический разбор доступных слов
- Читать предложения с различной интонацией, правильно оформлять предложение на письме; объяснять, на какие две группы делятся члены предложения; что обозначает подлежащее и сказуемое и на какие вопросы отвечают
- Ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов; не повторять слова; правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно оформлять предложения в письме, делить текст на смысловые части и оформлять абзацы
- Выделять при обсуждении текста его значимые части, составлять план.
Литература:
-
Аверьянов А,В. Как образуются слова… /А.П.Аверьянов. - М.:1996.
-
Голуб И.Б. Секреты хорошей речи /И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь- М.:1993
-
Капинос В.И. Развитие речи - теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеев, М.С. Соловейчик.-М,. 1991
-
Корчемлюк О.М. Мини-хрестоматия / О.М. Корчемлюк. Хабаровск, 2004
-
Львов М.Р. Школа творческого мышления/ М.Р. Львов -М,1991
-
Максимов В.И. К тайнам словообразования /В.И. Максимов - М.:1994
-
Никитин Е.М. Русская речь/ Е.М. Никитин.-М.1998
-
Репкин В.В. Словообразование и морфология/ В.В. Репкин М.1993
-
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова/ Л.В. Сахарный- М.1993
-
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи…:Занимательное пособие для развития детского речевого творчества/ В.А. Синицын- Владимир 2000г
-
Синицын В.А. Путь к слову /В.А Синицын - М.1996
-
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И. Формановская - М.,1989.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Творческая работа со словом» /автор В.П. Варакина/Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост.О.А. Корчемлюк.-М.:Баласс, 2013.-288с. (Образовательная система «Школа 2100»)
№п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
Примечания
Раздел1. Речь и средства выразительности (9 ч)
1-2
Речь и средства выразительности. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные (эмоциональная окраска)
2
3-4
Порядок слов в предложении. Риторика. Логические ударения в предложении
2
5-6
Предложения с вводными словами, с обращениями, словами-помощниками
2
7
История знаков препинания
1
8-9
Способы передачи прямой речи. Диалог. Правила пунктуации
2
Раздел 2. Текст. Работа с текстом (8 ч)
10-11
Разделы русского языка. Забавные приключения в стране Морфологии
2
12-13
Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи.
2
Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста
14
Исследование изобразительных средств языка
1
15
Использование риторики в работе с текстом
1
16-17
Проба пера «Учимся писать рассказ». Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е. Евтушенко
2
Раздел 3.Анализ художественных произведений (9 ч)
18-19
Комплексный подход к анализу художественного произведения. Определение темы, цели, языка. Настроение текста
2
20-21
Стили литературной речи: разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический. Их особенности
2
22-23
Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском языке. Письменное слово и образ
2
24
Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др.
1
25
Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь.
1
26
Анализ просмотренного спектакля. Сценическая и художественная речь. Творческая работа «Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль)
1
Раздел 4.Клуб сочинителей (8 ч)
27
Сочинительство и мышление
1
28-29
Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению
2
30-31
Портфолио детских сочинений. Презентация детских творческих работ «Письмо в будущее»
2
32-33
Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений
2
34
Праздник для родителей
1
Итого
34