Образовательная программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа внеурочной деятельности

«Творческая работа со словом»

Пояснительная записка

Образовательная внеурочная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Курс «Творческая работа со словом» является продолжение учебного предмета «Русский язык»

Цель: развитие коммуникативной компетентности на основе углубления знания о русском языке, устной и письменной коммуникации.

Задачи:

-обеспечить школьникам возможность реализовать свой речевой творческий потенциал;

-систематизировать, углубить и расширить знания, формируемые в основных курсах русского языка и литературного чтения;

-ознакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;

-формировать умение понимать и чувствовать нравственно-эстетическую ценность русского слова, звучащего и письменного;

-развивать интерес и желание свободному сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;

-заложить основы результата образовательной деятельности, обеспечивающего быструю адаптацию выпускника начальной школы при переходе в среднее звено;

-создать условия для социализации и самореализации детей в процессе сотрудничества, парной и групповой работы.

Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельном подходе.

На изучение данного курса отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).

Программа предусматривает достижение трех уровней результатов

Уровни развития

Уровни результата

Ожидаемые результаты

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий устно. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1-й уровень результата

Эмоциональная включенность, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа устно и письменно.

2-й уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность в творчестве и коммуникации.

Зона ближайшего развития. Ребенок самостоятельно сможет применять изученную позицию, оценивать ситуацию и полученный результат, презентовать свои достижения.

3-й уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность и самостоятельность к творческой речевой деятельности, произвольное использование опыта в жизненных ситуациях


Основные разделы программы 4 класс (34ч)

«Художественные тексты»

№ п/п

Содержание

Теорет.часы

Практ.часы

Всего часов

1

Раздел 1. Речь и средства выразительности

2

7

9

2

Раздел 2.Текст, работа с текстом

2

6

8

3

Раздел 3. Анализ художественного произведения

3

6

9

4

Раздел 4. Клуб сочинителей

-

8

8


Итого

7

27

34

Личностные результаты:

- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознать личностный смысл учения.

- Понимать причины неудач в собственной учебе

- Стремиться к совершенствованию собственной речи

- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции

- Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения

- Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения

- Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе

-Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении

- Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей

- Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории

Метапредметные результаты

- Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

- Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы

- Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач

- Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии

- Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения

Предметные результаты

- Правильно оформлять предложение на письме

- Применять изученные орфографические знания на практике; правильно списывать слова, предложения, текст, проводить самопроверку

- Определять значение частей речи в языке; осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; группировать слова в зависимости от принадлежности к той или иной части речи; проводить морфологический разбор доступных слов

- Читать предложения с различной интонацией, правильно оформлять предложение на письме; объяснять, на какие две группы делятся члены предложения; что обозначает подлежащее и сказуемое и на какие вопросы отвечают

- Ясно выражать главную мысль текста; передавать основное его содержание без искажения фактов; не повторять слова; правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно оформлять предложения в письме, делить текст на смысловые части и оформлять абзацы

- Выделять при обсуждении текста его значимые части, составлять план.

Литература:

  1. Аверьянов А,В. Как образуются слова… /А.П.Аверьянов. - М.:1996.

  2. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи /И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь- М.:1993

  3. Капинос В.И. Развитие речи - теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеев, М.С. Соловейчик.-М,. 1991

  4. Корчемлюк О.М. Мини-хрестоматия / О.М. Корчемлюк. Хабаровск, 2004

  5. Львов М.Р. Школа творческого мышления/ М.Р. Львов -М,1991

  6. Максимов В.И. К тайнам словообразования /В.И. Максимов - М.:1994

  7. Никитин Е.М. Русская речь/ Е.М. Никитин.-М.1998

  8. Репкин В.В. Словообразование и морфология/ В.В. Репкин М.1993

  9. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова/ Л.В. Сахарный- М.1993

  10. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи…:Занимательное пособие для развития детского речевого творчества/ В.А. Синицын- Владимир 2000г

  11. Синицын В.А. Путь к слову /В.А Синицын - М.1996

  12. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И. Формановская - М.,1989.



Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Творческая работа со словом» /автор В.П. Варакина/Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост.О.А. Корчемлюк.-М.:Баласс, 2013.-288с. (Образовательная система «Школа 2100»)

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечания

Раздел1. Речь и средства выразительности (9 ч)

1-2

Речь и средства выразительности. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные (эмоциональная окраска)

2

3-4

Порядок слов в предложении. Риторика. Логические ударения в предложении

2

5-6

Предложения с вводными словами, с обращениями, словами-помощниками

2

7

История знаков препинания

1

8-9

Способы передачи прямой речи. Диалог. Правила пунктуации

2

Раздел 2. Текст. Работа с текстом (8 ч)

10-11

Разделы русского языка. Забавные приключения в стране Морфологии

2

12-13

Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи.

2

Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста

14

Исследование изобразительных средств языка

1

15

Использование риторики в работе с текстом

1

16-17

Проба пера «Учимся писать рассказ». Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е. Евтушенко

2

Раздел 3.Анализ художественных произведений (9 ч)

18-19

Комплексный подход к анализу художественного произведения. Определение темы, цели, языка. Настроение текста

2

20-21

Стили литературной речи: разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический. Их особенности

2

22-23

Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском языке. Письменное слово и образ

2

24

Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др.

1

25

Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь.

1

26

Анализ просмотренного спектакля. Сценическая и художественная речь. Творческая работа «Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль)

1

Раздел 4.Клуб сочинителей (8 ч)

27

Сочинительство и мышление

1

28-29

Составление и оформление мультфильма по прочитанному произведению

2

30-31

Портфолио детских сочинений. Презентация детских творческих работ «Письмо в будущее»

2

32-33

Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений

2

34

Праздник для родителей

1

Итого

34



© 2010-2022