Конспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4кл

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Школа России»

Окружающий мир. Автор А.А. Плешаков 4 класс.

11 урок раздела «Страницы истории Отечества».


Тема урока: Петр Великий.

Цели урока:

- сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;

- развивать воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство уважения к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и деятельностью Петра Первого.

2. Описать внешний вид, черты характера Петра Первого.

3. Научить применять понятия: «потешный полк», верфь, Адмиралтейство, кунсткамера, империя.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора, презентация, лист с заданиями План урока:

1.Детство и юность Петра.

2. Царь- преобразователь.

3. Град Петра.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент) Свет добра, величие и силу Сквозь века несла народам Русь. Жизнь моя, любовь моя, я Россия, Я твоей судьбой горжусь. Славлю путь твой благородный, Твой неповторимый путь. Вечно будь, страна моя, свободной. И счастливой вечно будь!
- Сегодня мы продолжаем свой путь по страницам истории нашей страны. Прежде чем двигаться вперед, вспомним пройденное.
2.Актуализация знаний. Контроль усвоения знаний. Проверка домашнего задания. Выполнение индивидуальных заданий.
Лист с заданиями. А. Народное ополчение - это _________________________________
Б. Выбери из списка и подчеркни слова, имена, дату, с помощью которых можно составить рассказ о событиях в России начала XVII века. Дань. Борьба за независимость. Кузьма Минин. Хан Батый. Тобольск. Нижний Новгород. Кремль. Золотая Орда. Китай - город. 1612 год. Дмитрий Пожарский. Иван Калита. В. Когда в России начали править цари из рода Романовых? Напиши дату._____________________________________

Г. Напиши, с какими деятелями русской истории можно поставить в один ряд К. Минина и Д. Пожарского.________________________________

3. Ведение в тему. Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, о ком сказал А.С. Пушкин?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Прослушать варианты ответов детей)

Слайд 1.

- Вы узнали этого человека? (ответы детей) Именно о нем написал эти строки великий русский поэт. Совершенно верно - это Петр I. Вы уже, наверное, догадались, какой будет тема нашего урока. Определение темы урока детьми.

Слайд 2.

-Совершенно верно. Тема нашего урока: «Петр Великий».

- Что вы знаете о нем? (ответы детей)

-А почему авторы учебника называют Петра Первого Великим? Мы должны найти ответ на этом вопрос в процессе нашей работы. Постановка задачи урока учащимися.

Тема урока:

Почему ПетрI назван Великим?

- Изучать личность Петра I мы будем по плану.

Слайд 2.

План изучения личности:

  1. В какое время жил?

  2. Внешность и характер.

  3. Что сделал?

  4. Ваше отношение к личности.

4. Открытие нового знания.

Слово учителя.

- Россия в то время переживала трудные времена. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота не было, между приближенными царя постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания... Но управлять страной он стал гораздо позже.

Слайд 3.

30 мая 1672 года родился Петр Первый. Петр Первый был провозглашен царем, когда ему было 10 лет. Но управлять страной он стал гораздо позже. Рос Петр здоровым, бойким, смышленым мальчиком. Его тяготила чинная придворная жизнь.

Слайд 4.

Одним из увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Скоро у Петра собрался целый «потешный полк», состоящий из сверстников юного царя. Петр не только играл с «потешным полком», но и заботился о его обучению военному делу, для чего приставил к нему иноземного офицера. Со временем детская забава переросла в серьезное изучение Петром военного дела.

Слайд 5.

Еще одним увлечением, ставшим потом делом всей жизни, было увлечение морским делом. Началось оно с найденного в сарае старого ботика (маленькое парусное судно), а продолжилось в 1696 году 20 октября решением Боярской думы (тогда высший совещательный орган государства): «Морским судам быть». Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота.

Слайд 6.

Всю свою жизнь Петр I учился, чтобы лучше изучить корабельное дело он отправился за границу и трудился там, на верфи, где строили морские корабли, простым плотником. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.

Слайд 7.

Петр I говорил: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Безделья Петр I не терпел. Вставал рано в 3 - 4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив множество дел, спешил в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор.

Слайд 8.

В 11 часов Петр садился обедать, обед состоял из простых блюд, среди которых непременно был его любимый студень (холодец). После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил.

Слайд 9.

Вечером Петр обычно посещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. «Делу время, потехе - час», напоминал Петр окружающим.

Слайд 10.

Роста Петр I был 2м 4см. Нравом был крут, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмелится его ослушаться. Он был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе и к другим. Он привык больше обращаться с вещами, рабочими орудиями, а поэтому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы.Конспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4кл

Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Прочитайте самостоятельно раздел «Царь - преобразователь» и дополните список преобразований Петра Первого.

Проверка самостоятельной работы. Сообщения учеников.

(На доске фиксируются дела в форме опоры)

1.Создал российский флот.

2. Празднование 1января Нового года.

3. Новое летоисчисление от Рождества Христова.

4. Выпустил первую газету, «Ведомости».

5.Открыл первую публичную библиотеку.

6. Открыл первый музей.( кунсткамера)

7. Открытие новых заводов.

8. Возникновение городов (Санкт - Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).

9.Открытие школ для специалистов.

10. Запретил носить бороды и русскую одежду с длинными рукавами.

11. Россия стала империей.

Коллективная работа в тетради.

- откройте свои «Рабочие тетради» на стр. 36 задание №5. О чем речь в данном отрывке? (о строительстве Санкт - Петербурга) Откройте «Рабочие тетради» на стр. 34 - 35, найдите город на карте.

Работа с учебником. Коллективная работа.

- Найдите в учебнике раздел «Град Петра». Чтение цепочкой.

Фронтальный опрос с опорой на слайды презентации.

-Когда и где был заложен Санкт - Петербург?

Слайд 11.

16 мая 1703года, в устье реки Невы был заложен град Петров.

- С чего началось строительства города?

Слайд 12.

Город начался со строительства Петропавловской крепости.

- Какое здание было возведено на берегу Невы?

Слайд 13.

На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.

- Что было построено в честь Александра Невского?

Слайд 14.

В честь Святого Александра Невского была выстроена Александро - Невская лавра, куда были перенесены останки князя Александра Невского.

- Как называлась главная улица Петербурга?

Слайд 15.

Невский проспект - главная улица Санкт- Петербурга протянулась от Адмиралтейства до Александро - Невской лавры.

5. Первичное закрепление.

-Отгадаем кроссворд. (на доске)

  1. Место для строительства кораблей на берегу моря, реки..

  2. Река на берегу, которой был построен Санкт - Петербург.

  3. 20 октября 1696 года день рождения Российского....

  4. Первая газета называлась...

  5. Петр Первый открыл первую публичную ......

  6. В 1721 году Петр Первый был провозглашен.....

  7. Кунсткамера - это первый русский...

в

е

р

ф

ь

н

е

в

а

ф

л

о

т

а

в

е

д

о

м

о

с

т

и

б

и

б

л

и

о

т

е

к

у

и

м

п

е

р

а

т

о

р

м

у

з

е

й



- Какое слово получилось по вертикали? (Великий)

-Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?

(Дети высказывают свои мнения).

Мы поработали над тремя задачами, поставленными в начале урока. По четвёртому пункту "Ваше отношение к личности?" выскажите свои мнения. (Ответы детей).

6. Итог урока. Рефлексия.

Самооценка детьми собственной деятельности.

7. Домашнее задание на выбор.

- Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я вам предлагаю на этом не ставить точку, а продолжить рассмотрение темы дома. Подготовить рассказ по плану: "Описание личности Петра Великого. Подготовить выступления на темы: «Рождение российского флота», «Реформы Петра I» или темы, которые вы определите для себя сами, используя дополнительные источники информации.

Конспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4клКонспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4кл

Конспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4клКонспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4клКонспект урока по окружающему миру на тему Петр первый 4кл

© 2010-2022