Урок по окружающему миру 3 класс Первые шаги весны

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок открытия новых знаний

3 класс

Окружающий мир

Тема урока: Первые шаги весны

Основные цели урока:

а) деятельностные: - сформировать представление об изменениях в живой и

неживой природе с наступлением весны;

- развивать умение устанавливать причинно следственные связи

между предметами живой и неживой природы;

- развивать умение работать в группе;

- развивать внимательность, наблюдательность, память,

творческие навыки;

б) учебные: - научить составлять сравнительную характеристику времен года,

наблюдая окружающий мир;

в) знания: - знать признаки наступления весны в живой и неживой природе;

г) умения: - уметь составлять сравнительную характеристику времен года;

- уметь аргументировать свой ответ;

- уметь применять знания в нестандартных ситуациях.

Умственные операции: анализ, аналогия, сравнение, синтез, классификация.

Демонстрационный материал: иллюстрации по темам "Зима", "Весна", "Толковый словарь" под ред. В.Г.Бирюкова.

Раздаточный материал: план рассказа " Если бы я был…."



Х о д у р о к а


  1. Самоопределение к деятельности.

Цели этапа урока:

  1. дидактические: создать необходимые условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; создание ориентировочной основы деятельности;

  2. психологические: обеспечить психологический настрой на работу.

- Ребята, мы с вами изучаем предмет "Окружающий мир", живую и неживую природу. А знаете ли вы, что все предметы живой и неживой природы оставляют следы?

- Какие следы оставляют предметы неживой природы? Например, камень, шторм, Солнце?

- А какие следы оставляют предметы живой природы: человек, растения, животные?


  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цели этапа урока:

  1. дидактические: актуализировать имеющиеся знания о признаках весны; создать в деятельности уч-ся затруднения, которое фиксируется ими;

  2. психологические: тренировка необходимых операций мышления, создать ситуацию затруднения во время выполнения задания.

- Как вы думаете, какие следы оставляет весна? ( Учащиеся называют отдельные, разрозненные признаки весны)

- Докажите это.( Без сравнения с зимой - отсутствие веских доказательств).

- Итак, что мы сегодня должны выяснить? (Какие следы оставляет весна и доказать это.)

3.Выявление причин затруднения и постановка учебной задачи.

Цели этапа урока:

  1. дидактические: выявить и зафиксировать причину затруднения, сформулировать цель и тему урока;

  2. психологические: создание ситуации для анализа учениками своих знаний.

- Значит, как можно назвать наш урок? (Следы весны)

- Какую цель мы поставим перед собой? ( Узнать полнее о следах, которые оставляет весна, и доказать это)


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели этапа урока:

  1. дидактические: подобрать вариант выхода из затруднения, выдвижение учениками своих предположений, гипотез. Организация коллективного диалога. Фиксация (письменно) нового способа действия.

  2. психологические: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

- Поскольку нам придется говорить о следах, давайте уточним, что же это такое?

- Вот какое определение понятия дается в "Толковом словаре" под редакцией В.Г.Бирюкова - "1. След - отпечаток, оттиск ноги, лапы на поверхности чего-нибудь. Например: след медведя, следы ноги, пойти по следам, проложить след, следы пальцев.2. Остаток или признак чего-нибудь. Например: след беспокойства, след болезни, не осталось и следа."

- В каком значении мы употребим слово "след" на нашем уроке? ( Признак чего-нибудь. Признак весны.)

- А теперь учебник поможет нам полнее узнать о первых признаках весны.

- Откройте его на странице 6. Давайте прочитаем вслух вступление к теме.

- А теперь подчеркните признаки весны.

- Как же все таки доказать, что это признаки весны? (Сравнить с другим временем года)

- С каким временем года лучше сравнить весну? (С зимой, потому что это предыдущий сезон и потому что признаки резко отличаются друг от друга.)

- Чтобы сравнить , нужно составить рассказ, а рассказ будет правильным тогда, когда у него есть определенный план изложения.

- Что нужно сделать в первую очередь? (Составить план сравнения)

- Как нам удобнее записать этот план?( Знаками)

- На какие группы мы можем разделить следы весны? (Живая и неживая природа)

На доске поэтапно рисуются знаки : неживая природа - температура, осадки, положение солнца на небосводе, состояние водоемов; живая природа - растения, животные, человек.

Попутно учитель расширяет знания учащихся о признаках весны:

- Изменения природы весной зависят от высоты солнца на небосводе. Чем выше поднимается Солнце, тем больше тепла и света оно посылает на Землю. Хоть весной Солнце начинает прогревать почву, погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень - перемен восемь. И все же постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла и пробуждая природу от зимнего сна.

На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака - барашки. Такие облака называются кучевыми. На реках, прудах и озерах во льду появляются трещины от весеннего тепла. Начинается ледоход. Льдины отталкиваются, нагромождаются друг на друга и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов - наступает половодье.

- Переходим ко второй части нашего плана - живой природе.

- Почему говорят, что весной просыпается все живое?

- Когда на проталинах впервые зазеленела травка?

- На каких деревьях сперва распустились цветы, а потом появились листочки?

- Когда деревья и кустарники оденутся в листву?

- Весне радуется все живое на земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая. Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного тепла и света. Корни растений высасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные в стволах питательные вещества. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами. Значит, еще одно заметное изменение в природе весной - на кустах и деревьях появляются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают первые раннецветущие травы.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели этапа урока:

  1. дидактические: формировать умение составлять сравнительную характеристику по знаковому плану;

  2. психологическая: первичное формирование умений в условиях использования нового умения

- А теперь давайте проговорим отличие зимы от весны, пользуясь составленным знаковым планом . Это и будет доказательством наступления весны. (Рассказ 2-3 учащихся)

- Используя полученные знания, мы выполним задание учебника на странице 10.

- Что нужно сделать? Прочитайте молча и расскажите.


  1. Самостоятельная работа учащихся ( с фронтальной проверкой)

Цели этапа урока:

  1. дидактические: проверить способность применить на практике усвоенные учащимися знания по теме данного урока ;

  2. психологические: обобщить изученное ранее для решения конкретной задачи.


  1. Физминутка - 1 мин.


  1. Включение в систему знаний и повторение

Цели этапа урока:

  1. дидактические: включить использование нового знания в выполнение творческого задания, учить применять знания при составлении рассказа;

  2. психологические: организовать работу в группах.

1.Работа в группах

- Теперь выполним задание в учебнике на странице 12. Нужно с одной из пословиц составить небольшой рассказ или сказку. Пример выполнения такого задания - в учебнике. Молча прочитайте его.

- Сейчас разделитесь на группы и каждая группа выбирает себе пословицу, по которой она будет работать.

Проверка выполнения задания группами.


  1. Творческое задание

- Попробуйте представить себя в виде предмета живой или неживой природы… весной! Что вы чувствуете? (Деревце, куст, легкое облачко, заяц, мишка, река)

- Расскажите о своих ощущениях по плану.(Раздаточный материал. Приложение 1)

Далее следуют рассказы детей.


  1. Рефлексия деятельности

Цели этапа урока: 1) дидактические: фиксирование соответствия поставленных целей и результатов урока; ознакомление уч-ся с заданиями для домашней работы;

2)психологические: дать самооценку деятельности каждого ученика.

-Что мы хотели доказать на нашем уроке?

- Смогли мы это сделать?

- Что нам помогло доказать, что действительно мы видим следы весны?

- Мы достигли цели?

- Почему именно эта цель возникла?

- Оцените свою работу на уроке, прикрепив листочки и цветы к нашему дереву: цветочек - работал отлично, зеленый листик - хорошо, синий - что-то не получилось.

- Домашнее задание: дома прочитаете стихотворение на странице 13 и нарисуете какие образы, картины и картинки возникли у вас при чтении этого стихотворения.

- Спасибо за урок.

П р и л о ж е н и е 1

План рассказа "Если бы я был…"


  1. Про что ты мечтаешь?


  1. Что видишь вокруг?


  1. С кем дружишь?


  1. Кого любишь?


  1. Кого боишься?


  1. Кто тебе помогает?


  1. Что ты чувствуешь?


© 2010-2022