- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру 3 класс Первые шаги весны
Урок по окружающему миру 3 класс Первые шаги весны
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Глущенко В.П. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок открытия новых знаний
3 класс
Окружающий мир
Тема урока: Первые шаги весны
Основные цели урока:
а) деятельностные: - сформировать представление об изменениях в живой и
неживой природе с наступлением весны;
- развивать умение устанавливать причинно следственные связи
между предметами живой и неживой природы;
- развивать умение работать в группе;
- развивать внимательность, наблюдательность, память,
творческие навыки;
б) учебные: - научить составлять сравнительную характеристику времен года,
наблюдая окружающий мир;
в) знания: - знать признаки наступления весны в живой и неживой природе;
г) умения: - уметь составлять сравнительную характеристику времен года;
- уметь аргументировать свой ответ;
- уметь применять знания в нестандартных ситуациях.
Умственные операции: анализ, аналогия, сравнение, синтез, классификация.
Демонстрационный материал: иллюстрации по темам "Зима", "Весна", "Толковый словарь" под ред. В.Г.Бирюкова.
Раздаточный материал: план рассказа " Если бы я был…."
Х о д у р о к а
-
Самоопределение к деятельности.
Цели этапа урока:
-
дидактические: создать необходимые условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; создание ориентировочной основы деятельности;
-
психологические: обеспечить психологический настрой на работу.
- Ребята, мы с вами изучаем предмет "Окружающий мир", живую и неживую природу. А знаете ли вы, что все предметы живой и неживой природы оставляют следы?
- Какие следы оставляют предметы неживой природы? Например, камень, шторм, Солнце?
- А какие следы оставляют предметы живой природы: человек, растения, животные?
-
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
Цели этапа урока:
-
дидактические: актуализировать имеющиеся знания о признаках весны; создать в деятельности уч-ся затруднения, которое фиксируется ими;
-
психологические: тренировка необходимых операций мышления, создать ситуацию затруднения во время выполнения задания.
- Как вы думаете, какие следы оставляет весна? ( Учащиеся называют отдельные, разрозненные признаки весны)
- Докажите это.( Без сравнения с зимой - отсутствие веских доказательств).
- Итак, что мы сегодня должны выяснить? (Какие следы оставляет весна и доказать это.)
3.Выявление причин затруднения и постановка учебной задачи.
Цели этапа урока:
-
дидактические: выявить и зафиксировать причину затруднения, сформулировать цель и тему урока;
-
психологические: создание ситуации для анализа учениками своих знаний.
- Значит, как можно назвать наш урок? (Следы весны)
- Какую цель мы поставим перед собой? ( Узнать полнее о следах, которые оставляет весна, и доказать это)
-
Построение проекта выхода из затруднения.
Цели этапа урока:
-
дидактические: подобрать вариант выхода из затруднения, выдвижение учениками своих предположений, гипотез. Организация коллективного диалога. Фиксация (письменно) нового способа действия.
-
психологические: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
- Поскольку нам придется говорить о следах, давайте уточним, что же это такое?
- Вот какое определение понятия дается в "Толковом словаре" под редакцией В.Г.Бирюкова - "1. След - отпечаток, оттиск ноги, лапы на поверхности чего-нибудь. Например: след медведя, следы ноги, пойти по следам, проложить след, следы пальцев.2. Остаток или признак чего-нибудь. Например: след беспокойства, след болезни, не осталось и следа."
- В каком значении мы употребим слово "след" на нашем уроке? ( Признак чего-нибудь. Признак весны.)
- А теперь учебник поможет нам полнее узнать о первых признаках весны.
- Откройте его на странице 6. Давайте прочитаем вслух вступление к теме.
- А теперь подчеркните признаки весны.
- Как же все таки доказать, что это признаки весны? (Сравнить с другим временем года)
- С каким временем года лучше сравнить весну? (С зимой, потому что это предыдущий сезон и потому что признаки резко отличаются друг от друга.)
- Чтобы сравнить , нужно составить рассказ, а рассказ будет правильным тогда, когда у него есть определенный план изложения.
- Что нужно сделать в первую очередь? (Составить план сравнения)
- Как нам удобнее записать этот план?( Знаками)
- На какие группы мы можем разделить следы весны? (Живая и неживая природа)
На доске поэтапно рисуются знаки : неживая природа - температура, осадки, положение солнца на небосводе, состояние водоемов; живая природа - растения, животные, человек.
Попутно учитель расширяет знания учащихся о признаках весны:
- Изменения природы весной зависят от высоты солнца на небосводе. Чем выше поднимается Солнце, тем больше тепла и света оно посылает на Землю. Хоть весной Солнце начинает прогревать почву, погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень - перемен восемь. И все же постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла и пробуждая природу от зимнего сна.
На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака - барашки. Такие облака называются кучевыми. На реках, прудах и озерах во льду появляются трещины от весеннего тепла. Начинается ледоход. Льдины отталкиваются, нагромождаются друг на друга и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов - наступает половодье.
- Переходим ко второй части нашего плана - живой природе.
- Почему говорят, что весной просыпается все живое?
- Когда на проталинах впервые зазеленела травка?
- На каких деревьях сперва распустились цветы, а потом появились листочки?
- Когда деревья и кустарники оденутся в листву?
- Весне радуется все живое на земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая. Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного тепла и света. Корни растений высасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные в стволах питательные вещества. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами. Значит, еще одно заметное изменение в природе весной - на кустах и деревьях появляются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают первые раннецветущие травы.
-
Первичное закрепление во внешней речи.
Цели этапа урока:
-
дидактические: формировать умение составлять сравнительную характеристику по знаковому плану;
-
психологическая: первичное формирование умений в условиях использования нового умения
- А теперь давайте проговорим отличие зимы от весны, пользуясь составленным знаковым планом . Это и будет доказательством наступления весны. (Рассказ 2-3 учащихся)
- Используя полученные знания, мы выполним задание учебника на странице 10.
- Что нужно сделать? Прочитайте молча и расскажите.
-
Самостоятельная работа учащихся ( с фронтальной проверкой)
Цели этапа урока:
-
дидактические: проверить способность применить на практике усвоенные учащимися знания по теме данного урока ;
-
психологические: обобщить изученное ранее для решения конкретной задачи.
-
Физминутка - 1 мин.
-
Включение в систему знаний и повторение
Цели этапа урока:
-
дидактические: включить использование нового знания в выполнение творческого задания, учить применять знания при составлении рассказа;
-
психологические: организовать работу в группах.
1.Работа в группах
- Теперь выполним задание в учебнике на странице 12. Нужно с одной из пословиц составить небольшой рассказ или сказку. Пример выполнения такого задания - в учебнике. Молча прочитайте его.
- Сейчас разделитесь на группы и каждая группа выбирает себе пословицу, по которой она будет работать.
Проверка выполнения задания группами.
-
Творческое задание
- Попробуйте представить себя в виде предмета живой или неживой природы… весной! Что вы чувствуете? (Деревце, куст, легкое облачко, заяц, мишка, река)
- Расскажите о своих ощущениях по плану.(Раздаточный материал. Приложение 1)
Далее следуют рассказы детей.
-
Рефлексия деятельности
Цели этапа урока: 1) дидактические: фиксирование соответствия поставленных целей и результатов урока; ознакомление уч-ся с заданиями для домашней работы;
2)психологические: дать самооценку деятельности каждого ученика.
-Что мы хотели доказать на нашем уроке?
- Смогли мы это сделать?
- Что нам помогло доказать, что действительно мы видим следы весны?
- Мы достигли цели?
- Почему именно эта цель возникла?
- Оцените свою работу на уроке, прикрепив листочки и цветы к нашему дереву: цветочек - работал отлично, зеленый листик - хорошо, синий - что-то не получилось.
- Домашнее задание: дома прочитаете стихотворение на странице 13 и нарисуете какие образы, картины и картинки возникли у вас при чтении этого стихотворения.
- Спасибо за урок.
П р и л о ж е н и е 1
План рассказа "Если бы я был…"
-
Про что ты мечтаешь?
-
Что видишь вокруг?
-
С кем дружишь?
-
Кого любишь?
-
Кого боишься?
-
Кто тебе помогает?
-
Что ты чувствуешь?