Статья Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры.


Абдульмянова Фирюзя Кяримовна воспитатель

ГБОУ СОШ № 10, СПДС «Алёнушка»

Майданкина Инна Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ школа-интернат № 2 С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое огонь, ожоги или пожар через свой короткий жиз-ненный опыт. Кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому - что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности. Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике. Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить. Очень часто в рабочие моменты педагоги слышат от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части можно было бы с этим согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию, овладению готовой и неизменной информации, или которую можно выполнить по заданному алгоритму. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное - чтение графиков, чертежей, карт-схем, географических карт, составления алгоритмов вычислительных действий. Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме. Многие педагоги не согласны с таким массовым утверждением, что мышление и логика нужны детям с математическим складом ума для успешного овладения математическими знаниями. В жизни столько примеров, когда успешные в школе учащиеся, в дальнейшем не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.) Проанализировав систему развития мышления у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры ( логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы). Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты диагностических обследований детей перед поступлением в школу; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является фундаментом интеллектуального развития ребенка; - систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме; - положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства; - способствует развития воображения; - развивает внимание;

- предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познаватель-
ной деятельности;
- способствует усвоению сенсорных эталонов;
- помогает формированию навыков учебной деятельности;
- обогащает словарный запас ребенка; - формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти. Поэтому можно выделить следующие задачи в данной работы: -учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ; -учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;

- знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия; -развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства; -развивать логическое мышление, внимание, память и воображение; -расширять кругозор детей; -обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их особенности и способы применение в жизни; - формировать познавательную, творческую активность и любознательность. Хотелось бы поделиться опытом работы по использованию сенсомоторных дидактических игр для обучения и развития ребёнка. Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы), карты - схемы, опорные картинки.

«Волшебные ниточки»

Цели:

*развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;

*воспитывать внимание, усидчивость.

* развитие связной речи ребёнка Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры. Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку. *************

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!

Статья Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры.

«Необычные крышечки»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.

Статья Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры.

«Интересные картинки» Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение. Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоятельно его повторить на плоскости, используя разноцветные крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Н-р, составить описательный рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д

Статья Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры. Статья Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры.


«Чудо сказки»

Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, воображение. Руководство: в игре участвуют от 2 - до 5 игроков; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; после чего педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра; используя элементы ТРИЗ педагог может предложить составить загадку о своём объекте.

Статья Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста через сенсорно - дидактические игры. Таким образом, сенсорно дидактические игры: - являются фундаментом интеллектуального развития ребенка; - систематизируют полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром; -развивают наблюдательность; -готовят к дальнейшей социализации и адаптации в социуме; -положительно влияют на развитие эстетическое вкуса и чувства; - способствуют развитию воображения; - развивают внимание;

- предоставляют возможность овладеть новыми способами познавательной деятель-
ности (осуществляются межпредметные связи одного объекта);
- способствуют усвоению сенсорных эталонов;
- помогают формированию навыков учебной деятельности;
- обогащают словарный запас ребенка; - формируют элементы зрительной, слуховой, моторной, тактильной, образной и других видов памяти. Список литературы. 1.Л.А.Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.,1988. 2. Л.А.Венгер., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. М., Просвещение, 1988. 3.Марецкая Н.И. Предметно- пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. // Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. С - Пб. «Детство - пресс». 2006. 4.Полякова М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада. // Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. С - Пб. «Детство - пресс». 2006. 5.Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н. Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. М., 1981. 396 с. 6.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. 7.Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. М., Академия, 2003. 8. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения./ -Ростов н/Д: Феникс, 2005. 9. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. - 2002. - №3. - С.62 - 65. 10.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателеййй дет. сада. - М., 1989 11. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. -М., 1984- 176с.

© 2010-2022