Художественно-эстетическое воспитание на уроках литературного чтения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

А.С. Подважук,

МБОУ « Гимназия №3 г. Белгорода» Я с интересом отношусь к урокам литературного чтения, работая по учебникам Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» (система Н.В. Виноградовой). Если внимательно рассмотреть программный материал, то главная задача учителя - дать жизнь слову, помочь приобщить ребёнка к художественной литературе как искусству слова. Цель: создавать условия для решения вопросов эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Способствовать пониманию каждого произведения как искусства, открытию «тайны» неизведанного. Открытие тайн заключается в пробуждении интереса школьника к содержанию произведения, к глубокому восприятию прочитанного. Он как бы входит в увиденный мир, вживается в само произведение, открывается авторский замысел. Только тогда решится главная проблема уроков чтения - формирование грамотного, эстетически развитого читателя, только тогда можно надеяться на глубокое нравственно-эстетическое воздействие художественного произведения на личность. Приёмы, которые использую в этой работе, разнообразны (комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения) и, используя любой из них, я опираюсь, прежде всего, на эмоциональную сферу ребёнка. Очень важно подготовиться к художественному исполнению произведения, чтобы знакомство с ним стало для детей чем-то близким, личным, понятным. Чтение произведения направлено на пробуждение у учеников чувства радости, красоты художественного слова, развитие у них образного мышления и связано с пониманием художественного произведения как единства формы и содержания, восприятием его образной конкретности и художественного обобщения. Художественное исполнение учителем на уроке требует особой эмоциональной подготовки: расставить логические ударения и паузы, наметить повышение и понижение голоса, выделить те слова, которые помогут понять ученикам художественное слово. Я читаю, дети слушают. Но могут ли они услышать его? Тридцать учеников слушают учителя, к которому привыкли, видят его мимику, следят за жестами, ловят движение губ, глаз. Но дети слышат порой разное. Кажется, что дети одинаковы, но это не так. После того, как учитель произнёс тему и цель урока, все дети сели удобно, они свободны, их поза показывает, что им хорошо, они готовы к восприятию текста. Учитель читает первые строки, и глаза детей оживают. Ребёнок вслушивается, вживается в образ героя и этот образ его захватывает. Но вот чтение произведения окончено. Учитель делает паузу. В классе царит атмосфера «вживания». Вслушивание в произведение - этот внутренний процесс. И не каждый ребёнок может выразить свои собственные мысли и чувства. Но каждый из них, осмысливает прочитанное, опираясь на свой личный опыт, воспринимает услышанное как личное, как часть самого себя. Ребёнка захватывает содержание. Он начинает «погружаться» в произведение, ему это нравится, он находит выход фантазии. Происходит всплеск чувств при соприкосновении с прекрасным. При проверке восприятия прочитанного дети говорят о своих чувствах, о том, как они услышали автора, какое настроение вызвало у них прочитанное, - Меня тронул этот рассказ, потому что автор сердечно и просто говорит о берёзке. Мне хочется перечитать рассказ ещё раз. - Слушая рассказ, я почувствовала одиночество берёзки. Дети читают полюбившиеся отрывки. Мысли, высказанные вслух, все правильные, потому что каждый пережил и представил что-то своё при восприятии произведения. Ученики продолжают рассуждать. - Но ведь листья осыпались с берёзки потому, что так должно было произойти по законам природы. У автора мы даже читаем о том , что говорит лесничий. Он доказывает это как бы для нас с точки зрения науки. И на этом этапе урока переходим на выборочное чтение. «Это закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на землю листья, они погибали бы от многих вещей». И вот мы перешли к рассуждениям о природе. Про это дети слышали много раз, но они ожидали именно чуда, которое должно было наступить. Березка околдовала их, хотелось бы любоваться её красотой и поверить в её силу, которая сохранила бы листья зелёными зимой. И теперь перед нами начинает раскрываться образ берёзки. - Берёзка как живая и на ней появились жёлтые пряди… - Вся она повеселела в доме, и даже листья у неё уже шумели. - Листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. - А мне жаль, что мальчик берёзку выкопал. Ведь в лесу так здорово, красиво. Автор пишет: «Горели зелёным пурпуром клёны, порозовел бересклет… Берёзы - двухлетки растут как трава, проходу от них нет никакого». И эта берёзка была бы в лесу такой же красавице. - Автор хотел через образ берёзки показать нам всю красоту природы. Как глубоко автор понимает природу и любуется ею. Перед изучением произведений о природе необходима экскурсия в лес или прогулка в ближайший парк. Чувство восхищения красотой природы невозможно развить без непосредственного с ней соприкосновения. «Чистая и смелая снежинка», ажуром которой можно любоваться всего несколько мгновений, но запечатлеть в памяти навсегда; берёзовая ветка или «пушистые сосен вершины» - каждая деталь природной картины, предстоящей перед взором детей на экскурсии, может стать предметом пристального внимания, вызвать чувство прекрасно, любовь к природе, желание охранять и приумножать её. Учитель может сказать детям на экскурсии, что красота опушенных инеем веток или бело-розовых цветков яблони очень недолговечна, но её можно запечатлеть на фотографии. Можно привлечь родителей к составлению фотоальбомов по временам года. Но обязательно после экскурсии необходимо дать учащимся домашнее задание. Это - сочинить рассказ или сказку, подобрать загадки о птицах, растениях или животных, о которых шла речь на экскурсии, нарисовать рисунок, составить кроссворд. Всё, что принесут учащиеся на следующий урок, обязательно должно обсуждаться: « Что же удивило тебя в природной картине? Что ты почувствовал? Прочитай свои эмоции». При изучении пейзажной лирики параллельное использование произведений живописи и музыки благотворно сказывается на воспитании любви к прекрасному и доставляет эстетическое наслаждение. Но если музыкальное произведение можно прослушать и до первичного чтения стихотворения, то показ картины, фотографий, рисунков следует проводить только после прочтения стихотворения и его анализа, тогда зрительный образ дополнит словесный. Это должен быть сопоставительный анализ: чем отличается живописный образ от поэтического? Учитель закрепит эти отличия: в картине запечатлен образ, который передаёт определённое настроение и вызывает определённое чувство, а в стихотворении есть динамика, развитие чувства и настроения. Одним из эффективных приёмов художественно-эстетического воспитания при работе над произведениями о природе - словесное рисование. Важно, чтобы, создавая словесную картину, ученик не просто «включал» свою зрительную память, а «видел» авторский текст, рисовал в своём воображении картины, адекватные поэтическим описаниям. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» выстроено на контрасте природных зарисовок, поэтому предметом обсуждения на уроке должен стать вопрос: почему в стихотворении изображены две картины природы? Обращаю внимание детей на краткое и стремительное начало стихотворения («Мороз и солнце; день чудесный!»), в котором выражается бодрое настроение автора, вызванного блистанием зимнего морозного утра за окном. Предлагаю учащимся устно нарисовать пейзаж, который относится или которым можно заменить подтвердить эти строки. Какой цвет красок будет преобладать? (Высказывания детей). Во второй строфе, посвящённой описанию зимней вьюги, создаётся совершенно другое настроение: печальное, тревожное. Какие картины рисует наше воображение? « Мутное», серое небо затянутое быстро двигающимися тучами («мгла носилась»), сквозь которые почти не видно луны ( «бледное пятно»), и вьюга «злится». Это олицетворение помогает представить зимнюю бурю. Вьюга ведёт себя как живое злобное существо, картина наполняется звуком: ветер завывает, его порывы со свистом взвихривают снег. Вверху изображается мгла, внизу беснуется вьюга. А какое настроение в этот вечер? (Мрачное и тоскливое). А в третьей строке зимний день прекрасен и можно радоваться сегодняшнему прекрасному дню. На солнце огромных снежных просторов и высоких голубых небес виднеется чернеющий вдали лес и сверкающий лёд на реке. В четвёртой строке описывается уютная обстановка комнаты, наполненная янтарным светом утреннего солнца. И на заключительном этапе работы можно представить вниманию детей произведения изобразительного искусства: картину А. К. Саврасова «Зимний пейзаж», С.А.Жуковского «Иней». Предлагаю детям рассмотреть картины и ответить на вопрос: «Какая картина соответствует описанию природы и настроения нашего стихотворения?» На картине А.К. Саврасова «Зимний пейзаж» изображён мрачный зимний вечер, очень похожий на тот, что описывает А.С.Пушкин: низкие тёмные тучи словно нависли над домами, вот-вот пойдёт снег и засыплет дорогу, ведущую к деревне. Картина С.А.Жуковского «Иней» (1928) вызывает другое настроение: зимнее утро изображено яркими красками, насыщенность голубым цветом (голубые небеса и голубой снег), розовые и красные отблески солнца на деревьях, даже ель, зеленеющая сквозь иней, - всё созвучно пушкинским строчкам о чудесном зимнем утре. Почему же мы рассматриваем две картины - ведь стихотворение у нас одно? Художник может запечатлеть состояние природы в какой-тот определённый момент времени ( один нарисовал вечер, другой - утро), а поэт может показать несколько состояний природы, в стихотворении можно проследить, как меняется настроение, как развивается чувство, и этим поэтическое произведение отличается от живописного. В конце урока учащимся можно задать вопрос, возвращающий к названию: «Какое же настроение хотел передать автор, назвав стихотворение «Зимнее утро»?» Ответ: «Чудесное зимнее утро вызывает у автора восторг, восхищение, ликование, несмотря на то, что вечер был печальным и тоскливым; нужно радоваться новому дню, красоте природы, уметь быть счастливым». Иногда поэтический текст подсказывает необходимость привлечения музыкального произведения для сопоставительного анализа. Так при изучении стихотворения С.А.Есенина «Пороша» необходимо обратить внимание не только на зрительные образы, но и на звуки, используемые поэтом. В ходе словарной работы предлагаю подумать над различиями слов, составляющих синонимический ряд: буран, вьюга, метель, позёмка, снегопад, пороша - подведёт к пониманию того, что в названии стихотворения используется слово, обозначающее такое погодное явление, когда снег падает плавно и спокойно, укрывает землю ровным ковром. После работы над содержанием стихотворения, предлагаю вообразить ситуацию, описанную в стихотворении: вероятно автор был в пути, ехал верхом на коне, только что выпал белый первый снег. Поэт любовался природой. Дорога была длинной, скучной, и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем. При изучении пейзажной лирики перед учителем стоит задача не только развивать у школьников чувство прекрасного, умение воспринимать красоту и видеть её изящность в природе, но и расширить их словарный запас за счёт образных средств, которые применяют поэты. Здесь необходимо использовать творческие задания. После изучения произведений о зиме предлагаю дополнить таблицу: Зима волшебница…(сказочница, морозная, суровая). Лес заколдованный… (загадочный, дремлющий, сказочный). Ветер... (баюкает, дует, поёт грустную песню). Метель кружится…(злится, воет, кружит). Можно предложить сочинить стихотворение о зиме, а как подсказку дать парную рифму: снежинки-пушинки, кружит-дружит, вены - сны, окном-серебром, зима-весна; нарисовать понравившейся эпизод, организовать выставку рисунков. Такие задания дети выполняют с большим удовольствием. И так из урока в урок создаю условия для целостного и глубокого эстетического восприятия пейзажной лирики, формирую устойчивое чувство любви к родной природе её нескончаемой красоте.





















© 2010-2022