Компетентностный подход в обучении младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Компетентностный подход в обучении младших школьников1. Компетенция (в переводе с лат.)- круг вопросов, в которых человек хорошо
    осведомлён, обладает познаниями и опытом.
    В свете модернизации российского образования под понятием «компетенция» надо понимать - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.
    Термины «компетенция» и «компетентность» часто используют как синонимы. Но это неграмотно.
«Компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек.
Компетентность - мера освоения компетенции.
  1. Основой массовой школы должен стать деятельностно - компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.
    Что такое компетентностный подход?

Компетентностный подход предполагает усвоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях прфессиональной, личной и общественной жизни.

Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых ситуациях.

Знание - это посох, который помогает идти дальше.

Компетентностный подход - это усиление прикладного, практического характера школьного образования.
Теоретические знания должны перестать быть мёртвым грузом. Компетентностный подход заключается не в увеличении объёма информированности учащихся, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации.

Когда формируются компетентности?

1 . Если обучение носит деятельностный характер.
Б.Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность»
Прежде чем перейти к обучению нужно задать компетенции в деятельностной форме.

Например: ( коммуникативные компетенции) уметь взаимодействовать с окружающими людьми, иметь навыки работы в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе и т.д.

Коммуникативные компетенции - качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.

Чтобы услышать мнение каждого ребёнка с 1 класса ввожу знаковое обозначение «согласие», «несогласие». Неоднократно задаю вопросы: «С чем не согласны?»

Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении

Поддерживаю все высказывания, обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ товарищей.

Т.е. педагог формируя данный вид компетентности, задаёт своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организует взаимодействие учащихся друг с другом.

2. Компетентностный подход предполагает ориентацию учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

Для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского характера.

3 . Компетентности формируются, если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.

О создании атмосферы заинтересованности было сказано в докладе Светланы Владимировны.

  1. Применяются такие технологии, как рефлексия, исследовательский, проблемный методы, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение.
    Явление рефлексии состоит в том, что субъект познания сам для себя становится объектом познания.

Условием успешного формирования самостоятельности учащихся является совместная выработка правил, алгоритмов, определений, инициирование детского поиска по решению задач. В совместной деятельности формируются рефлексивные и коммуникативные умения.

Развивающее обучение способствует тому, что ребёнок заинтересован в самоизменении и способен к нему.

Способом фиксирования индивидуальных достижений школьника является ведение портфолио ученика.

У меня в классе портфолио классический:
*Портрет

*Коллектор
*Рабочие материалы
*Достижения
В основе структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
-овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной активности

-воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умение организовывать и оценивать учебную деятельность.

  1. Усиление практической направленности школьного образования.

(через деловые, имитационные игры, творческие встречи, круглые столы)

5 . Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.

Ещё Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить»

А для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью, т.е. быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим человеком. Он должен постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, быть культурным и привлекательным.





Компетентностный подход в обучении младших школьников

© 2010-2022