Мастер класс РК на уроках математики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Мастер - класс на тему «Использование регионального компонента на уроках математики в начальной школе» Видза оланныд! Здравствуйте! Как вы думаете, почему я начала мастер класс с этих слов? Скажите, существует ли у вас проблемы, связанные с реализацией РК на уроках и внеурочной деятельности? (мало методической и художественной литературы)




Проблему мы обозначили, теперь надо наметить пути её решения. Я решила рассмотреть в одном направлении, и сейчас попрошу вас сформулировать тему мастер-класса. Разгадайте ребус и попробуйте связать его со словами с которыми я начала мастер-класс.
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачёв В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент. НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по истории и литературному чтению, по географии, животному миру и растительному миру, фольклору. Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России. ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к личностным результатам освоения ООП НОО. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: 1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов 4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире


Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): Одна из всех - любящий свой народ, свой край и свою Родину; Региональный компонент в программе нашей школы структуирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней - по учебным предметам. Региональный компонент по учебному предмету включает: цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете; обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования; требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету - установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта начального образования. Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности; обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности; развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона; применение знаний, умений в повседневной жизни. Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала. Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования: введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет "Коми язык"; органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков. углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана. На данный момент в начальной школе МОУ «СОШ» пгт Кожва ведется курс «Краеведение». Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что было представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала на городском семинаре «Региональный аспект в начальной школе». Педагогами нашей школы разработано пособие для учителей начальной школы, реализующих ФГОС, где раскрыта примерная тематика уроков по русскому языку с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы I ступени. Хороший материал для введения РК в уроки русского языка и литературы, окружающего мира и др. содержит пособия по курсу «Краеведение» (2, 3, 4 год обучения) разработанными сыктывкарскими учителями. Кроме этого, мы пользуемся хрестоматиями по литературному чтению для начальных классов, разработанными сыктывкарскими методистами КрироИПК. Большим подспорьем по внедрению РК является пособие «Литературное чтение в начальной школе. Национально-региональный компонент» Составители: Котречко И.В. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК, Земцова З.С. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК. В ней можно найти планирование уроков чтения в начальной школе (по старой программе), а также примерные тесты и проверочные работы проверки знаний почти по всем разделам учебников 1, 2, 3, 4 классов. В нашей школе краеведческий материал в основном реализуется через:

Уроки с региональным содержанием (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, музыка, физическая культура.)







Таблица охвата краеведческим материалом содержания учебных предметов

Предметы

Краеведческий материал

Растения РК

Животные РК

Люди РК

Культура, обычаи и традиции коми

Быт народа коми

Математика

+

+

+

+


Русский язык

+

+

+

+

+

Литературное чтение

+

+

+



Коми язык

+

+

+

+

+

Окружающий мир

+

+


+

+

Изобразительное искусство

+

+

+

+

+

Технология

+

+

+

+

+

Физическая культура



+

+


Музыка



+

+



Как видно из таблицы краеведческим материалом можно охватить любой предмет, даже математику. В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика - менее удачный предмет для применения РК. Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:
  • В виде информационной беседы (занимающей 1 - 2 минуты на уроке).
  • Задачи для устного счета.
  • Текстовые задачи.
  • Проекты («Числа вокруг нас», «Математические задания» )
  • Интегрированные уроки с окружающим миром.
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг. Примеры задач.

Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить:
1) интерес к обучению математике;
2) качество их математических знаний и умений, а также способствует усилению практической направленности школьного курса математики. Список использованной литературы:

1. Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Рабочие тетради по краеведению. Творческий клуб учителей начальных классов «Поиск» - Сыктывкар, 2007 2. Жеребцов И., Столповский П. Рассказы для детей об истории Коми края. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 2005 3. Детям о культуре народа коми. - Сыктывкар, 1994 4. История Сыктывкара. - Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1980 5. Попова М. Сказки народов коми и народная педагогика. Дыхание Пармы. Книга об искусстве и литературе народа коми, - Сыктывкар, 1991 6. Рочев Ю.Г. Коми легенды и предсказания. - Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1984





5


© 2010-2022