Доклад на тему Нетрадиционные уроки чтения в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н

Доклад на тему Нетрадиционные уроки чтения в начальных классах

Термин «инновации» распространился в речевой среде 90г. в связи с появлением большого количества новых программ, учебников, пособий,

методик, рекомендаций по изменению курсов и предметов.

Латинское «in» означает «внутри», «novatio» - «обновление», «изменение», англ.innovation - нововведение.

Инновации как педагогические технологии внутри обновленного учебно-

воспитательного процесса привлекает сегодня внимание всех, кто заботится о будущем подрастающего поколения. Надо искать новые подходы к решению традиционных задач начального образования для

того, чтобы (приносить проф.) способствовать развитию и успешному

обучению младших школьников, чтобы чувствовать профессиональное

удовлетворение.

Я хочу рассказать о нетрадиционных уроках чтения, которые я провожу

на уроках читательской самостоятельности. В своей работе использую

региональную, авторскую программу по чтению «Детская литература в

начальных классах» (издана ТОИПКРО в 1993 и 1995г.г.), которая разработана с опорой на теорию формирования читательской самостоя-

тельности профессора Н.Н.Светловской и органически развивает законо-

мерности становления читателя - младшего школьника.

Работая по новой программе, имею свободу в выборе произведения для

урока. Больше стало возможности реализовать свою личность в препода- вании, нет жесткой регламентации в ходе урока. Нравится нацеленность

на конечный результат.

Конечным результатом уроков детской литературы является читательская самостоятельность учащихся. По новой программе вместо прежнего

классного чтения проходят уроки чтения детской литературы, а бывшие

уроки внеклассного чтения называются уроками читательской самостоя-

тельности (ч/с). Но не в смене названий дело. Эти два типа урока разли-

чаются целевыми установками и комплексом задач, а также степенью самостоятельности учащихся в работе.

На уроке чтения детской литературы ведущей является обучающая цель, велика руководящая роль учителя в организации читательской деятель-

ности, а на втором типе уроков, в соответствии с названием, многие виды работ учащиеся выполняют самостоятельно: составляют рассказы о книгах, которые рассматривали, готовятся к восприятию нового произведения, ставят цель чтения, задают вопросы по тексту, подвергаются тестированию и учатся самостоятельно делать обобщения по прочитанному.

Хочу поподробнее рассказать об особенностях уроков ч/с.

На прежнее внеклассное чтение эти уроки похожи тем, что учебным ма-

териалом на них служат детские книги и журналы. Но новое в их использовании то, что выбирает книгу для чтения учитель или учитель и

ученики в результате коллективного обсуждения темы урока.

Что читать в начальной школе? Надо сохранять в детском чтении все

то, что соответствует специфике детского восприятия, что способствует нравственному и патриотическому воспитанию, расширению умственного

кругозора детей.

Формируя круг чтения первоклассников надо выбирать в основном такие

типы книг, как картинки, игрушки, малышки, раскраски, театр, т.к. они более всего доступны начинающим читать самостоятельно. В круг чтения

обязательно входят малые жанры фольклора: песенки, потешки, игровые

стихи, загадки, сказки о животных и детях, пословицы и приметы. Из до-

полнительных хрестоматий используются книги для первоклассников

О.В.Джежелей «Светлячок», « Подскажи словечко».

Для чтения в первом классе выбираются только любимые темы. К ним относятся «О начале школьной жизни»:

А.Барто - «Мама или я?» , « По дороге в класс.» ; С.Михалков - «Чистописание»; В.Берестов - «По дороге в школу»; В.Голявкин - «Как

я боялся?»; Л.Толстой - «Филиппок»; А.Пантелеев - «Буква ты»;

В.Осеева - «Синие листья» и «Три товарища», прочитывается целый сборник стихов для первоклассников петербургского поэта М.Яснова

«Праздник Букваря».

К любимым относится тема «Чудеса и волшебство»; читаются сказки

«Снегурочка», «Два Мороза»; загадки о природе; рассказ Н.Носова -

«Живая шляпа», В.Осеевой - «Волшебное слово», В.Бианки - «Медведь-

музыкант»; литературные сказки «Городок в табакерке» - В.Одоевского,

«Дудочка и кувшинчик» - В.Катаева, «Сказка о глупом мышонке» и как ее

продолжение «Сказка об умном мышонке» С.Маршака; сказки К.Чуковского и Н.Носова.

С удовольствием читают на тему: «Игры, занятия, труд детей, семья»,

рассказы Н.Артюховой, В.Осеевой, В.Драгунского, Н.Носова, Е.Пермяка,

стихи А.Барто, Е.Благининой, Н.Матвеевой, Д.Хармса. Они осваивают

традиционные темы «О друзьях - животных и картины природы»:

И.Соколов - Микитов - «Под частой елочкой», И.Токмакова - «Деревья»,

И.Суриков - «Белый снег пушистый», С.Михалков - «Мой щенок»,

Е.Чарушин - «Страшный рассказ».


Урок читательской самостоятельности в первом классе

строится так:

В первом полугодии - это 25-минутное занятие от урока обучения грамоте, которое называется «Встреча с книгой». Букварь убирается в портфель, и на чистой парте появляется новая тонкая детская книжка. Если нет книги для каждого ученика, то, к сожалению, бывает одна на двоих. Второй вариант работы: используется и одна книга, с которой работает учитель. Такова особенность этого периода обучения.

За 25 минут занятия проводится вводная беседа (3 - 5 минут), чтение

Произведения учителем (5 - 7 минут), проверка восприятия (5 минут),

коллективное учебное рассматривание новой книги (5 - 6 минут),

рекомендации по самостоятельной работе с книгами (2 -3 минуты).

Цель этих занятий обучать первоклассников элементам самостоятель-

ности.

Второе полугодие - предполагает полный урок в 40 - 45 минут.

Цель: организовать «чтение» картинок, как развитие умения предполагать

содержание, как развитие устной речи, развивать умение извлекать содержание книги из оформления.

1. Раздача книг - коллективок. Рассматривание обложки. Поиски трех

ориентиров содержания. Ориентир первый - иллюстрация. Ориентир

второй - заглавие. Ориентир третий - фамилия автора. Выставляется

на доске карточка с фамилией автора. Слышали раньше ее? Что пишет?

Прочитайте полное имя автора. О чем писал этот автор? Что нового

прочтем у него сегодня? Дополнительные ориентиры. Что еще узнали

о книге? (Для дошкольников, серия «Для маленьких») Может не будем

знакомиться с книгой, раз она для маленьких?(Раньше читали взрослые

для детей, а теперь можно самим прочесть).

2. «Чтение» книги по картинкам.

Учитель: рассмотрев обложку, вы уже начали догадываться о содержа-

нии книги, даже не открыв ее. Теперь будем листать, но читать содер-

жание пока будем по картинкам.

3. Обобщение.

Учитель: Кому понравился наш рассказ? Чем? Кто нарисовал картинки

в книге? Найдите слово, говорящее, что мы читали.

4. Самостоятельное чтение детьми.

Перепроверка, сочиненного учащимися, произведения. Обнаруженные

расхождения обсуждаются: почему так подумали мы? Как придумал

автор?

5.Тестирование по книге.

Ответы на вопросы в одно слово.

6. Обобщение.

Полные развернутые ответы.

- С какой новой книгой познакомились и как? Какова главная мысль?

Чему произведение может научить людей?

7. Задания на дом: рекомендация - найти дома в книге для чтения

произведение на такую же тему, самостоятельно ее прочесть и

подготовиться рассказывать в классе.

Круг чтения учащихся второго класса значительно расширяется и строится на принципах учета тематического и жанрового многообразия

детской литературы. Программой определены примерно 15 тем совре-

менного детского чтения и столько же жанров, которые в течение года

и составляют разнообразие понедельного чтения.

В одну неделю проходит тематическое чтение об осени, при этом читают

стихи, очерки, сказки и рассказы, а на обобщающем уроке еще и загадки

и приметы. В другую неделю - внимание уделяется какому - либо жанру:

например, проходит сказочная неделя, в третью - поэтическая.

Затем вновь организуется тематическое чтение и т.д.

Такое планирование по принципу однородного материала для чтения

способствует формированию у учащихся литературных представлений

без специального изучения теории предмета. Учащиеся различают стихи

и прозу, народные и литературные (авторские) сказки, правильно называют жанры.

Разнообразие источников чтения дают и уроки фольклора. Особое отношение надо формировать к стихам, которые требуют чуткости в

восприятии языка, проводятся поэтические уроки, минутки, конкурсы.

В первом классе больше внимания уделяли разным типам детских книг, их рассматриванию; во втором - углубляется работа над произведением,

текстом. Теперь книга, как объект читательской деятельности, рассматри-

вается 2ми с называнием служб: обложка, иллюстрация, титульный лист,

аннотация, предисловие, содержание (оглавление). Эти термины в течение

первого полугодия второго класса фиксируются на словарных карточках,

а запоминаются постепенно, по мере того, как дети еженедельно учатся

составлять рассказ о новой книге по результатам ее самостоятельного

рассмотрения.

Урок читательской самостоятельности во втором классе

бывает раз в неделю, имеет закономерную структуру из трех этапов:

- работа с книгой;

- работа с произведением;

- обобщающая беседа.

Многие приемы читательской деятельности, которые ранее проходили

под наблюдением и только при помощи учителя, переходят в разряд умений. Например, дети готовятся к восприятию текста и обязательно

предвосхищают содержание, настраивают себя на чтение. Помогают

в этом размышления над заголовком, описание иллюстраций второклас-

сники ведут самоанализ текста, учатся ставить вопросы в некоторой системе: О чем это произведение? Кто герои? Что с ними произошло?

Какими словами автор выразил главное? Сколько в произведении частей?

и т.д. Дети не знают теории литературы, но практически они осваивают

систему произведения, которую составляют всегда константные компонен-

ты: тема, проблема, сюжет, образы, жанр, композиция, язык, идейный смысл - то есть их восемь, а учитель следит в ходе урока за целостностью

анализа: если дети не поставили вопрос по какому - то компоненту произ-

ведения, то он дополняет беседу своими вопросами и стремится раскрыть

перед детьми самые яркие достоинства содержания и формы художест-

венного или научно - познавательного произведения.

Второклассники любят самостоятельно читать по памятке «3 п», которую

использовали в первом классе и которая помогает им понимать себя, как

читателей. С 3х букв «п» начинаются слова, характеризующие основные

процессы полноценного восприятия произведения: представляй, пережи-

вай, понимай то, что читаешь. Учащиеся раскрывают особенности своего

воображения, памяти, чувствования, мышления. Учитель отмечает точные,

яркие и оригинальные ответы, рассуждает наравне с учащимися, корректно

выражая свои оценки и суждения, по - дружески поддерживая любой

ответ. Только так и можно прийти к эстетическому восприятию произведе-

ния, которое отличает личностный подход.

Урок читательской самостоятельности во втором классе:

1. Работа с выставкой книг.

Почему эти книги собрались на выставке? Эти книги на уроках не читали.

Вывод о приключенческом характере книг. Приключения - необычные

события, часто фантастические.

2. Самостоятельное рассмотрение книги

с целью ее охарактеризовать. Выслушиваются выступления детей. (В ру-

ках книга - сборник, в ней короткие рассказы, их написал автор. Книга

состоит из? (частей). Из аннотации узнаем…? )

3. Упражнение: анализ оглавления.

Прочитайте с титульного листа содержание книги. Что рассказали вам

заголовки?

4. Работа с предисловиями.

Найдите предисловие. Зачем оно в книге? (читает ученик). Что узнали?

Каким представили..? Как говорил о себе? Что? - Предлагаю проверить

эту мысль чтением его рассказов.

5. Самостоятельное чтение произведений учащихся с предварительным

рассматриванием рисунков. Дети работают в паре, друг другу расска-

зывая содержание иллюстраций и обсуждая заголовок. Вдвоем выбира-

ют, какой рассказ читать, читают в парах, поочередно.

6. Контрольные вопросы.

Что понравилось? Чем запоминаются?

7. Коллективное чтение.

Что смешного?

8. Обобщение.

Прочитайте слова на доске, какое относится к нашему герою. Учитель

обобщает жанр.

9. Перспективное домашнее задание на неделю: прочитать сколько

захочется, и подготовить пересказ хотя бы одного.

Круг чтения учащихся в третьем классе формируется так, чтобы познакомить детей с классическими произведениями отечественной

и зарубежной литературы, о детях и для детей по принципам углубления

проблематики чтения и по монографическому. Эти подходы готовят 3-ов

к изучению литературы в среднем звене школы.

Урок читательской самостоятельности в третьем классе

является показателем обученности детей по чтению. Он демонстрирует

наличие сформированных читательских умений, навыков, знание несколь-

ких десятков книг, эмоционально - эстетическое восприятие текстов, а

также достаточный уровень общего и литературного развития учащихся.

В идеале каждый выпускник начальной школы, все 40 минут урока чита-

тельской самостоятельности, может работать с книгой самостоятельно.

Проверка читателей к концу второго полугодия третьего класса:


  1. Самостоятельное рассмотрение книги учащимися.

Обычно на это уходит 5 - 6 минут, которые включают чтение - рассматривание вводных листов книги и постраничный обзор содержания.

2. Выступление учащихся с характеристикой книги.

- Это научно - познавательная книга с рассказами. В ней нет цветных

картинок, есть рисунки и фотографии. На них изображены? По оглавле-

нию можно установить - ? В книге - ? (частей), в оглавлении они отделе-

ны - ? Из аннотации мы узнали - ? - Мы обратили внимание - ? Книга

большая -? Чего в ней много - ?- Что узнали об авторе - ?

3. Самостоятельная постановка чтения.

- За урок эту книгу не успеть прочесть. Но из отдельных рассказов можем

больше узнать об авторе и о том, куда он ездил, где жил и т. д.

4. Выборочное дифференцированное чтение отдельных глав книги по

индивидуальному плану учащихся.

Ответы на вопрос учителя: Что ты выбрал читать?

5. Самоанализ прочитанного.

Учащиеся рассказывают друг другу о прочитанном. Они дополняют друг

друга, обсуждают факты. В моменты диспута опять вступает учитель, как

равноправный, но более квалифицированный читатель.

6. Обобщение.

Учащиеся подводят итоги работы, отмечают, что понравилось на уроке,

чем понравилась книга, что в ней особенного и что будут читать дома.

7. Самостоятельный выбор материала для домашнего чтения, запись перспективного задания по чтению в дневники.

После таких уроков у учащихся можно наблюдать читательскую самостоятельность. Это личностное свойство, качество читателя, который знает, что делать с книгой, оставшись с ней один на один. Он работает без помощи учителя или при минимальной его поддержке в необходимых случаях (и не потому вмешивается учитель, что ученик чего-то не умел, а потому, что мал жизненный опыт детей и из-за этого можно что-то неправильно понять), без посредников соблюдает все необходимые три этапа в работе с книгой: знает, что делать до чтения, в процессе чтения и после прочтения. Он реализует полученные на уроках чтения детской литературы умения, разумно делает выбор, понимает цель общения с данной книгой,осознанно читает.

Читательская самостоятельность, сформированная в начальных классах-

надежный фундамент, который поможет ученику получать дальнейшее

образование.



© 2010-2022