Здоровье ученика на современном уроке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровье ученика на современном уроке Учитель проводит с учениками большую часть времени в школе, поэтому и его влияние на их здоровье самое значительное, не менее 50%. При оценке здоровьесберегающего характера образовательного процесса, основное внимание обращается на работу учителя на уроке. Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. На уроках и во внеурочной работе я стараюсь решать 3 группы задач, связанные с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание, во-первых, на учащихся; во-вторых, на условиях проведения занятий. Перед уроком оцениваю и в дальнейшем удерживаю свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли температура в классе? Для всех этих оценок не требуется приборов - вполне хватит органолептических возможностей. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. Начинаю каждый урок с психологической настройки класса. Это стало своеобразным ритуалом, позволяющим школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию с учителем, к его требованиям, стилю урока, а так же к особенностям предмета. Так при проведении организационного момента провожу тренинг «Здравствуйте!». Цель тренинга: формирование бережного и ответственного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. Участники тренинга по очереди произносят слово «здравствуйте», обращаясь к соседу с той интонацией, с которой хочет передать своё настроение другим. Далее задаю вопрос: «В чем смысл слова «здравствуйте»?» Ответ: суть в том, что люди передают друг другу пожелание здоровья. При переходе от одного этапа урока к другому так же желательно проводить настройку класса с учетом предстоящей деятельности, что позволяет успешнее предотвращать или ликвидировать негативные социально-психологические ситуации на уроке. Главный объект внимания - конечно, ученики. При реализация традиционной технологии проведения урока внимание фиксирую в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий. Я придерживаюсь принципов здоровьесберегающей педагогики, для меня важно психофизиологическое состояние школьников и все, что, так или иначе связано с влиянием на их здоровье. Первичная экспересс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

  • Возбуждены (после урока физкультуры)
  • Утомлены, выглядят уставшими
  • Взволнованы, тревожны
  • Настороженны, напряжены
  • Сосредоточены, деловиты
  • Дурашливы, расторможены, расслаблены.
И хотя нередко встречается сочетание того или иного варианта, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю достаточно взглянуть на нескольких школьников - своеобразных индикаторов состояния всего класса. Объектом пристального наблюдения учителя на всем протяжении урока должны быть дети группы риска. Именно им должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых - прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке. Очень важную роль играет поза ученика на уроке. Если хотите, что бы ваши ученики меньше уставали на уроке и лучше усваивали материал, то неукоснительно следите за посадкой учащихся. Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходиться повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, учитель может просто подойти к нему, не прерывая объяснения, и ласковым движением руки исправить позу. Иногда достаточно выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, то можно попросить весь класс выполнить несколько физкульупражнений для корректировки осанки. ПРИМЕР: Встать прямо, свести лопатки так, как будто вы удерживаете карандаш между ними. Зафиксируйте такую позу на 2-5 секунд. Расслабьте плечи. Повторите данное упражнение 3 раза. Очевидным для любого учителя условием успешного обучения является дисциплина на уроке. Ее поддержание так же связано с решением здоровьесберегающих задач. Психологическое влияние на учащихся в немалой степени определяется правильным выбором учителем способа передачи своего состояния и своих ожиданий. Выговоры, претензии, ирония и сарказм, приказы и запреты затрудняют общение учителя и учеников, не дают понять, какие же чувства человек на самом деле испытывает. Это приводит к психологическому дискомфорту. Поэтому учителю лучше пользоваться другими приемами: «Мне грустно», « Я огорчена», « У меня такое чувство, будто я тебя обидела», « Я готова тебя обнять и расцеловать», « Мне стало легко и хорошо» и другие. Из огромного арсенала педагогических приемов и методов грамотный учитель, творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые именно в его руках проявят себя как эффективные и корректные, в том числе и по влиянию на здоровье. Вместо требований к ученикам «усвоить, запомнить, выполнить….», лучше организовать работу, что бы ученики сами захотели сделать то, что было намечено учителем. А это гораздо сложнее, чем «рассказать», «дать задание», «поставить вопросы», «отругать за невыполнение». С каждого урока ученики должны уходить с ощущением, что они научились чему-то для них новому. Современные школьники - поколение «дергунчиков». Им сложно усидеть на месте, сконцентрировать и удерживать внимание. Они привыкли к зрительному и слуховому мельканию, у них клиповое мышление. В той или иной мере это проявление синдрома СВДГ, хотя и не всегда клинически выраженного. Современная действительность усиливает проявление этих тенденций, существенно затрудняя и школьникам и наставникам процесс обучения. Как одно из решений этой проблемы является разбиение урока на отрезки от 7 до 10 минут - на время, в течение которого школьники могут удерживать внимание. Вторым из решений - это обучение учащихся 1-4 классов с использованием метода доктора В. Базарного. На протяжении трех лет в нашей школе педагоги начального звена внедряют технологию «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» В. Базарного. В каждом классе начальной школы используются «конторки доктора Базарного» - специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный физиолого-эргономический режим учащегося в условиях сохранения телесной вертикали, позволяющие в течение урока ученику менять положение «сидя-стоя». Большое внимание в школе уделяется коррекции зрительных нагрузок детей. Все кабинеты школы оборудованы офтальмотренажерами. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Такие занятия способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаимоотношениях, а также продолжительности и качеству сна. (На занятиях, сопровождающихся интенсивными зрительными и умственными нагрузками, физкультминуток должно быть не менее 2-х за урок (т.е. через каждые 15 минут)). В последнее время учителя школы включают в свой арсенал электронные физкультминутки для глаз. На уроках математики учителя активно включают здоровьесберегающий компонент в содержание урока, интегрируют межпредметное взаимодействие, широко используют игровые технологии, исследовательские методы работы, направленные на эффективное усвоение материала и формирование осознанного отношения к необходимости ведения здорового образа жизни. Самый больной вопрос для учителя правильное завершение урока:
  • Рационально распределив время на уроке, учитель не увеличивает темп к концу занятия;
  • Учитель оставляет время для ответа на актуальные вопросы и объяснение домашнего задания.
  • В конце урока учитель отслеживает эмоционально-психологическое состояние учащихся.
  • Звонок - как гонг на ринге. После звонка школьники свободны.
Если соблюдать все эти нехитрые правила проведения урока, то можно помочь школьнику не растерять свое здоровье в стенах школы.

Литература 1. Катаева Л. Л. Дидактические игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1991. 2. Докторский Я. Р. Аутогенная тренировка. - Ставрополь, 1988. 3. Игры для детей // Первое сентября. -*2006. - № 23. 4. Первое сентября. - 2006. - № 17. 5. Методическая мозаика. -2007. - № 1. 6. Барсукова, М. Здоровый образ жизни - в образовательный процесс [Текст] / М. Барсукова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 83-84. 7. Безруких, М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников [Текст] / М.М. Безруких // Классный руководитель. - 2007. - № 5. - С. 5-18. 8. Вострикова, О.В. Здоровьесбережение как базовая составляющая процесса гуманизация начального образования [Текст] / О.В. Вострикова // Завуч начальной школы. - 2006. - № 6. - С. 54-57. 9. Гаркуша, Н. Методика работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников [Текст] / Н. Гаркуша // Воспитательная работа в школе. - 2006. - № 5. - С. 93-112. 10. Гаркуша, Н. Роль классного руководителя в воспитании культуры здоровья школьников [Текст] / Н. Гаркуша // Сельская школа. - 2006. - № 6. - С. 40-53. 11. Джураева, А. "Береги здоровье смолоду" [Текст] / А. Джураева // Первое сентября: здоровье детей. - 2006. - № 22. - С. 24-28. 12. Ермакова, И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе [Текст] / И.Н. Ермаков // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 23-26. 13. Зайцева, В. Физкультура. Зачем она нужна школьникам? [Текст] / В. Зайцева // Первое сентября: здоровье детей. - 2007. - № 1. - С. 12-15; № 2. - С. 12-14. 14. Килева, Т. Сколько часов в школьных сутках? [Текст] / Т. Килева // Первое сентября: Здоровье детей. - 2006. - № 17. - С. 18-19.


© 2010-2022