- Преподавателю
- Начальные классы
- Здоровье ученика на современном уроке
Здоровье ученика на современном уроке
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Добротина Е.С. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Здоровье ученика на современном уроке Учитель проводит с учениками большую часть времени в школе, поэтому и его влияние на их здоровье самое значительное, не менее 50%. При оценке здоровьесберегающего характера образовательного процесса, основное внимание обращается на работу учителя на уроке. Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. На уроках и во внеурочной работе я стараюсь решать 3 группы задач, связанные с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание, во-первых, на учащихся; во-вторых, на условиях проведения занятий. Перед уроком оцениваю и в дальнейшем удерживаю свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли температура в классе? Для всех этих оценок не требуется приборов - вполне хватит органолептических возможностей. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. Начинаю каждый урок с психологической настройки класса. Это стало своеобразным ритуалом, позволяющим школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию с учителем, к его требованиям, стилю урока, а так же к особенностям предмета. Так при проведении организационного момента провожу тренинг «Здравствуйте!». Цель тренинга: формирование бережного и ответственного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. Участники тренинга по очереди произносят слово «здравствуйте», обращаясь к соседу с той интонацией, с которой хочет передать своё настроение другим. Далее задаю вопрос: «В чем смысл слова «здравствуйте»?» Ответ: суть в том, что люди передают друг другу пожелание здоровья. При переходе от одного этапа урока к другому так же желательно проводить настройку класса с учетом предстоящей деятельности, что позволяет успешнее предотвращать или ликвидировать негативные социально-психологические ситуации на уроке. Главный объект внимания - конечно, ученики. При реализация традиционной технологии проведения урока внимание фиксирую в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий. Я придерживаюсь принципов здоровьесберегающей педагогики, для меня важно психофизиологическое состояние школьников и все, что, так или иначе связано с влиянием на их здоровье. Первичная экспересс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:
- Возбуждены (после урока физкультуры)
- Утомлены, выглядят уставшими
- Взволнованы, тревожны
- Настороженны, напряжены
- Сосредоточены, деловиты
- Дурашливы, расторможены, расслаблены.
- Рационально распределив время на уроке, учитель не увеличивает темп к концу занятия;
- Учитель оставляет время для ответа на актуальные вопросы и объяснение домашнего задания.
- В конце урока учитель отслеживает эмоционально-психологическое состояние учащихся.
- Звонок - как гонг на ринге. После звонка школьники свободны.
Литература 1. Катаева Л. Л. Дидактические игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1991. 2. Докторский Я. Р. Аутогенная тренировка. - Ставрополь, 1988. 3. Игры для детей // Первое сентября. -*2006. - № 23. 4. Первое сентября. - 2006. - № 17. 5. Методическая мозаика. -2007. - № 1. 6. Барсукова, М. Здоровый образ жизни - в образовательный процесс [Текст] / М. Барсукова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 83-84. 7. Безруких, М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников [Текст] / М.М. Безруких // Классный руководитель. - 2007. - № 5. - С. 5-18. 8. Вострикова, О.В. Здоровьесбережение как базовая составляющая процесса гуманизация начального образования [Текст] / О.В. Вострикова // Завуч начальной школы. - 2006. - № 6. - С. 54-57. 9. Гаркуша, Н. Методика работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников [Текст] / Н. Гаркуша // Воспитательная работа в школе. - 2006. - № 5. - С. 93-112. 10. Гаркуша, Н. Роль классного руководителя в воспитании культуры здоровья школьников [Текст] / Н. Гаркуша // Сельская школа. - 2006. - № 6. - С. 40-53. 11. Джураева, А. "Береги здоровье смолоду" [Текст] / А. Джураева // Первое сентября: здоровье детей. - 2006. - № 22. - С. 24-28. 12. Ермакова, И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе [Текст] / И.Н. Ермаков // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 23-26. 13. Зайцева, В. Физкультура. Зачем она нужна школьникам? [Текст] / В. Зайцева // Первое сентября: здоровье детей. - 2007. - № 1. - С. 12-15; № 2. - С. 12-14. 14. Килева, Т. Сколько часов в школьных сутках? [Текст] / Т. Килева // Первое сентября: Здоровье детей. - 2006. - № 17. - С. 18-19.