Урок КАША ИЗ ТОПОРА 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор : Ильченко Ю.В.

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №49

«КАША ИЗ ТОПОРА»

Цель: ознакомить учащихся с новым видом сказок - бытовыми.

Задачи:

  1. формировать у учащихся навыки выразительного чтения.

  2. развивать мышление, память, внимание учащихся;

Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Го­лованова М.Б ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

II. Постановка цели урока

  • Давай вспомним, какие виды русских народных сказок вы знаете?

  • О чем рассказывается в бытовых сказках?

  • Сегодня мы с вами прочитаем бытовую сказку «Каша из топора». Давайте про­читаем сказку и узнаем, почему она имеет такое название.

III. Изучение нового материала Прежде чем читать сказку, обратите внимание на слова, которые встретятся в ней. Эти слова сейчас мы не употребляем в речи. Они использовались в давние времена. Такие слова называют ар­хаизмами (слова записаны на доске):

Служивый - солдат.

Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба - деревянный крестьянский дом.

Вдоволь - достаточно.

Варево - горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан - помещение в доме, кладовка.

Сдобрить - прибавить что-нибудь к еде для вкуса.

Котёл - большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли - если бы.

Этакую - такую.

Сметки - смекалка.

Сказку читают хорошо читающие ученики. У. А теперь попробуем с вами выяснить, какие характеры у героев этой сказки .. Попытаемся свое мнение обосновать текстом.

Старуха. "У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой". Здесь, в речи - прямая оценка старухи - она скупая, жадная, и это не нравится рассказчику. "Прикинулась", - она еще и притворщица. "Вот уж не думала, что из топора этакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха". Старуха удивляется, что из топора можно кашу сварить, - это видно из ее слов. Через ее слова повествователь показывает, что она глупая. Солдат. "Ну, нет так нет, - солдат говорит". Через слова героя рассказчик показывает, что солдат не унывает. "Тут он приметил под лавкой топор без топорища. Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить". Из слов солдата видно, что он находчивый. Из его действий, когда он кашу варит, и слов ("жаль, что вот соли нет...", "коли сюда бы да горсточку крупы...", "как бы сюда да чуточку масла...", видно , что солдат хитрый. И рассказчику это нравится, он в своей речи оценивает действия солдата словом "приметил". Солдат хитрый и умный - вон что придумал! А потом ест "да посмеи­вается". Он перехитрил старуху. У. Сравним наших героев. Мы выяснили, что и старуха и солдат хитрят. Но почему хитрит старуха?

Д. От жадности.

У. А почему хитрит солдат?

Д. Ему есть хочется.

У. Итак, в нашей сказке сталкиваются две хитрости. Сначала старуха хитрит, а затем она как бы глупеет у нас на глазах и солдату удается, перехитрить. Почему же поглупела хитрая старуха? Да еще так поглупела, что дала себя провести?

Д….

Привести детей к выводу, что старуха поглупела от жадности: желание сварить кашу без продуктов застилает для нее то, что солдат у нее в конце концов выпрашивает все необходимые продукты для настоящей каши.

У. И мы видели, что описывая двух хитрецов, рассказчик явно симпатизирует солдату. Это мы выяснили и из слов-оценок рассказчика (ста­руха "поскупилась", "прикинулась", солдат "приметил"), и из слов и действий самих героев (как солдат хитро выманил у старухи продукты, а та все продукты носила и глядела, как он кашу варит, "оторваться не могла"). Почему же симпатии рассказчика на стороне солдата, а не старухи?

Д. Солдат устал, он есть хочет, а старуха жадная.

У. Рассказчик осуждает жадность. Это качество в людях ему не нравится . И главный для нас вопрос: а как же оценивает героев автор, русский народ? Согласен ли он со своим рассказ­чиком?

Д…

У. Народное творчество отражает мнение народа, его взгляды на мир, на человека. Испокон веку народ осуждал жадность, видимо, и неизвест­ный автор выразил в своей сказке мнение народное, потому-то она и живет до сих пор. Вот и нам нравится находчивый солдат и не нравится жадная старуха.

IV. Подведение итогов урока

  • Как вы понимаете смысл предложения «А солдат ест да посмеивается»?

V. Домашнее задание

- Ответьте на вопросы и выполните задания к сказке в учебнике.

© 2010-2022