- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока окружающего мира. Тема Полезные ископаемые (3 класс)
Разработка урока окружающего мира. Тема Полезные ископаемые (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Давудова И.Л. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по курсу "Окружающий мир"
Тема: "Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации.
3-й класс
Давудова И.Л. учитель начальных классов
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
Ход урока
-
Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
-
Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь на печатной основе с. _________
III. Сообщение темы и целей урока. - Отгадайте загадки:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
7.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
8.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
10.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» Слайд 1
Цели урока сформулируем по опорным словам. Слайд 2
IV. Работа по теме урока.
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые. Слайд 3
Рассматривая свойства, места и способ добычи, а также использование полезных ископаемых, вы будете заполнять таблицу. Слайд 4
Полезные ископаемые.
Название
Свойства
Места добычи
Способ добычи
Использование
железная руда
нефть
гранит
каменный уголь
известняк
глина
Железная руда. Слайд 5-9
1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое.
2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный.
3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
Слайд 10-12
Нефть (греч. ναφθα - вспыхивать, воспламеняться) - горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
* Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось «черного золота»- нефти?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля - ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он - практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам - авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам - дизельное топливо, кораблям - мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски - значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они - продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии - вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей - все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть - это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир - это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Физминутка.
Гранит Слайд 13-15
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Находятся в толще земной коры. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Каменный уголь Слайд 16 -17
Это осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
* Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Уголь используется также к качестве поделочного камня.
Известняк Слайд 18-20
Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
Глина Слайд 21-24
Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Техническая керамика - большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой глины. Производство цемента. Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Лечебные глины и грязи широко используются в медицине.
V. Материал для закрепления.
Проверь себя. Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26 № 2,3,5.
VI. Итог урока
- Без чего не возможна хозяйственная деятельность человека?
- Достигли ли вы поставленных целей на уроке? Слайд 25
- Какой продукт учебной деятельности получили в результате работы на уроке?( таблица)
VII. Рефлексия Слайд 26-27
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
VIII. Домашнее задание: стр. 48-52 читать
Полезные ископаемые.
Название
Свойства
Места добычи
Способ добычи
Использование
железная руда
нефть
гранит
каменный уголь
известняк
глина