Разработка урока окружающего мира. Тема Полезные ископаемые (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по курсу "Окружающий мир"

Тема: "Полезные ископаемые", с использованием мультимедийной презентации.

3-й класс

Давудова И.Л. учитель начальных классов

Цели:

1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

  1. Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь на печатной основе с. _________

III. Сообщение темы и целей урока. - Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» Слайд 1

Цели урока сформулируем по опорным словам. Слайд 2

IV. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые. Слайд 3

Рассматривая свойства, места и способ добычи, а также использование полезных ископаемых, вы будете заполнять таблицу. Слайд 4

Полезные ископаемые.

Название

Свойства

Места добычи

Способ добычи

Использование

железная руда

нефть

гранит

каменный уголь

известняк

глина

Железная руда. Слайд 5-9

1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое.

2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный.

3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Слайд 10-12

Нефть (греч. ναφθα - вспыхивать, воспламеняться) - горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

* Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось «черного золота»- нефти?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля - ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он - практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам - авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам - дизельное топливо, кораблям - мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски - значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они - продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии - вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей - все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть - это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир - это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Физминутка.

Гранит Слайд 13-15

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Находятся в толще земной коры. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Каменный уголь Слайд 16 -17

Это осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

* Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Уголь используется также к качестве поделочного камня.

Известняк Слайд 18-20

Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Глина Слайд 21-24

Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика - большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой глины. Производство цемента. Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Лечебные глины и грязи широко используются в медицине.

V. Материал для закрепления.

Проверь себя. Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26 № 2,3,5.

VI. Итог урока

- Без чего не возможна хозяйственная деятельность человека?

- Достигли ли вы поставленных целей на уроке? Слайд 25

- Какой продукт учебной деятельности получили в результате работы на уроке?( таблица)

VII. Рефлексия Слайд 26-27

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

VIII. Домашнее задание: стр. 48-52 читать

Полезные ископаемые.

Название

Свойства

Места добычи

Способ добычи

Использование

железная руда


нефть


гранит


каменный уголь


известняк


глина



© 2010-2022