Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»


1. Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь­ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2013. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2013. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2013. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс, Школьный дом, 2013. - 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: - проверочных работ - 13 - контрольных работ - 5 - самостоятельных работ - 8 - экскурсий - 2 - итоговая комплексная работа - 1 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечиваю­щих возможность продолжения образования в основной школе; вос­питание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сфе­рах личностного развития - эмоциональной, познавательной, само­регуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу пред­метов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математи­ки, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ зна­ний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспита­ния играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и соци­альных наук. Цель курса окружающего мира в начальной шко­ле - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, напри­мер, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распростра­нения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образо­вание, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержа­ния, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоцио­нального, оценочного отношения к этому миру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оце­ночного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упо­рядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в про­цессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситу­ации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выпол­нить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того матери­ала, который ученики могут и должны усвоить. Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рам­ках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно рас­ширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.


2. Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

Проверочные работы

Вид контроля

Введение

4

- практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии;

1

Земля и Солнце

16

- определение времени по Солнцу;

- определение сторон горизонта по компасу;

Практическая работа с глобусом

- опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов;

- прочитать текст и дописать недостающие фразы;

- опыт, показывающий закон всемирного тяготения;

- раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени;

- по рисунку определить время суток;

- практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды;

-деление слов на группы;

-нахождение правила среди предложений;

-составление режима дня;

-составление рассказа по рисункам;

-практическая работа с теллурием;

-найди и подчеркни правильный ответ;

-реши кроссворд;

-раскрашивание рисунка;

-сделай подписи под рисунком;

- определение температуры с помощью термометра;

-закончить схем аттическое изображение глобуса;

- составь прогноз погоды на завтра;

-заполни таблицу;

Проверочная работа № 1

Проверочная работа № 2

Контрольная работа № 1

Проверочная работа № 3

Проверочная работа № 4

Контрольная работа № 2

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

2

Глобус и карта

8

-соедини линией предметы с их изображением на столе;

-составь план своего стола;

-практическая работа с картой;

-реши кроссворд;

- соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария;

- сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте;

-раскрась схематическую контурную карту;

-вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту;

Проверочная работа № 5

Проверочная работа № 6

Проверочная работа № 7


Проверочная работа № 8

Контрольная работа № 3

Тематический

Тематический

Тематический


3

Формы земной поверхности

7

- подпиши рисунки;

-раскрась схематическую контурную карту;

-выбери и подчеркни правильный ответ;

- вставь в текст нужные слова;

-подпиши времена года;

-вырежи детали из картона и склей макет местности;

-покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира;

-раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе;

- рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное);

- опыт, показывающий испарение воды;

-реши кроссворд;

- выбери слова, необходимые для рассказа;

-впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий;

-подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах;

-допиши фразы в текст;

На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам;

-покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания;

-с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки;

-выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены;

-раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов;

-обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей - черной, раскрась рисунок;

-распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов;

Тематический

Тематический

4

Земля - наш общий дом

11

-подпиши местообитания растений и животных;

-разгадай зашифрованные слова;

-вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке;

-покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме;

-обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку;

-реши кроссворд;

-вставь в текст пропущенные слова;

-вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком;

- по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат;

-покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме;

-нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4

-определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству;

-подпиши, что общего у деревьев каждого ряда;

-прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки;

-выбери и обведи особенности климата лесной зоны;

-соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу;

- составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны;

-сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются;

-восстанови пищевые цепи в степной экосистеме;

-найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных;

- найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название;

-выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах;

-рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный;

-покажи стрелками, где живут эти звери и птицы;

-нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение;

-нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы;

- правильно придумай и расставь значки на рисунке;

Проверочная работа № 9

Проверочная работа № 10

Тематический

Тематический

5

Части света

10

-определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности;

-подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы;

-подчеркни, где удобнее распихивать поля;

-напиши, где что выращивают;

-размести на плане новые объекты;

-составь рассказ о своей стране;

-раскрась рисунок;

- нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек;

- проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания;

-используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны;

- работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы;

-игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой - турист;

-найди родину этих автомобилей на политической карте;

-с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири;

-заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова;

-раскрась предметы;

-проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка;

-заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана;

-реши кроссворд;

-используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены?

-соедини высказывания с изображениями ребят;

-напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта;

-обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают;

-нарисуй план зоопарки с загонами для животных;

- используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают;

-выполни задание, пользуясь физической картой Африки;

-обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде;

-дополни рассказ, вставив нужные слова;

-пройди лабиринт, допиши предложения о при родных условиях в районе реки амазонки;

-выполни задания и впиши ответы в рамки;

Проверочная работа № 11

Проверочная работа № 12

Проверочная работа № 13

Контрольная работа № 4

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический


-обведи обитателей Австралии;

-напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии;

- сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ;

-подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима;

- раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают;

-определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России;

-найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России;

-напиши рассказ о природе своей местности;

-раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности;

- раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности;

-напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны;

-помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации;

-напиши правила поведения на пляже;

7

Наша маленькая планета Земля

3

-раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно;

-сформулируй правила бережного отношения к природе;

-проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет;

-заполни таблицу;

-соедини явления стрелками от причины к следствию;

-сделай опыт;

-реши кроссворд;

-нанеси на карту географические названия России;

Повторение пройденного материала

4

Контрольная работа №5

Итоговая комплексная работа

итоговый

итоговый

Часы по усмотрению учителя

5

Итого

68


3. Содержание программы

«Наша планета Земля» (68 ч) Авторы: Вахрушев АА" Раутиан А.С. Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая приро­да. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ. Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.) Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, круго­светные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.) Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.) Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.) Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.) Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.) Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их располо­жение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с тер­мометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хоро­шей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточ­ные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образо­вались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.) Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омываю­щие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.) Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной). Земля - наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организ­мы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кор­мильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества рас­тениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.) Природные зоны - территории суши со сходными природными усло­виями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитате­ли. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий лет­ний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и раститель­ный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.) Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.) Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и рас­тительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. (Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.) Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных услови­ях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия. Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских ска­зок из европейских стран. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина. (Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промыш­ленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легко­го дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кром­ки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.) Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богат­ство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современ­ного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала -4 ч. Часы по усмотрению учителя -5 ч.
4. Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать: - элементарные сведения о трех состояниях веществ; - что Земля имеет форму шара; - что горизонт - воображаемая линия; - основные стороны света; - элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды); - закон всемирного тяготения; - связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца; - как вести себя при грозе; - основные этапы круговорота воды в природе; - элементарные сведения о погоде; - что глобус - модель Земли; - условные обозначения глобуса и карты; - части света, материки, океаны; - характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов; - основные природные зоны; - географические закономерности размещения хозяйства людей; - политическую карту, крупнейшие страны и города; - части света и их основные особенности; - о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь: - использовать законы и правила для осмысления своего опыта; -пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; -различать утро, день, вечер. Ночь; - различать времена года по основным признакам; - уметь пользоваться календарем и часами; -показывать линию горизонта; -определять стороны горизонта при помощи компаса; - описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой; - определять температуру с помощью термометра; - владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений); - показывать на карте части света, материки и океаны; - умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны; - показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света; - распознавать ландшафты основных природных зон; - перечислять порядок их расположения на планете; - находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны; - находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города; - беречь богатства природы в повседневной жизни; - уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуа­циях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценно­стей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловече­ских нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех про­стые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение опреде­лять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универ­сальных учебных действий. Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике спе­циально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Средством формирования этих действий служит технология про­блемного диалога на этапе изучения нового материала. - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энцикло­педиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »). - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в уст­ной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служат технология проблем­ного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продук­тивного чтения. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполни­теля, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых груп­пах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уро­ков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир: - объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; - объяснять влияние притяжения Земли; - связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли; - наблюдать за погодой и описывать её; - уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; - пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; - называть основные природные зоны и их особенности. 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: - оценивать правильность поведения людей в природе; - уважительно относиться к другим народам, живущим на земле
5. Критерии оценивания по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки: Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование;
  • неточности при нахождении объектов на карте.


Контроль уровня обученности обучающихся


Раздел

Тема

Вид контроля

Формы контроля

Приложение

1

Введение




2

Земля и Солнце

Тематический

Тематический

Итоговый

Тематический

Тематический

Итоговый

Проверочная работа № 1

Проверочная работа № 2

Контрольная работа № 1

Проверочная работа № 3

Проверочная работа № 4

Контрольная работа № 2

Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10

3

4

Глобус и карта

Формы земной поверхности

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Итоговый

Проверочная работа № 5

Проверочная работа № 6

Проверочная работа № 7

Проверочная работа № 8

Контрольная работа № 3

Проверочные и контрольные работы Стр.11-38

5

Земля наш общий дом

Тематический

Тематический

Проверочная работа № 9

Проверочная работа № 10

Проверочные и контрольные работы Стр.39-42

6

7

Части света

Наша маленькая планета Земля

Тематический

Тематический

Тематический

Итоговый

Проверочная работа № 11

Проверочная работа № 12

Проверочная работа № 13

Контрольная работа № 4

Проверочные и контрольные работы

Стр.43-48

8

Повторение пройденного материала

Итоговый

Итоговый

Контрольная работа №5

Итоговая комплексная работа

Проверочные и контрольные работы

Дидактический материал

9

Часы по усмотрению учителя



6. Перечень литературы и средств обучения
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по дан­ной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс». Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и посо­биями: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся: - видеомагнитофон, телевизор; - компьютер, мультимедийный проектор В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Интернет - ресурсы: school2100.ru school-collection.edu.ru window.edu.ru edu.ru
  1. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для второго класса

п/п

Тема, тип и форма урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Дата проведения урока

метапредметные

предметные

форма

вид

Раздел 1. Введение (4 ч.) Земля и солнце (16часов)

1

Как мы будем учиться

Познакомить с тем , как ученики будут учиться



текущий

Устный опрос

2

Общие слова- понятия

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы)

формирование монологической речи учащихся

- элементарные сведения о трех состояниях веществ;

- что Земля имеет форму шара, что горизонт - воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии

(космос, небесные те-ла, планеты, звезды);

- закон всемирного тяготения;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

текущий

Устный опрос

3

Из чего состоят все предметы

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества

умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства.

Текущий

индивидуальный

Устный опрос Самостоятельная работа

4

Из чего состоят все предметы.

Проверочная работа

текущий

Проверочная работа №1

5

Природные часы. Календарь и компас.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта

проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения.

текущий

Устный опрос практическая работа с компасом

6

Природные часы. Календарь и компас.

Урок закрепления. Урок-практикум.

7

Земля имеет форму шара

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Линии горизонта, глобус - модель Земли

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Текущий

индивидуальный

№ 3, 4, 5 с.15

Устный опрос

8

Глобус - модель земли

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Земля - планета Солнечной системы; глобус

задавать и отвечать на прямые вопросы,

Текущий

фронтальный

Самостоятельная работа № 2

9

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

Текущий

Проверочная работа №2

10

Контрольная работа

Урок контроля

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

Тематический

Контрольная работа №1

11

Земля в космосе

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Представление о звездах; затмение

Объяснение причины движения планет вокруг Солнца

умение составлять устный рассказ.

- различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам;

- пользоваться календарем и часами;

- показывать линию горизонта;

- определять стороны горизонта по компасу;

- описывать погоду, определять температуру с помощью термометра.

текущий

Упр.5, кроссворд, тест

12

Притяжение земли

Урок закрепления. Урок-диалог.

13

Смена дня и ночи

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

проводить наблюдения, опыты.

Текущий

индивидуальный

Самостоятельная работа № 3

14

Смена дня и ночи

Проверочная работа

Урок контроля

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

умения составлять устный рассказ по наблюдениям.

Текущий

фронтальный

Проверочная работа №3

15

Смена времён года

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности времен года

владеть монологической и диалогической речью.

Текущий

индивид

Устный опрос

16

Смена времён года

Урок закрепления. Урок-диалог.

Солнце - источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

умения составлять устный рассказ по наблюдениям.

Текущий

индивидуальный

Самостоятельная работа № 4

17

Где на Земле теплее.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода

как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия

устанавливать причинно-следственные

связи.

- закон всемирного тяготения и его проявления;

последовательность событий в течение суток;

Текущий

фронтальный

Кроссворд с.44

18

Погода и климат.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Текущий

фронтальный

Задания № 6, 7, с.49

30.10

19

Погода и климат.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

2чет

20

Обобщение по разделу. Проверочная работа

Урок контроля.

-понятия воображаемая ось, земная ось;

-значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси.

Тематический

Проверочная работа №4

21

Контрольная работа

Урок контроля

Контрольная работа №2

Раздел 2. Что изображают на глобусе и на карте Глобус и карта. Формы земной поверхности (15часов) + 1 час (резерв)

22

План и карта

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Элементарные приемы чтения карты.

умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

- что глобус - модель Земли;

- условные обозначения на карте и глобусе;

- части света, материки и океаны;

- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов.

Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны.

Текущий

Устный опрос, практическая работа «План класса»

23

План и карта

Урок закрепления. Урок-практикум.

24

Глобус и карта.

Урок повторения. Урок-диалог.

Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте)

Текущий

Самостоятельная работа № 5

25

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №5

26

Что изображают на карте.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов

Текущий

Самостоятельная работа № 6

27

Что изображают на карте.

Урок развития умений и навыков. урок-путешествие.

Текущий

Чтение маршрутной карты

28

Материки и океаны.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Материки, океаны (общее представление)

умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.

Текущий

кроссворд

29

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №6

30

Реки.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.

формирование монологической и диалогической речи учащихся.

Текущий

взаимоконтроль

31

Озера

Комбинированный урок. Урок-диалог.

Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные)

Текущий

кроссворд

32

Равнины.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте)

Текущий

взаимоконтроль

29.12.

33

Горы

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Текущий

Самостоятельная работа № 7

3чет.

34

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №7

35

Моря и острова.

Комбинированный урок. Урок-диалог

Особенности островов и полуостровов; нахождение

их на карте

Текущий

Самостоятельная работа № 8

36

Проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №8

37

Учимся решать жизненные задачи

Контрольная работа

Урок контроля

Текущий

Контрольная работа №3

Раздел 3. Земля - наш общий дом (11часов)

38

Экологические системы.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Иметь представление о законах экосистемы

умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства.

Знать понятие экосистемы.

Текущий

Фронтальный опрос

39

Экологические системы.

Урок-диалог.

Иметь представление о законах экосистемы

Знать понятие экосистемы.

Текущий

Фронтальный опрос

40

Природная зональность

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природные зоны России, растительный и животный мир

умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.

умения замечать изменения, происходящие с объектом.

умение работать в группах.

природных зон на поверхности земли.

- показывать по карте природные зоны;

-распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения;

- называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте;

- объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Текущий

Фронтальный опрос

41

Природные зоны холодного пояса

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности зон холодного пояса

Текущий

индивидуальный

42

Леса умеренного пояса

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности зоны лесов - тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса

Текущий

тест

43

Засушливые зоны умеренного пояса.

Урок введения новых знаний. Урок-путешествие.

Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны.

Текущий

Составление памятки

44

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

Текущий

тест

45

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

46

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

47

Горные экосистемы

Урок введения новых знаний. Урок-поиск.

Особенности климата, животного мира

Текущий

Фронтальный опрос

48

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №9

Раздел 4. Части света (10часов)

49

Люди, города и страны.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Человек-член общества.

формирование монологической и диалогической речи учащихся.

Иметь представление о человечестве.

Текущий

Беседа

50

Люди, города и страны.

Проверочная работа

Влияние деятельности человека на природу

показывать на карте крупнейшие страны и города

Текущий

Проверочная работа №10

51

Контрольная работа

Урок контроля

Контрольная работа №4

52

Путешествие тучки по Европе.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Москва - столица России. Города России (2-3), расположение их на карте. Родной край - моя родина. Родной го-род (село, регион), название, достопримечательности

умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями.

Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света

Текущий

Практическая работа с.13

53

Путешествие тучки по Европе.

Урок закрепления. Урок-путешествие.

54

Азия.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и

умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями

умение работать в группах.

Знать особенности географического расположения Азии.

Уметь показывать на карте Азию

Текущий

Работа с картой

55

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Комбинированный урок. Урок-диалог.

достопримечательности; работа с разными видами карт

Текущий

Работа с картой

56

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Комбинированный урок. Урок-диалог.

Природа и страны Африки; населяющие их народы

Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города

Текущий

Работа с картой

57

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Проверочная работа

Животный мир Африки.

умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.

.

Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света

Текущий

Проверочная работа №11

58

Россия - наша Родина.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность

составлять устный рассказ.

Знать русских путешественников.

Уметь использовать карту для получения новой информации

Текущий

Работа с картой

59

Россия - наша Родина.

Проверочная работа.

Урок контроля

Текущий

Проверочная работа №12

60

Экскурсия (формы земной поверхности)

Опасности, возникающие при общении с животными

умение выделять главные мысли текста.

Знать меры безопасности при общении с животными.

Текущий

Блиц-опрос

61

Экскурсия (формы земной поверхности)

62

Наша маленькая планета Земля.

Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия.

Расширение знаний о родной планете

нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего

мира.

Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни

Текущий

Устный опрос

63

Наша маленькая планета Земля.

Проверочная работа

Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи

Тематический

Проверочная работа №13

64

Урок повторения Земля и солнце

65

Урок повторения

Глобус и карта

66

Урок повторения

Части света

67

Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа

Урок контроля

Итоговый

Контрольная работа №5

68

Итоговая комплексная работа

Урок контроля

Итоговый

Комплексная работа



© 2010-2022