- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мокренко Е.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
1. Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2013. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2013. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2013. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс, Школьный дом, 2013. - 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: - проверочных работ - 13 - контрольных работ - 5 - самостоятельных работ - 8 - экскурсий - 2 - итоговая комплексная работа - 1 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить. Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рамках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
2. Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Практические работы
Контрольные работы
Проверочные работы
Вид контроля
Введение
4
- практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии;
1
Земля и Солнце
16
- определение времени по Солнцу;
- определение сторон горизонта по компасу;
Практическая работа с глобусом
- опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов;
- прочитать текст и дописать недостающие фразы;
- опыт, показывающий закон всемирного тяготения;
- раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени;
- по рисунку определить время суток;
- практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды;
-деление слов на группы;
-нахождение правила среди предложений;
-составление режима дня;
-составление рассказа по рисункам;
-практическая работа с теллурием;
-найди и подчеркни правильный ответ;
-реши кроссворд;
-раскрашивание рисунка;
-сделай подписи под рисунком;
- определение температуры с помощью термометра;
-закончить схем аттическое изображение глобуса;
- составь прогноз погоды на завтра;
-заполни таблицу;
Проверочная работа № 1
Проверочная работа № 2
Контрольная работа № 1
Проверочная работа № 3
Проверочная работа № 4
Контрольная работа № 2
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
2
Глобус и карта
8
-соедини линией предметы с их изображением на столе;
-составь план своего стола;
-практическая работа с картой;
-реши кроссворд;
- соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария;
- сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте;
-раскрась схематическую контурную карту;
-вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту;
Проверочная работа № 5
Проверочная работа № 6
Проверочная работа № 7
Проверочная работа № 8
Контрольная работа № 3
Тематический
Тематический
Тематический
3
Формы земной поверхности
7
- подпиши рисунки;
-раскрась схематическую контурную карту;
-выбери и подчеркни правильный ответ;
- вставь в текст нужные слова;
-подпиши времена года;
-вырежи детали из картона и склей макет местности;
-покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира;
-раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе;
- рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное);
- опыт, показывающий испарение воды;
-реши кроссворд;
- выбери слова, необходимые для рассказа;
-впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий;
-подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах;
-допиши фразы в текст;
На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам;
-покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания;
-с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки;
-выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены;
-раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов;
-обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей - черной, раскрась рисунок;
-распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов;
Тематический
Тематический
4
Земля - наш общий дом
11
-подпиши местообитания растений и животных;
-разгадай зашифрованные слова;
-вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке;
-покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме;
-обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку;
-реши кроссворд;
-вставь в текст пропущенные слова;
-вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком;
- по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат;
-покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме;
-нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4
-определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству;
-подпиши, что общего у деревьев каждого ряда;
-прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки;
-выбери и обведи особенности климата лесной зоны;
-соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу;
- составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны;
-сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются;
-восстанови пищевые цепи в степной экосистеме;
-найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных;
- найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название;
-выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах;
-рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный;
-покажи стрелками, где живут эти звери и птицы;
-нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение;
-нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы;
- правильно придумай и расставь значки на рисунке;
Проверочная работа № 9
Проверочная работа № 10
Тематический
Тематический
5
Части света
10
-определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности;
-подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы;
-подчеркни, где удобнее распихивать поля;
-напиши, где что выращивают;
-размести на плане новые объекты;
-составь рассказ о своей стране;
-раскрась рисунок;
- нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек;
- проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания;
-используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны;
- работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы;
-игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой - турист;
-найди родину этих автомобилей на политической карте;
-с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири;
-заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова;
-раскрась предметы;
-проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка;
-заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана;
-реши кроссворд;
-используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены?
-соедини высказывания с изображениями ребят;
-напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта;
-обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают;
-нарисуй план зоопарки с загонами для животных;
- используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают;
-выполни задание, пользуясь физической картой Африки;
-обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде;
-дополни рассказ, вставив нужные слова;
-пройди лабиринт, допиши предложения о при родных условиях в районе реки амазонки;
-выполни задания и впиши ответы в рамки;
Проверочная работа № 11
Проверочная работа № 12
Проверочная работа № 13
Контрольная работа № 4
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
-обведи обитателей Австралии;
-напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии;
- сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ;
-подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима;
- раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают;
-определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России;
-найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России;
-напиши рассказ о природе своей местности;
-раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности;
- раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности;
-напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны;
-помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации;
-напиши правила поведения на пляже;
7
Наша маленькая планета Земля
3
-раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно;
-сформулируй правила бережного отношения к природе;
-проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет;
-заполни таблицу;
-соедини явления стрелками от причины к следствию;
-сделай опыт;
-реши кроссворд;
-нанеси на карту географические названия России;
Повторение пройденного материала
4
Контрольная работа №5
Итоговая комплексная работа
итоговый
итоговый
Часы по усмотрению учителя
5
Итого
68
3. Содержание программы
«Наша планета Земля» (68 ч) Авторы: Вахрушев АА" Раутиан А.С. Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ. Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.) Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.) Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.) Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.) Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.) Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.) Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.) Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.) Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной). Земля - наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.) Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.) Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.) Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. (Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.) Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия. Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина. (Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.) Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала -4 ч. Часы по усмотрению учителя -5 ч.
4. Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать: - элементарные сведения о трех состояниях веществ; - что Земля имеет форму шара; - что горизонт - воображаемая линия; - основные стороны света; - элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды); - закон всемирного тяготения; - связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца; - как вести себя при грозе; - основные этапы круговорота воды в природе; - элементарные сведения о погоде; - что глобус - модель Земли; - условные обозначения глобуса и карты; - части света, материки, океаны; - характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов; - основные природные зоны; - географические закономерности размещения хозяйства людей; - политическую карту, крупнейшие страны и города; - части света и их основные особенности; - о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь: - использовать законы и правила для осмысления своего опыта; -пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; -различать утро, день, вечер. Ночь; - различать времена года по основным признакам; - уметь пользоваться календарем и часами; -показывать линию горизонта; -определять стороны горизонта при помощи компаса; - описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой; - определять температуру с помощью термометра; - владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений); - показывать на карте части света, материки и океаны; - умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны; - показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света; - распознавать ландшафты основных природных зон; - перечислять порядок их расположения на планете; - находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны; - находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города; - беречь богатства природы в повседневной жизни; - уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »). - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир: - объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; - объяснять влияние притяжения Земли; - связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли; - наблюдать за погодой и описывать её; - уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; - пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; - называть основные природные зоны и их особенности. 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: - оценивать правильность поведения людей в природе; - уважительно относиться к другим народам, живущим на земле
5. Критерии оценивания по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки: Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Контроль уровня обученности обучающихся
№
Раздел
Тема
Вид контроля
Формы контроля
Приложение
1
Введение
2
Земля и Солнце
Тематический
Тематический
Итоговый
Тематический
Тематический
Итоговый
Проверочная работа № 1
Проверочная работа № 2
Контрольная работа № 1
Проверочная работа № 3
Проверочная работа № 4
Контрольная работа № 2
Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10
3
4
Глобус и карта
Формы земной поверхности
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Итоговый
Проверочная работа № 5
Проверочная работа № 6
Проверочная работа № 7
Проверочная работа № 8
Контрольная работа № 3
Проверочные и контрольные работы Стр.11-38
5
Земля наш общий дом
Тематический
Тематический
Проверочная работа № 9
Проверочная работа № 10
Проверочные и контрольные работы Стр.39-42
6
7
Части света
Наша маленькая планета Земля
Тематический
Тематический
Тематический
Итоговый
Проверочная работа № 11
Проверочная работа № 12
Проверочная работа № 13
Контрольная работа № 4
Проверочные и контрольные работы
Стр.43-48
8
Повторение пройденного материала
Итоговый
Итоговый
Контрольная работа №5
Итоговая комплексная работа
Проверочные и контрольные работы
Дидактический материал
9
Часы по усмотрению учителя
6. Перечень литературы и средств обучения
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс». Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся: - видеомагнитофон, телевизор; - компьютер, мультимедийный проектор В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Интернет - ресурсы: school2100.ru school-collection.edu.ru window.edu.ru edu.ru
-
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для второго класса
№
п/п
Тема, тип и форма урока
Элемент содержания
Требования к уровню достижений
Контрольно-оценочная деятельность
Дата проведения урока
метапредметные
предметные
форма
вид
Раздел 1. Введение (4 ч.) Земля и солнце (16часов)
1
Как мы будем учиться
Познакомить с тем , как ученики будут учиться
текущий
Устный опрос
2
Общие слова- понятия
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы)
формирование монологической речи учащихся
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара, что горизонт - воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии
(космос, небесные те-ла, планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца.
Уметь использовать законы и правила для осмысления
текущий
Устный опрос
3
Из чего состоят все предметы
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества
умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства.
Текущий
индивидуальный
Устный опрос Самостоятельная работа
4
Из чего состоят все предметы.
Проверочная работа
текущий
Проверочная работа №1
5
Природные часы. Календарь и компас.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта
проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения.
текущий
Устный опрос практическая работа с компасом
6
Природные часы. Календарь и компас.
Урок закрепления. Урок-практикум.
7
Земля имеет форму шара
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Линии горизонта, глобус - модель Земли
умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.
Текущий
индивидуальный
№ 3, 4, 5 с.15
Устный опрос
8
Глобус - модель земли
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Земля - планета Солнечной системы; глобус
задавать и отвечать на прямые вопросы,
Текущий
фронтальный
Самостоятельная работа № 2
9
Повторение и проверочная работа
Урок контроля
умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.
Уметь использовать законы и правила для осмысления
Текущий
Проверочная работа №2
10
Контрольная работа
Урок контроля
умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.
Уметь использовать законы и правила для осмысления
Тематический
Контрольная работа №1
11
Земля в космосе
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Представление о звездах; затмение
Объяснение причины движения планет вокруг Солнца
умение составлять устный рассказ.
- различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам;
- пользоваться календарем и часами;
- показывать линию горизонта;
- определять стороны горизонта по компасу;
- описывать погоду, определять температуру с помощью термометра.
текущий
Упр.5, кроссворд, тест
12
Притяжение земли
Урок закрепления. Урок-диалог.
13
Смена дня и ночи
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Связь смены дня и ночи с вращением Земли
проводить наблюдения, опыты.
Текущий
индивидуальный
Самостоятельная работа № 3
14
Смена дня и ночи
Проверочная работа
Урок контроля
Связь смены дня и ночи с вращением Земли
умения составлять устный рассказ по наблюдениям.
Текущий
фронтальный
Проверочная работа №3
15
Смена времён года
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Особенности времен года
владеть монологической и диалогической речью.
Текущий
индивид
Устный опрос
16
Смена времён года
Урок закрепления. Урок-диалог.
Солнце - источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)
умения составлять устный рассказ по наблюдениям.
Текущий
индивидуальный
Самостоятельная работа № 4
17
Где на Земле теплее.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода
как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия
устанавливать причинно-следственные
связи.
- закон всемирного тяготения и его проявления;
последовательность событий в течение суток;
Текущий
фронтальный
Кроссворд с.44
18
Погода и климат.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Текущий
фронтальный
Задания № 6, 7, с.49
30.10
19
Погода и климат.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
2чет
20
Обобщение по разделу. Проверочная работа
Урок контроля.
-понятия воображаемая ось, земная ось;
-значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси.
Тематический
Проверочная работа №4
21
Контрольная работа
Урок контроля
Контрольная работа №2
Раздел 2. Что изображают на глобусе и на карте Глобус и карта. Формы земной поверхности (15часов) + 1 час (резерв)
22
План и карта
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Элементарные приемы чтения карты.
умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.
- что глобус - модель Земли;
- условные обозначения на карте и глобусе;
- части света, материки и океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов.
Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).
Уметь:
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны.
Текущий
Устный опрос, практическая работа «План класса»
23
План и карта
Урок закрепления. Урок-практикум.
24
Глобус и карта.
Урок повторения. Урок-диалог.
Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте)
Текущий
Самостоятельная работа № 5
25
Повторение и проверочная работа
Урок контроля
Проверочная работа №5
26
Что изображают на карте.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов
Текущий
Самостоятельная работа № 6
27
Что изображают на карте.
Урок развития умений и навыков. урок-путешествие.
Текущий
Чтение маршрутной карты
28
Материки и океаны.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Материки, океаны (общее представление)
умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.
Текущий
кроссворд
29
Повторение и проверочная работа
Урок контроля
Проверочная работа №6
30
Реки.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.
формирование монологической и диалогической речи учащихся.
Текущий
взаимоконтроль
31
Озера
Комбинированный урок. Урок-диалог.
Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные)
Текущий
кроссворд
32
Равнины.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте)
Текущий
взаимоконтроль
29.12.
33
Горы
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Текущий
Самостоятельная работа № 7
3чет.
34
Повторение и проверочная работа
Урок контроля
Проверочная работа №7
35
Моря и острова.
Комбинированный урок. Урок-диалог
Особенности островов и полуостровов; нахождение
их на карте
Текущий
Самостоятельная работа № 8
36
Проверочная работа
Урок контроля
Проверочная работа №8
37
Учимся решать жизненные задачи
Контрольная работа
Урок контроля
Текущий
Контрольная работа №3
Раздел 3. Земля - наш общий дом (11часов)
38
Экологические системы.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Иметь представление о законах экосистемы
умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства.
Знать понятие экосистемы.
Текущий
Фронтальный опрос
39
Экологические системы.
Урок-диалог.
Иметь представление о законах экосистемы
Знать понятие экосистемы.
Текущий
Фронтальный опрос
40
Природная зональность
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Природные зоны России, растительный и животный мир
умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.
умения замечать изменения, происходящие с объектом.
умение работать в группах.
природных зон на поверхности земли.
- показывать по карте природные зоны;
-распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения;
- называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте;
- объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Текущий
Фронтальный опрос
41
Природные зоны холодного пояса
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Особенности зон холодного пояса
Текущий
индивидуальный
42
Леса умеренного пояса
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Особенности зоны лесов - тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса
Текущий
тест
43
Засушливые зоны умеренного пояса.
Урок введения новых знаний. Урок-путешествие.
Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны.
Текущий
Составление памятки
44
Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов
Текущий
тест
45
Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов
46
Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов
47
Горные экосистемы
Урок введения новых знаний. Урок-поиск.
Особенности климата, животного мира
Текущий
Фронтальный опрос
48
Повторение и проверочная работа
Урок контроля
Проверочная работа №9
Раздел 4. Части света (10часов)
49
Люди, города и страны.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Человек-член общества.
формирование монологической и диалогической речи учащихся.
Иметь представление о человечестве.
Текущий
Беседа
50
Люди, города и страны.
Проверочная работа
Влияние деятельности человека на природу
показывать на карте крупнейшие страны и города
Текущий
Проверочная работа №10
51
Контрольная работа
Урок контроля
Контрольная работа №4
52
Путешествие тучки по Европе.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Москва - столица России. Города России (2-3), расположение их на карте. Родной край - моя родина. Родной го-род (село, регион), название, достопримечательности
умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями.
Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света
Текущий
Практическая работа с.13
53
Путешествие тучки по Европе.
Урок закрепления. Урок-путешествие.
54
Азия.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и
умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями
умение работать в группах.
Знать особенности географического расположения Азии.
Уметь показывать на карте Азию
Текущий
Работа с картой
55
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
Комбинированный урок. Урок-диалог.
достопримечательности; работа с разными видами карт
Текущий
Работа с картой
56
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
Комбинированный урок. Урок-диалог.
Природа и страны Африки; населяющие их народы
Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города
Текущий
Работа с картой
57
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
Проверочная работа
Животный мир Африки.
умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.
.
Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света
Текущий
Проверочная работа №11
58
Россия - наша Родина.
Урок введения новых знаний. Урок-диалог.
Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность
составлять устный рассказ.
Знать русских путешественников.
Уметь использовать карту для получения новой информации
Текущий
Работа с картой
59
Россия - наша Родина.
Проверочная работа.
Урок контроля
Текущий
Проверочная работа №12
60
Экскурсия (формы земной поверхности)
Опасности, возникающие при общении с животными
умение выделять главные мысли текста.
Знать меры безопасности при общении с животными.
Текущий
Блиц-опрос
61
Экскурсия (формы земной поверхности)
62
Наша маленькая планета Земля.
Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия.
Расширение знаний о родной планете
нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего
мира.
Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни
Текущий
Устный опрос
63
Наша маленькая планета Земля.
Проверочная работа
Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи
Тематический
Проверочная работа №13
64
Урок повторения Земля и солнце
65
Урок повторения
Глобус и карта
66
Урок повторения
Части света
67
Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа
Урок контроля
Итоговый
Контрольная работа №5
68
Итоговая комплексная работа
Урок контроля
Итоговый
Комплексная работа