Устный счет как основа развития мышления младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковУстный счет как основа развития мышления младших школьниковМиронова Татьяна Михайловна

учитель начальных классов,

средней школы № 36,

города Астаны

Устный счет как основа развития мышления младших школьников.


Работая более 25 лет в начальной школе я пришла к выводу, что учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Основная идея состоит в такой организации обучения, когда ученик не просто усваивает готовые знания, изложенные учителем, а открывает новые в процессе собственной деятельности.

Проблема развития самостоятельности мышления в настоящее время особенно актуальна.

Самостоятельность мышления характеризуется следующими моментами:

- выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;

- последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;

- применять знания в новых условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели;

- доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим.

Данные суждения можно представить в виде таблицы развития мышления.

Условия

возникновения Процесс Приёмы Результат Формы

реализации

Суждения

Анализ

Практическая деятельность

Синтез

Проблемные

ситуации

Понятия

Продукты

мышления

Сравнение

Мышление

Умозаключения

Обобщение

Развивать мышление следует с первых дней жизни ребёнка: дома, в детском саду и школе.

По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно в младшем возрасте, так, если к четырём годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах- уже на 80-90%.

Параллельно с развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет на воспитанность человека. У ребёнка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию к себе хороших качеств: работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убеждённость, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Всё это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребёнка. Не менее важно отметить, что идея развития самостоятельности мышления входит в понятие гуманизации учебно-воспитательного процесса школы, ибо осуществление этих идей- ничто иное, как истинно гуманное отношение к ребёнку, позволяющее вовремя помочь и ускорить процесс становления самостоятельной личности, создав условия для её самовыражения.

Всё сказанное выше соответствует задачам современной школы.

Важность и необходимость устного счёта на уроках математики в начальной школе доказывать не приходится. Значение его велико и в отношении привития у детей интереса к предмету, и формирование прочных вычислительных навыков, и способствует развитию мышления ребёнка. Создание определённой системы повторения изученного материала даёт возможность учащимся усвоение знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Задания подбираю такие, чтобы на первом этапе дети проводили наблюдение и анализ, отличали сходство и различие предлагаемых ситуаций, устанавливали причины и следствия, замеченных изменений, показывали предположение, затем убеждались в истинности или ложности предположений, отыскивали способ и область применения знаний и выполняли следующие задания, используя найденное свойство или закономерность. Таким образом, стараюсь в творческой форме осуществлять повторение и закрепление материала, незаметно подводить к изучению нового, развивать внимание и познавательные интересы, которые позволяют находить собственное решение проблем.

Быстрота счёта возникает в результате длительных упражнений. Поэтому прибегаю к различным приёмам, соответствующим развитию и быстроты вычислений, широко использую наглядность. Использование разнообразных заданий и дидактического материала увеличивает степень быстроты числовых операций. Вносит оживление в работу. Несмотря на то, что приёмов устного счёта много и их педагогическая и практическая ценность велика, я стою на позиции сознательного выбора, а не механического применения. Большое значение имеет выбор формы устного счёта: беглый, зрительный, комбинированный.

Самым удачным на мой взгляд, я считаю комбинированный.

При ведении устного счёта часто включаю упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу класса, вносит элемент занимательности.

При оценивании учитываю сознательность, инициативность, скорость работы. Это могут быть словесные поощрения: «Молодец, Настя! Сосчитала первая!» или «Считаешь верно, но постарайся делать это быстрее». Стараюсь работать на «успех» ученика. В моём классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу.

Пользуясь различными формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учёбе.

Устный счёт зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные ( пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание).

Задания для устных вычислений подбираю такие, которые ориентируются на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.

Сознательное и прочное усвоение навыков устного счёта происходит в процессе активной умственной деятельности детей. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения, сопоставлять суждения по определённым правилам, создание положительной мотивации учения в развитии личностных качеств ребёнка- необходимое условие приобретения навыков устного счёта

Систематическая работа на этапе устного счёта на уроке даёт возможность выявить у детей уровень вычислительных навыков и мыслительной деятельности, что позволяет использовать на дальнейших этапах урока разноуровневый подход в обучении, добиваюсь повышения качества знаний учащихся.

© 2010-2022