Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Горбунова Н.В.





Рабочая программа

по литературному чтению

для 1 «Б» класса

на 2015 - 2016 учебный год

(базовый уровень)



составила

учитель I кв. категории

Терскова О.В.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по литературному чтению для _1_ класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г №337, в ред. от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011 №2357. 2. Авторская программа Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой(букварь),Н.Ф.Виноградовой,И.С.Хомяковой,И.В.Сафоновой под редакцией Н.Ф.Виноградовой(литературное чтение)Вентана-Граф 2013г. приведённая в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования». 4. Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, организации проектной деятельности. моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011г. №МД-1552/03). 5. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №21 г. Сергиева Посада . На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа (4 часа в неделю). Так как кабинет оснащён учебно-лабораторным оборудованием, планируется регулярное его использование.





Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 68 часов, 17 рабочих недель. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение» В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания.Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника. Рабочая программа по литературному слушанию реализует следующие цели обучения: - формирование читательской деятельности: -воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст); -понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); -производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации; -овладение элементарными литературными представлениями и знаниями; -освоение культуры речи. В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса -осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника. Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является: 1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства; 2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания; 3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Задачи курса литературного чтения:
- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя. - Система работы над навыками чтения. - Включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения. - Формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

- Расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».
Содержание курса.

Наименование разделов.

Количество часов.

Добукварный период

13 часов

Букварный период

56 часов

Послебукварный период. Литературные произведения

35часов

Мы любим-нас любят.

2 часа

Наши звери, наши птицы.

1час

Звуки и краски природы.

3часа

Бывают ли на свете чудеса.

3часа

О смешном и серьезном.

3часа

Звуки и краски природы.

2часа

Мы любим-нас любят.

3часа

Бывают ли на свете чудеса.

5 часов

О смешном и серьезном.

7 часов


Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка. С 1-ого класса проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Межпредметные связи:

  • с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
  • с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.
В 1-ом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Темп чтения 25-30 слов. Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Букваря» к учебному предмету «Литературное чтение». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому. Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.

Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами обучения в начальной школе являются : - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; выпускник получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей; выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами; выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства; выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор; выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются : - освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), - умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются :
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); - осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; - вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; - работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; - читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; - читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); - коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; - ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; - самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Выпускник получит возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; - доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя); - писать отзыв о прочитанной книге; - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой.
Творческая деятельность Выпускник научится: - читать по ролям литературное произведение; - использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана); - создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Выпускник получит возможность научиться: - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; - создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; - работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения. Литературоведческая пропедевтика Выпускник научится: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; - создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе и текст).

Требования к уровню подготовки обучающихся: К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

  • слушать сказки, рассказы, стихотворения;
  • читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
  • знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
  • самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
  • работать с доступными книгами - справочниками и словарями.
Читательские умения: - различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку; - определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; - узнавать изученные произведения по отрывкам из них; - находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; - знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление; - различать книги по темам детского чтения.









Календарно - тематическое планирование по литературному чтению.

п/п

Тема раздела и урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на основном уровне учебных действий по теме)

Планируемая дата.

Фактическая дата.

1.

День Знаний.

Знакомство с предметом.

Рассматривание учебника.

Ориентирование на страницах учебника.

Пользоваться условными обозначениями.



Добукварный период (13 ч).

2. Введение понятия «предложение».


Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Обозначение каждого предложения полоской.

Уметь выделять предложения из речевого потока; строить модель каждого предложения; формулировать свое отношение к действиям и поступкам героев в рассказывании.



3.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

Чтение рассказа из стихотворения К. Чуковского «Айболит».

Составление рассказа по картинке и обозначение каждого предложения полоской.

Сравнение животных.

Уметь сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия; составлять предложения с опорой на картинки; высказывать свое и авторское отношение к произведению.



4.

Введение понятия «слово».

Развитие восприятия художественного произведения.

Я.Л.Аким «Тихая песня». И.П.Токмакова «Колыбельная лосенку». Д.Д.Минаев «Спи, дитя…»

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской.

Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом.

Классификация предметов: животные домашние и дикие.

Работа над развитием эмоциональной отзывчивости к произведениям художественной литературы.

Уметь различать слово и предложение, объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.



5.

Рассказ по сюжетной картинке.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между).

Обоснование суждений «нравится - не нравится».

Знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения.

Уметь самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы); различать сказку, рассказ, стихотворение; понятия «перед», «между», «за»; составлять короткий рассказ по сюжетной картинке; заучивать наизусть отрывки из стихотворения; слушать читаемый текст.



6.

Интонационное выделение первого звука в словах.

Пересказ сказки «Репка».

Интонационное выделение первого звука в словах. Отработка пространственных отношений между объектами.

Уметь выделять первый звука в словах; ориентироваться в понятиях: произведение, фольклор, чтение, сказка.



7.

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ.

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ.



8.

Звуковой анализ слова «мак».

Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, середине, конце слова (по схемам).

Игра «Назови слово со звуком [м]». Классификация предметов.

Уметь выделять нужный звук в разных частях слова; классифицировать предметы; соотносить слово с предметной карточкой, текст - с сюжетной картинкой.



9.

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

Звуковой анализ.

Нахождение звука [ы] в словах.

Классификация предметов.

Уметь проводить звуковой анализ слов; классифицировать предметы.



10.

Звуковой анализ слов «кот», «кит».

Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Усатый - полосатый».

Придумывание рассказов по серии картинок.

Уметь составлять небольшой рассказ по серии картинок; узнавать произведения разных жанров (стихотворения, рассказы, сказки).



11.

Развитие восприятия художественного произведения.

«Мы играем»(малые фольклорные формы).

Звуковой анализ слов «лук», «лес».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Произведения устного народного творчества. загадки, скороговорки, потешки, пословицы, считалки, стихи, рассказы и сказки.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выражать своё отношение к прослушанному произведению, к его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану.



12.

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета .

Введение понятия «гласный звук».

Обозначение гласных звуков красной фишкой.

Звуковой анализ слов.

Составление звуковой цепочки.

Знать понятие «гласный звук»; о обозначении гласных красными фишками.

Уметь отличать гласный звук от согласного; самостоятельно записывать слова под картинками; составлять звуковую цепочку.



13.

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Звуковой анализ слова «Нина».

Введение понятия «согласный звук».

Обозначение мягкости согласных звуков в модели слова.

Уметь отличать согласный звук от гласного.

Знать об обозначении согласных в модели слова; о заглавной букве в именах собственных.



Букварный период (56ч).


14.

Знакомство с буквой «А, а»

Звуковой анализ слов: «Анюта», «луна».

Выбор слова со звуком [а] в начале, середине и конце слова.

Уметь проводить звуковой анализ слова; называть слова со звуком [a] в начале, середине и конце слова.



15.

Знакомство с буквой «Я, я»

Звуковой анализ слов: «мяч», «пять», «дыня».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Разгадывание кроссворда.

Уметь проводить звуковой анализ слова.



16.

Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]).

Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й'].

Звуковой анализ слова «яхта».

Буква «я» в начале слова.

Чтение стихотворения В. Кремнёва и разгадывание загадки.

Уметь проводить звуковой анализ слов.

Знать об обозначении буквы Я (я)

в начале слова звуками [й'] + [а].



17.

Развитие восприятия художественного произведения. «Сказки без конца»

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению, к его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



18.

Знакомство с буквой «О, о».

Звуковой анализ слова «полка».

Составление по схеме без проведения звукового анализа различных имен с изученными буквами. Определение (подбор) звуковых схем к словам.

Знать понятие «гласные звуки», их отличие от согласных звуков.

Уметь проводить звуковой анализ слов; различать буквы и звуки гласные и согласные; выбирать из текста слова со звуком [о] в начале, середине и конце слова.



19.

Знакомство с буквой «Ё, ё».

Звуковой анализ слов: «клён», «пёс», «утёнок».

Разгадывание кроссворда.

Знать об обозначении буквы Ё (ё) в начале слова звуками [й] + [о].

Уметь проводить звуковой анализ слов.



20.

Развитие восприятия художественного произведения. Н.И.Сладков «Золотой дождь»,Е.А.Благинина «Улетают, улетели…»

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметьслушать прозаический художественный текст; определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и к его героям.



21

Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [о]).

Звуковой анализ слов: «ёжик», «ёлка», «ёлки».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Разгадывание кроссворда.

Уметь проводить звуковой анализ слов.

Знать об обозначении буквы Ё (ё) в начале слова звуками [й'] + [о].



22.

Знакомство с буквой «У, у».

Звуковой анализ слов: «труба», «стул».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков.

Уметь производить замену гласного звука (фишки) буквой.



23.

Знакомство с буквой «Ю, ю».

Звуковой анализ слов: «ключ», «утюг».

Уметь проводить звуковой анализ слов; выбирать из текста слова со звуком [о] в начале, середине и конце слова.



24.

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]).

Соотнесение звуковых моделей со словами.

Уметь проводить звуковой анализ слов; выбирать из текста слова со звуком [о] в начале, середине и конце слова.



25.

Развитие восприятия художественного произведения.

В.П.Катаев «Грибы»

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе и товариществе, об их отношении к людям. Детские газеты и журналы.

Сведения об авторах произведений о детях. Тема произведения, герой, фамилия автора, заголовок. Произведение о жизни детей разных народов и стран.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



26.

Знакомство с буквой «Э, э».

Звуковой анализ слов: «экран», «эхо». Чтение стихотворения хорошо читающими детьми.

Подбор моделей к словам. Классификация гласных звуков.

Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков.

Уметь производить замену гласного звука (фишки) буквой.



27.

Знакомство с буквой «Е, е».

Звуковой анализ слов: «лев», «белка».

Упражнение в словоизменении.

Звуковой анализ слов: «ели», «ежата».

Уметь различать печатную и прописную буквы Е (е); понятия «звук» и «буква».



28.

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э]).

Построение звуковых цепочек.

Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными.

Уметь проводить звукобуквенный анализ; обобщить правило об обозначении звуков [й'] и [э] в начале слова одной буквой Ё (ё); выбирать слова из текста со звуком [й'э] в начале, середине и конце слова.


29.

Знакомство с буквой «ы».

Звуковой анализ слов: «рыба», «дым»,«усы».

Преобразование слов.

Разгадывание кроссворда.

Уметь делать выводы о написании гласных букв после согласных; видеть различия и сходства в элементах множества букв; читать стихотворение С. Маршака.


30.

Развитие восприятия художественного произведения.

К.И.Чуковский «Путаница», «Бутерброд».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



31.

Знакомство с буквой «И, и».

Звуковой анализ слов: «флаги», «гиря».

Определение положения звука [и] в слове.

Разгадывание кроссворда.

Знать, какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков.

Уметь производить замену гласного звука (фишки) буквой.



32.

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

Звуковой анализ слов: «лук», «нос», «мел», составление моделей этих слов с помощью жёлтых фишек и букв разрезной азбуки.

Преобразование одного слова в другое путём замены буквы.

Классификация предметов по заданному признаку.

Знать об обозначении буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных.

Уметь классифицировать предметы по заданному признаку; сравнивать и дифференцировать звуки по глухости-звонкости; подбирать слова к заданным звуковым моделям; сопоставлять модель со словами.



33.

Знакомство с буквой «М, м».

Звуковой анализ слов: «Маша», «Миша».

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные, их различие.

Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов.

Уметь читать прямые слоги; различать понятия «слово» и «слог».



34.

Знакомство с буквой «Н, н».

Звуковой анализ слов: «нос», «нитки».

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные, их различие.

Составление словосочетаний с местоимениями он, она, оно, они.

Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь читать прямые слоги; различать понятия «слово» и «слог».



35.

Знакомство с буквой «Р, р».

Звуковой анализ слов: «рысь», «речка».

Правильное название букв.

Звуковой анализ слов.

Чтение слогов, слов, предложений.

Знать правильное название букв Р, М.



36.

Развитие восприятия художественного произведения.

Стихи и сказки о природе. А.А.Усачев «Жужжащие стихи».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



37.

Знакомство с буквой «Л, л».

Правильное название букв.

Звуковой анализ слов.

Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь правильно называть букву «эль»; видеть сходства и различия в звуковых моделях слова.



38.

Знакомство с буквой «Й, й».

Звуковой анализ слов «чайка», «гайка».

Определение лексических значений слов - омонимов.

Чтение слов, предложений. Придумывание предложений по иллюстрации. Чтение слов по таблице слов.

Уметь составлять и записывать слова из набора букв по заданным моделям.



39.

Развитие восприятия художественного произведения.

Г.Н.Юдин «Рыжий город».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок.



40.

Введение понятия «слог».

Деление слов на слоги.

Определение слов, состоящих из одного слога.

Чтение слов, предложений.

Чтение хорошо читающими учениками рассказа Г. Цыферова «Как цыплёнок рисовал».



41.

Знакомство с буквой «Г, г».

Введение понятия «ударение».

Звуковой анализ слов «рога», «флаги».

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные по звонкости и глухости, их различие. Звуковой анализ слов.

Чтение слогов с использованием пособия «окошечки».

Классификация объектов.

Уметь самостоятельно давать характеристику согласным звукам; классифицировать объекты.



42.

Знакомство с буквой «К, к».

Звуковой анализ слов «карта», «брюки».

Деление слов на слоги.

Чтение слогов с использованием пособия «окошечки».

Знать правило деления слов на слоги.

Уметь правильно называть букву «ка».



43.

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости -глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости -глухости. Чтение слов и предложений.

Сравнение слов по твёрдости -мягкости, звонкости - глухости, первых звуков в именах детей. Придумывание окончания истории.

Уметь сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости - глухости; сравнивать звуки и делать выводы; производить звукобуквенный анализ; выполнять задание по словесному творчеству - сочинять окончание истории.



44.

Развитие восприятия художественного произведения.

С.Г.Козлов «Львенок и Черепаха».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



45.

Знакомство с буквой «З, з».

Звуковой анализ слов «зебра», «замок».

Чтение слова «замок» с изменением ударения: «замок», и определение лексического значения обоих слов.

Чтение слов по «окошечкам».

Чтение слогов, слов и предложений.

Уметь произносить название буквы «зе»; делить слова на слоги.



46.

Знакомство с буквой «С, с».

Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

Чтение слогов, слов и предложений.

Уметь произносить название буквы «эс»; делить слова на слоги.



47.

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости -глухости, отражение

этой характеристики звуков в модели слова.

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости.

Чтение слов, маленьких рассказов.

Уметь сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости-глухости; проводить звуковой анализ слов.



48.

Развитие восприятия художественного произведения.

«Два жадных медвежонка»(венгерская сказка)

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе и товариществе, об их отношении к людям.

Сведения об авторах произведений о детях.

Тема произведения, герой, фамилия автора, заголовок.

Произведение о жизни детей разных народов и стран.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и к его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



49.

Знакомство с буквой «Д, д».

Звуковой анализ слов: «душ», «дятел».

Чтение слогов, слов и предложений, стихотворения.

Уметь находить сходство и различие слов; выделять ударный слог в слове.



50.

Знакомство с буквой «Т, т».

Звуковой анализ слов: «тигр», «труба».

Чтение слогов, слов и предложений, стихотворения.

Уметь находить сходство и различие слов; выделять ударный слог в слове.



51.

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

Чтение слов, полученных при замене звонкого [д] его глухой парой.

Чтение и классификация слов на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т].

Уметь сопоставлять по звонкости - глухости звуки [д] и [т]; читать и классифицировать слова с этими звуками на две группы.



52.

Развитие восприятия художественного произведения. В.Г.Сутеев «Мешок яблок».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Русские народные и авторские сказки.

Элементы книги: обложка, переплёт, иллюстрация.

Сказка о животных.

Народная и литературная сказка.

Герои народных и литературных сказок.

Знать особенности произведений фольклора, народной и авторской сказок.

Уметь отличать события реальные

и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное.



53.

Знакомство с буквой «Б, б».

Звуковой анализ слов «бант», «бинт».

Сравнение звуков по твёрдости -мягкости.

Чтение слогов, слов и предложений.

Сравнение слов по твёрдости -мягкости, звонкости - глухости изученных звуков.

Уметь проводить звуковой анализ; давать характеристику звукам; сравнивать слова по твердости - мягкости и звонкости - глухости изученных звуков; читать слоги, слова, предложения.



54.

Знакомство с буквой «П, п».

Звуковой анализ слов «печка», «пушка».

Чтение слов по таблице.

Составление слова по выделенным звукам.

Сравнение слов.

Уметь сравнивать звуки по твёрдости - мягкости; читать слова по таблице; составлять слова по выделенным звукам.



55.

Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости-глухости.

Чтение слов, полученных при замене звонкого [б] его глухой парой.

Чтение и классификация слов на две группы: со звонким звуком [б] и с глухим звуком [п].

Уметь сопоставлять по звонкости - глухости звуки [б] и [п]; читать и классифицировать слова с этими звуками на две группы.



56.

Развитие восприятия художественного произведения.

В.Г.Сутеев «Кот-рыболов».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и к его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



57.

Знакомство с буквой «В, в».

Звуковой анализ слов «ветка», «волна».

Чтение слогов и слов.

Уметь произносить правильно название буквы «в», читать слова и слоги с буквой «в».



58.

Знакомство с буквой «Ф, ф».

Звуковой анализ слов: «фонарь», «филин».

Чтение слогов и слов.

Уметь произносить правильно название буквы «ф», читать слова и слоги с буквой «ф».



59.

Сопоставление звуков [в] и [ф] по звонкости-глухости.

Чтение слов, полученных при замене звонкого [в] его глухой парой.

Чтение и классификация слов на две группы: со звонким звуком [в] и с глухим звуком [ф].

Уметь сопоставлять по звонкости - глухости звуки [в] и [ф]; читать и классифицировать слова с этими звуками на две группы.



60.

Знакомство с буквой «Ж, ж».

Звуковой анализ слов: лыжи», «пирожок».

Выяснение особенностей звука [ж].

Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.

Знать о том, что звук [ж] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары.

Уметь производить звуковой анализ слов; читать и различать слова, полученные в результате замены одной буквы.



61.

Знакомство с буквой «Ш, ш».

Звуковой анализ слов.

Выяснение особенностей звука [ш].

Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение слов и рассказа.

Знать о том, что звук [ш] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары.

Уметь производить звуковой анализ слов; читать и различать слова, полученные в результате замены одной буквы.



62.

Знакомство с буквой «Ч, ч».

Чтение слогов, слов, предложений.

Выяснение особенностей звука [ч']. Звуковой анализ слов.

Отработка правила написания гласных после ч.

Составление слов по схемам.

Знать об особенностях звука [ч'] - всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары; правило написания гласных после ч.



63.

Знакомство с буквой «Щ, щ».

Чтение слогов, слов, предложений.

Выяснение особенностей звука [щ']. Звуковой анализ слов.

Отработка правила написания гласных после ч и щ.

Составление слов по схемам.

Знать об особенностях звука [щ'] - всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары; правило написания гласных после ч и щ.



64.

Развитие восприятия художественного произведения.

В.В.Драгунский «Двадцать лет под кроватью».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Элементы книги: обложка, переплёт, иллюстрация.

Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций.

Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к сказкам, авторам, героям и их поступкам.

Знать особенности произведений фольклора, народной и авторской сказок.

Уметь отличать события реальные и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное; различать сказку, стихотворение, рассказ; изготовлять обложку произведения, использовать значки - заменители жанров произведений; правильно называть произведение и автора; высказывать свое отношение к произведению.



65.

Знакомство с буквой «Х, х».

Звуковой анализ слов.

Название слов с мягкой парой звука [х]. Составление словосочетаний.

Уметь правильно называть буквы; выполнять задание на развитие устной речи (составлять тексты по темам); называть слова с мягкой парой звука [х].



66.

Знакомство с буквой «Ц, ц».

Звуковой анализ слов.

Выяснение особенностей звука [ц].

Чтение слов в единственном и множественном числе.

Составление словосочетаний.

Знать о том, что звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары.

Уметь читать слова в единственном и множественном числе, составлять словосочетания.



67.

Знакомство с буквой «ь». Ь - показатель мягкости. Разделительный ь.

Обозначение мягкости согласных. Разделительный ь.

Знать об основных функциях ь.

Уметь различать основные функции ь на практике; проводить классификацию слов.



68.

Знакомство с особенностями «ъ».

Разделительный ъ.

Раздельное произношение звуков в слове и способы обозначения.

Уметь различать на письме разделительные ъ и ь.



69.

Алфавит.

С. Я. Маршак

"Ты эти буквы заучи..."

В. Голявкин «Спрятался».

Алфавит.

Решение проблемной ситуации «Чего в русском языке больше: букв или звуков?»

Чтение текстов произведений.

Ответы на вопросы по содержанию.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текстов произведений; объяснять значение слова в контексте; рассуждать по проблемной ситуации; читать тексты произведений.



Послебукварный период. Литературные произведения(35 часов).

70.

В. Сутеев «Три котенка».

А. Шибаев «Беспокойные соседки».

Чтение рассказа, выполнение заданий к рассказу. Чтение стихотворения, обсуждение вопроса о том, как превратить буквы Г, Д, Е, Ё, Ж в предложение.

Уметь слушать литературное произведение; отвечать на вопросы по его содержанию; выполнять задания; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.



71.

Е. Пермяк

«Про нос и язык».

Г. Остер «Меня нет дома».

Чтение рассказов учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий к рассказам. Обсуждение справедливости бабушкиного шутливого ответа. Обсуждение комичности ситуации рассказа и возможности её разумного решения.

Ролевое чтение.

Знать содержание произведений.

Уметь слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию; рассуждать и находить решение проблемных ситуаций, связанных с поступками героев произведений.



72.

А. Шибаев

«На зарядку - становись»!

А. Шибаев

«Познакомились».

Чтение рассказа, выполнение заданий к рассказу. Ролевое чтение.

Знать содержание произведений.

Уметь читать выразительно в ролевом исполнении; отвечать на вопросы.



73.

Развитие восприятия художественного произведения.

Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций.

Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к сказкам, авторам, героям и их поступкам.

Знать особенности произведений фольклора, народной и авторской сказок и др..

Уметь отличать события реальные и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное; различать сказку, стихотворение, рассказ; изготовлять обложку произведения, использовать значки - заменители жанров произведений; правильно называть произведение и автора; высказывать свое отношение к произведению.



74.

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».

Чтение рассказа и обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему?

Уметь читать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию; рассуждать о поступках Никиты, делать выводы.



75.

Развитие восприятия художественного произведения.

Н.А.Некрасов « В зимние сумерки…»(отрывок из поэмы «Саша». Н.Н.Носов На горке».

Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к сказкам, авторам, героям и их поступкам.

Знать особенности произведений фольклора, народной и авторской сказок и др.

Уметь отличать события реальные и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное; различать сказку, стихотворение, рассказ; изготовлять обложку произведения, использовать значки - заменители жанров произведений; правильно называть произведение и автора; высказывать свое отношение к произведению.



76.

Г. Цыферов

«Маленький тигр».

С. Чёрный

«Кто?».

Чтение сказки.

Ответы на вопросы по содержанию.

Чтение сказки по ролям.

Работа в парах и обсуждение вопроса: кто храбрее мышонок или лев?

Знать содержание произведений.

Уметь читать произведения и отвечать на вопросы по их содержанию; выбирать нужную интонацию и настроение при чтении.



77.

Г. Остер

Середина сосиски».

Я. Аким

«Жадина».

Чтение рассказа и обсуждение комичности ситуации.

Ролевое чтение.

Сравнение прочитанных произведений по сюжету.

Знать содержание произведений.

Уметь читать произведения по ролям; обсуждать содержание и высказывать свое отношение к описываемым ситуациям.



78.

Э. Успенский

«Если был бы я девчонкой…»

Украинская

народная сказка

«Рукавичка».

Чтение стихотворения, ответы на вопросы. Чтение сказки.

Сравнение сказок (народная и авторская).

Уметь самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы); сравнивать и анализировать содержание произведений, иллюстраций к ним.



79.

Развитие восприятия художественного произведения.

С.А.Есенин «Пороша», «Заметает пурга», «Береза».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Произведения о родной природе, об отношении человека к природе, к животным.

Уметь слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению и его героям; читать слова и предложения; правильно называть стихотворение, сказку; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения.



80.

Г. Остер «Спускаться легче».

Чтение рассказа.

Обсуждение вопроса: это шутка или серьёзный рассказ? Ролевое чтение: выбор нужной интонации и настроения при чтении.

Уметь обсуждать вопросы по прочитанному тексту; использовать средства языковой выразительности в собственной речи.



81.

В. Сутеев

«Под грибом».

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию.

Сравнение сказок с похожими сюжетами.

Различие авторской и народной сказки.

Уметь различать сказку, рассказ, стихотворение; заучивать наизусть отрывки из стихотворения; формулировать высказывания о своем отношении к сказкам, героям и их поступкам; сравнивать сказки с похожими сюжетами.



82.

Развитие восприятия художественного произведения.

Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи (отрывок)»

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Словесное творчество: участие в сочинительстве небольших сказок и историй.

Знать особенности произведений фольклора, народной и авторской сказок.

Уметь отличать события реальные и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух.



83.

А. Шибаев «Что за шутки?». Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета».

Чтение стихотворения, ответы на вопросы.

Чтение рассказа и выполнение заданий к нему.

Обсуждение вопросов: как в рассказах Г. Остера герои разговаривают друг с другом? Всегда ли могут договориться? Почему?

Уметь читать стихотворение; заучивать наизусть отрывки из стихотворений; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; рассуждать над решением проблемных ситуаций по содержанию текстов.





84.


Б. Житков «Как меня называли».

А. Кушнер

«Большая новость».

Л. Пантелеев

«Как поросенок говорить научился».

Чтение рассказа.

Обсуждение вопросов: почему мальчика назвали Почемучкой? Какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет?

Чтение рассказа, ответы на вопросы по содержанию.

Иметь представление о том, почему поэт И. Бродский считал поэта А. Кушнера «одним из лучших поэтов XX века».

Уметь отвечать на вопросы: почему А. Кушнер давно и прочно вошел в наше сознание как выдающийся лирик? Что мы узнали из стихотворения поэта? Как он объясняет «новость о том, что Земля - круглая?





85.

Развитие восприятия художественного произведения.

Н.М.Павлова «Желтый, белый, лиловый».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Знать особенности литературных произведений.

Уметь отличать события реальные и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное; различать сказку, стихотворение, рассказ; изготовлять обложку произведения, использовать значки - заменители жанров произведений; правильно называть произведение и автора; высказывать свое отношение к произведению.



86.

Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!»с.47-51

Чтение рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Обсуждение вопросов: хочется тебе завести птицу и научить её говорить? Ты с этим справишься?

Уметь самостоятельно читать небольшие произведения; пересказывать содержание произведения; выражать свою точку зрения.



87.

Ю. Дмитриев «Медвежата». Г. Снегирёв

«Медвежата».

Чтение рассказов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Работа в парах по подбору заголовков к рассказам.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, подбирать заголовки к рассказам.



88.

Развитие восприятия художественного произведения.

С.Я.Маршак «Усатый-полосатый», «Кот и лодыри».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное.



89.

М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква».

Чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию.

Выполнение заданий к рассказу.

Обсуждение вопросов: можно ли смеяться над тем, кто не выговаривает какой-либо звук? Можно ли научиться говорить все звуки правильно?

Уметь выражать своё отношение к прочитанному и прослушанному произведению, к героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; читать стихотворение выразительно, соблюдая интонацию пунктуационных знаков.



90.

Н. Носов «Ступеньки».

Чтение и ответы на вопросы по содержанию.

Обсуждение проблемы: нужно ли доводить любое начатое дело до конца?

Уметь читать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.



91.

Развитие восприятия художественного произведения.

С.В.Михалков «Как старик корову продавал».

Слушание литературного произведения.

Работа над осознанностью восприятия.

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Уметь оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать вслух небольшие произведения плавно по слогам и целыми словами; пересказывать услышанное или прочитанное.



92.

О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок).

Чтение, ответы на вопросы.

Сравнение прочитанных произведений.

Уметь сравнивать прочитанные произведения по жанру и сюжету, читать стихотворение и рассказ; отвечать на вопросы.



93.

Е. Чарушин «Зайчата». Н. Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц».

Чтение и обсуждение рассказов.

Сравнение произведений Е. Чарушина и Н. Сладкова.

Уметь объяснять значение выражения «заячья душа» в контексте; отвечать на вопросы по содержанию рассказов; сравнивать произведения Е. Чарушина и Н. Сладкова.



94.

Н. Носов «Затейники».

Чтение рассказа, ответы на вопросы.

Подбор подходящего заголовка.

Уметь подбирать заголовок с использованием малых фольклорных форм.



95.

Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

Чтение сказки, ответы на вопросы.

Обоснование своей точки зрения на проблему: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной?

Уметь читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию текста, обосновывать свою точку зрения на поставленную проблему.



96.

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек».

Чтение сказки, ответы на вопросы.

Определение жанра прослушанного произведения.

Уметь читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять жанр произведения.



97.

А. Толстой

«Ёж» (отрывок).

В. Лунин «Волк ужасно разъярён…»

Г. Цыферов «Зелёный заяц».

Чтение сказки, стихотворения, рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение.

Объяснение значения слов в контексте.

Обоснование своей точки зрения на проблему: хорошо, что мы все разные? Или мы должны быть одинаковыми?

Уметь читать сказку, стихотворение, рассказ; объяснять значение слов в контексте; подбирать пословицу для окончания рассказа.



98.

В. Драгунский «Он живой и светится».

Чтение рассказа, ответы на вопросы.

Подбор подходящего заголовка.

Уметь обосновывать свою точку зрения и оценивать правильность поступка Дениски.



99.

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н.Сладков «Лиса и мышь».

Чтение сказки, ответы на вопросы.

Определение жанра прослушанного произведения.

Уметь читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять жанр произведения.



100.

Г.Сапгир «Лошарик».

В.Берестов «Картинки в лужах». А.Митта «Шар в окошке».

Чтение сказки, стихотворения, рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение.

Объяснение значения слов в контексте.

Обоснование своей точки зрения на проблему: хорошо, что мы все разные? Или мы должны быть одинаковыми?

Уметь читать сказку, стихотворение, рассказ; объяснять значение слов в контексте; подбирать пословицу для окончания рассказа.



101.

Д.Хармс «Лиса и заяц». Г.Снегирев «Скворец».

Чтение сказки, ответы на вопросы.

Определение жанра прослушанного произведения.

Уметь читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять жанр произведения. Чтение литературных произведений.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Упражнение в выразительном чтении.

Заучивание наизусть.



102.

Г.Юдин «Почему «А» первая» Б.Заходер «Буква «Я»».

Чтение литературных произведений.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Упражнение в выразительном чтении.

Заучивание наизусть.



103.

Э.Успенский «Все в порядке» В.Голявкин «Яандреев». Р.Киплинг «Слоненок»(отрывок).

Чтение произведения, ответы на вопросы, выработка оценочных суждений о литературных героях.

Уметь читать произведения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Упражнение в выразительном чтении.

Заучивание наизусть стихотворения.

Уметь пересказывать произведения, выразительно читать; выражать своё отношение к героям; правильно называть произведения по отрывкам из них.



Мы любим-нас любят(2 часа). Литературное чтение(часть 2).

104.

Е.Пермяк «Как Маша стала большой» Е.Благинина «Посидим в тишине».

Чтение произведения, ответы на вопросы, выработка оценочных суждений о литературных героях.

Уметь читать произведения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; подбирать заголовок с использованием малых фольклорных форм.



105.

С.Маршак «Мой веселый,звонкий мяч». Е.Пермяк «Самое страшное».

Упражнение в чтении вслух.

Работа с текстами произведений: целостное восприятие, чтение, выполнение заданий в учебнике, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Пересказ произведения по плану.



Наши звери, наши птицы(1 час).

106.

К.Ушинский «Васька».

Развитие восприятия художественного произведения.М.Пришвин «Ребята и утята».

Знать различие и особенности литературных произведений..

Уметь рассказывать произведение по плану; правильно называть; определять авторскую принадлежность.



Звуки и краски природы(3 часа).


107.

И.Мазнин.Стихи о весне.И.Соколов-Микитов «В лесу(отрывок)».

Знакомство с рассказами, стихотворениями.

Упражнение в выразительном чтении.

Заучивание наизусть стихотворения.

Уметь пересказывать произведения, выразительно читать; выражать своё отношение к героям; правильно называть произведения по отрывкам из них.



108.

А.Борто «Весна идет».Н Сладков «Чудные мгновения(отрывок)».

Подробный и краткий пересказ произведений.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь пересказывать произведения, выразительно читать; выражать своё отношение к героям литературных произведений; правильно называть произведения.



109.

В.Данько «Радость»Н.Павлова «Травка-пупавка».

Работа над выработкой умения осознанно воспринимать прочитанное, составлять оценочные суждения о литературных персонажах.

Уметь осознанно воспринимать содержание произведений; обосновывать свою точку зрения на поступки героев.



Бывают ли на свете чудеса(3 часа).

110.

В.Берестов «В дверь вошло животное».О.Дриз «Стеклышки».К.Ушинский «Утренние лучи».

Чтение литературных произведений.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.



111.

В.Лунев «Камаринская».Г.Цыферов «Цыпленок».

Организация восприятия художественного произведения, чтение произведений.

Сравнение произведений разных жанров.



112.

Г.Остер«Эхо».

Е.Благинина «Эхо».

Развитие восприятия художественного произведения.М.Пляцковский «Ежик,которого можно было погладить».

Чтение литературных произведений.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Упражнение в выразительном чтении.

Заучивание наизусть.



О смешном и серьезном(3 часа).

113.

К.Ушинский «Два козлика»(отрывок).

С.Михалков «Бараны».

Сравнивать произведения разных жанров; выразительно читать художественные произведения; заучивать наизусть отрывки текстов; различать жанры фольклорных произведений и авторские тексты.



114.

Д.Мамин-Сибиряк «Нерешенный вопрос».Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела».

Сравнивать произведения разных жанров; выразительно читать художественные произведения; заучивать наизусть отрывки текстов; различать жанры фольклорных произведений и авторские тексты.



115.

Развитие восприятия художественного произведения.Русская народная сказка»кот, петух и лиса».

Обучение самостоятельному ознакомительному чтению.

Знакомство с разножанровыми произведениями о животных: анализ, наблюдение, сравнение.

Уметь пересказывать произведения; самостоятельно читать небольшие по объёму произведения;



Звуки и краски природы(2 часа).

116.

К.Чуковский, С.Исакова, А.Барто.Природа в загадках.

Выразительное чтение,

с интонацией, соответствующей знакам препинания. Слушание литературного произведения, выполнение заданий.

Знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения о родной природе.

Уметь выразительно читать, с интонациями, соответствующими знакам препинания; давать элементарную оценку эмоциональных состояний героев; сравнивать действия и поступки героев.



117.

Л.Толстой «Пришла весна(отрывок)». С.Черный «Зеленеют все опушки». С.Маршак «Апрель».

Выразительное чтение, с интонацией, соответствующей знакам препинания.

Слушание литературного произведения, выполнение заданий.

Знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения о родной природе.

Выражать своё отношение к прочитанному; читать плавно слогами и целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; различать произведения разных авторов, замечать их особенности; оценивать поступки и действия героев произведений, анализировать и сравнивать их.



Мы любим-нас любят(3 часа).

118.

В.Сухомлинский «Вороненок и соловей». И.Соколов-Микитов «На краю леса(отрывок)».

Выразительное чтение, с интонацией, соответствующей знакам препинания.

Слушание литературного произведения, выполнение заданий.

Знать 1-2 отрывка из прозаического произведения о родной природе.

Уметь выразительно читать, с интонациями, соответствующими знакам препинания; давать элементарную оценку эмоциональных состояний героев; сравнивать действия и поступки героев.



119.

Развитие восприятия художественного произведения.С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят».

Знакомство с разножанровыми произведениями о детях, о дружбе, правде, добре и зле.

Выделение главной мысли и точки зрения автора. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Пересказ текста.

Знать произведения о детях, их авторов; элементы книги (обложка, иллюстрация, оглавление).

Уметь определять жанр произведения; выделять главную мысль и точку зрения автора; выразительно читать.



120.

А.Борто «Вам не нужна сорока». Е.Чарушин «Воробей».

Работа над осознанным восприятием содержания произведения. Составление и запись мини-текстов о героях

и пересказывать произведения разных авторов; составлять схематический или картинный план под руководством учителя узнавать изученные произведения по отрывкам из них.



Бывают ли на свете чудеса(5 часов).

121.

К.Чуковский «Радость».О.Тихомиров «Сказка про мышку Аленку».

Работа над осознанным восприятием содержания произведения. Составление и запись мини-текстов о героях

и пересказывать произведения разных авторов; составлять схематический или картинный план под руководством учителя ,узнавать изученные произведения по отрывкам из них.литературных произведений. Озаглавливание текста (подбор заголовков).



122.

И.Соколов-Микитов «Петька (отрывок)».

Знакомство с разножанровыми произведениями о детях, о дружбе, правде, добре и зле.

Выделение главной мысли и точки зрения автора. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Пересказ текста.

Знать произведения о детях, их авторов; элементы книги (обложка, иллюстрация, оглавление).

Уметь определять жанр произведения; выделять главную мысль и точку зрения автора; выразительно читать.



123.

Ю.Тувим «Чудеса». Г.Цыферов «Лосенок».

Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей. Слушание рассказа, работа с текстом: деление на части, пересказ по плану.

Уметь делить текст на части; различать книги по темам детского чтения; понимать эмоциональное настроение литературного произведения; находить сходства и различия в настроении героев.



124.

Развитие восприятия художественного произведения. М.Липскерова «Как волк теленочку мамой был».

Знакомство с разножанровыми произведениями о детях, о дружбе, правде, добре и зле.

Выделение главной мысли и точки зрения автора. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Пересказ текста.

Знать произведения о детях, их авторов; элементы книги (обложка, иллюстрация, оглавление).

Уметь определять жанр произведения; выделять главную мысль и точку зрения автора; выразительно читать.

Закрепление литературоведческих понятий о сказках. Сравнение сказок, сюжетов, героев, зачинов. Отработка умения читать вслух.



125.

Н.Носов «Фантазеры».

Слушание, беседа, составление рассказа о мальчиках. Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе и товариществе, об их отношении к людям.

Уметь выразительно читать вслух литературное произведение; находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; понимать эмоциональное настроение литературного произведения; находить сходства и различия в настроении героев; различать книги по темам детского чтения.



О смешном и серьезном (7 часов).

126.

Украинская народная сказка «Колосок».

Слушание, беседа по произведению.

Эмоциональная отзывчивость. Обоснование суждений «нравится - не нравится»

Знать основные литературоведческие понятия о сказках.

Уметь выразительно читать вслух литературное произведение; находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; понимать эмоциональное настроение литературного произведения; находить сходства и различия в настроении героев; различать книги по темам детского чтения.



127.

В.Берестов «Аист и соловей».

Чтение сказки, ответы на вопросы по содержанию сказки.

Знать основные литературоведческие понятия о сказках.

Уметь выразительно читать вслух.



128.

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Работа с произведениями.

Чтение вслух и молча, выразительно.

Обучение пересказам текстов, рассказыванию о героях и их поступках.

Чтение сказки, ответы на вопросы по содержанию сказки.

Знать основные литературоведческие понятия о сказках.

Уметь выразительно читать вслух.



129.

Развитие восприятия художественного произведения.

Русская народная сказка «Жихарка».

Работа с произведениями.

Чтение вслух и молча, выразительно.

Обучение пересказам текстов, рассказыванию о героях и их поступках.

Чтение сказки, ответы на вопросы по содержанию сказки.

Знать основные литературоведческие понятия о сказках.

Уметь выразительно читать вслух.



130.

А.Борто «Мой пес». С.Маршак (стихотворения).

Работа с произведениями.

Чтение вслух и молча, выразительно.

Обучение пересказам текстов, рассказыванию о героях и их

Уметь пересказывать текст; высказывать позицию автора; давать оценку поступкам героев; разыгрывать небольшие литературные произведения; читать текст по ролям.



131.

Проверь себя. Проверка техники чтения.

Ответы на вопросы в учебнике, выполнение заданий.

Индивидуальная проверка техники чтения.

Чтение любимых произведений.



132.

Твоя книжная полка. Рекомендации для летнего чтения.

Ответы на вопросы в учебнике, выполнение заданий.

Индивидуальная проверка техники чтения.

Чтение любимых произведений.

Рекомендации для летнего чтения.
















Учебно-методическое обеспечение.

Для учителя:



  1. .Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 - 4 классы. Учебно - методический комплект «21 век» - М.: Вентана-Граф, 2015.

  2. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2013.

  3. Н.Ф.Виноградова: Литературное чтение: Уроки литературного чтения в современной начальной школе: М.: Вентана - Граф, 2008.

  4. Н.Ф.Виноградова: Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 3-е изд.дораб.М.: Вентана - Граф, 2015

  5. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова «Методические комментарии к урокам» М.: Вентана - Граф, 2012.

Для ученика:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2013.

  2. Н.Ф.Виноградова: Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.дораб.М.: Вентана - Граф, 2015

Учебно-лабораторное оборудование.

№ Наименование комплекта или товара(шт).

1 Система голосования INTERWRITE CPS IR, 32 пульта 1

2 Интерактивная доска INTERWRITE DualBoard 1279 1

3 Проектор Vivitek D791ST 1

4 Акустическая система 40 W TOPDEVICE TDS-501 Wood 1

5 Документ-камера Gaoke GK-9000A 1

6 Ноутбук Acer - TM5744-382G32MNkk W7Pro 32Bit EDU 1

7 Фотоаппарат Canon PowerShot A3300IS 1

8 Гарнитура Senmal SCL-HD265 14

9 Мышь USB ARCTIC - M111 ' 14

10 Ноутбук Acer - ТМ5360-В812G32Mnsk W7Pro 32Blt EDU 13

11 Комплект Наглядное пособие интерактивное для интерактивной доски с тестовыми заданиями (Экзамен-Медиа 41 диск) 1

12 Проекционные устройства в интреактивном классе. Работа с документ-камерой (2013) 1

13 Игнатьева Е.Ю. Методические рекомендации по использованию цифровой лаборатории в начальной школе (2013) 5

© 2010-2022