Урок русского языка во 2 классе по теме «Род имен существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Род имён существительных»

2 класс, система Л.В. Занкова Тип урока: закрепление знаний. Формируемые УУД: Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные: - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные: - подтверждать аргументы фактами; - слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока.

1.Организация детей к уроку.

Девиз урока. (слайд)

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать мнения других.

Сегодня у нас на уроке гости, нужно достойно поработать, желаю удачи. 2. Актуализация знаний.

- Узнайте, о какой части речи будем говорить.

Найди лишнюю часть речи (слайд 2):

Молодость, доброта, деловой.

Друг, написать, Лондон.

- Почему лишнее? (прилагательное, глагол - лишнее, остальные слова - сушествительные)

- Встретилось ли собственное имя существительное? (Лондон)

- Какое мы знаем правило?

- Назовите тему нашего урока. (имя существительное, мы будем пополнять знания об этой части речи). (слайд)

3. Обобщение о существительном.

- Расскажите, все, что знаете об имени существительном.

Работаем в команде. Игра «ВЕЕР».

  1. держит

  2. тянет и читает

  3. отвечает

  4. хвалит

Вопросы:

  1. Что обозначает имя существительное?

  2. На какие вопросы отвечает имя существительное? Примеры.

  3. Какие бывают имена существительные? Примеры.

  4. Как изменяется имя существительное? Примеры.

(Это самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)

Проверка. Отвечает №2.

4.Классификация имен существительных.

- Я думаю, что все эти слова - имена существительные. Докажите. (слайд 4)

Посовещайтесь в команде. Отвечает №1

- Какое задание можно предложить?

- Распределите имена существительное на 2 группы по известным признакам (одушевленности и неодушевленности), отметьте орфограммы.

Работаем с партнером по плечу. (два ученика выполняют задание у доски) Карточки.

Что? Кто?

Лопата, Заяц,
газета, ворона,
письмо, воробей.

- Ребята, что вы скажете о работе ребят у доски? Если у вас в тетради была ошибка - отметьте на полях. (слайд 5)

- Что заметили? Есть ли лишнее слово?


  1. Фиксация затруднения в деятельности.

  1. Чтение письма и его разбор.

- Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя племянница Ирина дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

- Столица какого государства Лондон?

- На каком языке говорят в этой стране?

- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Ира разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма. Читайте внимательно.

Даю минуту подумать. Подчеркните места, которые вам показались необычными.

ВРЕМЯ.

Письмо Майкла.


Здравствуй, мой любимый подруга Ира! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

- Что вас удивило, а может и рассмешило? (Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)

- Какие слова Майкл употребил неправильно?

- Во время MIX поделитесь с напарником, проверьте друг у друга, помогите, кому нужно.


6. Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

Он не знает род имен существительных.

- Чему же нам предстоит сегодня научиться и научить Майкла? (Определять род имен существительных)

Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе.

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(слайд 7).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке №3.

3. Вывод

- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно - исследовательской работе.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Какие слова можно употреблять в речи вместо существительных? (МЕСТОИМЕНИЯ - они наши помощники сегодня на уроке -ОН, МОЙ, ОНА,МОЯ, ОНО, МОЁ.)


7. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1. Исследовательская работа в группах.

- На 1 этапе : Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно исправлять.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 8)

  • Найдите имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

  • Подумай каким словом - помощником можно заменить мужчину, женщину?

  • Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.

  • Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.

  • Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

- Заполняют таблицу.

- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 9)

Проверка групп.

- Имя существительное какого рода называет мужчину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.) (слайд 9)

- Имена существительные какого рода называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- женский род. (слайд 9)

Итак, мы записали одушевлённые сущ. мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

  1. - Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?

- Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит - распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько сущ. неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.

- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, встреча, доброта) (слайд 10)

- Запишите слова в таблицу.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)

(слайд 11)

- Что вы заметили?(слово лото не записали)

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)

- Какие слова - помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)


8. Первичное закрепление во внешней речи

- Правильно?

- Давайте сделаем вывод.

- Каких родов бывают имена существительные?

- Как определить род имен существительных? (слайд 13)

ПРАВИЛО с. 127

Отвечает №4

- Я предлагаю вам и Майклу стихотворение - памятку:

«Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я

И скажу: "она моя".

И запомню род мужской,

И опять скажу: "он мой".

Средний род: "оно моё"

Это правило моё!

9.Самостоятельная работа с самопроверкой

1. - В письме Майкла вы увидели ПОСТ СКРИПТУМ. Он пишет, что пробовал подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное, надписать над ним род. Майкл прислал Ире свои слова, помогите ей напишите, какие слова можно вставить. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …

2. Взаимопроверка по кругу.

3.- Многие иностранцы не могут разобраться в наших фразеологических оборотах, которые обогащают нашу речь. (слайд 14)

- Определите род этих существительных и вставьте во фразеологический оборот.

Крутился, как ______ в колесе.
Ловить каждое _____ .
Зайти в ______ .

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание

- Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали Ирине. Майкл прислал ей открытки с видами прекрасной столицы Англии. (слайд ). Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе и выучить «Секрет запоминания родов». Упр. 238


4


© 2010-2022