Мастер - класс по теме Хокку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс.

Слайд 1.

Сегодня вашему вниманию я представлю мастер- класс по теме «Знакомство с искусством Японии как возможность приобщения к восточной культуре» Слайд 2. Пауза.

Слайд 3 «Япония».

Я вам сегодня предлагаю соприкоснуться с древнейшей культурой Востока. В этой культуре мне нравится идея, что природа - мерило красоты. Красота в глубине вещей. Слайд 4.Даже ритм своей жизни японцы подчиняют событиям в природе. Семейные торжества у них приурочиваются к цветению сакуры, к осеннему полнолунию. Слайд 5.Чтобы заметить красоту природы, нужен тонкий вкус. Японцы не любят симметрии. Слайд 6. Для них она как законченность, завершенность. Слайд 7. Поэтому японское искусство красноречиво на языке недомолвок, примером чему является хокку.

На столе у каждого примеры хокку. Слайд 8. Задание: познакомиться с хокку и ответить на вопрос: «Что общего в данных хокку?» (Варианты ответов короткие, вывод - третья строчка, заканчивается многоточием).

Слайд 9

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка…

Исса

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни.

Даже тогда…

Исса

В темноте я лёг.

Нет для лампы масла.

Вдруг -луна в окне…

Басё

У японцев есть такая крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть»

Теперь, поработав с хокку, как бы вы ее истолковали? (Варианты ответов: есть возможность заполнить свои содержанием, всегда есть место для чего-то нового, заставить задуматься о жизни).

Вывод учителя: Да, действительно, для жителей страны Восходящего солнца важны и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности.

Как же тогда авторам хокку удается создать образ в немногих словах, скупыми средствами?

Работа с хокку.

Слайд 10

В темноте я лег.

Нет для лампы масла.

Вдруг - луна в окне…

Вопросы:

Какая картина вам представляется после прочтения хокку.

Кто, по вашему мнению, является рассказчиком: герой или повествователь? Докажите свою точку зрения.

Можем ли мы определить, в какое время суток происходит событие? Докажите.

Прочитайте первую строку. Что чувствует герой? (одиночество, бедность, темнота).

Прочитайте вторую строчку. Что чувствует герой? (безысходность, холод, ущербность).

Прочитайте третью строчку. Каково назначение слова «вдруг»? (неожиданность, перемена). В чем перемена? (в настроении,

в состоянии героя). Какие слова помогают понять что настроение героя изменилось ? (свет луны, т.к. светлое пятно, надежда, луна - друг) .

Какие еще используемые автором средства усиливают эту же мысль? (многоточие).

Слайд 11

А теперь я вам предлагаю обратиться к ксилографии японского художника Утагавы Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Ксилография -это…

При взгляде на данную ксилографию какое у вас появляется ощущение? (холодно, одиноко, пустынно).

Каким цветом передает художник пустынность зимнего пейзажа? (голубой)

Много ли оттенков голубого использовал художник? (нет, это один и тот же тон).

Какое впечатление это создает? (однообразие монотонность пейзажа)

Почему уточка помещена в узкое вертикальное пространство? Какое чувство это рождает: уюта или дискомфорта? (Художник подчеркивает одиночество, тоскливость дикой утки) .

Что изображает художник с любовью? (саму утку. У нее разноцветные перышки.)

Что усиливает впечатление беззащитности красоты? (Сломанный тростник, засыпанный снегом)

Как вы думаете, почему любовь отдана уточке? (Она живая. Это часть природы. Это короткий миг из жизни природы.)

Вывод: это действительно один миг, который таит в себе недосказанность, красоту, открывающуюся только внимательному ценителю прекрасного.

Я вам предлагаю стать такими ценителями и выразить красоту в слове, придумав свои хокку к данной ксилографии.

Варианты ответов:

В снежном плену

Помнит о лете тростник.

Дивные грёзы…

Утка прижалась к земле.

Крыльями грустно прикрыла

Замёрзшие лапки…

Утка сидит в тростнике.

Даль голубая прекрасна.

Холод пришёл…

Холод в дали голубой.

Утка поджала там лапки.

Сидит в тростнике…

(Дикая утка кричит.

Когда ветер дышит,

поверхность воду покрывается рябью…)



Самоанализ

Как я заявляла в своей системе, литература является инструментом воздействия на душу читателя. Для меня осознанное чтение - это умение увидеть красоту авторского слова, понять его позицию, задуматься над смыслом, «примерить ситуацию на себя».

Поэтому выбор приема, представленного на мастер- классе, был определен следующими причинами:

Малая форма - глубокий смысл, недосказанность - движение мысли читателя, культура другого народа - как один из вариантов восприятия мира.

Выбирая прием работы с ксилографией, я хотела показать интегративную природу искусства, усилить глубину его воздействия на человека. В результате работы с ксилографией и с хокку, я хотела бы чтобы пришло понимание того, что природа - вечна, она источник жизни, красоты, которую нужно уметь увидеть и ценить.



Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка…

Исса

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни.

Даже тогда…

Исса

В темноте я лёг.

Нет для лампы масла.

Вдруг -луна в окне…

Басё

Утка прижалась к земле

Даль голубая прекрасна

Холод пришёл

Замёрзшие лапки

Ветер дышит

Холод в дали голубой

Дивные грёзы

В снежном плену

Грустная уточка

Утка сидит в тростнике

Утка прижалась к земле

Даль голубая прекрасна

Холод пришёл

Замёрзшие лапки

Ветер дышит

Холод в дали голубой

Дивные грёзы

В снежном плену

Грустная уточка

Утка сидит в тростнике

Утка прижалась к земле

Даль голубая прекрасна

Холод пришёл

Замёрзшие лапки

Ветер дышит

Холод в дали голубой

Дивные грёзы

В снежном плену

Грустная уточка

Утка сидит в тростнике

Утка прижалась к земле

Даль голубая прекрасна

Холод пришёл

Замёрзшие лапки

Ветер дышит

Холод в дали голубой

Дивные грёзы

В снежном плену

Грустная уточка

Утка сидит в тростнике

Утка прижалась к земле

Даль голубая прекрасна

Холод пришёл

Замёрзшие лапки

Ветер дышит

Холод в дали голубой

Дивные грёзы

В снежном плену

7



© 2010-2022