Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общие сведения о проекте: Название учебного предмета: русский язык. Класс: 4. Система УМК «Гармония». Программа по учебному предмету:

  • М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко учебник «К тайнам нашего языка»,
  • М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко рабочая тетрадь ч.1
Фрагмент календарно-тематического планирования учителя по изученной теме:
  • Название раздела: Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных
  • Конкретная тема урока: Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения
  • № урока в теме: №2
  • Характеристика деятельности учащихся
Сравнивают окончания имён существительных мужского и женского рода, предполагают, что различия в окончаниях связаны с родом, проверяют своё предположение, выясняют, что гипотеза не подтверждается, осознают возникшую проблему, читают сообщение в учебнике и проверяют свои догадки. Обобщают знания, заполняют таблицу, дополняют знания об именах существительных; формулируют способ действия для определения склонения имени существительного, проверяют его по памятке. Склоняют имена существительные, выявляют безударные гласные в окончаниях, на их месте оставляют «окошки» или пишут, пользуясь информацией в таблице учебника; классифицируют имена существительные в зависимости от склонения, группируют их.

Диагностический блок

Распределение учащихся по уровням развития саморегуляции

уровень

низкий

средний

высокий

22 чел.

8 чел.

9 чел.

5 чел.



Урок по русскому языку в 4 классе

УМК «Гармония»

Тема: «Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения»

Задачи урока:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия "склонение имен существительных"; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.

  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

  • Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.


Оборудование урока: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко учебник «К тайнам нашего языка», М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко рабочая тетрадь ч.1, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, жетоны по количеству учащихся.

План урока с хронометражем


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

Организационный

этап (1)

Приветствует учащегося

Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку

Личностные

Мотивация

урока (3)

Диалог

Умение слушать и говорить

Коммуникативные

Постановка проблемной задачи (7)

Организует подводящий диалог

Создает проблемную задачу

Исследование слов, определяют падеж и род в именах существительных, исследует слова, делает выводы

Формулировать задачу урока, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, различать способ и результат действия, контролировать процесс и результат деятельности (Р.)

Изучение нового материала (14)

Организует работу в группах.

Наблюдает за ходом поиска решений.

Дает образец доказательств

Работают в группах, учатся вести диалог, наблюдать, находить поиск решения проблемы

Учатся делать выводы и предложения

Познавательные

Первичное закрепление (10)


Контролирует и направляет

Индивидуально определяют склонение имен существительных;

классифицируют имена существительные в зависимости от склонения, группируют их.

Регулятивные

Первичная проверка понимания (7)

Наблюдение за работой в группах, направляющий

Склоняют имена существительные, выявляют безударные гласные в окончаниях, на их месте оставляют «окошки» или пишут, пользуясь информацией в таблице учебника;

Работа в группах взаимопомощь, выслушивание мнений

самостоятельность

Коммуникативные

Использовать речь для регуляции своих действий, строить высказывания, понятные для партнёра, доказывать правильность своего решения


Домашнее задание (1)

Объясняет домашнее задание.

Записывает домашнее задание.

Личностные

Рефлексия деятельности (2)

Задает вопросы о задачах урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Проговаривает новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делает предположения, анализирует свою работу на уроке

Коммуникативные








Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока

- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (слайд 1)

- Как можно объяснить это выражение?

- А что вы скажите про наших героев?

Учиться ребята никогда не поздно. Мы отправляем в страну знаний.

3. Постановка проблемной задачи

- Просклоняйте два слова лиса и кот. (слайд 2)

- Чем похожи эти слова? (это имена существительные)

- Чем различаются данные ? (Слово лиса - ж.р. окончание -а, кот - м.р. окончания нулевое)

- Всегда ли так?

-На доске написаны предложения. (слайд 3)

-Определите признаки этих слов как части речи.

Ученики записали слова в тетрадке. (ж.р., ед.ч., в п.п.)

Ученики записали слова в тетради. (ж.р., ед.ч., в п.п.)

- Почему же в словах, так похожих по значению и признакам, различны окончания?

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?

5 . Изучение нового материала.

- Как вы думаете, о каких признаках имени существительного будем говорить на уроке? (Склонение) (слайд 4)

- Откройте учебник на с.86 упр.179.

- Прочитайте сообщение. Чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых.

(Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имён существительных: 1-е, 2-е, 3-е.

Склонение, к которому относится (по которому изменяется) имя существительное, зависит от его рода и окончания в начальной форме.

Имена существительные:

  • Мужского и женского рода с окончанием -а, (-я) - 1-го склонения;

  • Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода -о(е)- 2-го склонения;

  • Женского рода с нулевым окончанием -3-го склонения.)

-Что ты узнал(а) из этого сообщения?

- По какой форме имени существительного узнают его склонение? По каким признакам слова?

-Работа в парах. Закончите таблицу. Впиши признаки, которых не достаёт. (Задачник с.51, упр.179) (слайд 5)

-Вернёмся к упр.177 в задачнике.

- Найдите упражнение 180. Прочитайте задание. (Вернись к записанным тобой изменениям по падежам слов лиса и кот)

- Какого же склонения слово лиса? (окончание -а-1-е скл.)

- Какого же склонения слово кот? (окончание нулевое -2 -е скл.)

- Столбик какого склонения пока остался пустым? (третий столбик)

- Найдите упр. 181. Прочитайте задание. (Из слов мышка и мышь выбери то, которое может занять место в столбике 3-го склонения)

- Докажи решение и запиши слово на строку именительного падежа (177). (Оба этих слова - ж.р., ед. ч.. Выберем слово - мышь, т.к. у нас должно быть слово с нулевым окончанием. А слово мышка -1- го, с окончанием а).

- Письменно просклоняйте записанное слово, оставляя «окошки» на месте окончаний.

- Почему в словах лиса и кот ты их писал(а), а в этом слове не можешь? (В словах лиса и кот - ударение падает на окончание, а в слове мышь - оно безударное)

- С нашей помощью впиши нужные буквы. Но сначала понаблюдай за окончаниями. Что интересного замечаешь?

Окончания 3-го склонения

И. - нулевое Р. - и Д. - и В. - нулевое Т. - ю П. - и

- Сравни окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений (177). Подтверждаешь ли, что в каждом склонении свой набор окончаний? (Подтверждается)

6. Первичная проверка понимания

Фронтальная работа.

- Найдите упражнение 183. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика - по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

- Придумайте и запишите в каждый столбик еще по 2 слова того же склонения. Чем будете руководствоваться?

Проверка.

- Как вы определили склонение у существительных? ( Поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

7. Домашнее задание.

С.88 упр.184

1 уровень - Сначала над словами напишите род, выделите окончание, определите склонение.

2 уровень - Записать в свои столбики: 1 скл., 2 скл., 3 скл.- придумать еще по 3 слова.

3 уровень - В каждом столбике показать цифрами алфавитный порядок слов.

8. Рефлексия деятельности

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах в тетрадке и в тетради разные окончания? (существительное тетрадка - 1скл., существительное тетрадь - 3 скл.)

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

-Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
-А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Какие открытия сделали сегодня для себя на уроке?

-У каждого из вас есть жетоны. Пусть каждый из вас отдаст этот жетон тому, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

(Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество жетонов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий).





Самоанализ урока





№ п/п

Порядковый номер № в схеме, данной в ч. 3





Параметр оценки

Балл (3,2,1)



Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учителя

2

2

2

Реализация компетентностного подхода

1

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, целесообразность и обоснованность

2

4

4

Развивающая направленность заданий

1

5

6

Логика построения урока

2


6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2


7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность выбора

2


8

9

Характер используемой наглядности

1


9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2


10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей

1


11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

1


12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

1


13

15

Формирование познавательных УУД

1


14

16

Формирование регулятивных УУД

1


15

17

Формирование коммуникативных УУД

2


Всего баллов

22


п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

1


2

Качество диагностического блока

1


3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

1


4

Соблюдение требований к плану урока

2


5

Качество теоретического обоснования

1


6

Адекватность самоанализа урока ( объективность выставления учителем баллов за свой контекст)

1




13


© 2010-2022