Особенности патриотического воспитания на уроках ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


Кулаченко Мария Васильевна,

учитель МБОУ «Новобезгинская СОШ»
Современное российское образование переживает большие изменения: ввелся федеральный государственный образовательный стандарт II поколения, новый ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г.). Обновление содержание образования предполагает возникновение нового взгляда на изучение школьных предметов. Но остаются такие цели образования, которых не касаются изменений. Одна из таких целей - воспитать патриота России. Для осуществления Президентской программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», который состоит из шести модулей: - основы православной культуры; - основы исламской культуры; - основы буддийской культуры; - основы иудейской культуры; - основы мировых религиозных культур; - основы светской этики. Все перечисленные модули представляют основы традиционных для российского государства религиозных культур. Родители самостоятельно выбирают какой модуль будут изучать их дети. В Белгородской области наиболее распространено изучение модуля «Основы православной культуры», поэтому наше внимание и исследование основывается на его характеристике. Как и все остальные направления курса, «Основы православной культуры» не преследует миссионерских целей и не предполагает обучение религии. «Основы православной культуры» - это, прежде всего, предмет культурологический. Но мы попытались рассмотреть аспекты патриотического воспитания обучающихся в рамках данной учебной дисциплины. Президент РФ Путин В.В. и патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявили первостепенной задачей перед данной учебной дисциплиной воспитание молодого поколения в духе любви к своему народу, Отечеству, к духовным достижениям, которые в течение многих веков создавал народ. На наш взгляд реализация этой цели послужит одним из главных шагов для воспитания патриота. Учебный курс «Основы православной культуры» предполагает знакомство с яркими и значимыми страницами истории российского государства: с создателями славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, которые принесли мировое христианское наследие в русскую культуру, с деяниями князей Александра Невского и Дмитрия Донского, вера которых была способна вдохновить на великие подвиги народа во имя независимости Руси. Именно восприятие русской истории русской истории через великие образцы преданности и служения Родине направлено, в первую очередь, на патриотическое воспитание современной молодежи. Патриот своей Родины должен быть еще и нравственным человеком. На уроках «Основы православной культуры» речь идет о почитании старших, о ценности жизни и личности каждого человека, о ценности брака, любви, семьи, о милосердии и сострадании к другим людям, о необходимости уважительного отношения к традициям своего народа. Фундамент для эффективного патриотического и духовно-нравственного воспитания необходимо закладывать в раннем возрасте, т.к. результативность работы напрямую зависит от возраста обучающихся. Поэтому курс ОРКСЭ вводится для изучения в 4 классе. Но нельзя забывать и психолого-педагогические особенности младших школьников, следовательно: - в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы и примеры, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию. Например, младшим школьникам будет интересно слушать про детство святых; - так как у младших школьников воображение непроизвольное, необходимо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования; - опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока различные репродукции, а также иконы; - для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей, событий и поступков. На наш взгляд изучение учебного курса «Основы православной культуры» способно оказать благоприятное влияние на каждого ребенка. Родителям не стоит бояться данного курса, в том числе и тем, кто причисляет себя к атеистам. Не требует доказательств тот факт, что культура российского государства выросла благодаря принятию христианства. И не зная основ православия, невозможно адекватно понимать ни российскую культуру, ни историю, ни психологию русского народа. А это является необходимым для каждого уважающего себя человека, не зависимо от принадлежности к определенной расе и вероисповеданию. При переходе на образовательный стандарт II поколения изменяется много в системе преподавания предметов, организации уроков и методах обучения. Но основные цели и предназначение учебного предмета остается неизменным. Следовательно, предмет ОРКСЭ остается достаточно важной платформой, которая позволит воспитать патриотичного и духовно-нравственного человека. Учитывая, что процесс образования есть по природе своей процесс непрерывный о начала жизни человека до ее завершения, и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образовании и воспитании применительно к конкретной культурно-исторической традиции. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России. Курс «Основы православной культуры» позволяет педагогике осуществить данный подход. В наше время, в свете последних событий, становятся все более актуальными вопросы о патриотическом образовании. Каждый учитель должен ставить перед собой цель - внести свой вклад в воспитание достойных граждан нашей страны - патриотов России. А особенно учителя русского языка и литературы, истории, ОРКСЭ и православной культуры. Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам. В настоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса, что, по нашему мнению, является одной из главных проблем современной педагогики и психологии. Принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности школы. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Учитель и школа ответственны не только перед государством за результаты своей деятельности, а в основном перед семьей. Именно семья должна быть вовлечена в современное образовательное пространство. В такой ситуации и возникла необходимость введения такого учебного курса, который бы позволил преодолеть трудности многонациональности российского государства, трудности сотрудничества семьи и школы, трудности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Государство заинтересовано в воспитании нравственно здорового поколения - патриотов России. Следовательно, от сотрудничества семьи, школы, церкви и всего общества в целом будет зависеть решение вопроса: получиться ли сохранить и приумножить лучшие традиции отечественной культуры и сохранить крепкую жизнеспособность нации.

© 2010-2022