Урок урока по русскому языку Безударные окончания имен прилагательных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 "




Урок русского языка в 4-Б классе


по теме "Безударные падежные окончания имен прилагательных"



Урок отработки умений и рефлексии. УМК «Планета знаний», учебник «Русский язык», авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина.



Учитель: Чернобай Е.Н.



2016 г.


Тема: «Безударные падежные окончания имен прилагательных» Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. - систематизация знаний обучающихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных:

  • в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
  • на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;

Задачи урока: Образовательные:

  • определять изученные признаки имени прилагательного;
  • классифицировать слова по частям речи на основе изученных призна­ков;
  • систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • отрабатывать алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных;
  • вывести новый способ проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных на основе наблюдения за языковым материалом;
  • применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных заданий;
  • выработать у обучающихся последовательность действий при правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Развивающие:
  • развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
  • формировать умение аргументировать своё мнение.
Воспитательные:
  • развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;
  • способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;
  • воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;

развивать любознательность и интерес к учебной деятельности.

Планируемые результаты.



Предметные

Предметные универсальные действия - знать и правильно употреблять термины и понятия темы; - наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков; - правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач - отрабатывать алгоритм проверки (известный - с помощью опорной таблицы); - различать окончания имен прилагательных с твёрдой и мягкой основой; - формулировать вывод по результатам наблюдений; - применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

Метапредметные Метапредметные универсальные учебные действия

  • Регулятивные УУД
Обучающийся научится: -принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять действия с учетом выделенных ориентиров действия; - адекватно воспринимать оценки своей работы; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания.
  • Познавательные УУД
- формулировать языковые проблемы; - устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить доказательства, практические действия; - умение работать с разными видами информации; - моделирование (перевод устной речи в письменную); - самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
  • Коммуникативные УУД
- умение выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; - умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Личностные - формирование мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; - работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Обучающийся получит возможность для: - формирования отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения.







Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

1.Самоопределение

к деятельности

Цель:

проверка готовности

обучающихся, их настроя

на работу

Вот звонок дал нам сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

- Выберите слова для формулы успеха: старание, несамостоятельность, внимание, лень, сообразительность, неуверенность.

Учащиеся приветствуют гостей, называют слова, читают формулу успеха. СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ

РУУД:

планировать свои действия и выполнять их.

КУУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

Оценивать свои умения.

ПУУД: осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала.

2.Актуализация знаний и фиксация

затруднений

в деятельности

Цель:

быстрое включение в работу. - Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему урока. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. О какой части речи идет речь?

- О чем же мы будем говорить на уроке?

- Ребята, 23 февраля наша страна празднует знаменательную дату. Что это за праздник?

- Верно. А кого мы поздравляем в этот день?

А поскольку воинами всегда были мужчины, этот праздник стал считаться в народе «мужским днем», когда поздравляют и седых стариков-ветеранов, прошедших с боями всю Европу, и совсем еще юных мальчиков, которым предстоит еще стать защитниками Отечества.

- Как вы думаете, почему возник этот праздник?

Родина! С чего она начинается? Что мы можем считать Родиной? Каждый ответить на этот вопрос по-своему. Но прежде всего, Родина - это та земля, на которой ты родился.
Все может родная земля: и накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ей красотой.
- Сегодня на уроке у нас будут некоторые задания посвящены героям, Родине, защитникам.

-Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор. Составьте схему. Обозначьте все знакомые орфограммы.

С грустью и гордостью звучат имена героев.

- Оцени свою работу. - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- По именам прилагательным «найди» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запиши его, обозначь орфограмму.

Смелый, отважный, храбрый

Великая, малая, богатая

Вечная, зрительная, образная







Об имени прилагательном.

День Российской Армии.

Отвечают на вопросы.

Предложение по цели высказ. - повеств., по интонации - невоскл., основа предложения- имена звучат. В педложении есть второстеп члены, значит -распростр., звучат с чем? С грустью и гордостью - однородн дополн.

Ученик делает самоанализ

герой

Родина

память

РУУД:

умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять

учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно).

3.Постановка задачи и цели урока

- Что помогло нам определить в предыдущем задании существительное?

- Вспомните всё, что мы знаем об имени прилагательном. 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает 3. На какие вопросы отвечает 4. С какой частью речи связано? - Прочитайте отрывок из стихотворения.

Когда протрубили тревогу

В любим… краю,

Застыли мальчишки

В суров… солдатск… строю.

- У прилагательных вставьте окончание. -Попытайтесь сформулировать тему урока? Цель?

- Вспоминаем памятку - алгоритм:

1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного. Самостоятельная работа с последующей проверкой работы по эталону.

Имена прилагательные.

В краю (каком?) любимом,

в строю (каком?) суровом, солдатском.

Тема урока:

« Безударные падежные окончания имен прилагательных»

закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных; развивать умения применять правило, действовать по алгоритму; развивать устную и письменную речь, память; учить постановке учебной проблемы на уроке; воспитывать любовь к Родине.

РУУД:

понимать, принимать и сохранять учебную

задачу.

ПУУД:

участвовать в поиске

решения поставленного вопроса.

КУУД:

участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

4.Организация познавательной деятельности.

Работа в парах. Проверка по эталону.

- Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных.

Самооценка

(Каким?) Зимним погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в (какую?) берёзовую рощу. Потом отправились к (какому?) дальнему старому бору по (какой?) знакомой удобной лыжне. В (каком?) сосновом бору стояла тишь.

РУУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности.

ПУУД: целенаправленно слушать учителя, владеть общими способами решения разнообразных языковых и речевых задач.

КУУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

5.Физминутка.

- Я буду называть слова, если вы услышите имена

прилагательные женского рода - встают девочки, имена прилагательные мужского рода - мальчики. Весёлый, быстрая, овальный, маленький, интересная, упал, лесные, красивая, заботливый, смелый, ночь, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.

- А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.

III. Этап включения изученного в систему знаний.

6.Постановка и решение проблемного вопроса.

Выборочный диктант (работа по карточкам)


- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания. В син_м море, у соседн_й деревни_, по хорош_й дороге, ранн_й зимой, на отдельной высоте, по вражескому снайперу, в рукопашной схватке, около железнодорожного вокзала, ранним утром. Требуется: - имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром); - имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней деревни); - имя прилагательное мужского рода в дательном падеже (по вражескому снайперу, по хорошей дороге); - имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около железнодорожного вокзала) - имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море); - имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой); - имя прилагательное женского рода в предложном падеже (на отдельной высоте, в рукопашной схватке)

Самооценка.



ранним утром

у соседней деревни

по вражескому снайперу, по хорошей дороге

около железнодорожного вокзала в синем море

ранней зимой



на отдельной высоте, в рукопашной схватке

Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмической форме.

Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.

7.Подведение итогов.

Диагностика достижения планируемых результатов.

Работа в группах

-Итогом всей нашей работы станет небольшой тест.

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.

3. Указать имя прилагательное:

а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота

4.В каком из данных прилагательных в окончании пишется -И?

а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м г) по здешн…му

5. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

6.В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением б) обстоятельством в) дополнением

7.Отметь имя прилагательное с окончанием -ой.

а) по стар… памяти

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

г) в дальн… походе

8. Определите падеж прилагательного в словосочетании «шли по шумной дороге»:

а) Родительный

б) Дательный

в) Предложный

Самооценка.

По родам, числам и падежам

по падежу существительного, с которым связано прилагательное.

Бледноватый

С зимним с (каким?)

Времени

Определением

По старой памяти

Дательный

Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмической форме.

Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.

IV. Этап рефлексии.

8.Домашнее задание

Стр.57, упр.153

Записывают в дневник.

9. Рефлексия.

- Понравилась ли вам работа на уроке?

- Как вы считаете, достигли ли вы цели?

- Какое задание на уроке для вас было самым легким? А какое - сложным, трудным?

Оцените себя.

Рассуждают, вступают в диалог с учителем.

Учебно-познавательный интерес к изученному материалу.

Вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

10."Дерево успеха"

Предлагает обозначить свою работу на уроке.

Предлагает обозначить свою работу на уроке.

Оценивать свои умения.









© 2010-2022