- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок урока по русскому языку Безударные окончания имен прилагательных
Урок урока по русскому языку Безударные окончания имен прилагательных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернобай Е.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 "
Урок русского языка в 4-Б классе
по теме "Безударные падежные окончания имен прилагательных"
Урок отработки умений и рефлексии. УМК «Планета знаний», учебник «Русский язык», авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина.
Учитель: Чернобай Е.Н.
2016 г.
Тема: «Безударные падежные окончания имен прилагательных» Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. - систематизация знаний обучающихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных:
- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
- на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;
Задачи урока: Образовательные:
- определять изученные признаки имени прилагательного;
- классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков;
- систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных;
- отрабатывать алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- вывести новый способ проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных на основе наблюдения за языковым материалом;
- применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных заданий;
- выработать у обучающихся последовательность действий при правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.
Развивающие:
- развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
- развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
- формировать умение аргументировать своё мнение.
- развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;
- способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;
- воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;
развивать любознательность и интерес к учебной деятельности.
Планируемые результаты.
Предметные
Предметные универсальные действия - знать и правильно употреблять термины и понятия темы; - наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков; - правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач - отрабатывать алгоритм проверки (известный - с помощью опорной таблицы); - различать окончания имен прилагательных с твёрдой и мягкой основой; - формулировать вывод по результатам наблюдений; - применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.
Метапредметные Метапредметные универсальные учебные действия
- Регулятивные УУД
- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
- общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.
Личностные - формирование мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; - работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Обучающийся получит возможность для: - формирования отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
1.Самоопределение
к деятельности
Цель:
проверка готовности
обучающихся, их настроя
на работу
Вот звонок дал нам сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
- Выберите слова для формулы успеха: старание, несамостоятельность, внимание, лень, сообразительность, неуверенность.
Учащиеся приветствуют гостей, называют слова, читают формулу успеха. СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ
РУУД:
планировать свои действия и выполнять их.
КУУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
Оценивать свои умения.
ПУУД: осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала.
2.Актуализация знаний и фиксация
затруднений
в деятельности
Цель:
быстрое включение в работу. - Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему урока. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. О какой части речи идет речь?
- О чем же мы будем говорить на уроке?
- Ребята, 23 февраля наша страна празднует знаменательную дату. Что это за праздник?
- Верно. А кого мы поздравляем в этот день?
А поскольку воинами всегда были мужчины, этот праздник стал считаться в народе «мужским днем», когда поздравляют и седых стариков-ветеранов, прошедших с боями всю Европу, и совсем еще юных мальчиков, которым предстоит еще стать защитниками Отечества.
- Как вы думаете, почему возник этот праздник?
Родина! С чего она начинается? Что мы можем считать Родиной? Каждый ответить на этот вопрос по-своему. Но прежде всего, Родина - это та земля, на которой ты родился.
Все может родная земля: и накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ей красотой.
- Сегодня на уроке у нас будут некоторые задания посвящены героям, Родине, защитникам.
-Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор. Составьте схему. Обозначьте все знакомые орфограммы.
С грустью и гордостью звучат имена героев.
- Оцени свою работу. - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- По именам прилагательным «найди» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запиши его, обозначь орфограмму.
Смелый, отважный, храбрый
Великая, малая, богатая
Вечная, зрительная, образная
Об имени прилагательном.
День Российской Армии.
Отвечают на вопросы.
Предложение по цели высказ. - повеств., по интонации - невоскл., основа предложения- имена звучат. В педложении есть второстеп члены, значит -распростр., звучат с чем? С грустью и гордостью - однородн дополн.
Ученик делает самоанализ
герой
Родина
память
РУУД:
умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять
учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно).
3.Постановка задачи и цели урока
- Что помогло нам определить в предыдущем задании существительное?
- Вспомните всё, что мы знаем об имени прилагательном. 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает 3. На какие вопросы отвечает 4. С какой частью речи связано? - Прочитайте отрывок из стихотворения.
Когда протрубили тревогу
В любим… краю,
Застыли мальчишки
В суров… солдатск… строю.
- У прилагательных вставьте окончание. -Попытайтесь сформулировать тему урока? Цель?
- Вспоминаем памятку - алгоритм:
1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.
3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного. Самостоятельная работа с последующей проверкой работы по эталону.
Имена прилагательные.
В краю (каком?) любимом,
в строю (каком?) суровом, солдатском.
Тема урока:
« Безударные падежные окончания имен прилагательных»
закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных; развивать умения применять правило, действовать по алгоритму; развивать устную и письменную речь, память; учить постановке учебной проблемы на уроке; воспитывать любовь к Родине.
РУУД:
понимать, принимать и сохранять учебную
задачу.
ПУУД:
участвовать в поиске
решения поставленного вопроса.
КУУД:
участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
4.Организация познавательной деятельности.
Работа в парах. Проверка по эталону.
- Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.
Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.
- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных.
Самооценка
(Каким?) Зимним погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в (какую?) берёзовую рощу. Потом отправились к (какому?) дальнему старому бору по (какой?) знакомой удобной лыжне. В (каком?) сосновом бору стояла тишь.
РУУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности.
ПУУД: целенаправленно слушать учителя, владеть общими способами решения разнообразных языковых и речевых задач.
КУУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
5.Физминутка.
- Я буду называть слова, если вы услышите имена
прилагательные женского рода - встают девочки, имена прилагательные мужского рода - мальчики. Весёлый, быстрая, овальный, маленький, интересная, упал, лесные, красивая, заботливый, смелый, ночь, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.
- А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.
III. Этап включения изученного в систему знаний.
6.Постановка и решение проблемного вопроса.
Выборочный диктант (работа по карточкам)
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания. В син_м море, у соседн_й деревни_, по хорош_й дороге, ранн_й зимой, на отдельной высоте, по вражескому снайперу, в рукопашной схватке, около железнодорожного вокзала, ранним утром. Требуется: - имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром); - имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней деревни); - имя прилагательное мужского рода в дательном падеже (по вражескому снайперу, по хорошей дороге); - имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около железнодорожного вокзала) - имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море); - имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой); - имя прилагательное женского рода в предложном падеже (на отдельной высоте, в рукопашной схватке)
Самооценка.
ранним утром
у соседней деревни
по вражескому снайперу, по хорошей дороге
около железнодорожного вокзала в синем море
ранней зимой
на отдельной высоте, в рукопашной схватке
Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмической форме.
Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.
7.Подведение итогов.
Диагностика достижения планируемых результатов.
Работа в группах
-Итогом всей нашей работы станет небольшой тест.
1.Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и падежам
б) по падежам
в) по родам, числам, падежам
2.Как определить падеж прилагательных?
а) по окончанию прилагательных
б) по вопросу от существительного к прилагательному
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.
3. Указать имя прилагательное:
а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота
4.В каком из данных прилагательных в окончании пишется -И?
а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м г) по здешн…му
5. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени; б) числа; в) рода.
6.В предложении имя прилагательное чаще всего является:
а) определением б) обстоятельством в) дополнением
7.Отметь имя прилагательное с окончанием -ой.
а) по стар… памяти
б) близк… другом
в) горяч… сердцем
г) в дальн… походе
8. Определите падеж прилагательного в словосочетании «шли по шумной дороге»:
а) Родительный
б) Дательный
в) Предложный
Самооценка.
По родам, числам и падежам
по падежу существительного, с которым связано прилагательное.
Бледноватый
С зимним с (каким?)
Времени
Определением
По старой памяти
Дательный
Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмической форме.
Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.
IV. Этап рефлексии.
8.Домашнее задание
Стр.57, упр.153
Записывают в дневник.
9. Рефлексия.
- Понравилась ли вам работа на уроке?
- Как вы считаете, достигли ли вы цели?
- Какое задание на уроке для вас было самым легким? А какое - сложным, трудным?
Оцените себя.
Рассуждают, вступают в диалог с учителем.
Учебно-познавательный интерес к изученному материалу.
Вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
10."Дерево успеха"
Предлагает обозначить свою работу на уроке.
Предлагает обозначить свою работу на уроке.
Оценивать свои умения.