Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №10» г. Перми Согласовано: Утверждаю: _____________ Научно-методическим советом директор МАОУ «Лицей №10» г.Перми МАОУ «Лицей №10» г.Перми А.В. Ивенских Протокол № _____ От «___» _________________ 20___ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(модифицированная)

для учащихся 1-х классов

сроки реализации: 2014-15 учебный год



Составители:

учителя начальных классов

Залеляева Т.В.

Пинчук И.А.

Шатохина Н.В.











Пермь 2015



Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса представляет собой модифицированную программу. Разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №10» г. Перми, авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой по литературному чтению. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, миссии МАОУ «Лицей №10» г. Перми, стандартам программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), миссии и Профилю учащегося Международного Бакалавриата. Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции обучающихся. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и литературоведческого анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей обучающихся; 4) приобщение обучающихся к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями Данная программа является основой развития обучающихся в контексте IB PYP:

  • способствует формированию международного сознания;
  • способствует формированию личности, демонстрирующей все качества Профиля обучающегося (заботливый, рефлексирующий, рискующий, открытый миру, знающий, думающий, общительный, исследующий, гармоничный, принципиальный), а также личностные характеристики, соответствующие Портрету выпускника начальной школы (любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни).
  • задействует отношения (установки), являющиеся одними из ключевых элементов программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), такие как: оценка по достоинству, приверженность, уверенность, сотрудничество, творчество, любознательность, сопереживание, энтузиазм, независимость, целостность, уважение, терпимость.
  • позволяет проводить обучение в контексте блоков исследования, каждый из которых имеет свою центральную идею, соотносящуюся с одной из шести межпредметных тем.
  • при включении концепций осуществляется принцип целевого и структурированного исследования, как мощного двигателя обучения, что является центральным для философии IB PYP.
  • учитывает 5 ключевых элементов программы IB PYP (знание, концепции, межпредметные навыки, отношения, действия). Они нашли свое отражение в данной программе и планерах по темам исследования. Эти элементы позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
  1. Личностно-ориентированные принципы:
- принцип развития - означает, что личность рассматривается как проективная система, т. е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношением ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; нацеленная на выявление возможностей и применение их в будущем; - принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности; - принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
2. Культурно-ориентированные принципы: - принцип целостности - предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип систематичности - означает, что преподавание ведется в определенном порядке, построено в строгой логической последовательности, материал четко планируется, делится на законченные разделы, модули; - принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: - принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, - принцип смыслового отношения к миру - предполагает, что обучающийся осознает, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является, и который так или иначе переживает и осмысливает для себя; - принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития обучающихся, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности обучающегося, - принцип вариативности - предполагает формирование обучающимися способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
В программе материал сгруппирован по темам исследования. Рабочая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения обучающихся, и уроки внеклассного чтения. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что обучающиеся читают произведения, которые включены в тему исследования. Произведения содержат богатый материал для работы над качествами Профиля обучающегося. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции обучающихся.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: 1 этап. Работа с текстом до чтения. Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Обучающиеся пытаются определить направленность текста - смысловую, тематическую, эмоциональную; выделить героя по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Все это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение - слушание, комбинированное чтение. Выявление первичного восприятия текста (беседа, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы). Соотношение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесения необходимых коррективов. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания. Обучающихся необходимо вооружить (научить) приемам понимания прочитанного: - понять идею произведения, замысел автора; - почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Для этого необходимо создать благоприятные условия для овладения школьными приемами понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе. Обучающийся читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует либо в плане или в таблице ( в рабочих тетрадях). Для повышения мотивирования обучающихся к учебной деятельности при разработке блока (темы) исследования, организованного вокруг центральной идеи, каждый блок должен быть: Занимательным, то есть интересным для обучающихся, вовлекать их активно в свое собственное обучение. Уместным, то есть связанным с ранее полученными знаниями и жизненным опытом обучающихся. Побуждающим, то есть предусматривающим стремление к расширению ранее полученных знаний и опыта обучающихся. Значимым, то есть способствующим осознанию межпредметной природы темы и, как следствие, - универсальности человеческого опыта. Для того, чтобы каждый обучающийся смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться, учитывается и один из важных психологических принципов - индивидуальный подход. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Обучение по данной программе является вариативным к психофизиологическим особенностям каждого ребёнка, выявляемым на основании диагностики психологической службы Лицея, данных медицинского и педагогического (как лицейского, так и внешнего) обследования обучающихся. Соответственно, работа организуется как с обучающимися, испытывающими разного рода затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету. Целью дифференциации является обеспечение наиболее рационального способа выполнения задания в данной теме, учитывая психофизиологические особенности обучающихся. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. Дифференциация в рамках программы осуществляется по следующим принципам: - по уровню умственного развития (уровню достижений); - по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и пр.). Особенность предмета состоит в том, что имеется возможность для реализации межпредметных связей всех учебных предметов программы начального общего образования. При изучении предмета «Литературное чтение» у обучающихся формируется умение работать с информацией (находить, отбирать информацию, делать выводы). Данные умения используются в том числе на других уроках. Программа общим объёмом 45 часов изучается после прохождения букварного периода 4 часа в неделю. Количество часов на изучение каждой темы является ориентировочным и может варьироваться в связи с образовательными потребностями обучающихся и уровнем достижения ими планируемых результатов обучения.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1. Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

Межпредметная тема

Название блока (темы) исследования Раздел I. «Попрыгать, поиграть…»


12

Раздел II. «Наш дом»
8

Раздел III. «Ребятам о зверятах» 12 Разделяя планету Живые обитатели природы (тема исследования №6) Раздел IV. «Маленькие открытия» 13 Как устроен мир Органы чувств (тема исследования №5) Итого 45 часов

2. Содержание программы

Тема

Краткое описание темы

(по подтемам)

Применяемые образовательные технологии

Ведущая форма организации учебной деятельности обучающихся

Раздел I.

«Попрыгать, поиграть ...»

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».

Первый урок вежливости: «Как надо здороваться»;

А. Барто «Я выросла»,

Я. Аким «Мой конь»,

С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку», В. Драгунский «Друг детства»,

В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку»,

С. Маршак «Цирк шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Второй урок вежливости:» Как надо дарить подарки»;

Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши среди двора», И. Демьянов «Скакалочка»,

Е. Чарушин «Никита-охотник».

Третий урок вежливости.

Ю. Мориц «Попрыгать- поиграть..»,

А. Барто «Игра в слова»,

И. Токмакова «Плим»,

С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон»

Э. Успенский «Удивительное дело»,

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

Э. Успенский «Крокодил Гена
и его друзья» (отрывок)

С. Маршак. Стихи для детей. Ю. Мориц «Малиновая кошка» (стихи)

Технологии:

-исследовательской деятельности;

-технология продуктивного чтения


Ф, И, Г, П

Раздел II. «Наш дом»

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»;
А. Барто «Две сестры глядят на брата»;

Я. Аким «Мой брат Миша»

А. Барто «Разлука», «Одиночество»;

Г. Граубин «Окно»; Э. Мошковская «Трудный путь»

Четвертый урок вежливости.
Г. Остер «Вредные советы»;

М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок)

Б. Заходер «Два и три»; М. Зощенко «Глупая история»; стихотворения В. Бирюкова «Почему рано встал», О. Григорьева «Обновка»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Технологии:

-исследовательской деятельности;

-технология продуктивного чтения

Ф, И, Г, П

Раздел IV. «Маленькие открытия»

Межпредметная тема: Как устроен мир

Тема исследования: Органы чувств

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад»; В. Бирюков Сентябрь»; Т. Золотухина «Лужи-зеваки»;
В. Песков «Листья опадаютс кленов»

Н. Сладков «Песенки подо льдом»; И. Токмакова «Куда в машинах снег везут?»

Н. Сладков «Шапки долой!»; И. Токмакова «Весна»

Н. Сладков «Бегство цветов»;
В. Лапин «Утро»

Г. Новицкая «Зонтик»;

С. Маршак «Дождь»; А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…»;

К. Паустовский «Приточная трава»

М. Пришвин «Берестяная трубочка

А. Александрова «Лесные шорохи»;
Г. Скребицкий «Лесной голосок»

Ю. Мориц «Что над чем»;
Г. Цыферов «Где живет солнце» (отрывки из книги)

«Любимые произведения о природе» Г. Скребицкий. Рассказы. Н. Сладков. Рассказы

Технологии:

-исследовательской деятельности;

-технология продуктивного чтения
Ф, И, Г, П

Раздел III. «Ребятам о зверятах»

Межпредметная тема: Разделяя планету

Тема исследования: Живые обитатели природы

Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки

М. Пришвин«Медведь».Стихи
Г. Граубина «У ручья», «Беспокойные мыши».

М. Пришвин «Медведь».
Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши».

С. Черный «Слоник…».

Пятый урок вежливости

Е. Чарушин «Томкины сны».

С. Михалков «Щенок»

Ю. Коваль «Дик и черника»;
А. Шибаев «Без ужина»

М. Коршунов «Рисунок с натуры». М. Коршунов «Дом в Черемушках»

Д. Хармс «Удивительная кошка»; И. Токмакова «Котята».

Шестой урок вежливости. Ю. Мориц «Ворона»;

В. Вересаев «Братишка»
М. Коршунов «Петька и его, Петькина, жизнь» (рассказы). «Дом в Черёмушках» (повесть)

Технологии:

-исследовательской деятельности;

-технология продуктивного чтения
Ф, И, Г, П


3. Система оценивания Оценивание является одним из основных элементов процесса образования, важным для всех участников образовательного процесса и призванным обеспечивать обратную связь. В данном аспекте имеет значение не только сам процесс оценивания и организация сбора и анализа данных, а также способы доведения этой информации до сведения всех участников образовательного процесса. Согласно Политике оценивания, принятой в Лицее, в 1-х классах действует система безотметочного оценивания. Используются два вида оценивания:

  • словесная оценка - краткая характеристика результатов познавательной деятельности обучающегося;
  • уровневая система - оценивание деятельности обучающегося в соответствии с тремя уровнями успешности (высокий, средний и низкий).


Требования к уровню подготовки обучающихся по литературному чтению: При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать:

  • понимание прочитанного текста,
  • способ чтения,
  • правильность,
  • беглость,
  • выразительность,
  • владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

На конец первого класса:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

  • Чтение по буквам при темпе ниже 30 слов в минуту.
  • Без смысловых пауз и четкости произношения.
  • Непонимание общего смысла прочитанного текста.
  • Неправильные ответы на вопросы по содержанию.
  • Слоговой способ чтения.
  • При чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 30-40 слов.
  • Обучающийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного.
  • Умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
  • Плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 40 слов в минуту.
  • Понимание значения отдельных слов и предложений.
  • Умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.


Результаты освоения программы

Личностные результаты

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  • Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

(включая освоенные УУД) Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Познавательные УУД:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами; способность готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  • Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

  • Осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

  • Подробно пересказывать текст.

  • Составлять устный рассказ по картинке.

  • Называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение.

  • Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

  • Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

  • Определять количество букв и звуков в слове.

  • Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях.

  • Ставить пунктуационные знаки конца предложения.

  • Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

  • Находить корень в группе доступных однокоренных слов.





















Учебно-методическое оснащение программы

Учебная литература для учителя





Автор, год издания



Название пособия



Вид пособия


1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012

Литературное чтение. «Капельки солнца»

Учебник

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2012

Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца»

Методические рекомендации для учителя.

3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011. - 400 с.

Сборник программ

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя













Учебная литература для учащихся





Автор, год издания



Название пособия



Вид пособия


1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 2012

Литературное чтение. «Капельки солнца»

Учебник



Информационно-коммуникативные средства: 1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD). 2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD). 3. Звуки природы (CD). 4. Шедевры русской живописи (CD). Наглядные пособия: 1. Репродукции картин русских художников. 2. Портреты писателей. Технические средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный. Интернет-ресурсы.

  1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». - school2100.ru
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - school-collection.edu.ru
  3. Газета «1 сентября». - festival.1september.ru
  4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. -uroki.ru
  5. Презентации уроков «Начальная школа». - nachalka.info/about/193
  6. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - km.ru/ed
  7. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). -nsc.1september.ru/urok







Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов Плани-

руемая дата

Примечание

Раздел I. «Попрыгать, поиграть ...»

11


1

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости. «Как надо здороваться» (вводный) 1

2

А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», С. Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» (конструирование способа действия, урок-вернисаж) 1

3

В. Драгунский «Друг детства»

(конструирование способа действия, урок-путешествие) 1

4

В. Берестов «Про машину»; А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку»; С. Маршак «Цирк шапито»

1

5

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) (рефлексия) 1

6

Второй урок вежливости. Как надо дарить подарки. Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши среди двора», И. Демьянов 1

7

Е. Чарушин «Никита-охотник» 1

8

Третий урок вежливости. Ю. Мориц «Попрыгать- поиграть..», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон» 1

9

Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) 1

10

Э. Успенский «Крокодил Гена
и его друзья» (отрывок) 1

11

Предъявление результатов и оценка освоения раздела «Попрыгать, поиграть» (контроль и оценка знаний и умений, самоконтроль и самооценка). Проверочная работа №1 1

12

Урок внеклассного чтения.

С. Маршак. Стихи для детей. Ю. Мориц «Малиновая кошка» (стихи) 1

Раздел II. «Наш дом»

8


1

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» (конструирование способа действия, экскурсия) 1

2

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»;
А. Барто «Две сестры глядят на брата»;Я. Аким «Мой брат Миша» 1

3

А. Барто «Разлука», «Одиночество»; Г. Граубин «Окно»; Э. Мошковская «Трудный путь» 1

4

Четвертый урок вежливости.
Г. Остер «Вредные советы»; Стихи
И. Демьянова; М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) освоение способа решении конкретно-практических задач) 1

5

Б. Заходер «Два и три»; М. Зощенко «Глупая история»; стихотворения В. Бирюкова «Почему рано встал», О. Григорьева «Обновка» (рефлексия) 1

6

Предъявление результатов и оценка освоения модуля «Наш дом»
(контроль и оценка знаний и умений)

самоконтроля и самооценки) 1

7

«Мой дом» (коррекция знаний) Проверочная работа №2 1

8

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (внеклассное чтение) 1

Раздел IV. «Маленькие открытия»

Межпредметная тема: Как устроен мир

Тема исследования: Органы чувств

13



1

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад»; В. Бирюков Сентябрь»; Т. Золотухина «Лужи-зеваки»;
В. Песков «Листья опадают с кленов»
(конструирование способа действия)
(урок-путешествие)
1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 2

Н. Сладков «Песенки подо льдом»; И. Токмакова «Куда в машинах снег везут?» 1

3

Н. Сладков «Шапки долой!»; И. Токмакова «Весна» 1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 4

Н. Сладков «Бегство цветов»;
В. Лапин «Утро» (конкретизация и освоение способа решения конкретно-практических задач) 1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 5

Г. Новицкая «Зонтик»; С. Маршак «Дождь»; А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…»; К. Паустовский «Приточная трава» (конкретизация и освоение способа решения конкретно-практических задач) 1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 6

М. Пришвин «Берестяная трубочка (рефлексия) 1

7

А. Александрова «Лесные шорохи»;
Г. Скребицкий «Лесной голосок» 1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 8

Ю. Мориц «Что над чем»;
С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце» (отрывки из книги)

(рефлексия, урок живого созерцания) 1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 9

Предъявление результатов и оценка освоения раздела. Проверочная работа №4 Маленькие открытия» (контроль и оценка знаний и умений) 1

10

«Маленькие открытия» (коррекция знаний) 1

11

Комплексная письменная работа
(контроль и оценка знаний и умений)
1

12

Внеклассное чтение «Любимые произведения о природе» Г. Скребицкий. Рассказы. Н. Сладков. Рассказы (рефлексия) 1
МТ: Как устроен мир ТИ: Органы чувств 13

Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца».(урок-презентация учебных достижений «Бал литературных героев») 1

Раздел III. «Ребятам о зверятах»

Межпредметная тема: Разделяя планету

Тема исследования: Живые обитатели природы

12



1

Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки (постановка и решение учебной задачи, урок-концерт) 2
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 2 3

М. Пришвин«Медведь».Стихи
Г. Граубина «У ручья», «Беспокойные мыши». 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 4

С. Черный «Слоник…». Пятый урок вежливости (конкретизация и освоение способа решения конкретно-практических задач, урок живого созерцания) 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 5

Е. Чарушин «Томкины сны».

С. Михалков «Щенок» (постановка и решение учебной задачи, урок-сказка) 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 6

Ю. Коваль «Дик и черника»;
А. Шибаев «Без ужина» (рефлексия) 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 7

М. Коршунов «Рисунок с натуры». М. Коршунов «Дом в Черемушках» 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 8

Д. Хармс «Удивительная кошка»; И. Токмакова «Котята». Шестой урок вежливости.Ю. Мориц «Ворона»; В. Вересаев «Братишка» (рефлексия) 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы 9

Предъявление результатов и оценка освоения раздела «Ребятам о зверятах» (контроль и оценка знаний и умений, самоконтроль и самооценка) Проверочная работа № 3 1

10

«Ребятам о зверятах» (коррекция знаний)


2

11 12

Чтение любимых стихотворений, отрывков прозы.
М. Коршунов «Петька и его, Петькина, жизнь» (рассказы). «Дом в Черёмушках» (повесть) (внеклассное чтение) 1
МТ: Разделяя планету ТИ: Живые обитатели природы


Приложение 3

Дидактические средства

формирования читательских компетенций

обучающихся. I. Приёмы развития полноценного навыка чтения

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата 1. Дыхательные упражнения * Вдох через нос, выдох через рот. * Вдох - задержка дыхания - выдох. * Вдох - выдох порциями. * Вдох - задуваем свечку. * Вдох - задуваем 1000 свечей. * Вдох - считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4…. * Вдох - чтение гласных как одно слово на одном дыхании АОУЭЫЯЕЕЮИ - с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.); - с любым согласным звуком; * Вдох - чтение согласных как одно слово на одном дыхании ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР - с любой буквой гласных; - с ударением на заданный слог. * Самолеты взлетают: у-у-у-у. Машины едут ж-ж-ж. Лошадки поскакали цок-цок-цок. Рядом ползет змея ш-ш-ш. Муха бьется в стекло з-з-з. * Летела муха около уха: ж-ж-ж Летела оса около носа: с-с-с. Летел комар и звенел: з-з-з. Сел на лоб, а мы его хлоп И поймали (кулачок) З-з-з пусть летит.

2. Отработка артикуляции на отдельных звуках - гласных и согласных - проговариваем, пропеваем. а) подряд и выборочно И Э О А У Ы Б) в различных сочетаниях И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция. 3. Упражнения в чтении букв парами: Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И Чтение слов с ними: Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер А-Я аист, армия, яма О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз 4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов: мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.

  • Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.
5. Упражнения в чтении согласных парами. Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц. 6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных. Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко: РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ 7. Произношение чистоговорок Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у мальчика шары. Ро-ро-ро- у нас новое ведро 8. Скороговорки с движениями рук

текст скороговорки

движения рук

Мимо маленькой Марины Пробежал медведь с малиной.

Пальцы рук поочередно сжимать, разжимать.

В такси таксе тесно

Пальцы рук переплетены в замок, руки возле груди. Поочередно то вытягивая руки перед собой со сцепленными пальцами, то подносить к груди.

От топота копыт Пыль по полю летит

Руки сжаты в кулачки, движения ими по столу

Пальцы разводим в разные стороны, как бы пускаем пыль.

Два щенка

Щека к щеке

Щиплют щепку в уголке.

Руки сжаты в кулачки.

Кулачки друг об дружку.

Пальцы рук щиплют друг друга.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Одна рука - вертикально-дуб, вторая - клювик по дубу, как дятел. Меняем положения рук.

До города дорога в гору

От города с горы. Руки показывают движения вверх, как в гору. То же, но только с горы.

Очень много ножек у сороконожек. Подушечками пальцев по столу, как ножки у сороконожки.

Проворонила ворона воронёнка.

Пальцы переплетены и прижаты, спрямляем, сжимаем.

Шапка да шубка

Вот и весь Мишутка.

Руки на столе пальцы переплетены и выгнуты горкой.

В том же положении - на ребро. Ладони ложатся на стол тыльной стороной вниз.

9. Произнесение скороговорок

Скороговорки можно произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения. Можно переставлять логические ударения. Возможно, при проговаривании делать акцент на определённом звуке. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.

Упражнения для работы со скороговоркой

  1. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?

  2. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

  3. Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

  4. Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку

  5. Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.

  6. Соревнование с помощью секундомера.

  7. Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.



Скороговорки

  1. Быстро Егорка говорит скороговорку.

  2. Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.

  3. Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.

  4. Проворонила ворона воронёнка.

  5. Пришёл Прокоп - кипел укроп.

Ушёл Прокоп - кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

  1. Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз - Егорка, два - Егорка и т.д.

  2. По бревну бобры бредут.

  3. Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  1. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бой.

  1. В огороде огорошены -

Растерял горох горошины.

Огород не огорожен -

Не разыщите горошин.

  1. Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки - туки - туки - тук!

Туки - туки - туки - тук!

И посту-кивают, и похрю-кивают:

Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк!

Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк!

  1. Добры бобры до бобрят.

  2. Бабуся - мамина мама,

Бабуся - папина мама,

Дедуся - мамин папа,

Дедуся - папин папа.

  1. Водовоз вёз воду из водопровода.

  2. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

  3. Ах, ты, эхо, эхо, эхо!

Говорить с тобой - потеха.

  1. Болтунья болтала, болтала да заболталась.

  2. Дятел дуб долбил, да не додолбил.

  3. Летели лебеди с лебедятами.

  4. Купила бабуся бусы Марусе.

  5. До города дорога в гору, от города - с горы.

  6. На иве галка, на берегу - галька.

  7. У ёлки иголки колки.

  8. Сеня вёз воз сена.

  9. Хорош пирожок - внутри творожок.

  10. Купи кипу пик.

  11. Пилип к липе прилип, к липе прилип Пилип.

  12. Не руби дрова на траве двора.

  13. Ткал ткач ткань.

  14. Поклюйте, куры, крупки возле ступки!

  15. В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.

  16. В доме у Димы дым. Раздуваем Димин дым.

  17. Волк-волчок овцу уволок. Овца волку - вилы в бок.

  18. Пёк подле копны картошку Прокоп.

  19. Кричал Архип, охрип Архип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

  1. Ловко поле полонили - перепёлок половили.

  2. Влас у нас, Палас у вас.

  3. Шесть мышат в камыше шуршат.

  4. На возу лоза, у воза коза.

  5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  6. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

  7. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  8. У Кондрата куртка коротковата.

  9. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

  10. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

  11. Около кола колокола и на колах колокола.

  12. Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.

  13. Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару - карандаш.

  14. Еле-еле Елизар едет-едет на базар.

А с базара, а с базара не догонишь Елизара.

50) Варвара рвала боярышник у рва.

51) Сильный Василий несёт корзину со сливами.

52) Алла на аллее в алом платье алеет.

53) Яков Якову наговорил всякого про яков.

54) Панкрат и Кондрат раскрашивают квадрат.

55) Крышу крашу красной гуашью.

56) Уж и жаба шли на пляж,

Жук нёс жабе саквояж.

  1. Орнитолог Петров

Перекормил перловкою перепелов.

  1. За межою жнец и жница

Жали ржицу и пшеницу.

  1. Было жарко. Жук жужжал.

Жеребёнок рыжий ржал.

  1. Там в низине бузина.

Под бузиною Зина.

А у Зины бузины целая корзина!

Так корзина тяжела с бузиной у Зины,

Что не вылезет никак Зина из низины!

  1. Петрушка подружке петрушки принёс.

Подружка Петрушки наморщила нос:

Никак не ждала от Петрушки

Подружка подобной петрушки.

  1. Добыл бобов бобыль.

  2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

  3. Шакал шагал, шакал скакал.

  4. На меду медовик, а мне не до медовика.

  5. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

  6. Сидел тетерев на дереве,

а тетёрка с тетеревятами на ветке.

  1. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

  2. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

  3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

  4. Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию, видели Лидию.

  1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  2. У осы не усы, не усищи, а усики.

  3. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

  4. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

  5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  6. Жутко жуку жить на суку.

  7. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

  8. Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей. А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  9. Свиристель свиристит свирелью.

  10. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

  1. Сачок зацепился за сучок.

  2. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

  3. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

  4. Из-под Костромы, из-под Костромщины

шли четыре мужчины.

  1. Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

мыло Мила уронила.

  1. Во мраке раки шумят в драке.

  2. Не по траве, а около катилось «О» и охало.

«О» охало, «О» окало… не по траве, а около…

  1. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

  2. Маланья болтунья молоко болтала,

выбалтывала, да не выболтала.

  1. Наш Полкан из Байкала лакал.

Полкан лакал, но не мелел Байкал.

  1. Тщетно тщится щука ущемить леща.

  2. Потолки белил бы Билли, если бы белила были.

  3. Рома смотрит на ворону: ворона ходит по перрону.

  4. Бабушка Любочке вышивает бабочек на юбочке.

  5. Петр Петрович Петров везёт в метро ведро осетров.

  6. Трубачи в трубы трубят в клубе.

  7. Шёл Егорка по пригорку

И учил скороговорку.

Он учил скороговорку

Про Егорку и про горку.

  1. За жужелицей уж бежал,

А жук от ужаса дрожал.

  1. Оля болтала об Алле, а Алла - о бале.

  2. Марфа - артистка, Марта - арфистка.

  3. Зерно кукурузы на грузовики грузим

  4. Села оса на ось колеса.

  5. У тетёрки потеря - тетерев тетеревят потерял! Тараторит тетёрка тетереву про потерю: - Ты, тетерев, растяпа! Ты, тетерев, тетеря!

  6. Мимо гуся пробегусь, я того гуся боюсь!

  7. Дождик рощу полощет,

А роща на дождик ропщет

107) Едет Римма мимо Рима.

Видит Римма в Риме мима.

108)Казак верёвку связал,

К вязу козла привязал.

109) Петух - пастух пасёт пеструх!

110) Деревня за бором, как за забором!

10. Чтение в темпе скороговорки Предложение читается сначала медленно, затем темп убыстряется. Слова необходимо произносить четко и понятно. 11. Упражнение в литературном произношении слов. ЩА-ЩЕ ручища-тараканище ОГО-ЕГО синего-каждог



Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям. Выработка правильности чтения, воспитание внимания к зрительному образу слова, совершенствование способа и темпа чтения вслух и про себя. 1. Читай плавно. Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи. 2. Кто самый внимательный. Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах. В упражнение включаются следующие пары слов. а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами: косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи; б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв: вслух-глух, слух; город-голод, горох, грохот; вьют-вьюн, вьюга, бьют; в) слова с твердым и мягким согласным: ест-есть; галка-галька; полка-полька. г) чтение разных слов с одинаковой приставкой: развел-развесил, прогибать-пробегают, (для слабочитающих) д) чтение слов с одинаковыми окончаниями: салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка Лучше слова выбирать из читаемых произведений и печатать (а не писать) на доске. е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся. ВОДА, ВОДНЫЙ, чистила зубы - чистое платье БЕЛЬЕ, БЕЛЫЙ, у крутого берега - морского дна. РОДИНА, РОДНОЙ.

3. Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока) ЦВ_Т_К Л_НД_Ш Б_Р_З_ К_Р_Г_Ч

4. Лесенки слов ЕЛ Б_ МЕЛ Б_ _ ОБЕД Б_ _ _ ВЕСЕЛ Б_ _ _ _

5. Слова в слове Сколько слов можно составить их букв любого слова, например, ТЕЛЕВИДЕНИЕ 6. Превращение слов МРабочая программа по литературному чтению для 1 класса ЗРабочая программа по литературному чтению для 1 класса ЛРабочая программа по литературному чтению для 1 классаРабочая программа по литературному чтению для 1 класса АЙКА Ш 7. Анаграммы АЧТПО (почта) АИДРО (радио) ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д. 8. Чтение трудных слов ра - тра - стра - страна во - тво - ство - детство ра - тра - стра - страница 9. «Бегущая строка» Карточки с хорошо читаемым текстом. 1 класс - из 1 - 2 слога, 2 класс - 3-4 слогов, 3 класс - 2-3 слова, 4 класс - предложение, состоящее из 4-5 слов или несколько предложений. Сначала - 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием - как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». При выполнении следует учитывать особенности слоабочитающих детей и быстро. 10. Закончить предложение, фразу, пословицу, поговорку или фразеологизм. 11. Восстановление всевозможных слов 12. Угадай По первому слогу угадать слово, предложение с пропуском слогов, слов. 13. Занимательные упражнения. Эти упражнения развивают внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Почему появились ошибки? Жучка будку не доела. Неохота. Надоело. 14. Чтение с заданиями. - посчитать сколько раз встречается заданная орфограмма; - определенная буква (Ц, О, М) - определенное слово; - подчеркнуть букву, слог ( на, ан и т.д.) - посчитать сколько встречается односложных слов, двусложных (2 слога)слов; - найти самое длинное, короткое слово.



Упражнения, формирующие и развивающие

осознанность чтения. 1. Чтение текста с пропущенными словами. Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его. 2. Игра в прятки. Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение. 3. Мнимое слово. В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно. 4. Фотоглаз Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать. 5. Финиш Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.

Упражнения, развивающие

оперативное поле чтения и память. Развитие поля и способа чтения. Его необходимо выполнять в оптимальном темпе с тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось. 1. Упражнения начинаются с предъявления очень простых слов: ус, крот, друг, вдруг, хруст; а) чтение односложных слов: уж, глаз, брат, съезд, взять; б) чтение двусложных и трехсложных слов: зима, доктор, валенки, поле, спинка, деревья; в) чтение однокоренных слов. Эти группы слов можно включать в урок только лишь после того, как поле чтения детей будет не менее 5-7 букв: бег-бегать-бегство; море-моряк-морской. г) чтение слов синонимов с ограничением времени восприятия: ключ-родник; воин-солдат-боец; зябнуть-стынуть-мерзнуть. д) чтение употребительных словосочетаний с предлогом и без предлога, с тем, чтобы в текстах они узнавались сразу: дед да баба, весна-красна, заяц беляк, жили-были.



2. Тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты.



кол-во букв

Время

( сек. )

Набор №1 «Обозначение звука [ й'] »

1. Скоро май.

2. Юля читает.

3. Маяк светит.

4. Ночью мы спим.

5. Крылья птицы.

6. Братья дружны.

8

9

10

11

11

4

4

5

5

5

Набор №2 «Большая буква в именах собственных»

1. Котенок Пушок.

2. Алматы и Астана.

3. У Юры коза Машка.

4. Юля и Яна ученицы.

5. Том и Тим ученики.

6. Иртыш и Ульба реки.

12

12

13

13

14

14

6

6

6

6

7

7

Набор № 3 «Орфограммы сильных позиций»

1. Малыши идут в рощу.

2. Весело бегут ручьи.

3. Дети ищут грибочки.

4. Храбрые мыши пищат.

5. У девочки была ручка.

6. Чайки и стрижи птицы.

15

15

16

17

17

8

8

8

8

8


Набор № 4. «Разделительный Ь, ЦЫ-ЦИ, ЧК, большая буква»

1. Илья и Дарья пьют чай.

2. Птички для нас друзья.

3. Цыплята Цып и Цыпочка.

4. На арене в цирке циркач.

5. Наша страна Казахстан.

6. Город Усть-Каменогорск.

17

18

18

19

19

20

8

7

7

7

7

7

Набор № 5.Разделительный Ь

1. У Татьяны добрые друзья.

2. Тетя Марья варит варенье.

3. Дарья шьет куклам платья.

4. Ночью разыгралась вьюга.

5. Наталья и Софья любят петь.

6. Грачи вьют прочные гнезда.

20

21

21

21

22

22

6

6

6

6

6

6

Набор № 6 Все орфограммы

1. В речках Африки живет сомик.

2. Может плавать вверх животом.

3. Разные бывают птичьи домики.

4. Самый красивый дом у пеночки.

5. Она вьет его на ветках березы.

6. Часто любит украшать бумагой.

23

24

24

24

24

25

5

5

5

5

5

5

3. Пирамидка Чтение: столбца из 2-3 слов, 2-3 слова в строчке и строчки, 3 слова в столбике и в строчке, добавить предложение (пословице или устойчивое выражение) - для 3 класса, до 8 слов в столбце, предложение и небольшой абзац - для 4 класса. Установка: читаешь слово, сразу смотри на следующее за ним, Постарайся понять прочитанное слово. Используй разный темп чтения: медленно, в нормальном темпе, быстро.

Другие виды работ при чтении для увеличения скорости чтения. 1. Многократное чтение За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения. 2. Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую. 3. Буксир Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов), дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановке на каком-либо слове. Дети должны одновременно остановиться и указать последнее слово, которое может быть прочитано неправильно, близким по значению или грамматической форме. 4. Чтение под стук. 5. Чтение с отрывом взгляда (по сигналу посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а затем читать далее) 6. «Горочка». Чтение каждой строки медленно - быстро - медленно. 7. Чтение по диагонали. Чтение отдельных слов, словосочетаний по диагонали. 8. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине. 9. Громко - тихо. 10. «Дежурная буква» - психологический настрой на начало урока и составление словосочетаний с предложенными прилагательными. 11. Работа по таблицам скорочтения. 12. «Тихо!»- прикладывают палец, что позволяет предупредить активное проговаривание, мешающее быстроте молчаливого чтения. 13. По таблице слов с ориентирами (слова, которые часто употребляются, словарные слова) Учитель называет координаты, дети отыскивают и наоборот. Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Бочка

Блин

Враг

Горб

Дом

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

  1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
  2. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
  3. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками «про себя».
  4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
  5. Чтение, деление на части. Составление плана.

  6. Чтение по готовому плану.

  7. Чтение, после чтения - пересказ.

  8. Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

  9. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

  10. Чтение цепочкой по предложению.

  11. Чтение цепочкой по абзацу.

  12. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

13. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.
  1. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  2. Чтение, ответы на вопросы.

  3. Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

  4. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  5. Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

  6. Чтение до указанного слова или до указанной информации.

  7. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)

Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  1. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

  2. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).

  3. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

  4. Чтение, составление сценария к диафильму.

  5. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

  6. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  7. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

  8. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  9. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  10. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

  11. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

  12. Чтение по ролям.

  13. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  14. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

  15. «Живая картинка» - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.

  16. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

Рабочая программа по литературному чтению для 1 классаРабочая программа по литературному чтению для 1 классаРабочая программа по литературному чтению для 1 класса



  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

  2. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.

  3. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)

  4. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  5. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  6. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.

  7. Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.

  8. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  9. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

  11. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме __________чн_________,_______жи______ и т.д.

  12. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

  13. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  14. Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.

  15. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол

  16. Чтение, пометка непонятных слов.

  17. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)

  18. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  19. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)

  20. Чтение слов, к которым даны сноски.

  21. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

  22. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень, Зима» и т.д.

  23. Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором)

60. Тетради по чтению для творческих заданий.

61. Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока. 62. Творческие задания на карточках. Для слабых учеников:

  1. Чтение с проговариванием слогов.
  2. Шепотом.
  3. Выделять посильные для себя части текста.
  4. Хоровое чтение.
  5. Групповое чтение.
  6. Выборочное чтение.
  7. Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:
  1. Отстукивание темпа.
  2. Скандирующее чтение.

Виды работы над выразительностью чтения:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку

  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения «играет» слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.


© 2010-2022