Классный час Культура поведения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час "О культуре поведения в школе" Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками. Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться. Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся. Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, Ход урока: Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ученик 1

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

С. Маршак Учитель: - Ребята, о чём говорит в своём стихотворении Самуил Яковлевич Маршак? (О правилах поведения в обществе, правилах вежливости). -Почему люди должны быть вежливыми по отношению друг к другу? -Нужно ли соблюдать правила вежливости в школе? Почему?

- Сегодня мы на уроке составим памятку «Школьные правила вежливости».

21 ноября во всем мире отмечают день приветствий и вежливости! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день приветствий и вежливости во всех странах мира.

А какие приветствия знаете вы? (Доброго здоровья, удачи и др.)

В разных станах мира люди по-своему приветствуют друг друга.

Например, зулусы говорят: «Я тебя вижу!".

Монголы: «"Здоров ли твой скот?».

Итальянцы: "Хорошо ли вы потеете?»

Евреи: "Мир с тобой!»

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: "Здоров ли твой скот?" - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов - кочевников составляло его стадо. Здоровые животные - хватит еды - всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода - всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

-Попробуйте объяснить смысл остальных приветствий. («Я тебя вижу» - человек жив и здоров; «Хорошо ли вы потеете?» - здоров ли человек).

- Для чего же люди приветствуют друг друга?

-Составим первое правило вежливости:

Правило№1

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова приветствия.

- Сегодня на уроке мы часто произносим слово «вежливость». Что означает это слово?

Ученик 2. Историческая справка. До XVI века в русском языке широко употреблялось слово "вежа", т.е. человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. (Работа в группе). Я предлагаю выполнить вам следующее задание: перед вами на интерактивной доске нарисован человек -«вежа». Пусть каждая группа подарит этому человеку признаки вежливости. (Дети с помощью стрелочек записывают слова, характеризующие воспитанного человека. Например, добрый, воспитанный и др.)

Человек - «вежа» Классный час Культура поведенияКлассный час Культура поведенияКлассный час Культура поведения



Классный час Культура поведения

Классный час Культура поведенияКлассный час Культура поведенияКлассный час Культура поведенияКлассный час Культура поведения



(Работы вывешиваются на доску, обсуждаются: дети соглашаются или опровергают ответы своих товарищей). После выполнения задания в группах составляется второе правило вежливости. Правило №2

Вырабатывайте в себе качества вежливого, доброжелательного, дружелюбного, воспитанного человека. Задание «Минутка отдыха» -Сейчас вам предстоит выполнить задание «Доскажи вежливое словечко». (ответы хором)

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…..(спасибо).
  • Зазеленеет даже пень, когда услышишь………(добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы……….(спасибо).
  • Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…….(здравствуйте).
  • Когда нас бранят за шалости, говорим ……….(простите, пожалуйста).
  • И во Франции и в Дании на прощание говорят …….(до свидания).
-Как называются отгаданные слова? ( Вежливые слова) -Для чего в нашей речи существуют такие слова? Задание «Жизненные ситуации». Каждая группа получает по 2 карточки с описанием жизненных ситуаций. Задания командам: как поступите вы?

1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

2. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

3. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

4 Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

5. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

6. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

- Поднимите руки те ребята, кто оказывался в подобных ситуациях? Какую реакцию вы ждали от окружающих по отношению к себе?

- Какое правило можно составить на основе ваших выводов? Правило 3. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Задание « Всё самое хорошее»

К доске приглашаются 2-3 ученика класса.

-Давайте попробуем найти в одноклассниках только хорошие качества характера. (Дети говорят о каждом ребёнке, ответы фиксируются на доске).

- Сколько хороших качеств вы назвали! Чтобы хорошие качества приумножились, старайтесь видеть в людях только положительные моменты. Правило №4. Старайтесь видеть в людях только положительные качества характера. -Сейчас мы послушаем частушки о детях, которые забывают одно важное правило вежливости.

Ученик 3.Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

Ученик 4.В поезд входят три девчонки:
"Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!"

Ученик5.Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
"Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!".

Ученик 6.Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала".

-Какое правило не соблюдают дети? ( Уважительное отношение к старшим людям).

-Как должны вести себя дети по отношению к людям старшего поколения?

Правило 5.

Относись с уважением к людям старшего поколения.

Задание «Исправь ошибки». На интерактивной доске слайды с текстами, в которых допущены ошибки в поведении детей. Каждая группа в ходе обсуждения исправляет ошибки, высказывает свой вариант развития событий.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

-Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: "Пошли к нам, ребята. У меня "Жизнь животных" есть. И поедим, а то здорово есть хочется".

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья.

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Обсуждение детьми жизненных ситуаций, коллективное исправление ошибок. В конце урока составляется памятка правил вежливости и памятка упражнений для развития вежливости.

Памятка « Школьные правила вежливости».

Правило№1

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова приветствия. Правило №2

Вырабатывайте в себе качества вежливого, доброжелательного, дружелюбного, воспитанного человека. Правило№3 Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе. Правило №4. Старайтесь видеть в людях только положительные качества характера.

Правило №5

Относись с уважением к людям старшего поколения.

-Не всем всегда получается быть вежливыми людьми. Существуют специальные психологические рекомендации. Учёные-психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, способствующие развитию у человека вежливого поведения к окружающим и к самому себе.С такими рекомендациями познакомит вас (ученик 7)

Упражнение « Наблюдай за собой»

Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Как я разговариваю с людьми? Как я здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Упражнение «Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Упражнение «Изучение мнения других людей» Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Не стесняйся, спроси о себе окружающих тебя людей.

Итог урока -Кого мы можем назвать вежливым человеком? - Почему мы должны быть взаимовежливы по отношению друг к другу? -Какие правила вежливости существуют? -Какие выводы вы сегодня для себя сделали? -Что нового узнали по данной теме?










© 2010-2022