Конспект урока русского языка по теме: «Мягкий знак в середине и в конце слова как показатель мягкости предшествующего»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока письма (послебукварный период) в 1 классе.

Составила: Мещерякова Ольга Валентиновна.

Тема: ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных).

Тип урока: урок повторения и систематизации.

Цель: отрабатывать навык написания мягкого знака внутри слова для обозначения мягкости предшествующего согласного; написания заглавной буквы в кличках животных.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания учащихся о роли мягкого знака в написании слова; об употреблении имён собственных.

Формировать умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова; умения различать имена нарицательные и имена собственные.

Учить правильно, записывать имена собственные, слова с мягким знаком в середине и конце слова, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.

Обогащать активный словарь учащихся.

Развивающие:

Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.

Формирование логических УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Воспитательные:

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.

Планируемые результаты:

Предметные: учащийся повторяет и обобщает сведения об употреблении Ь в качестве показателя мягкости предшествующего согласного и употреблении заглавных букв, в кличках животных, знает, что такое омонимия имён собственных и нарицательных.

Метапредметные: учащийся контролирует выполнение задачи урока, работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами), совершенствует УУД анализа, сравнения, подведения под понятие при работе с твёрдыми/мягкими согласными и омонимией имён собственных и нарицательных, а также регулятивные УУД при составлении рассказа; оценивает свои достижения.

Личностные: учащийся рассказывает о бережном отношении к животным, вспоминая примеры из личного опыта.

Ресурсы и оборудование: компьютер, экран, карточки с текстом, в котором есть орфографическая задача, слайды для работы на уроке.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

Будем грамотно писать.

Давайте вспомним правила урока.



Узнаём новое; повторяем, то, что знаем; узнаём мнение товарища; работаем дружно; учимся писать.



Регулятивные:

-Организация своего рабочего места, умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

-Умение совместно договариваться о правилах работы на уроке и следовать им.

1минуты

На данном этапе проговариваются правила работы на уроке, с целью создания положительного настроя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Как, одним словом называется расположенные в строгом порядке все буквы русского языка?

Назовите вторую букву алфавита, четвёртую, шестую, букву, которая стоит между буквами «ка» и «эм».

Какая из названных вами букв гласная и что мы про неё знаем?

Запишите в тетрадь число, классная работа.

Алфавит.

Бэ, гэ, е, эль.

е, если буква стоит вначале слова и после гласной обозначает два звука, а после мягкого согласного один звук.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме.

Регулятивные:

-Выбирать букву в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

5минут. На втором этапе проверяется знание алфавита, использовала словесный метод, фронтальный опрос.

III. Изучение материала урока.



  1. Целеполагание

Посмотрите внимательно на доску. Ь, М, П, Ш, В, З.

Предположите, зачем я эти буквы записала.

Скажите, на какие 2 группы можно разделить буквы?

Когда мы пишем заглавную букву в словах?

Когда мы пишем букву Ь,

какова её роль в слове?

Где в слове может писаться Ь?

Выскажите свои предположения, какова тема нашего урока, чем будем заниматься на уроке, что повторять?

(слайд 2)

Они потребуются для работы на уроке.

Буквы, обозначающие звуки и не обозначающие звук. Буквы заглавные и строчные.

Когда слово является именем собственным, стоит в начале предложения.

Когда нужно на письме обозначить мягкость согласного звука. В середине и на конце слова.

Будем повторять написание мягкого знака на конце, в середине слова. Написание имён собственных.



Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.

2минуты.

На данном этапе формулируется тема урока, и ставятся цели.



  1. Основной этап и тренировочные упражнения.

  1. Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «шарик, жук».

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

Жук летит,

Жук жужжит,

И усами шевелит.

(Пальчики в кулачок.

Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

Букву прописываем вначале в воздухе, а затем в тетрадь по одному разу.

Игра «Сам себе контролёр»

Подчеркните в тетради самые удачные буквы, а букву которая, по вашему мнению, не удалась, напишите ещё один раз.

Выполняют упражнения.





Запись букв в тетрадь

Регулятивные: умение записывать буквы с соблюдением правил посадки и каллиграфических правил.

4 минуты. На данном этапе выполняются тренировочные упражнения для формирования каллиграфического навыка.


  1. Постановка проблемы.













  1. Поиск решения

Ребята, идя вчера из школы, я прочитала объявление и решила его принести в класс.

А как вы понимаете значение слова объявление?

В словаре это слово имеет толкование - официальное извещение о чём-нибудь, а объявить это значит сообщить, довести до всеобщего сведения, огласить.

А вам доводилось читать или писать объявление? Что пишется в объявлении?

У вас на столах лежит карточка, переверните и прочитайте текст.

(Заранее на парты были разложены карточки с текстом. Они перевёрнуты.)

Пропал шарик. Он маленкий, серенкий. Полина Маркова.

Предположите, чем меня заинтересовало это объявление.

Как вы думаете из того как написан текст можно понять кто или что пропало у девочки? Почему?

(слайд 3)

А как вы думаете, девочка потеряла собачку, или какой- то воздушный шарик?

Почему вы так думаете?

Если девочка потеряла собачку, значит

возник вопрос по слову шарик? Какой?

Шарик - это кличка животного. Как вы понимаете слово кличка?

У кого из вас есть домашний питомец и какая у него кличка?

Если кличка - это имя животного, то, как его надо писать?

Сделайте вывод.

Как мы действовали, выбирая нужную букву?

(слайд 4)



От чего же это происходит? Вам интересно узнать?

В русском языке есть слова, которые могут переходить из имён нарицательных в имена собственные и наоборот, т.е. одно слово в разных случаях может иметь разное значение. В русском языке это называется омонимия. С этим понятием мы будем встречаться и в дальнейшем изучении русского языка.

Исправьте ошибку в тексте объявления.

(слайд5 )

Спишите первое предложение в тетрадь, уже не допуская ошибку в написании слова шарик, подчеркните орфограмму в этом слове.

Взаимопроверка.

Это когда что - то хотят рассказать всем.



Каждый ученик самостоятельно читает текст.

В тексте есть ошибки. Захотелось помочь девочке.

Нет.

Не понятно значение слова шарик.

Слово шарик может обозначать название предмета и кличку животного.

Собачку.

Варианты детей.

Как правильно написать слово.

Кличка - это имя животного.

Варианты детей.

С заглавной буквы.

Прочитать слово, подумать над его значением. Если обозначает кличку, то это имя собственное выберем большую букву. Если слово обозначает название предмета, это имя нарицательное, будем писать с маленькой буквы

Да.



Дети в карточке исправляют ошибку.

Запись первого предложения в тетрадь.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:

Умение распознавать орфограмму, совершенствовать анализ, сравнения при работе с омонимией имён собственных и нарицательных.

8 минут.

На основном этапе урока - изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа.

Даётся понятие «кличка», её отношение к именам собственным и орфографическому правилу, использовала наглядно - демонстративный метод.

IV.Физкультминутка

Я вам буду называть слова. Если слово является нарицательным - вы сидите. Если собственным - встаёте.

кошка Мурка, корова Бурёнка, собачка Жучка, жеребёнок Сивка.

Назовите слова, из физкультминутки, которые вы напишите со строчной буквы. А какие с заглавной?

(слайд6)



Кошка, корова, собачка, жеребёнок.

Мурка, Бурёнка, Жучка, Сивка.

2 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с заданием на проверку полученных знаний.

V. Отработка знаний о Ь знаке, как показателя мягкости предшествующего согласного









VI. Закрепление материала. Самостоятельная работа.





Прочитайте второе предложение.

В нём Полина все слова написала грамотно?

На какую орфограмму вы заметили ошибки?

Какова его роль в словах?

Исправьте их в тексте объявления.

Запишите второе предложение в тетрадь без ошибок.

Взаимопроверка.

Что можно сказать о количестве звуков и букв в словах: маленький, серенький?

Где ещё в слове пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Давайте определим, что грамотно написала девочка, какие орфограммы она знает.

Спишите в тетрадь имя и фамилию девочки.

Проверьте текст, который вы записали в тетрадь.

(слайд7)

Самопроверка

А сейчас я предлагаю проверить ваши знания.

Первое задание: из слов, которые я буду диктовать, вы должны записать только с мягким согласным на конце.

Лось, лис, кабан, олень.

Составьте слого-звуковые схемы записанных вами слов, «зажгите» огоньки и сделайте звуко-буквенный разбор.

Самопроверка по слайду.

(слайд 8)

Какой другой способ обозначения мягкости согласных вы обозначили при выполнении задания?

Если вы выполнили всё правильно, то на строчке с заданием нарисуйте зелёный кружок, если выполнили задание, но допустили ошибки, нарисуйте жёлтый кружок, ну а если вы не смогли выполнить задание, то нарисуйте красный кружок.

Второе задание: составить из слов и записать предложение по слайду, выбрать нужную букву.

стаде, пасётся, В, З(з)орька.

(слайд9 )

Самопроверка по слайду.

(слайд10 )

Оценивают свою работу аналогично первого задания.

Как рассуждали при выборе буквы в слове Зорька?

Нет.

Мягкий знак в середине слова, как показатель мягкости предшествующего согласного.

Дети записывают предложение в тетрадь.

Звуков меньше, чем букв. Мягкий знак звука не обозначает.

На конце слова.

Написание предложения: начало с заглавной буквы, в конце точка. Написание имён собственных: имена, фамилия.



Учащиеся записывают слова: лось, олень. Выполняют разбор.

Учащиеся проверяют свою работу.

Гласная буква е.

Учащиеся оценивают свою работу.





Учащиеся оценивают свою работу.

Познавательные:

-умение написания Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

6 минут.

При повторении материала использовала словесный и практический метод









10 минут.

Использовала практический метод.


VII. Итог урока.

Какой материал мы сегодня повторяли? Что для вас на уроке было новым? Как пишутся клички животных? С помощью каких букв обозначается мягкость предшествующих согласных?

2минуты.

Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. На этом уроке воспитывалось бережное отношение к животным и определённые качества личности.

3 минуты.

VIII.Рефлексия.

Ребята, а что вы можете сказать как о человеке, про девочку из нашего объявления. Какая она?

Она правильно поступила, что написала это объявление?

Какую цель она ставила, когда развешивала это объявление?

(слайд11 )

Вам было интересно на уроке?

Оцените наш урок «светофором».Все старались на уроке показать свои знания, спасибо вам за это. Всего доброго.

(слайд12 )

Добрая. Любит животных.

Да.

Найти своего питомца, друга.

Да.

. Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли, вести диалог.

Регулятивные:

-оценивать свою работу

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.



© 2010-2022