Чередование звуков в корнях слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чередование звуков в корнях слов.Чередование звуков в корнях слов.Чередование звуков в корнях слов.Урок русского языка во 2 -м классе по программе "Перспективная начальная школа". "Чередование звуков в корнях слов". Повторение

Зачиняева Людмила Юрьевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Тема урока: Чередование звуков в корнях слов. Повторение.

Задачи:

  • закрепить знания о чередованиях звуков в корнях слов (видимых и невидимых), повторить способы проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.

  • развивать устную и письменную речь, содействовать обогащению словарного запаса; способствовать развитию у детей высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения.

  • воспитывать внимание к слову, доброжелательность. Трудолюбие.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение задач, темы урока

- Ребята, со сказочным человечком случилось несчастье: он заблудился. Вы видите эти фонари. Если их зажечь, то он сможет найти дорогу домой. Но для этого нужно выполнить несколько заданий Анишит Йокоповны. Поможем беде? Я в этом не сомневалась, тем более, что Маша с Мишей будут рядом.
- Для успешного выполнения заданий волшебницы вам понадобятся знания о чередованиях звуков в корнях слов, а также сообразительность и внимание.

III. Минутка чистописания

- С кем же случилось несчастье? Имя сказочного человечка вы скажете сами, если выпишите все буквы, написанные верно в строчку.

о Y н U & и @ т Z а V W р Ъ у Q J L Б A
онитаруБ Буратино
У Маши: Буратино.
У Миши: буратино.

- Кто согласен с Машей, с Мишей? Обоснуйте.

IV. Закрепление пройденного

1. Чтобы зажечь 1 фонарик нужно выполнить такое задание Анишит Йокоповны: расколдовать слова. Справитесь? (Работа в группах)

- Вспомним правила работы в группах:

Чередование звуков в корнях слов.

- Расколдуем слова: к.са, чи., гн.здо, п.нал.
- Проверяем: Скажите, какое чередование звуков наблюдали? (невидимое)
- Маша с Мишей сделали так:
Коса - косы, чиж - чижи, гнездо - гнезда, пенал - пена.
- Вы согласны? (Нет)
- Докажите.
- Назовите способы проверки невидимых чередований звуков.

  1. Подбор родственных слов.

  2. Изменение формы слов.

  3. Чередование звуков в корнях слов.Словарь «Пиши правильно».

- Молодцы! Чем похожи слова, которые вы успешно расколдовали?

I. Гр. - предметы, ед. ч., невидимое чередование звуков.
Как разбили на группы?
II. По родам.
III. Одушевленные, неодушевленные.
IV. Словарное слово.
V. Коса - многозначное слово.
VI. Безударные гласные; парные согласные.Чередование звуков в корнях слов.

- Мы с вами вспомнили, как проверять слова, в которых невидимое чередование звуков на письме. Вы отлично справились с первым заданием волшебницы и вот результат - зажигается первый фонарик зеленым светом.

- У вас, ребята, есть тоже такая дорога с волшебными фонарями настроения. Если у вас сейчас хорошее настроение и вам понравилось работать со словами, то вы можете зажечь и свой первый фонарик, раскрасив его любым из трех цветов, если вам почему-то грустно, то не зажигайте.
- Договорились! Раскрасьте, пожалуйста!

2. Чтобы зажечь второй фонарик, нужно выполнить следующее задание Анишит Йокоповны:

  • Расселить по домикам родственные слова и выделить в них корни. (У каждого на парте)

Чередование звуков в корнях слов.

Слова на карточках: лучок, луговой, луковый, лужок, луковица, лужайка.

- Маша сделала так:

Чередование звуков в корнях слов.

- А Миша так:

Чередование звуков в корнях слов.

- Кто согласен с Мишей, кто согласен с Машей? Докажите.
- Чем похожи все слова?
- Мы наблюдаем видимое чередование звуков на письме.
- Молодцы, смотрите, зажегся второй фонарик.
- Раскрасьте и свой тоже.

3. Чтобы зажегся третий фонарик, нужно выполнить задание Анишит Йокоповны, расположенное в учебнике на с. 143, упр. 107. (выписать по 1-2 слову)

Миша: Маша:
смазка - смазки смазке - смазочка
смазка - смажу смазке - смажу

- Кто согласен с Мишей, кто согласен с Машей? Объясните.
- какое чередование в первой паре?
- а во второй?
- Отлично, и зажигается третий фонарик. И ваш тоже. (На доме замок)
- Вот так дела, замок нужно открыть, но здесь код.
16 4 16 18 16 5
О Г О Р О Д - запишите слово!
- У Маши - ОГОРОД, а Миша так написал слово - ОГАРОТ.
- Кто согласен с Машей, кто согласен с Мишей? Объясните!
Т - проверим «огороды»
Чередование звуков в корнях слов. - словарь происхождения слов.

- И вот, Буратино дома. Он очень счастлив. Ему осветили путь три фонарика:

Зеленый - цвет удачи, успеха.
Желтый - цвет солнца, радости.
Красный - цвет любви, дружбы.

- А все благодаря вашим отличным знаниям!
- О чем? (Дети отвечают)
- Встаньте, те, у кого весь урок было хорошее настроение, покажите свои фонарики.
- Спасибо вам за урок, а наш сказочный человечек дарит вам свои портреты.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (УМК "Перспективная начальная школа")

Лазарева Владилена Геннадьевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

  • продолжить формирование умения ставить падежные и смысловые вопросы от главного слова к зависимому в словосочетаниях, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание их окончаний;

  • закрепление умений находить и выделять основу предложений, определять род глаголов в прошедшем времени и делать звукобуквенный разбор слов;

  • формирование умения определять и отличать друг от друга формы существительных Д.п. и П.п. I и II склонения и правильно писать их окончания.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. Надеюсь, вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.

Давайте поиграем в игру "Бегущие минутки". За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание)

  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)

  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению)

  4. Постоянный признак имён существительных… (род)

  5. Часть слова без окончания … (основа)

  6. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)

  7. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)

  8. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые)

  9. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е)

  10. Без какой части не может существовать слово? … (без корня)

  11. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)

  12. Сколько падежей в русском языке? … (шесть)

Молодцы! Справились с заданием!

2. Работа с устойчивыми выражениями.

Ребята, сегодня в классе так много человек, что практически яблоку негде упасть.

Что я сейчас произнесла?
А что это выражение обозначает?
Давайте посмотрим в словаре?

3. Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Работа по теме урока.

Посмотрите на доску (две группы слов)

Из земли

Из избушки

По степи

По комнате

На стене

На празднике

В столе

В постели

Чем отличаются две группы слов?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

4. Работа по теме урока

а) ТПО упр. 19.

Как страшно мышке (1 скл., Д.п., ед. ч.)
Жить в норушке ( 1 скл., П.п., ед. ч.),-
У кошки (1 скл., Р. П., ед. ч.)
Ушки на макушке (1 скл, П.п., ед. ч.).

Мышке - мышечка
В норушке - норушечка
У кошки - кошечка
На макушке - макушечка

б) Упр. 33

Живу (где? в чём?) в зверинце ( 2 скл., ед. ч., П.п)
Ревматизм (где? в чём?) в мизинце ( 2 скл., ед. ч., П.п.)

в) Упр. 34

Собака (словарное слово) бегала одна
По городскому (город) саду.
Цветочки (цвет, чк-чн) нюхала она
И пела серенаду.
Её увидел господин
В цилиндре (2 скл., ед. ч., П.п) и во фраке ( 2 скл., ед. ч., П.п.).
Бродил (бродит) по саду он один
И тосковал во мраке (2 скл., ед. ч., П.п.).

Она (собака), её (собаку), он (господин)

Основы предложений:

Собака бегала
Она нюхала и пела
Господин увидел
Он бродил и тосковал

Посмотрите в учебник, какую встречаем пиктограмму (работа в паре)

Фрак [фрак]

Ф - [ф] - согл. глух. парный ([в\ф]), твёрд. парный ([ф\ф'])
Р - [р] - согл. звон. непарный, твёрд. парный ([р\р'])
А - [а] - гласн. ударный
К - [к] - согл. глух. парный ([г\к]), твёрд. парный ([к\к'])

4 б., 4 зв., 1 слог.

Мрак [мрак]

М - [м] - согл. звон. непарный, твёрд. парный ([м\м'])
Р - [р] - согл. звон. непарный, твёрд. парный ([р\р'])
А - [а] - гласн. ударный
К - [к] - согл. глух. парный ([г\к]), твёрд. парный ([к\к'])

4 б., 4 зв., 1 слог.

Физкультминутка

Приготовились к разминке:
Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли.
Ею тоже помахали.
А теперь соединили
И опять разъединили.
Повторяем десять раз.
Ускоряем мой показ…
Молодцы, не поленились,
Аплодисменты получились.

5. Итог урока.

Поделиться



© 2010-2022