Урок по основам православной культуры Зачем творить добро? (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль: «Основы православной культуры».
Тема урока: Зачем творить добро?
Цели урока: 1) довести до учащихся, зачем православные творят добро; 2) развивать знания об образе жизни православных; 3) прививать чувство милосердия, приучать творить добро. Эпиграф: Добро творить - себя веселить. Пословица. Оборудование: 1) «Толковый словарь русского языка». С.И. Ожегов. 2) Православный словарь. 3) Презентация к уроку. 4) Пословицы учащихся о добре. 5) Раздаточные карточки с тестом. 6) Раздаточные карточки с притчами. 7) Раздаточные карточки со словами старца Паисия Святогорца. 8) Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». 9) Раздаточные карточки для парной работы. 10) Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.
І. Организация деятельности учащихся. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись все и сели. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и оценить в самих себе.
ІІ. Проверка домашнего задания. 1) Индивидуальная работа. (4-5 учащихся.) Тест. 1. В чём главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства? а) В Ветхом Завете был запрет на совершение греха, а в Новом Завете Христос указывает на то, каким надо быть, чтобы попасть в Царствие Небесное. б) Ветхозаветные заповеди были даны всему народу, заповеди блаженства только ученикам Христа. в) Ветхозаветные заповеди должны строго соблюдаться, новозаветные носят рекомендательный характер. 2. Как вы понимаете заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»? а) Именно кротким в наследство достанется вся земля. б) Окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал. в) Благодаря кротости человек может обогатиться.
3. Какой плач имеется в виду в словах Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»? а) Плач от обиды. б) Плач о Боге. в) Плач о потерянном богатстве. 4. Что значит «Блаженны алчущие и жаждущие правды»? а) Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, т.е. сильно хотеть быть достойным приближения к Богу. б) Имеется в виду то, что нужно всегда и во всём добиваться правды. в) Сильное желание узнать чью-то правду.
2) Фронтальная проверка. Кроссворд по теме «Заповеди блаженств». (Дом. зад.) (Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры».) Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое чувство наполняет сердце христианина, живущего с Богом. 1. м
и * р
о
т
в
о
р
е
ц 2. р * а
й 3. с
е
р * д
ц
е 4. к
р * о
т
о
с
т
ь 5. м
и
л
о * с
т
ь 6. с
в
е * т 7. л
ю
б
о
в * ь

  1. Человек, который приносит мир в отношения людей.
  2. Место, где будут находиться праведники после своей смерти.
  3. Что должно быть чистым, чтобы человек имел надежду увидеть Бога?
  4. Душевное качество людей, которые не стремятся быть непременно лучше других.
  5. Качество, за которое человек будет помилован Богом.
  6. То, чем является христианин по отношению к миру по слову Иисуса Христа.
  7. Чувство, которое Бог заповедовал испытывать по отношению к врагам.

ІІІ. Сообщение темы и задач урока. - Тема сегодняшнего урока, ребята, «Зачем творить добро?» Наша задача - узнать, зачем православные творят добро, расширить знания об образе жизни православных, показать ваши театральные способности. Я выбрала эпиграфом к уроку пословицу: «Добро творить - себя веселить». Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы учащихся.) Напишите тему урока и эпиграф в тетрадях. (Слайд 2.)
ІV. Работа над новой темой. 1) Актуализация знаний. Составление кластера. - Скажите, пожалуйста, а что такое добро? Давайте составим кластер.
сила ---------------- ------------ забота мама ---------------- Добро ------------ уют на душе помощь ---------------- ------------ милосердие ласковое слово --------- ------------ радость умение прощать -------- (Слайд 3)

2) Чтение пословиц о добре. - Вы дома должны были подобрать пословицы о добре. Посмотрим, что гласит народная мудрость - пословица. ( Напечатанные пословицы вывешиваются на доску, и ученики читают свои пословицы.) Жизнь дана на добрые дела. Где хлебно да тепло, там жить добро. Делай добро и жди добра. Добра желаешь - добро и делай. Добра ищи, а худо само придет. Добро на худо не меняют. Добра не смыслишь - так худа не делай. Добро что клад ищут, а худо - под рукой. Добро и во сне хорошо. Добро наживай, а худо изживай. Добро не лихо - ходит тихо. Добро поощряй, а зло порицай. Добро творить - себя веселить. Доброго человека в красный угол сажают. Доброе дело без награды не остается. Доброе дело два века живет. Доброе дело и в воде не тонет. Доброе дело само себя хвалит. Доброе дело скрытности не любит. Доброе семя - добрый и всход. Доброе словечко - в жемчуге. Доброе слово человеку - что дождь в засуху. Доброе смолчится, худое молвится. Доброму везде добро. Доброму добрая и память. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Простить человека - высшее добро. Добрые слова дороже богатства. (Слайд 4.)

3) Соотнесение пословиц с кластером. (Слайд 5.)
Доброе слово человеку - что дождь в засуху. (Ласковое слово.) Доброго человека в красный угол сажают. (Мама.) Доброе дело два века живет. (Сила) Доброе дело и в воде не тонет. (Забота.) Доброе дело само себя хвалит. (Помощь.) Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. (Милосердие.) Где хлебно да тепло, там жить добро. (Уют на душе.) Простить человека - высшее добро. (Умение прощать.) Добро творить - себя веселить. (Радость.) - Молодцы, ребята! Ваши понятия о добре совпали с народной мудростью. Это прекрасно!
4) Сопоставление толкования значения слова добро в светском и православном словарях. Запись значений слова в тетрадь. (Слайд 6.)
«Толковый словарь русского языка». С.И.Ожегов. Добро - всё положительное, хорошее, полезное.
Православный словарь. Добро - в широком смысле слова - благо.
- И в светском, и в православном словарях «добро» имеет единое положительное значение.
V. Физкультминутка. Вы сегодня потрудились от души,

До чего же вы, ребята, хороши.

А сейчас мы все немного отдохнем

И работать с новой силою начнем.

Из-за парты встанем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Мы глаза слегка прикроем,

Душу-сердце приоткроем.

Раз - глубокий вдох, все вместе,

Два - покружимся на месте.

Три - всем классом мы присели,

Как на детской карусели.

Счет - четыре, наклоняйся,

Ничему не удивляйся,

Потому что на счет пять,

Будем делать вдох опять.

Шесть - попрыгаем на ножке,

Правой, левой понемножку.

На семь - мы улыбнёмся,

За дело все возьмёмся.
VІ. Работа с учебником. 1) Вступительная беседа. На экране появляется интерактивная модель «Как сделать мир добрее?» (Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Урок 21.) - Какое ваше последнее доброе дело? (Ответы учащихся.) (Слайд 7.) - Какое ощущение у вас было? (Ощущение радости, удовлетворённости.) - А зачем же православные творят добро, узнаем, прочитав текст учебника. Есть две причины. Будьте внимательны, постарайтесь определить их.
2) Чтение статьи по абзацам. 3) Словарная работа. (Слайд 8.) Эгоист - человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец. (Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.) Восхитить - привести в восхищение. (Восхищение - высшее удовлетворение, восторг.) Возмутить - вызвать у кого - нибудь чувство негодования, раздражения.
4) Беседа по прочитанному. (Слайд 9.) - Где происходят действия в легенде? (В Риме.) - Действующие лица. (Пётр, Нерон, Христос.) - Как влияли рассказы Петра о Христе на людей? (Восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили.) - Какой поступок совершил император Нерон? (Поджёг Рим, оклеветал и преследовал христиан.) - Какое решение принял Пётр и почему? (Решил покинуть Рим.) - А почему он вернулся обратно? (Он встретил Христа, который спешил в дымящуюся столицу. Христос сказал: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их словом и примером, подражая Христу.) - Вот мы пришли к первому выводу: люди подражают Христу, творя добрые дела для своих ближних, как это делает Иисус Христос. (Слайд 10.)
5) Выборочное чтение. (Слайд 11.) - Найдите слова Иисуса Христа, для чего он пришёл в Рим. ( Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».) - Теперь раскройте вторую причину, почему христиане творят добро. (Святой - такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.)
6) Анализ притчи. (Слайд 12.) - Назовите действующих лиц притчи. (Дикарь, царь.) - С чем сравниваются заповеди в древней церковной притче? ( С золотом.) - А человек, отказывающийся исполнять эти заповеди? (С дикарём.) - Почему дикарь с обидой бросил мешок с драгоценностями? (Он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.) - Когда человек готов всю свою жизнь посвятить поиску радости? (Когда он живёт по заповедям.) Вывод. В темноте ни золото, ни алмазы не привлекательны. Православные стараются жить по заповедям, т. к. они хорошо понимают, что заповеди учат добру, а добро даёт радость. А православные ищут радость для своего сердца и для этого творят добро другим людям. (Слайд 13.)
VІІ. Практическая работа. Чтение и инсценирование притч. Групповая работа. Группа 1. Притча № 1. Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костёр на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала. - Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. И она была по-своему права. Ехал на машине усатый дядька. - Ух ты... Прямо картинка... Шикарно! Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. - Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. Что ж, он был тоже по-своему прав. Под вечер шли туристы. - Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! 3ря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример... Шёл в сумерках влюблённый. - Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту! На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.
На другой день приехал хозяйственник. - Что это ещё за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

-Убрать. Срубить. А то весь вид портит.
И он был по-своему прав. В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.
- Чему учит эта притча? (Добра ищи, а худо само придет. Добро что клад ищут, а худо - под рукой).
Группа 2. Притча № 2. Состарился один человек, и пришла ему пора раздать свое имение трем сыновьям. А у себя он оставил одно заветное кольцо. - Тот из вас получит это кольцо, - сказал отец, - кто совершит лучший поступок. Отправляйтесь сейчас же в путь и возвращайтесь ровно через год. Тогда и расскажите мне, кто и что за это время сделал. Прошел год, вернулись сыновья и докладывают отцу. Начинает первый сын: - Один богач дал мне без расписки мешок с золотом, и никто кроме нас двоих об этом не знал. А когда богач умер, я отдал все деньги его вдове. - Ты, сын поступил с ним очень честно! - похвалил его отец. - А я, когда проходил мимо водяной мельницы, - рассказывает второй сын, - вижу, что упал в воду игравший на плотине ребенок. Я бросился в омут и спас его. - Ты, сын, поступил самоотверженно - для спасения ближнего подверг свою жизнь серьезной опасности. - А я ехал лесом, - сказал третий сын, - вижу, что двое разбойников грабят человека. А человек этот - давно был моим злейшим врагом. Кинулся я к нему на помощь, и мы вдвоем расправились с негодяями. - Дорогой мой сын, - взволновано проговорил отец, - обними меня! И вот тебе заветное кольцо! Ты великодушно простил врага и верно ему послужил. А это самое трудное для человека, и потому прощение врага своего - высшая ценность!
Вывод. Простить человека - высшее добро.
VІІІ. Закрепление и обобщение изученного.

  1. Выполнение заданий тренажёра и контроля по электронному приложению к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». (Урок 21.)

  1. Работа в парах.
На карточках напечатаны следующие слова: СОСТРАДАНИЕ,РАВНОДУШИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ, ГРУБОСТЬ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ, РАДОСТЬ. - Вам надо, работая в парах, выбрать те слова, которые имеют отношение к добру. Положите карточки с подходящими словами перед собой. Ребята, а почему среди выбранных вами карточек не оказалось слов: РАВНОДУШИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ГРУБОСТЬ? (Дети отвечают.)
ІХ. Подведение итогов урока и рефлексия. Составление синквейна. (Слайд 14.) - На этом уроке много говорили о добре. А теперь составим вывод по уроку в форме синквейна.

Добро.

Святое, всепобеждающее.

Радует, окрыляет, спасает.

Радость для своего сердца.

Благо. (Дети записывают синквейн в тетрадях..) - Наш чувашский народ издревле отличается скромностью, трудолюбием, милосердием. Я надеюсь, такие качества души, как доброта, верность, сердечность, милосердие, любовь к ближним, помножатся в ваших сердцах, и родник чувашского национального духа наполнится вашими добрыми делами.
X. Задание на дом. (Слайд 15.) 1) Рассказать членам семьи, друзьям о сегодняшнем уроке. 2) С помощью родителей подготовить рассказ «Добро в православной традиции». 3) Работа по раздаточным карточкам. Проанализировать с родителями слова старца Паисия Святогорца. «Доброта - это одно из многих свойств Божиих, которое всегда изливает радость, прогоняет мрак, умиротворяет сердца, как лучи весеннего солнца, которые пробуждают к жизни цветы и согревают даже змей, так что те выползают из своих холодных нор, чтобы тоже порадоваться милости Божией. Доброта умягчает и раскрывает сердце так же, как смазка заржавевший замок. Люди, имеющие злой нрав, сами всегда задушены дурными помыслами и тех несчастных, которые ищут у них утешения, обдают холодом своих ледяных сердец и душат помыслами. Добрые же люди своей милосердной, сострадательной любовью душат бесов, избавляя от них души, и источают своим ближним Божественное утешение. Самое главное, чтобы вы имели между собой не ложную, а истинную, братскую любовь. Если в вас есть искренний, добрый интерес друг к другу, боль за другого, любовь к нему, то вы всегда будете поступать правильно. Доброта и любовь - это большая сила. Давайте жить более духовно, будем более дружными, станем помогать тем, у кого есть какая-то боль, благотворить бедным с любовью, с болью, с добротой. Будем молиться, чтобы появилось больше добрых людей. Человеку необходимо войти в смысл добра, почувствовать его необходимостью, иначе будет одна сплошная расхлябанность».
Конец урока. (Слайд 16.)


© 2010-2022