Рабочая программа по Окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия № 39»

Симферопольского городского совета


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей начальных классов

протокол №1

от «___» августа2015г.

рук-ль ШМО___________

Е.Ю.Чернобай

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________________


Н.В.Киричкова


«____» ___________20__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»


____________В.П. Дюличев


приказ №_____

от «___»__________ 20___ г.







Рабочая программа

по окружающему миру

(_______________ уровень)

для 2 «Б» класса

на 2015\16 учебный год

количество часов в неделю:2

количество часов в год:68





Составитель:

учитель начальных классов,

Хачанова В. А.


г. Симферополь

2015г.



Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………… стр. 3-4 Учебно-тематический план ………………………………………… стр. 6 Содержание рабочей программы …………………………………… стр. 7 Требования к уровню подготовки ……………………………………стр. 8 Планируемые результаты освоения предмета ……………………… стр. 8-9 Контроль уровня обучения …………………………………………. стр. 10 Календарно-тематическое планирование …………………………… стр. 11-18 Ресурсное обеспечение программы ………………………………… стр. 19





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора АА. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Во 2 классе 68ч (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем Всего часов Количество работ практ\проект\пров\контр. Экскурсии 1 Введение 2




2 Что и кто? 19 2 1 1
1 3 Как, откуда и куда? 10 2 1


4 Где и когда? 11
1 1
1 5 Почему и зачем? 24 2 1
1

Итого 66 6 4 2 1 2
2 класс





1

Где мы живем

4




2

Природа

20




3

Жизнь города и села

10




4

Здоровье и безопасность

9




5

Общение

7




6

Путешествия

18





ИТОГО

68





СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2 класс-68 часов

Где мы живем? (4 ч) Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч) о такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч) Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях вещества;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт - воображаемая линия;
- основные стороны света;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- как себя вести при грозе;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус - модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки и океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

Учащиеся должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
- различать утро, день, вечер и ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
- показывать линию горизонта;
- определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;


Результаты изучения курса

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я», как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;

- представление о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

- представление о необходимости бережного уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знание и умение, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

- эстетические чувства, впечатления через восприятия картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербург, других городов Росси и разных стран;

- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношения людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия взаимопомощи, а также освоение норм экологической этики;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работы на уроке (с помощью средств, предложенных учителем);

- объективность относится к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научиться:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения зданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

- осуществлять синтез объектов, при работе со схемами-аппликациями;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- строить рассуждения (или доказательства своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе между отраслями экономики, производственны цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научиться:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того о чем говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечания, я обязательно его учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть геологической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

- составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научиться:

- находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;

- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

- различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;

- приводить примеры народов России;

- сравнивать город и село, городской и сельский дома;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- оценивать отношение людей к окружающему миру;

- различать объекты и явления неживой и живой природы;

- находить связи в природе, между природой и человеком;

- проводить наблюдения и ставить опыты;

- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

- сравнивать объекты природы, делить их на группы;

- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначения;

- различать виды транспорта;

- приводить примеры учреждений культуры и образований;

- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

- различать внешние и внутренние строения человека;

- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

- приводить примеры семейных традиций;

- соблюдать правила вежливости приобщении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных метах;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- ориентировать на местности разными способами;

- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

- различать водные объекты, узнавать их по описанию;

- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Количество итоговых работ по окружающему миру

2 класс Провер. Контр.

3

4


Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.


Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.











Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


п/п

Тема урока

Колич. час.

Дата

Планируемые результаты

Примеч.

План.

Факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Где мы живём (4 ч.)

1

Родная страна.


1

2.09

Научатся различать государственные символы России; анализировать информацию учебника;

различать национальные языки и государственный язык России; извлекать из различных источников сведения о символах России.

Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Коммуникативные УУД: Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

.

2

Город и село. Проект №1

«Родной город (село)».

1

7.09

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана.

Познавательные УУД: Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

3

Природа и рукотворный мир.

1

9.09

Научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; формулировать выводы из изученного материала; оценивать собственное отношение к окружающему миру;

Познавательные УУД: Рефлексия условий и способов действий.

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!».

Тест №1

1

14.09

Научатся выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: Формулировать свои затруднения.

Регулятивные УУД: Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Природа (20 ч.)

5

Неживая и живая природа.

1

16.09

Научатся различать объекты живой и неживой природы; классифицировать объекты природы по существенным признакам; устанавливать связи между живой и неживой природой;

Познавательные УУД: Рефлексия условий и способов действий.

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

6

Явления природы.

Практическая работа №1

«Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека»

1

21.09

Познакомятся с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научатся измерять и записывать температуру воздуха

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Регулятивные УУД: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

7

Что такое погода.


1

23.09

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; познакомятся с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды

Познавательные УУД: Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Излагать собственное мнение, слушать собеседника.

Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

8

В гости к осени Экскурсия №1


1

28.09

Научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

определять природные объекты с помощью атласа-определителя; оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

Познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

9

В гости к осени. (урок)

1

30.09

Научатся рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь между ними.

Познавательные УУД:

научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10

Звёздное небо.

1

5.10

Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе

Познавательные УУД

наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

11

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа №2. «Знакомство с горными породами и минералами».

1

7.10

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

12

Про воздух и про

воду.

Практическая работа №3

«Свойства воздуха и воды»

1

12.10

Научатся рассказывать по схеме о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

о загрязнении и охране воздуха и воды; находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

Познавательные УУД:

осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

13

Про воздух и про

воду.

Тест №2 по теме «Неживая природа»

1

14.10

Научатся оценивать свои достижения. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

14

Какие бывают растения.

Практическая работа №4.

«Распознавание деревьев, кустарников и трав.»

1

19.10

Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

15

Какие бывают животные.

1

21.10

Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

Познавательные УУД:

научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

16

Невидимые нити.

1

2.11

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

17

Дикорастущие и культурные растения Практическая работа №5.

«Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

1

6.11

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте.

Познавательные УУД:

научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

18

Дикие и домашние животные.

1

9.11

Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека.

Познавательные УУД:

научатся проводить сравнение; использовать модели для решения задач.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

19

Комнатные растения.

Практическая работа №6

«Приемы ухода за комнатными растениями».

1

11.11

Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

20

Животные живого уголка.

1

16.11

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

21

Про кошек и собак.

1

18.11

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

22

Красная книга.

1

23.11

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Тест №3

1

25.11

Научатся оценивать свои достижения. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

24

Будь природе другом!

Проект№ 2

«Красная книга»

1

30.11

Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта;

извлекать информацию из различных источников;

составлять собственную Красную книгу;

презентовать её.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действия.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Жизнь города и села (10 ч.)

25

Что такое экономика

1

2.12

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

26

Из чего что сделано

1

7.12

Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

27

Как построить дом

1

9.12

Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

28

Какой бывает транспорт

1

14.12

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.

Познавательные УУД:

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

29

Культура и образование

1

16.12

Научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

30

Все профессии важны.

Проект № 3

«Профессии»

1

21.12

Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Познавательные УУД:

Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

31

В гости к зиме Экскурсия№2

1

23.12

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

32

В гости к зиме (урок)

1

12.01

Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Тест №4

1

15.01

Научатся оценивать свои достижения. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

34

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

18.01

Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме.

Познавательные УУД:

обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные УУД:

контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Здоровье и безопасность (9 ч.)

35

Строение тела человека

1

20.01

Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни.

Познавательные УУД:

осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

36

Если хочешь быть здоров

1

25.01

Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.

Познавательные УУД:

строить рассуждения; обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

37

Берегись автомобиля!

1

27.01

Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

38

Школа пешехода

Практическая работа №7

«Отработка правил перехода улицы».

1

1.02

Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

39

Домашние опасности

1

3.02

Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

40

Пожар

1

8.02

Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

41

На воде и в лесу

1

10.02

Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

42

Опасные незнакомцы

1

15.02

Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Тест №5

1

17.02

Научатся оценивать свои достижения. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Общение (7 ч.)

44

Наша дружная семья

1

20.02

Научатся объяснять, что такое культура общения; рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере

Познавательные УУД:

строить рассуждения в форме связи простых суждений;

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

знание основных моральных норм.

45

Проект № 4

«Родословная»

1

24.02

Научатся составлять родословное древо своей семьи.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

46

В школе

1

29.02

Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

Познавательные УУД:

Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

47

Правила вежливости Практическая работа №8. «Отработка основных правил этикета».

1

2.03

Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

48

Ты и твои друзья

1

9.03

Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

49

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Тест №6

1

10.03

Научатся оценивать свои достижения. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

50

Мы - зрители и пассажиры

1

14.03

Научатся вести себя в общественных местах.

Познавательные УУД:

Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала.

Коммуникативные УУД:

Научатся контролировать себя и своих товарищей.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Путешествия (18 ч.)

51

Посмотри вокруг

1

16.03

Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

52

53

Ориентирование на местности

Практическая работа №9.

«Определение сторон горизонта по компасу.

2

21.03

23.03

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

54

Формы земной поверхности

Экскурсия №3.

1

4.04

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

55

Водные богатства

1

6.04

Научатся различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; называть части реки; анализировать схему

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

56

В гости к весне Экскурсия №4.

1

11.04

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

будут сформированы: чувство прекрасного и эстетические чувства.

57

В гости к весне (урок)

1

13.04

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.

Познавательные УУД:

Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

58

Проект № 5

«Города России»

1

18.04

Узнают новую информацию о городах России

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

59

Россия на карте

Тест №7 по теме «Формы земной поверхности», «Водные богатства

1

20.04

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.

Познавательные УУД:

Проводить сравнение; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

60

Путешествие по Москве.

Московский Кремль

1

25.04

Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

61

Город на Неве

1

27.04

Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

62

Знакомство с достопримечательностями родного города. Экскурсия№5

1

4.05

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

63

Путешествие по планете

Практическая работа №10.

«Основные приемы чтения карты»

1

5.05

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя - её жителями.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом; делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

64

Путешествие по материкам

1

11.05

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

65

Страны мира.

Проект № 6

«Страны мира»

1

12.05

Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

66

Впереди лето

1

16.05

Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом; сравнивать.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Тест №8

1

18.05

Научатся оценивать свои достижения. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

умение контролировать себя и своего партнёра.

Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

23.05

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Познавательные УУД:

обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные УУД:

контролировать действия партнёра.

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ № п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения 1 Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
2

3

4

УЧЕБНИКИ Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 класс. 5

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

6 Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). 7 Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. 8

9

10 Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



© 2010-2022