Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Правописание и перенос слов с мягким знаком»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2 класс

Тема урока: Правописание и перенос слов с мягким знаком.

Цели урока:

  • Развитие умения обозначать на письме мягкость согласного звука в середине слова, делить для переноса такие слова.
  • Обогащение словарного запаса учащихся, формирование любознательности, гибкости ум.
  • Воспитание бережного отношения к природе, птицам.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Буквенный диктант.

  • С-глухой согласный звук.

Запиши звонкий парный звук .(3)

  • Жи - ши пиши с буквой…(И).

Хорошо известно всем,

  • Где метро, там буква…(М)

  • Вторая буква в слове валенки (А)

- Прочитайте слово. (Зима.)

  1. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему «Мягкий знак», научимся правильно переносить слова с Ь знаком в середине слова, но все слова, предложения будут связаны со словом « Зима». - Слово мы записали. А Ь знак смягчит холод, который веет от зимы.
  1. Словарная работа.
1) Зимние осадки. ( Снег.) 2) Если он зимой ударит, спрятать всех носы заставит. ( Мороз.) 3) Снег в куче. (Сугроб.) 4) Время года перед зимой. (Осень.) 5) Овощ, который используется при лепке снежной бабы. (Морковь.) 6) Морозная картина. (Узор.) 7) Льётся речка - мы лежим. Лёд на речке - мы бежим. (Коньки.) - Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? - Что обозначает в слове Ь знак? - Где может находиться Ь знак в слове? - Вспомним стихотворение о Ь знаке. Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - Подчеркните согласную букву, которую Ь знак делает мягкой, и сам Ь знак.
  1. Работа с поговорками.
На доске написано: …- году начало, зиме середина. …-силён метелью, а март капелью. …- году конец, зиме начало. - Прочитайте название месяцев. Прочитайте название зимних месяцев. На доске написано: Ноябрь, декабрь, январь, февраль, октябрь. - Подберите название месяцев, чтобы получилось верное высказывание. - Подсказка: все слова связаны со словом «Зима». - Объясните смысл. - Что общее в этих словах? 1) Название месяцев. 2) Все зимние месяцы. 3) В конце Ь знак. 4) 2 слога. 5) Второй слог ударный. - Чем отличаются? 1) Начинаются с согласной и гласной буквы. 2) Количеством букв. Задание: 1) Списать только названия месяцев по порядку, в скобках указать, сколько букв, сколько звуков. Например: октябрь (7 б., 6 зв.) Проверка. - Почему букв больше, чем звуков? 2) Списать предложение, в котором говорится о текущем месяце.
  1. 5. Физминутка.
  2. 6. Новая тема.


Он очень вежлив Ь знак. Не любит споров он и драк. Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить, Так мягко просит Ь знак, То отказать нельзя никак.

Мягкий знак очень мягко и вежливо обратился ко мне с просьбой помочь одной девочке и ему. Я решила, что мы поможем вместе. Вот что мне рассказал мягкий знак: «Я дружу с разными буквами. Но больше всех я люблю стоять с буквой К. Мы решили дружить вечно и не расставаться никогда!» Например: коньки, деньки, пеньки… Ребята, теперь вы - капельки, угольки и т. д. Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошла до угольков. Слово не помещалось. Что делать? Девочка разбила слово на слоги. Как? «У - голь - ки» и решила перенести «уголь- ки». Ь знак забеспокоился. Заволновался, не хотел расставаться с буквой «К». Стал просить: «Не разлучай меня с буквой, пожалуйста » -А как по-другому? - спрашивает девочка. - «У - голь - ки», - просит Ь знак. - Так нельзя! Не могу! Не разрешают! - Какие правила? - мягко возмутился Ь. ( Ответ ребят.) - Тогда «у-гольки»,- не сдавался Ь. - Так нельзя! - Почему?- опять мягко удивился Ь. ( Ответ ребят) - Ну, тогда, хоть так «угол-ьки» - Что ты? Разве так можно? - Почему так-то нельзя?- продолжал спорить Ь.

Учитель: «Ребята, объясните ему правило переноса слов с Ь знаком посередине».
  1. Работа с учебником с.85.
1) Прочитайте хором правило. - Как вы думаете, придётся Ь знаку со своей подружкой буквой «к» в слове угольки. - Запишите это слово, разделяя черточками для переноса . - Как это слово можно связать с темой «Зима»? 2) Работа с упражнением №157. - Прочитайте слова. Как можно переносить слова с Ь знаком в середине слова? - Спишите только те слова, которые связаны с темой «Зима». Остальные проговорить устно. ( Работают цепочкой у доски) Аль - бом, паль - то, день - ки, апель - син. - Я продиктую слова, а вы выберите по теме «Зима»: Сосулька, коньки, редька, полька, мотыльки, пеньки.
  1. Физминутка.
  1. Работа с синонимами.
( На доске написано.) У бурана есть подруга, А её названье…(вьюга). - Найдите слова синонимы. (Буран- вьюга). - Какие синонимы ещё знаете? (Метель, позёмка). (На доске написано.) За окном бушует…(6 б.,5 зв.) Вьюга хлещет так и сяк, Бьёт в лицо крупой сыпучей, Очень жесткой и колючей, Не смотря на Ь знак. ( А.Акимов.)
  1. Повторение пройденного материала.
- Мы говорим о вьюге, метели, А к нам давно уж гости прилетели! - Отгадайте кто? ( По мере отгадывания, выставляется картинка птицы). - Слушайте загадки:

В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик- чирик! Не робей! Я бывалый…(воробей).

- Воробей - постоянный спутник человека. За лето 2-3 раза выводит птенцов.

Кто дубки сажает, Гнёзда разоряет, Терпит холод стойко? Пёстренькая…(сойка).



- Эта птица считается скандальной лесной родственницей сороки.

По рабочему одеты Плотники и ловко! Все в малиновых беретах, В пёстреньких спецовках. ( Дятел.)

- Дятел - лесной санитар деревьев.

Этот маленький птенец- Настоящий сорванец. Он родился в феврале На высокой, на сосне. (Клёст).

- Клесты выводят птенцов в конце зимы.

Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг - вспорхнули яблоки. Ведь это…(снегири).

- Снегири прилетают в октябре с далёкого севера, потому что у нас зимой теплее. Снегири - рыцари. Даже голодные они всегда уступят лучшие гроздья рябины самкам. - Как можно назвать всех этих птиц одним словом? ( Зимующие). - Смотрите у них листочки со словами. Составьте из них предложение и запишите. Снегири зимуют в наших краях. - Разберите по членам предложения. Найдите подлежащее и сказуемое. - Следующее предложение запишем под диктовку. Снегири зимой поют на снег и вьюгу. Снегири под окном чирикают - потеплеет. Самка снегирей поёт только зимой.
  1. Собрать слова, которые спрятаны под номерами.
На доске:

А Б В С Е З И М О П У К ! Р 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

4 10 1 4 7 2 9 6 1 11 14 9 12 13













Спасибо за урок! - Читаем хором!
  1. Итог урока
- Как переносятся слова с Ь знаком в середине слова?
  1. Домашнее задание.
Упражнение № 158.







© 2010-2022