Кейс-урок по предмету Окружающий мир тема: Размножение животных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Класс : 3

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Цель урока: сформировать представление учащихся о размножении и развитии животных разных групп.

Задачи: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Планируемые результаты.

Предметные: - знать способы размножения и стадии развития животных;

Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий;

Метапредметные:

а) регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;

б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе.

в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.

Материально - техническое обеспечение: Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.3 класс. Часть 1.Издательство «Просвещение», Москва2014.

-Ноутбуки (1 на группу)
-Кейсы с заданиями

Ход урока:

1. Организационный момент Раз, два, три, четыре, пять - Вы друг другу улыбнитесь Урок пора нам начинать. И тихонечко садитесь.

2.Актуализация знаний Вы знаете, что выделяют живые и неживые объекты природы. - Чем живые существа отличаются от неживой природы? Они дышат, питаются, размножаются, растут, умирают. Вы уже давно знакомитесь с окружающим миром и много знаете. Сегодня вы получите возможность применить свои знания на практике. А о ком пойдёт речь на нашем уроке, попробуйте догадаться сами. Домашние ласкаются, на суше, в небе и в воде, а дикие кусаются. лесные есть, болотные. Они повсюду и везде: Зовём мы их… (животные). - Сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему, а называется она: «размножение и развитие и животных». на уроке мы продолжим знакомиться с жизнью разных животных и узнаем, как размножаются и развиваются: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери. - Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы. У вас на парте карточка, переверните её и прочитайте название животного. Подумайте: это представитель какой группы? У кого карточка с названием насекомого, садится за этот стол. Вы будете изучать насекомых. Учёные, которые изучают насекомых, называются энтомологами. У кого карточка с названием птицы, садится за второй стол. Учёные, которые изучают птиц, называются орнитологами. У кого карточка с названием рыбы, садится за третий стол. Учёные, которые изучают рыб, называются ихтиологами. У кого карточка с названием пресмыкающегося, садится за четвёртый стол. Учёные, которые изучают пресмыкающихся, называются герпетологами. У кого карточка с названием земноводного, садится за пятый стол. Учёные, которые изучают земноводных, называются батрахологами. У кого карточка с названием млекопитающего, садится за шестой стол. Учёные, которые изучают млекопитающих, называются териологами. В каждой группе нужно выбрать научного руководителя. - Я вижу, что вы готовы открывать новые знания. Как вы думаете, всё ли мы знаем о группе животных и их представителях? Но прежде чем начать исследовательскую работу, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок. Итак, у людей - ребёнок, у кошки - котёнок… А дальше напишите, как называются детёныши у других животных. У лисы - … (лисёнок); у рыбы - … (малёк); у утки - … (утёнок); у кузнечика - … (личинка); у бабочки - … (гусеница); у змеи - … (змейка). Если учащиеся не знают ответ, учитель предлагает оставить место. - Почему получились разные ответы? (не всё знаем о животных.)

3. Организация работы с кейсами

- Чтобы больше о узнать о животных я предлагаю вам поработать с кейсами. Каждая группа выберет себе ту информацию, которая позволит лучше узнать обозначенную группу животных. Группа которая закончит задание первой и сможет защитить свое исследование получит бонус. Какой, я пока не скажу, пусть это будет секретом.

4 кейсы.

Кейс № 1.

Источник 1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 стр.100-101 Источник 2. Большинство дневных и ночных бабочек дают одно поколение в год, при этом взрослые бабочки встречаются лишь в течение нескольких недель в определенное время года и потом снова исчезают до следующего года. Оставленное бабочками потомство зимует в стадии яйца, гусеницы или куколки, в зависимости от вида бабочки. Некоторые бабочки - крушинница, дневной павлиний глаз и другие - зимуют в оцепенении. Многие виды бабочек дают два поколения в год. Взрослые насекомые в таком случае появляются поздней весной и еще раз летом. Гусеницы, которые выходят из яиц, отложенных весной, растут быстро, а гусеницы, появившиеся летом, могут превратиться в бабочек лишь девять месяцев спустя. Например, перламутровки свои яйца откладывают на фиалки. Зимуют молодые гусеницы, как правило, в свернутых сухих листьях среди опавшей листвы. Весной они развиваются быстро, окукливаются, а в мае уже появляются бабочки. Перламутровки второго поколения летают с июля по август. Источник 3. Развитие насекомых. У всех насекомых развитие - непрямое. Но у разных групп насекомых оно может происходить с полным или непол­ным превращением.

biolicey2vrn.ru/index/tipy_razvitija_nasekomykh/0-131

Источник № 4.

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают ….

Либо: яйцо → …… → ….→ взрослое насекомое (бабочка);

либо: яйцо → ………. → взрослое насекомое (кузнечик)

Источник 5. .
С ветки на тропинку, С травинки на травинку Прыгает пружинка - Зелёненькая спинка.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком - Он поделится медком.
Целый день везде летает, Очень всем надоедает

Кейс №2

Источник 1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 стр.101-102

Источник №2 - Амфибии откладывают икру, подобно рыбам, так как их яйца (икра) и зародыши лишены приспособлений для наземного развития (анамнии). Различные виды лягушек могут откладывать икру в совершенно различные или даже удивительные места: • в норки, скат которых направлен в воду. Когда головастики вылупляются, то они скатываются в воду, где происходит дальнейшее развитие; • самка делает пенистые комки из слизи, собранной со своей кожи, которую формирует в комки или гнезда, прикрепляемые к нависающим над водой листьям; • некоторые заворачивают каждую икринку в отдельный лист растения, нависающего над водой; • некоторые самки вынашивают икру во рту. Самцы ринодермы Дарвина вынашивают отложенную самками икру в специальных горловых мешках; • некоторые узкоротые лягушки, обитающие в засушливых районах, откладывают икру в сырую почву, где происходит развитие личинки, и на сушу выходит уже сформированный лягушонок.

Источник 3 youtube.com/watch?v=Z29gmFlXtog

Источник 4

Группы животных

Размножение

Развитие

Земноводные

Откладывают ….

Икра → …….. → лягушка

Источник 5

Подрастала -
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла -
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

Выпуча глаза сидит,
По-турецки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.

Кейс №3.

Источник 1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 стр.102-103

Источник 2 Характерная черта размножения птиц - яйцекладка. После яйцекладки для продолжения развития зародышу необходимо тепло, поэтому родители согревают его теплом своего тела на протяжении нескольких недель или даже месяцев. За несколько дней до вылупления, практически сформировавшиеся, птенцы устанавливают с родителями звуковую связь. В этом общении выделено около десятка сигналов. Таким образом птенец усваивает сигналы матери и основные ситуации внешней среды, что подготавливает его к жизни после вылупления.

Источник 3

youtube.com/watch?v=kqrFN0kbf7M

Источник 4

Группы животных

Размножение

Развитие

Птицы

Откладывают …..

Яйцо → ….. → взрослая птица

Источник 5 Без рук, без топорёнка Построена избёнка.
Колыбель для деточек Из травы и веточек.

Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...

Кейс № 4

Источник 1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 стр.103-104

Источник 2 Млекопитающие - это животные, которые кормят своих новорожденных детенышей молоком, выделяющимся из специальных желез на теле матери. Молоко является естественной пищей для новорожденных млекопитающих. Размножение млекопитающих значительно отличается от размножения других позвоночных. Огромное количество зверей живородящие. Следует отметить, что у млекопитающих хорошо развита забота о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их своим телом, защищают от врагов, учат искать пищу и т. д. Предками млекопитающих считаются древние рептилии. Некоторые представители млекопитающих, и сегодня, имеют внешнее сходства со своими предками. Отличительной чертой современных млекопитающих животных от рептилий служат особенности строения скелета.

Источник 3.

vimeo.com/99168834

Источник 4.

Группы животных

Размножение

Развитие

Млекопитающие

Рождают ….

Детёныш → ...

Источник 5.

Кто сказал, что это кошка,
Видно пошутил немножко.
Причесаться не успев,
На охоту вышел……

.

Когда жара спадет,
Он выйдет из болота
И ужинать пойдет,
Вот жизнь у ……!

Под зонтиком акации
Заснуть успела сладко
Пугливая лошадка,
Лошадка -
полосатка

Ей каждый удивляется,
Она хвостом цепляется
И виснет на лианах,
И знает толк в бананах,
Проворна, как мальчишка.
Ты знаешь, кто?.....

Кейс № 5

Источник 1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 стр.102-103

Источник 2 - Большинство рыб размножается путем икрометания, откладывания икры, но есть и такие рыбы, которые рождают сформированных мальков. Эти рыбы называются живородящими (акулы, скаты). К живородящим относится промысловая рыба морской окунь. Количество икринок у рыб колеблется от нескольких десятков штук до миллионов. С возрастом способность к икрометанию у рыб ослабевает. Такие рыбы, как угорь, горбуша, только один раз в жизни оставляют после себя потомство, а затем погибают. Огромное количество особей нового поколения может произвести одна пара рыб. Однако выживает их ничтожно мало. На выживаемость икринок и сохранение потомства влияет множество различных факторов. Огромное количество икринок гибнет раньше, чем в них появятся зародыши. Птицы, а главное - рыбы немедленно устремляются на беззащитную икру как на лакомый корм. Есть и другие причины, ведущие к гибели икры и мальков (сброс воды промышленными предприятиями в реки и водохранилища, промерзание мелких водоёмов зимой и т. д.). Из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает небольшое количество.

Источник 3. youtube.com/watch?v=ql5o41bUqWk

Источник 4.

Группы животных

Размножение

Развитие

Рыбы

Откладывают …

Икра → …. → рыба

Источник 5.

Есть крылья - не летаю

Ног нет - а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звезд не считаю,

Людей избегаю

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!

Кейс № 6.

Источник 1. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. Ч. 1 стр.103-104 Источник 2 Черепахи - отряд пресмыкающихся, существующий на протяжении 250 миллионов лет, живущих как в воде, так и на суше. Все известные науке современные черепахи - животные яйцекладущие. Самки откладывают яйца в кувшинообразную ямку, которую они выкапывают задними лапами (некоторые - в собственные жилые норы (гофер) или в гнёзда крокодилов), смачивая грунт выпрыскиваемой из организма жидкостью. Затем ямка засыпается и утрамбовывается сверху ударами пластрона. Яйца шарообразные или эллиптические, белого цвета, обычно покрыты твёрдой известковой скорлупой. Лишь у морских и некоторых бокошейных черепах яйца имеют мягкую кожистую оболочку. Число откладываемых яиц колеблется у разных видов от одного до двух сотен. Различные виды змей по-разному размножаются. Скажем, гремучие змеи, медноголовки, водяные змеи не откладывают яйца, а рождают живых детёнышей. Известны змеи, которые могут родить за раз до 75 детёнышей. Другие змеи откладывают яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под брёвнами или в пустых пнях. По форме змеиные яйца несколько отличаются от куриных: они поменьше и подлиннее. Хотя яйца крупных змей могут и не уступать по размеру куриным. Скорлупа змеиного яйца достаточно прочна, напоминает кожицу. Количество яиц в кладке различается в зависимости от вида змеи. Больше всех яиц, наверное, откладывает питон. Индийский питон может отложить за один раз до 107 яиц. Яйца обычно вылеживаются под солнцем или в тепле, выделяемом гниющей растительностью. Иногда змеи сторожат яйца, свернувшись вокруг них кольцом. Но кто же заботиться о подрастающем потомстве, если количество яиц в кладке достигает 100 штук? Да никто! Все маленькие змеи способны позаботиться о себе сами с момента рождения.

Источник 3. youtube.com/watch?v=df2g82bqnLM

Источник 4.

Группы животных

Размножение

Развитие

Пресмыкающиеся

Откладывают …

Яйцо → …. → взрослое животное

Источник 5.

Я умею быстро скрыться
И тихонько затаиться.
Ну, а если ты обманешь
И за хвост меня поймаешь,
Я его тебе, прощаясь,
Сброшу, в травке растворяясь.

Уж очень ядовита -
Тем и знаменита
В капюшоне та змея.
Должны вы знать, её, друзья.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался?

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет


  1. Работа в группах

Для группы успевшей первой бонус youtube.com/watch?v=ZV51KN6DOwI


  1. Физкультминутка

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания - руки вперёд.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания - руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)


  1. Презентация выступления

- Слово предоставляется представителям группы

  1. Энтомологов

  2. Орнитологов

  3. Ихтиологов

  4. Териологов

  5. Батрахологов.

  6. Герпетологов

8.Подведение итогов. Оценивание.

- Давайте попробуем заполнить нашу объединенную таблицу.

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Либо: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое (бабочка);

либо: яйцо → личинка → взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

Откладывают икру

Икра → малёк → рыба

Земноводные

Откладывают икру

Икра → головастик → лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо → детёныш → взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо → птенец → взрослая птица

Млекопитающие

Рождают детёнышей

Детёныш → взрослое животное

- А сейчас давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу. Как называется детёныш у бабочки, рыбы, змеи, кузнечика, лягушки?

9. Рефлексия.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя карточки- смайлики.

- С помощью этих же карточек покажите какое у вас сейчас настроение.

-Что вам показалось наиболее интересным?

На следующем уроке работа нашего исследовательского института продолжится и нас ждут новые открытия.

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух …..

© 2010-2022