» Калейдоскоп чудесных ремесел»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район







Образовательная программа

декоративно-прикладного творчества


«Калейдоскоп чудесных ремесел»


Возраст детей: 10-17 лет


Срок реализации программы: 5 лет

Авторская

Педагог дополнительного образования: Фролова Ирина Дмитриевна
























ст. Камышеватская,

2011 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа.
Новизна программы заключается в том, что дети познают разные виды народного и декоративного искусства с использованием ИКТ при обучении. Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед обучающимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры. Подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. Информационно-комуникационные технологии в обучении дают возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы обучающихся. Одним из способов внедрения новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству является использование компьютерных программ как средств создания узоров для бисероплетения, вышивания, и вязания.
Программа актуальна, потому что она дает ясные представления о взаимодействии декоративно - прикладного творчества с жизнью, решает задачу творческого образования и эстетического воспитания, а также предполагает приобщение кружковцев к активному труду, привитие любви к предметному миру, развитие способностей понимать истинную ценность предметов. Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное творчество является, пожалуй, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано украшать быт людей и среду их обитания.


Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она дает возможность раскрыть свои способности каждому ребенку. Занятия развивают творческую фантазию, способствуют становлению творческой индивидуальности. Обучение детей по данной программе способствует формированию определенных знаний, умений и навыков, помогает в их профессиональном определении.

Цель программы:
создание условий для развития творческих способностей учащихся через приобщение к традициям народного творчества, посредством изучения декоративно-прикладного искусства.


Задачи: Образовательные:

  • познакомить с историей возникновения и развития различных видов декоративно-прикладного искусства, с культурой своего народа, родного края;
  • изучить технологии различных видов декоративно-прикладного творчества;
  • обучить конкретным трудовым навыкам при работе с различными материалами и инструментами;
-познакомить с основами рисунка и построения композиции; -сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству. Воспитательные:
  • привить уважительное и бережное отношение к традиционной народной культуре и творчеству народных мастеров;
  • воспитать чувства гражданственности и любви к родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций;
  • сформировать уважительное отношение и терпимость друг к другу, чувства коллективизма и справедливости.
Развивающие: -развить образное мышление, творческие способности; -сформировать эстетический и художественный вкус; -содействовать формированию всесторонне развитой личности. Отличительные особенности программы: программа позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, уровня подготовки, способностей каждого учащегося. В каждом разделе программы предусмотрены практические задания разной степени сложности для детей с разными возможностями. Содержание программы допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала на усмотрение педагога.

Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 17 лет. Содержание программы позволяет заниматься детям разного возраста на каждом этапе программы, так как предусматривает задания разной степени сложности в зависимости от возможностей каждого ребенка. В объединение принимаются все дети, имеющие желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Всего на освоение программы отводится 1080 часов, по216 часов на каждый год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями -15 минут. Наполняемость учебной группы по годам обучения: 1 год-15 человек 2 год-15 человек 3 год-12 человек 4 год-12человек 5 год-12 человек

Ожидаемые результаты: К окончанию 1 года обучения учащиеся должны знать: - правила техники безопасности, санитарии и гигиены; - историю возникновения декоративно - прикладного творчества;

  • основные особенности декоративного искусства разных эпох;
- материалы и инструменты, используемые при работе с глиной, с соленым тестом, с природным материалом, с тканями;
  • технологию работы с глиной, с соленым тестом, с природным материалом;
  • технологию изготовления аппликации;
  • технологию изготовления мягкой игрушки.
Должны уметь: -организовать рабочее место; -изготавливать поделки из глины; -готовить соленое тесто и изделия из него; -изготавливать поделки из природного материала;
  • выполнять разные виды аппликации;
  • изготавливать мягкие игрушки;
  • работать по шаблону;
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
К окончанию 2 года обучения учащиеся должны знать:
  • правила техники безопасности при работе с бисером;
  • историю возникновения бисерного рукоделия;
  • материалы и инструменты, необходимые для работы с бисером;
- основные способы бисероплетения;
  • сведения о цвете;
  • правила композиции в изделиях из бисера;
Должны уметь:
  • изготавливать изделия из бисера в техниках: «плоское плетение», «параллельное плетение», «мозаичное плетение», «плетение столбиком», «круговое плетение»;
  • изготавливать цветы из бисера;
  • разрабатывать схемы изделий из бисера;
  • изготавливать изделие плетением в две нити;
  • соединять сложные детали и наращивать нить.
К окончанию 3 года обучения учащиеся должны знать: -историю возникновения «ткачества бисером»; -технологию ткачества бисером; -историю возникновения народной куклы; -технологию изготовления кукол; -историю лоскутного шитья; -технологию изготовления изделий в технике «пэчворк». Должны уметь: -выполнять работы в технике «ткачество бисером»; -выполнять зарисовки различных видов народной куклы; -изготавливать выкройку куклы; -соединять детали; -оформлять лицо; -выполнять различные виды швов; - выполнять отделочные и декоративные швы;
  • изготавливать изделия в технике «пэчворк».
К окончанию 4 года обучения учащиеся должны знать:
  • правила техники безопасности;
  • историю, обычаи, традиции и костюм кубанского народа;
  • технику изготовления куклы - модуля;
  • материалы и инструменты, применяемые при изготовлении куклы;
  • свойства лепного материала для лица;
  • технологию пошива и оформления костюма;
  • различные виды швов при шитье костюма
  • различные виды украшений костюма.
Должны уметь:
  • использовать орнаментальные мотивы в одежде народной куклы;
  • проявлять фантазию при декоративной разработке орнаментальных узоров, используя зарисовки росписи народов России;
  • кроить основу костюма;
  • выполнять различные виды швов;
  • применять на практике различные виды отделки и украшения костюма;
  • моделировать элементарные конструкции одежды для кукол;
  • разработать рабочий эскиз задуманного образа;
  • различать особенности конструкций, форм и отличительные особенности дополнений в костюме;
  • создавать композиции орнаментов и контрастных сочетаний;
  • вести поисковую работу при исследовании кубанского костюма;
  • пользоваться массой для лепки лица, рук и ног;
  • выполнять грунтовку и лакировку лица манекена.


К окончанию 5 года обучения учащиеся должны знать:
  • правила техники безопасности;
  • историю костюма казака и казачки начало 19 века;
- историю форменной одежды казака;
  • обычаи и традиции кубанского народа;
  • технологию ткачества бисером;
  • способы сочетания бисероплетения с другими видами декоративно - прикладного творчества.
Должны уметь:
  • разработать рабочий эскиз костюма;
  • соблюдать правила раскроя;
  • правильно соединять детали;
  • выполнять отделочные и декоративные швы;
  • работать со схемой будущего изделия;
  • разбираться в направлении движения нитей;
  • подбирать цветовые сочетания, орнамент изделия;
  • изготавливать сложные украшения из бисера;
  • комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
  • узнавать виды плетения готовых изделий;
  • « читать» схему будущего изделия;
разбираться в направлении движения иголок, количестве рабочих нитей, расположении бисеринок и т.д.
















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Лепка из глины.

5,5

36,5

42

3.

Соленое тесто.

5

29

34

4.

Работа с природным материалом.

9

37

46

5.

Аппликация из ткани.

4

24

28

6.

Мягкая игрушка.

12

50

62

7.

Итоговое занятие.

0,5

1,5

2

ИТОГО

38

178

216


2-й год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Техника бисероплетения.

3

7

10

3.

Плоское плетение.

4

12

16

4.

Параллельное плетение.

8

28

36

5.

Цветы из бисера.

12

38

50

6.

Мозаичное плетение.

8

32

40

7.

Плетение столбиком.

5

27

32

8.

Круговое плетение.

4

24

28

9.

Итоговое занятие.

0,5

1,5

2

ИТОГО

46,5

169,5

216











3-й год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Ткачество бисером.

12

60

72

3.

Традиционная народная кукла.

10

52

62

4.

Пэчворк.

5

33

38

5.

Бисерное шитье.

6

34

40

6.

Итоговое занятие.

0,5

1,5

2

ИТОГО

35,5

180,5

216


4-й год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Изучение народного орнамента.

19

109

128

3.

Изготовление куклы -модуля .Пошив костюма.

13

71

84

4.

Итоговое занятие.

0,5

1,5

2

ИТОГО

34,5

181,5

216



5-й год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

2


2

2.

Изготовление кукол в народных и кубанских костюмов.

22

112

134

3.

Ткачество бисером повышенной степени сложности.

15

63

78

4.

Итоговое занятие.

0,5

1,5

2

ИТОГО

39,5

176,5

216


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1-й год обучения.

  1. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Подготовка и содержание рабочего места. Историко-культурные сведения о видах декоративно-прикладного творчества. 2. Лепка из глины. Теория. Глина. Образование глины. Виды глины. Инструменты и оборудование для работы с глиной. Техника безопасности труда и правила личной гигиены при работе с глиной. Технология подготовки глиняного теста. Стадии состояния глиняного теста. Техника моделирования. Модели из пластин. Формование с помощью гипсовых форм. Русская самодельная игрушка. Беседа о народной глиняной игрушке. Технология изготовления народной игрушки: лепка, сушка, раскраска. Практика. Лепка игрушек: «Ежик», «Матрешка», « Русский самовар», « Елочка». 3.Соленое тесто. Теория. Знакомство с историей промысла. Материалы и инструменты. Технология приготовления соленого теста. Простые приемы работы с тестом: раскатывание на ладони, раскатывание цилиндров, шариков, палочек. Соединение отдельных элементов в предметы. Раскрашивание работ гуашью. Практика. Изготовление фигурок птиц, животных, фруктов, овощей. 4. Работа с природным материалом. Теория. Историко-культурные сведения о работе с природным материалом. Инструменты и приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила заготовки природных материалов: сбор, сушка, хранение, подготовка для работы. Работа с природным материалом. Технология изготовления работ из листьев, цветов, орехов, семян. Использование яичной скорлупы. Технология изготовления панно. Технология изготовления мозаики из семян. Панно из яичной скорлупы. Практика. Изготовление поделок : « Сова», « Лягушонок». Изготовление игрушек. Декоративная рамка. Мини-панно из яичной скорлупы. Изготовление поздравительной открытки с декоративной аппликацией.

5. Аппликация из ткани. Теория. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Виды тканей. Свойства тканей. Клеевая аппликация из ткани. Беседа о лоскуте, пластике. Различные виды и свойства ниток. Технология выполнения аппликации на картонной основе. Технология изготовления аппликации на пенопластовой основе. Технология выполнения игрушки на основе круглых фестонов. Практика. Отработка навыков резания по ткани. Нарезка лоскутов для изготовления аппликации. Изготовление аппликаций: «Цветочная поляна», «Одуванчики и васильки», «Котенок», «Сказка продолжается». 6. Мягкая игрушка. Теория. Знакомство с историей мягкой игрушки. Инструменты и материалы, используемые в работе. Подготовительная работа. Заготовка выкроек-лекал. Увеличение и уменьшение выкроек. Подбор материала по цвету и фактуре. Подготовка материала к раскрою. Правила раскроя. Различные способы соединения деталей. Соединительные швы: « шов назад иголкой», « шов вперед иголкой». Закрепляющие швы: «двойной через край», «петельный шов». Отделочные швы: « змейка», « спираль». Набивка игрушки. Технология изготовления веревочного крепления конечностей. Технология изготовления проволочного каркаса. Практика. Увеличение и уменьшение выкроек. Изготовление веревочного крепления конечностей, проволочного каркаса. Изготовление мягких игрушек: «Утенок-кулон», « Каштанчик», « Крокодил - Гена», « Чебурашка», «Заяц», «Волк», «Бурый медвежонок». 6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ. 2-й год обучения.
  1. Вводное занятие .
Знакомство с программой. История бисера и его применение. Первые сведения об использовании бисера в декорировании одежды. Расцвет бисероплетения в России. 2. Техника бисероплетения. Теория. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Правила безопасности при работе с бисером. Основные технологические приемы бисероплетения. Цветоведение и композиция. Виды работ из бисера. Практика. Отработка основных приемов низания. Работа с образцами.

3. Плоское плетение. Теория. Простейшие способы низания из бисера. Петелька, листочек, наконечник. Технология изготовления простейших изделий на плоской основе. Последовательность плетения. Схемы. Подбор бисера. Практика. Упражнение по освоению технологических приемов в плетении. Приобретение навыков плетения по схеме. Изготовление изделий на плоской основе: листики, лепестки, насекомые, рыбки…Изготовление панно «Мир насекомых», «Подводный мир». 4.Параллельное плетение. Теория. Особенности плетения. Возможности параллельного плетения. Разнообразие изделий и форм. Практика. Выполнение упражнений по освоению параллельного плетения. Работа по схеме. Изготовление работ. 5.Цветы из бисера. Теория. Особенная красота цветов из бисера. Основные методы плетения и технологические приемы. Способ низания дугами. Особенности изготовления листиков, лепестков, тычинок, чашелистиков. Пути достижения эстетического воздействия. Цветовое решение. Подбор материала. Выбор технологических приемов. Особенности прочтения схем. Простые способы сборки лепестка и листьев. Использование шелковой нити. Способы придания лепестку определенной формы. Практика. Упражнение по освоению приема низания дугами. Букет «Первые успехи»: изготовление эскизов, работа по схеме. Изготовление необходимого количества лепестков и листиков. Сборка цветов. Изготовление композиции из цветов.
  1. Мозаичное плетение.
Теория. Техника мозаичного плетения. Особенности. Геометрическое разнообразие. Высокая степень декоративности за счет использования бисера разных цветов и оттенков. Разнообразие изделий, выполненных в технике мозаичного плетения. Практика. Освоение приемов мозаичного плетения. Изготовление браслетов, медальонов, брелоков и т. д. 7.Плетение столбиком. Теория. Техника плетения. Использование разнообразных геометрических форм в сечении: круг, квадрат, треугольник… Разновидности простейших цепочек. Практика. Освоение приемов плетения столбиком. Работа по схемам. Изготовление изделий.

8.Круговое плетение. Теория. Особенности кругового плетения. Применение. Преимущества и недостатки. Схемы плетения. Практика. Освоение приемов кругового плетения. Работа по схемам. Изготовление изделий на основе кругового плетения. 9. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка работ. 3-й год обучения. 1.Вводное занятие . Техника безопасности. Знакомство с программой третьего года обучения. 2. Ткачество бисером. Теория. Введение в технику «ткачество бисером». Основные приемы и элементы. Историко-культурные сведения о народных промыслах. История бисерного ткачества. Подбор бисера по цвету и калибру. Заправка нити. Схемы. Практика. Ткачество мини-панно «Матрешка» - подбор бисера по цвету и калибру. Ткачество картины «Топтыжка»- разбор схемы, подбор бисера, заправка станка. Ткачество картины «Зима»- подбор материала, классификация бисера по цвету и калибру. Оформление картины в рамку. 3.Традиционная народная кукла. Теория. Традиции народных кукол. Об истории кукол. Символика и образ народной куклы. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Выбор ткани. Материалы и декоративные элементы для изготовления кукол. Последовательность выполнения куклы: выкройка, изготовление деталей, соединение деталей. Раскрой и изготовление костюма. Оформление лица. Практика. Работа по технологической карте. Изготовление кукол: « Пеленашка», «Любава», «Параскева», «Неразлучницы» и другие. (Подбор материала, раскрой по заготовленной выкройке, изготовление куклы, пошив одежды, оформление лица. ) 4.Пэчворк. Теория. История лоскутного шитья. Виды тканей. Подбор материала. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками. Влажная тепловая обработка. Соединение деталей различной формы и размера. Выполнение квадратных модулей из лоскутных полос. Обработка бейкой. Сведения о цвете композиции в лоскутных изделиях. Порядок выполнения работы. Выкраивание деталей , перенос на основу. Текстильный коллаж, объемная аппликация. Практика. Изготовление в технике «Пэчворк»: прихватки, салфетки, подушки, сумочки. Панно «Веселое лето». Панно «Буратино». 5.Бисерное шитье. Теория. Развитие бисерного шитья в России. Материалы и инструменты. Контурная вышивка бисером. Способы нанесения рисунка. Фиксация пришивного материала. Бисерное шитье «по счету». Практика. Нанесение рисунка. Подбор материала. Шитье образцов и изделий. 6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Выставка.
4-й год обучения.
  1. Вводное занятие.
Знакомство с программой четвертого года обучения. Техника безопасности труда и правила личной гигиены. 2. Изучение народного орнамента. Знакомство с историей орнамента. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Демонстрация наглядного пособия. Теория. Разновидности народных орнаментов. Содержание народного орнамента. Значение цвета орнамента. Воздействие цветового решения орнамента на человека. Русский геометрический орнамент. Принципы построения калмыцкого орнамента. Бурятский геометрический орнамент с элементами геометрических и роговидных фигур. Цветовая гамма. Геометрические и роговидные элементы в народном орнаменте тувинцев. Башкирские орнаменты: сочетания больших и маленьких элементов. Орнаменты народов севера. Мотивы украинских растительных узоров. Геометрические орнаменты Украины. Стилизованные формы растительных орнаментов Молдавии. Практика. Зарисовка схем, изготовление деталей, крой. Изготовление образцов всех перечисленных орнаментов. 3. Изготовление куклы-модуля, пошив костюма. Теория. Правила безопасности и личной гигиены. Технология изготовления куклы-модуля. Материалы и приспособления. Технология изготовления проволочного каркаса. Подготовительная работа: обмотка каркаса ватой и тканью. Технология изготовления манекена из дерева. Изготовление ног. Лепка лица куклы. Изготовление рук. Разрисовка лица куклы. Зарисовка эскиза костюма. Подбор материала и приспособлений для изготовления костюма. Виды тканей. Построение выкройки. Раскрой. Технология изготовления костюма. Практика. Изготовление кукол . Пошив костюмов: русский народный костюм; праздничный костюм молодой женщины 19 века; украинский народный костюм; казахский костюм; донской мужской народный костюм с бешметом; ярославский мужской костюм; тульский народный костюм; праздничный женский костюм Рязанского уезда 18 века; костюм черкесской женщины. 4. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ.
5-й год обучения.
1.Вводное занятие. Знакомство с программой пятого года обучения. Техника безопасности труда и правила личной гигиены.
  1. Изготовление кукол в кубанских костюмах.
Теория. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Содержание рабочего места. Демонстрация наглядных пособий. Знакомство с образцами костюмов, просмотр иллюстраций. Изучение кубанского костюма. Технология пошива. Практика. Изготовление рук, ног, головы куклы и прикрепление к деревянной основе. Зарисовка эскиза костюма. Выбор ткани. Покрой. Пошив изделия. Перенос костюма на куклу. 3. Ткачество бисером повышенной степени сложности. Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Технология изготовления с элементами усложнения. Заправка станка. Особенности ткачества, закрепление и наращивание нити. Практика . Мини-панно «Матрешка» - подбор бисера по цвету и калибру. Ткачество картины «Топтыжка»- разбор схемы, подбор бисера, заправка станка. Ткачество картины «Зима»- подбор материала, классификация бисера по цвету и калибру. Оформление картины в рамку. Работа повышенной степени сложности: браслет с неровными краями. 4.Итоговое занятие. Подведение итогов работы творческого объединения. Итоговая выставка.







МЕТОДИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, игра, познание, учение, общение, творчеств с использованием информационно-каммуникационных технологий. При этом должны соблюдаться следующие правила: - виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; - деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовать и осуществлять; - необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности разделения труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и взрослых. В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применения. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно- прикладного творчества рождает в них уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей. На первой ступени обучения в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умения - это знания в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого элемента. Осмысленные и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия с имеющимися представлениями о действии. На второй ступени обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений на втором этапе заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям. На третьей ступени знания и умения ( сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки. Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль. Основная форма организации детей на занятии - групповая. Коллективная деятельность повышает интерес к творчеству, способствует взаимодействию и взаимопомощи на занятиях. Практикуется также работа по подгруппам и индивидуальная работа. Формы проведения занятий: лекция, беседа, фронтальное занятие, комбинированное, практическое, самостоятельная работа, мастер-класс. Методы проведения занятия: Словесные, наглядные, практические, Чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснения нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы. Которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. Основные составляющие занятий. Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя на занятия, здороваются с педагогом и товарищами. Своим личным примером педагог побуждает воспитанника быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с другом. Хорошей традицией в объединении стало поздравление кружковцев с днем рождения. Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Педагог приучает детей к чистоте и аккуратности. Формы и виды контроля. Для проверки успешности освоения программным материалом используются наблюдения педагога, анкетирование, анализ, диагностические задания, опрос, зачет, выставки, отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям. Кроме того, оформляются временные тематические выставки. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Материально - техническое обеспечение. Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. Просторный кабинет, оборудованный большими индивидуальными столами; 2. Инструменты и оборудование: швейные иглы, альбомы для эскизов, ножницы, кисти для росписи, рулетка и линейка, портняжный метр, набор зажимов, шпильки, зубочистки, ручки для формирования вьющихся стеблей, и усиков, воронка для пересыпания бисера, клещи с плоской, изогнутой, удлиненной носовой частью, швейная машинка. 3.Материалы: катушечные нитки, краски, гуашь, клей ПВА, глина, бисер, ленты цветные, стеклярус, канва, гипс, проволока, мука, соль, вода, природный материал: семена, орехи, цветы, листья; яичная скорлупа, материал для набивки игрушки, проволока для изготовления каркаса, ткань. 4. Литература по истории декоративно- прикладного искусства, наглядные пособия, образцы изделий по каждому виду декоративно-прикладного творчества, иллюстрации и репродукции; 5 Компьютер. Для обучающихся в кабинете должны быть оформлены: выставка поделок обучающихся, уголок для обучающихся и родителей с различной информацией, техникой безопасности, журналы, книги, альбомы с фотографиями.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.


1. Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Москва, «Просвещение», 1986г.

3. Виноградова Е.Г. Магина А.Р. Практическая энциклопедия. Фенечки из бисера. Издательство СОВА, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.

4. Диченскова А.М. Забавные вязаные игрушки, Ростов-на-Дону «Феникс», 2006г.

5. Дж. Кристанини Ди Фидио-В. Страбелло Беллини. Цветы из бисера. Арт-Родник, 2010г.

6. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы., автор-составитель Гурбина Е.А. Волгоград, 2009г.

7. Исакова Э., Стародуб. К., Ткаченко Т., Сказочный мир бисера. Оформление, из-во «Феникс», 2005г.

8. Лихачева Т.Г. Моя подружка - мягкая игрушка лучшие поделки. Ярославль Академия Холдинг 2001г.

9.Лоран Катио. Фигурки из бисера. Москва «Издательская группа «Контэнт», 2010г.

10. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Девичьи хлопоты. ЗАО «Издательство «ЭКСМО», 2000г.

11. Поделки и сувениры из соленого теста. Москва «Мой мир», 2006г.

12. Студия декоративно-прикладного творчества. Авторы-составители: Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и т.д. Волгоград, издательство «Учитель», 2008г.

13. Шнайдер. Волшебные цветы из бисера. Харьков-Белгород. Изд-во «Клуб семейного досуга», 2011г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1. Лукяненко Ю.Ю. Бисер это просто. Мир книги изд-во «Ниола-Пресс», 2010г.

2. Лукяненко Ю.Ю. Французская техника плетения. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги; ООО Изд-во «Никола-Пресс», 2011г.

3. Кузьмина Е.В., Морозова Ю.Н., Павлова Л.Ю., Картины и панно. - М.: ООО ТД «Издательство мир книги»; ООО Изд-во «Никлла-Пресс», 2011г.

4. Кузьмина Т.А., Кузьмина Е.В. Пасхальные яйца из бисера. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»; ООО Изд-во «Никола-Пресс», 2010г.

5 Кузьмина Е.В. Елочные игрушки. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» 2011г. - 96с.; цв.ил.

6. Морозова Ю.Н. Эксклюзивные подарки. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»; ООО Изд-во «Никола_Пресс», 2011г.- 96с.; цв.ил.



© 2010-2022