- Преподавателю
- Начальные классы
- Фгос рабочая программа по технологии УМК Гармония 1 класс Конышева
Фгос рабочая программа по технологии УМК Гармония 1 класс Конышева
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ключникова О.И. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю» Директор МБОУ Старостаничной СОШ Приказ от _____________ № ______ ___________________ БуслаеваМ.А. М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
начальное общее образование
1-а класс
Количество часов - 33
Учитель: Ключникова Ольга Ивановна.
- Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Технология» на основе авторской программы КонышевойН.М.Смоленск: «Ассоциация XXI век». 2011.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785);
- Примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений РО на 2014-2015 учебный год (Приказ МО РО от 30.04.2014 № 263);
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Н.М.Конышева. Смоленск: «Ассоциация XXI век». 2012;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253);
- Типовое Положение об образовательном учреждении (Постановление правительства от 19.03.2001 года №196);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.08.2014 г. № 503;
- Методические рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 г. № 24/4.11 - 4851/м;
- Сан Пин 2.4.2. 2821-10 от «29» декабря 2010 №189;
- Устав школы (Постановлением Главы Администрации Каменского района» от 25.12.2011 №1482п);
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1);
Изучение предмета «Технология»направлено на достижение следующей цели: формировании духовной культуры и всестороннего развития личности обучающегося на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности, развитие созидательных возможностей, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В соответствии с целью происходит комплексное решение следующих задач:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Общая характеристика учебного предмета.
Предлагаемый учебный предмет интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Ценностные ориентиры содержания предмета. Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
В результате изучения предмета «Технология» у обучающихся будут сформированы предметные знания и умения, личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные УУД.
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),
- сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные УУД.
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Предметные результаты.
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.;
- осуществлять целесообразный выбор инструментов на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
- специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Система оценки достижения планируемых результатов. В основе системы оценивания достижения планируемых результатов учебного предмета «Технология» лежат принципы:
- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;
- взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
- единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя - самой школой - учениками, педагогами, администрацией);
- участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
- при анализе выполнения проверочных заданий по технологии, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированностиметапредметных умений.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом на изучение учебного предмета «Технология» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю).
Последовательность изучения тем:
-
Узнаем, как работает мастер.
-
Учимся работать с разными материалами.
-
Поднимаемся по ступенькам мастерства.
-
Конструируем и решаем задачи.
Содержание учебного предмета. Узнаём, как работают мастера.(1 ч) Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи. Учимся работать с разными материалами. (11 ч) Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению. Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой. Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги. Поднимаемся по ступенькам мастерства.(12 ч) Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм. Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой. Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок. Конструируем и решаем задачи.(9 ч) Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема
раздела
Кол-во
ча-сов
Период прохож-дения
Формируемые универсальные учебные действия.
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Узнаём, как работают мастера.
1
Понимание необходи-мости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстети-ческой оценке окру-жающей среды обита-ния; Самостоятельно орга-низовывать свое рабо-чее место, сохранять порядок на рабочем месте; планировать предстоящую практи-ческую работу, соот-носить свои действия с поставленной це-лью; Выполнять учебно-познавательные дейс-твия; работать с моде-лями; анализировать предлагаемую инфор-мацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возмож-ность её исполь-зования в собственной деятельности; плани-ровать предстоящую практическую работу; Формулировать собс-твенное мнение, аргу-ментировано их изла-гать; слушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собст-венной деятельности.
Учимся работать с разными материалами.
11
Воспитание чувства прекрасного, способ-ности к эстетической оценке окружающей среды обитания; усто-йчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
Самостоятельно опре-делять творческие за-дачи и выстраивать оптимальную после-довательность дейст-вий для реализации замысла; прогнозиро-вать конечный резу-льтат и самостоятель-но подбирать средства и способы работы для его получения;
Выполнять учебно-по-знавательные дейст-вия, находить для их объяснения соответст-вующую речевую фо-рму; использовать знаково-символичес-кие средства для ре-шения задач; выпол-нять символические действия моделиро-вания и преобразова-ния модели, работать с моделями; анализи-ровать устройство из-делия: выделять и на-зывать детали и части изделия, их форму, взаимное расположе-ние, определять спо-собы соединения де-талей; планировать предстоящую практи-ческую работу.
Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Поднимаемся по ступенькам мастерства.
12
Осознание своих дос-тижений в области творческой преобра-зовательной предмет-но-практической деятельности; способ-ность к самооценке;
уважительное отноше-ние к труду, понима-ние значения и цен-ности труда; понима-ние культурно-истори-ческой ценности тради-ций, отраженных в предметном мире;
Устанавливать причи-нно-следственные свя-зи между действиями и их результатами и про-гнозировать действия для получение необхо-димых результатов;
осуществлять самоко-нтроль выполняемых практических дейст-вий, корректировку хода практической работы;
Находить для выполне-ния работы информа-цию в материалах уче-бника, рабочей тетра-ди; выполнять учебно-познавательные дейст-вия, находить для их объяснения соответст-вующую речевую фор-му; анализировать пре-длагаемую информа-цию, сравнивать, ха-рактеризовать и оцени-вать возможность её использования в собст-венной деятельности; определенную тему.
Выслушать мнения и идеи товарищей, учи-тывать их при органи-зации деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достиже-ния товарищей, выска-зывать им свои предло-жения и пожелания.
9
Устойчивое стремле-ние к творческому до-сугу на основе пред-метно-практических видов деятельности;
установка на дальней-шее расширение и уг-лубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практичес-кой деятельности;
Следовать при выпол-нении работы инстру-кциям учителя или представленным в дру-гих информационных источниках различных видов: учебнике, дида-ктическом материале руководствоваться правилами при выпол-нении работы;
Осуществлять поиск и отбирать информацию из дополнительных ис-точников; самостояте-льно комбинировать и использовать освоен-ные технологии в со-ответствии с конструк-тивной или декоратив-но-художественной задачей; Создавать мы-сленный образ конст-рукции с целью реше-ния определенной кон-структорской задачи или передачи художес-твенно-эстетической информации; вопло-щать этот образ в мате-риале;
Заинтересованное от-ношение к деятельно-сти своих товарищей и результатам их ра-боты;
ИТОГО
33
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Для учителя:
- Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2012.
- Конышева Н.М. Технология: программа 1-4 класса. Поурочно-тематическое планирование: 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2012.
Для обучающихся:
- Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч.- Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013.
- Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2011.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- классная доска;
- мультимедийный проектор;
- наборы сюжетных (предметных) картинок;
- персональный компьютер;
- презентации, соответствующие тематике программы;
- таблицы к основным разделам программы;
- экспозиционный экран.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР методического объединения начальных классов _______________ Волохова Г.Ю. от 27 августа 2014 года №1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н. __________________ (подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению» Протокол заседания педагогического совета
от 28 августа 2014 года №2