Проект урока математики в 1 классе. Тема Решение задач

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задачПроект урока математики в 1 классе. Тема Решение задач

Проект урока

1.Тема урока: «Решение задач», Раздел: «Составляем и решаем задачи»

2. Класс: 1 класс

3. Предмет: Математика

4. Задачи: создать условия для формирования:

  • Ключевых общеобразовательных компетенций через формирование у школьников общего умения решать текстовые арифметические задачи; через закрепление знаний о задаче и её решении
  • Социальных компетенций посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно
  • Компетенций личностного саморазвития через совершенствования у школьников умений формулировать личностно значимые цели, контролировать свою деятельность.
  • Коммуникативной компетенции через формирование собственной точки зрения; воспитание ответственности
  • поликультурной компетенции через воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
  • компетентности сохранения и укрепления собственного здоровья через проведение физкультминутки, гимнастики для глаз.
5.Условия, необходимые для проведения урока:
  • Презентация PowerPoint.
  • Компьютер для учителя;
  • Компьютеры для учеников;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • Иллюстрации (в учебнике, схематические изображения различных групп предметов);
  • практический модуль mat_1f_08_p_ решаю задачи в одно действие
  • Схемы краткой записи.

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Методический комментарий

I.

Мотивационно-целевой

- Здравствуйте, я вам желаю, чтобы у вас сегодня всё получилось.

Дети желают друг другу удачи

-Я желаю тебе удачи, если тебе будет трудно - я тебе помогу. Коммуникативные УУД

использование в общении правил вежливости.

Эмоциональный положительный настрой.

- Ребята, вспомните, чему мы учились на прошлом уроке?

1-й ученик:

- Мы учились доказывать, что предложенный текст является задачей.

2-й ученик:

- Мы учились работать над задачей по алгоритму.

3-й ученик:

- Я учился делить текст задачи на смысловые части.

4-й ученик:

- Я учился ставить смысловые вопросы к каждой части задачи.

5-й ученик:

- Я учился понимать задачу, находить данные и искомое в задаче.

Обучение решению текстовых задач является одной из самых сложных задач учителя при обучении математическому содержанию, а также, что обучение решению задач является одной из приоритетных целей обучения математике, и оно невозможно без опоры на активную познавательную деятельность учащихся.

- Кто помнит, какую общую цель мы сформулировали на предыдущих уроках?

- Учусь решать задачи, пользуясь алгоритмом «Работа над задачей»

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

- Зачем нужно уметь работать по алгоритму?

1-й ученик:

- Это нужно, чтобы уметь решать любую задачу.

2-й ученик:

- Чтобы уметь работать с разными задачами.

Познавательные УУД: использование рисуночных и символических вариантов математической записи; кодирование информации в знаково-символической форме построение небольших алгоритмов для решения задач.

-Как вы думаете, если я знаю этапы алгоритма «Работа над задачей», можно ли сказать, что я умею работать над любой задачей?

-Может быть, да, а может, нет.

-Как это проверить?

- Поработать с задачей, пользуясь алгоритмом.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу

-Итак, какие цели можно поставить
на сегодняшнем уроке?

-Меня порадовали ваши цели на сегодняшний урок. Итак, мы продолжаем учиться решать задачи, пользуясь алгоритмом.

1-й ученик:

-Буду учиться работать с текстом задачи. Учиться доказывать, что это задача.

2-й ученик:

- Буду учиться разбивать текст задачи на смысловые части.

3-й ученик:

-Буду учиться понимать текст, называя данные и искомое.

4-й ученик:

- Буду учиться составлять схему к задаче.

5-й ученик:

-Буду учиться решать задачу с помощью алгоритма.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

выполнять действия в устной форме.

II.

Планирование

-На какой ступеньке ранее составленного нами плана мы работаем сегодня?

-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы достичь целей? В какой последовательности?

-Мы работаем
на ступеньке «применяю алгоритм».

-Сначала выберем задачу из учебника, затем отметим в алгоритме «Работа над задачей» те приемы, которые будем использовать при работе с данной задачей

Регулятивные УУД:

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

-Я предлагаю сегодня поработать с № 130 на странице 60. Исследуйте этот номер и скажите, почему я вам его предложила.

1-й ученик:

-Наверное, потому что в этом номере текст, похожий на задачу.

2-й ученик:

-А если посмотреть на задания, то мы увидим, что они связаны с нашими целями. Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с учебными задачами.

Установление соответствия выбранного материала целям урока.

-Какой план работы с № 130 вы предлагаете?

1-й ученик:

-Прочитать текст и доказать, что это задача.

2-й ученик:

- Прочитать задачу и представить жизненную ситуацию.

3-й ученик:

-Найти и прочитать условие и вопрос задачи

4-й ученик:

-Назовём данные задачи и искомое число.

5-й ученик:

-Рассмотрим схему к задаче.

6-й ученик:

-Решим её. Регулятивные УУД:

планирование последовательности действий, составление инструкции.


Физкультминутка

Комплекс упражнений (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

  1. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);

  2. крепко зажмурим, глаза, потом открыть (4 раза);

  3. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз);

  4. смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);

  5. руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);

  6. держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

Рациональная организация учебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

III

Реализация плана

-Итак, читаем текст и выясняем, действительно ли этот текст является задачей.

Ученик:

-Этот текст является задачей. Задача состоит из условия и вопроса. Вопрос соответствует условию и наоборот.

Познавательные УУД: моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов.

-Кто попробует описать жизненную ситуацию по этому тексту?

Ученик:

-Мы с ребятами во дворе тоже лепили снежки и бросали их в ведро. Кто сколько раз попадёт. Я попал 6 раз, Слава 8, а Саша всего 4. Всего 18 снежков. Слава оказался самым метким.

-Кто хотел бы выразить свое отношение к ситуации, представленной Иваном?

-Я думаю, что Ване удалось описать ситуацию, которая помогает нам представить содержание задачи. В ситуацию включены все числовые данные и вопрос задачи.

Познавательные УУД: строить рассуждения о математических явлениях

-Каким должно быть следующее действие
(шаг) работы над задачей, если представление жизненной ситуации мне не помогло понять задачу?

-Можно разбить задачу на отдельные смысловые части и поработать с каждой частью.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-Кто попробует разбить задачу на части?

1-й ученик:

-Читаю условие: «Маша попала снежками в цель 6 раз, Лида-4 раза, а Вася- 8 раз».

2-й ученик:

-Читаю вопрос: «Сколько всего было попаданий в цель?»

-Как себе помочь, если предыдущая работа не помогла понять задачу?

1-й ученик:

-Читаю условие: «Маша попала снежками в цель 6 раз, обвожу кружочком число 6. Лида-4 раза. Обвожу кружочком число 4. А Вася- 8 раз. Обвожу число 8.» Я обвела кружками данные числа.

2-й ученик:

-Читаю вопрос: «Сколько всего было попаданий в цель?». Обвожу кружочком слово «всего»и «?». Это будет искомое число.

Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

-Какой следующий шаг?

Ученик:

-Составление краткой записи.

-Как будем работать?

-Кого нужно выбрать в группе, чтобы успешно работать?

1-й ученик:

-Предлагаю поработать в группе.

2-й ученик:

-Выберем капитана, секретаря, спикера.

-Попробуйте
в группах самостоятельно составить краткую запись к задаче.

Предполагаемые варианты краткой записи:

?I.

4

8

6

II.

Маша-6 р.

Лида-4 р. ?р.

Вася-8 р.

III.

?р.

6 р. 4р. 8р.

Предметные УУД

выделение в задаче условия, вопроса, данных, искомого, выполнение краткой записи задачи, используя условные знаки.

Познавательные УУД: использование рисуночных и символических вариантов математической записи;

кодирование информации в знаково-символической форме Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД работа в группе сверстников, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

-Предложите свою краткую запись на отдельных листах

-Как вы поняли краткую запись первой (второй, третьей) группы?

-Что порадовало в этих работах?

-Что можно улучшить в предложенных записях?

-Зафиксируйте любую краткую запись в тетрадь.

Ученики сравнивают работы друг друга и участвуют в обсуждении разных кратких записей (правильная, более понятная, как улучшить, сделать понятнее другие краткие записи).

Выражают свое отношение.

Вопросы
для проверки краткой записи:

1. Все ли числовые данные представлены?

2. Что обозначает в задаче каждое число?

3. Соблюдены ли отношения между величинами?

4. Обозначена ли искомая величина?

5. Нет ли лишнего в краткой записи?

Коммуникативные УУД Выражение своего отношения, коррекция действий сверстников.

Предметные УУД

выделение в задаче условия, вопроса, данных, искомого, выполнение краткой записи задачи, используя условные знаки.

Оценивание работы групп по определённым критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

проверять правильность предложенной краткой записи задачи

Запись по выбору.

-Кто помнит, какой следующий шаг в работе
над задачей?

1-й ученик:

-Составление плана решения задачи.

2-й ученик:

-Читаю вопрос задачи. Определяю, что надо знать, чтобы ответить на него (Здесь требуется назвать данные).

Предметные УУД планирование решения, выбор и обоснование выбора действий для решения задач.

-Какие вопросы себе надо задать, чтобы составить план решения задачи?

1-й ученик:

-Есть ли эти данные в условии задачи?

ДА

НЕТ

Задача простая

Задача составная

в одно действие

в несколько действий

2-й ученик:

-У нас все данные есть в условии, значит задача простая, решение в одно действие.

-Зная, что дети бросили 6,4 и 8раз, можно узнать, сколько всего было попаданий в цель.(Это и есть план решения задачи)

Познавательные УУД: использование рисуночных и символических вариантов математической записи; кодирование информации в знаково-символической форме построение небольших деревья для решения задач (например, по поиску всех вариантов)

-Кто объяснит, какое действие надо выбрать?

1-й ученик:

-Сложением трёх чисел, так как эти числа являются частью целого искомого числа.

Предметные УУД:

решение простых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать правильное решение задачи

-Какой следующий шаг в работе над задачей?

1-й ученик:

-Записать решение задачи.

Предметные УУД:

решение простых задач.

Обучающийся получит возможность научиться: записывать правильно решение задачи

-Запишите решение задачи самостоятельно

Предполагаемые решения:

6+4+8=18 (п.)

8+4+6=18 (п.)

4+6+8=18 (п.)

8+6+4=18 (п.)

Предметные УУД:

решение простых задач.

Обучающийся получит возможность научиться: проверять правильность решений

из предложенных

-Решили задачу, какой следующий шаг?

1-й ученик:

-Нужно проверить правильность решения.

2-й ученик:

-Решение записано по-разному, ответы одинаковые, значит, задача решена, верно.

3-й ученик:

-Можно проверить по схеме

-Кто обратил внимание на то, в какой записи решения легче было сосчитать?

-Покажите своё согласие или несогласие с выводом Саши.

1-й ученик:

-Легче было сосчитать в первой записи, так как к 6 удобно прибавлять 4, будет 10, затем легко прибавить к 10 число 8, будет 18.

Учащиеся пальчиками выражают своё согласие.

+ согласны

- не согласны

Предметные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться: использовать переместительное и сочетательное свойства сложения для рационализации вычислений

-Проверили правильность решения, какой следующий шаг?

1-й ученик:

-Записать ответ задачи. Для того, чтобы правильно записать ответ, я ещё раз вернусь к вопросу задачи.

2-й ученик:

-Ответ: 18 попаданий в цель.

Предметные УУД:

решение простых задач.

Обучающийся получит возможность научиться: записывать

правильный ответ

-Какую работу над решенной задачей можно придумать?

-Кто хочет, дома может поработать над решенной задачей.

1-й ученик:

-Изменить условие, а вопрос оставить прежним.

2-й ученик:

-Изменить вопрос, а условие - прежнее.

3-й ученик:

-Изменить вопрос и условие так, чтобы задача не имела решения.

Предметные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться: составлять задачи, обратные для данной простой задачи.

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

IV

Самостоятельная парная работа за компьютером

Закрепление

- Я предлагаю вам поработать с электронным ресурсом «Решаю задачи в одно действие»

eor-np.ru/sites/default/files/eor/9f/b6/88/dd/22/6f/3a/73/c5/de/48/8a/89/3e/eb/b4/html/content/index.html

-Как вы думаете, зачем я вам предложила эту работу?

Учащиеся пальчиками выражают своё согласие или несогласие

+ согласны

- не согласны

Ученик:

-Для закрепления умений решать задачи.

Разработанный электронный образовательный ресурс (ЭОР) для учащихся начального общего образования обеспечивает условия реализации требований ФГОС НОО, направленных на решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества, формирование общеучебных компетенций.

-1 блок: информация

-Прослушивают информационный блок модуля.

-2 блок: отличи задачи и незадачи

- Определяют и отмечают задачу с помощью интерактивной доски.

-3 блок: про утят

- Работая в парах, решают задачу и, нажав кнопку «Готово» проверяют себя.

V

Подведение
итогов

-Чему учился сегодня?

  • Учился решать задачи.

  • Учился работать по алгоритму «Работа над задачей»

  • Учился работать с текстом задачи

  • Учился работать с электронным ресурсом.

Рефлексивная деятельность (рефлексия развития)

-Что нового
узнал?

  • Узнал, как по-разному можно записать краткую запись, решение задачи

-Насколько продвинулся в достижении своей цели?

-Что было трудным? интересным? важным?

- Чему тебе еще нужно учиться?

-Кому нужна помощь?

  • Я достиг своей цели.


  • Мне еще нужно учиться разбирать задачу.

  • Мне нужно учиться «видеть» решение задачи

Регулятивные УУД:

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

-Оцените свою работу на уроке


  • Учащиеся оценивают свою работу на уроке, используя «Лист самооценки ученика (цы)»

Регулятивные УУД:
  • самооценка

-Спасибо всем
за активную работу на уроке

Благодарят друг друга за помощь, оказанную на уроке. Коммуникативные УУД

использование в общении правил вежливости.

«Лист самооценки ученика (цы)»

Ф.И._______________________________________________________________

Виды

работ на уроке

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

за урок

Решение задачи (индивидуальная работа)

Работа в группе

Самостоятельная парная работа за компьютером

13


© 2010-2022