- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа 4 класс
Рабочая программа 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акманова Г.Ш. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Рабочая учебная программа
курса «Детская риторика»
4 класс (1ч)
Пояснительная записка
1)Сведения о примерной программе, на основе которой составлена рабочая учебная программа. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской. Программа обеспечена УМК для 4 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. 2) Соответствие рабочей учебной программы государственному образовательному стандарту или ФГОС. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» зарегистрирован в МинЮСТ России: Приказ №15785 от 22.12.2009. О внесении изменений в ФГОС НОО от 6.10.2009:Приказ №1241 от 26.11.2010.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010, зарегистрирован Минюстом России 10.02.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
4)Отличительная особенность ОУ.МБОУ «СОШ №19». Цель работы начальной школы: Цель работы начальной школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Модель выпускника начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками. 5)Общая характеристика учебного предмета Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
7) Ожидаемые образовательные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса риторики является формирование следующих умений: - осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - анализировать тактичность речевого поведения в семье; - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий: - формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого; - знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; - пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; - реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; - при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; - определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; - уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; - оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); - анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - давать оценку невежливому речевому поведению.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во ч
ИКТ
Проектная, исследовательская деятельность
Опытно- экспериментальная деят-ть
ОБЩЕНИЕ
8ч
2
4
ТЕКСТ
10ч
3
5
Интегр занятие (рит+эк+окр)
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
10ч
3
5
Подготовка проекта «Экология школьного двора»
ОБОБЩЕНИЕ
6ч
1
3
ИТОГО
34ч
Основное содержание тематического плана
4 класс (34 часа)
Общение (8ч)
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.Улыбнись улыбкою своей . Улыбка как этикетное средство общения, ее значение. Улыбка в жизни помогает. Особенности говорения (речевая деятельность)
Особенности употребления несловесных средств. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Утешение. Сочувствие. Способы выражения.Какой я слушатель (слушание)
Приемы слушания: составление опорного конспекта как кодирование услышанного с использованием таблиц, схем, рисунков, символов. Оцениваем слушателя. Я - читатель. Приемы слушания: составление опорного конспекта как кодирование прочитанного с использованием таблиц, схем, рисунков, символов. Оцениваем читателя.
Текст (10ч)
Основные признаки текста.
Смысловая цельность и связность текста. Описание
Деловое (научное) и художественное описание. Описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарная статья. Словарная статья в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. (1ч)
Знаки вокруг нас
Речевые жанры. (10ч)
Запрет (этикетные речевые жанры). Речевые привычки. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю - предостерегаю. Утешение (этикетные речевые жанры). Система знаков, окружающих человека. Оцениваем и составляем опорный конспект.
Вежливая оценка (речевой этикет) Речевые привычки. Вежливая речь (повторение). Способы выражения вежливой оценки.Скажи мне, почему…
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Служба новостей . Что такое информация? Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка.
Обобщение (6ч)
Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Речевые жанры. Этикетные жанры и диалоги. Слова вежливости. Редактирование и взаиморедактирование письменной речи. Подготовленная речь (успешная, эффективная, красноречивая)
Учет речевой ситуации для успешного выступления. Общение для контакта и для сообщения информации. Вежливая оценка. Приемы слушания: составление опорного конспекта. Приемы чтения. Взаиморедактирование. Смысловая цельность и связность текста. Возражение. Утешение. Запрет. Оценка. Вступление и заключение в рассуждении. Деловое описание. Хроника. Информация.
календарно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Понятийный аппарат
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля.
дата
корректировка
Раздел 1. Общение (8 часов)
1
Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь
1
Урок повторения (беседа)
Правила говорения, слушания, чтения, письма.
Ситуация общения
- определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации;
- строить общение
Текущий контроль (устный
опрос)
2
Общение устное
и письменное. Пять вещей должны все знать
1
Урок ознакомления с новым материалом (беседа)
Текущий контроль: анализ ситуаций
3
Улыбайся чаще. Когда мы вместе
1
Урок развития умений и навыков (беседа)
Климат общения
и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее
использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении
Текущий контроль: анализ ситуаций
4
Улыбка в жизни помогает
1
Урок развития умений и навыков (игра)
Текущий контроль (устный
опрос)
5
Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи
1
Урок ознакомления с новым материалом (игра)
Жест. Мимика. Слово. Интонация.
анализировать свою общительность при помощи вербальных
и невербальных средств общения
Текущий контроль (устный опрос)
6
Речевые отрезки
и паузы
1
Урок развития умений и навыков
Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами)
7
Выделяем важные слова. Утешить - помочь, утешить - поддержать
1
Урок развития умений и навыков (игра)
Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче
выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией
Текущий контроль (чтение
с логическим ударением)
8
О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя
Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека
1
Урок развития умений и навыков (беседа)
Анкета, ее назначение, структура; информативность
Пословицы о книге и ее значении в жизни человека
оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения,
объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме
Текущий контроль (устный опрос)
Раздел 2. текст (10 часов)
9
Яркие признаки текста. Тексты аргументированные
и неаргументированные
1
Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра)
Анализ и сравнение текстов
определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность)
10
Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы
1
Комбинированный урок (беседа)
Понятие об абзацах, их значение, виды
находить
в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид
Текущий контроль (письменный опрос)
Текущий контроль (устный опрос)
Текущий контроль (устный опрос)
11
Завершающие абзацы
1
Комбинированный урок
12
Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-
щаю - предостерегаю
1
Комбинированный урок
Понятие о запрете, сфера употребления различных запретов
выразить
в речи запреты, произнесенные
с разной интонацией
календарно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Понятийный аппарат
УУД
Вид
контроля.
Домашнее задание
Дата
проведения
план
факт
Раздел 1. Общение (8 часов)
1
Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь
1
Урок повторения (беседа)
Правила говорения, слушания, чтения, письма.
Ситуация общения
- определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации;
- строить общение
Текущий контроль (устный
опрос)
№ 5
2
Общение устное
и письменное. Пять вещей должны все знать
1
Урок ознакомления с новым материалом (беседа)
№ 12-13
3
Улыбайся чаще. Когда мы вместе
1
Урок развития умений и навыков (беседа)
Климат общения
и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее
использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении
Текущий контроль: анализ ситуаций
№ 21, 25
4
Улыбка в жизни помогает
1
Урок развития умений и навыков (игра)
Текущий контроль (устный
опрос)
№ 34
5
Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи
1
Урок ознакомления с новым материалом (игра)
Жест. Мимика. Слово. Интонация.
анализировать свою общительность при помощи вербальных
и невербальных средств общения
№ 43; выучить скороговорку
6
Речевые отрезки
и паузы
1
Урок развития умений и навыков
Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами)
Текущий контроль (устный опрос)
7
Выделяем важные слова. Утешить - помочь, утешить - поддержать
1
Урок развития умений и навыков (игра)
Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче
выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией
Текущий контроль (чтение
с логическим ударением)
№ 52; сочинить закличку
8
О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя
Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека
1
Урок развития умений и навыков (беседа)
Анкета, ее назначение, структура; информативность
Пословицы о книге и ее значении в жизни человека
оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения,
объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме
Текущий контроль (устный опрос)
Послушать новости, записать
несколько важных спортивных новостей (известий);
№ 83
Раздел 2. текст (10 часов)
9
Яркие признаки текста. Тексты аргументированные
и неаргументированные
1
Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра)
Анализ и сравнение текстов
определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность)
№ 87, 88
10
Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы
1
Комбинированный урок (беседа)
Понятие об абзацах, их значение, виды
находить
в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид
Текущий контроль (письменный опрос)
№ 95
11
Завершающие абзацы
1
Комбинированный урок
Текущий контроль (устный опрос)
№ 100
12
Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-
щаю - предостерегаю
1
Комбинированный урок
Понятие о запрете, сфера употребления различных запретов
выразить
в речи запреты, произнесенные
с разной интонацией
Текущий контроль (устный опрос)
№ 109, 110
13
Какие знаки ты знаешь? Символы
и знаки - копии
1
Комбинированный урок
Текущий контроль (устный опрос)
№ 118, 121
14
Опорные конспекты
1
Комбинированный урок
Понятие о конспекте; назначение, значение
Текущий контроль (устный опрос)
№ 126, 127
15
Деловое и художественное описание. Мы пишем описания
1
Комбинированный урок
Особенности делового и художественного описаний
определять виды описания - деловое и художественное
Текущий контроль (устный опрос)
№ 135, 138
16
Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка
1
Комбинированный урок
Понятие об оценке, убеждении
анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче
Текущий контроль (письменный опрос)
№ 147
17
Основные части рассуждения
1
Комбинированный урок
Умение выделять основные части рассуждения
Текущий контроль (устный опрос)
Выписать из любого учебника
3 вопроса
с «почему» и дать ответы на них
18
Аргументы. Структура аргументов
Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение
1
Комбинированный урок
Понятие об аргументе
Логический порядок приведения аргументов в тексте
анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов
Текущий контроль (устный опрос)
№ 153
№ 164, 165
Раздел 3. речевые жанры (10 часов)
19-20
Словарная статья
2
Урок ознакомления с новым материалом (беседа)
Знать структуру
и особенности словарной статьи.
Анализировать словарные статьи
№ 172, 173
21
Что такое рассказ, его части
1
Урок ознакомления с новым материалом (беседа)
Понятие о рассказе, его структурные элементы
Придумать продолжение истории
22
Сочиняем рассказ
1
Урок развития речи
Структура рассказа и его особенности. Завязка, кульминация, развязка. Газетная статья, газетная заметка, их различие
представить свой рассказ на заданную тему
Текущий контроль: практическая работа (составление рассказов)
№ 184, 185
23
Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете
1
Урок ознакомления с новым материалом
(беседа)
Знать, какие факты служат основой газетной информации, что является отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее
Текущий контроль: практическая работа (проанализировать газетные статьи)
№ 191
24
Газетная информация. Факты, события и отношение
к ним
1
Комбинированный урок
(беседа)
Факты и явления действительности как материал, на ос-нове анализа которого автор делает обобщения, выводы
№ 196
25
Информационные жанры
1
Комбинированный урок
(беседа)
Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья
Уметь различать информационные жанры
Текущий контроль (устный опрос)
№ 201
26
Хроника
1
Комбинированный урок
(беседа)
Понятие о хронике
Текущий контроль (устный опрос)
№ 210
27
Информационная заметка
1
Комбинированный урок
(беседа)
Сообщение о каком-то факте, происшествии, событии; заметка отвечает на вопросы что? где? когда? произошло; содержание заметки
Уметь составить заметку в школьную стенгазету
Текущий контроль: практическая работа (написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло)
№ 223, 224
28
Подпись под фотографией
1
Комбинированный урок (беседа)
Фоторепортаж. Подпись под фотографией имеет пояснительный характер
Уметь выполнять подпись под фотографией
Текущий контроль: практическая работа (подписать фотографии)
№ 233
Раздел 4. обобщение (6 часов)
29-30
Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры
2
Урок обобщения и систематизации знаний
Будь осторожен, выбирая слово, -
им осчастливить можно и убить!
(Н. Грибачев.)
Об искусстве говорения, письма, чтения, слушания
Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение
с точки зрения его соответствия речевой задаче
Тематический контроль: практическая работа (схематическое изображение видов речевой деятельности)
№ 246
31-32
Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги
2
Урок обобщения и систематизации знаний
Понятие о речевом этикете (правила речевого общения). Смысловая значимость речевого этикета
Уметь устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации
Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов
№ 256
33-34
Речевые привычки
2
Урок обобщения и систематизации знаний
Речевое поведение. Этикетные формулы. Наблюдение речевых привычек в разговоре школьников (данные мониторинга, разыгрывание ситуаций)
Уметь составлять диалоги и оценивать, правильно ли использованы этикетные формулы
в них
Тематический контроль: практическая работа (составление памятки хороших речевых привычек)
№ 268
Информационно - методическое обеспечение Для обучающихся:
- Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Ювента : Баласс, 2014.