Рабочая программа 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 4 классРабочая учебная программа

курса «Детская риторика»

4 класс (1ч)

Пояснительная записка

1)Сведения о примерной программе, на основе которой составлена рабочая учебная программа. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской. Программа обеспечена УМК для 4 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. 2) Соответствие рабочей учебной программы государственному образовательному стандарту или ФГОС. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» зарегистрирован в МинЮСТ России: Приказ №15785 от 22.12.2009. О внесении изменений в ФГОС НОО от 6.10.2009:Приказ №1241 от 26.11.2010.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010, зарегистрирован Минюстом России 10.02.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»

  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
3)Программа предназначена для обучающихся 4 класса МБОУ «СОШ №19» г.Энгельса. Базовый уровень

4)Отличительная особенность ОУ.МБОУ «СОШ №19». Цель работы начальной школы: Цель работы начальной школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Модель выпускника начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками. 5)Общая характеристика учебного предмета Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

7) Ожидаемые образовательные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса риторики является формирование следующих умений: - осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - анализировать тактичность речевого поведения в семье; - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий: - формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого; - знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; - пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; - реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; - при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; - определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; - уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; - оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); - анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - давать оценку невежливому речевому поведению.

Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во ч

ИКТ

Проектная, исследовательская деятельность

Опытно- экспериментальная деят-ть

ОБЩЕНИЕ

2

4


ТЕКСТ

10ч

3

5

Интегр занятие (рит+эк+окр)

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

10ч

3

5

Подготовка проекта «Экология школьного двора»

ОБОБЩЕНИЕ

1

3


ИТОГО

34ч








Основное содержание тематического плана

4 класс (34 часа)

Общение (8ч)

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.Улыбнись улыбкою своей . Улыбка как этикетное средство общения, ее значение. Улыбка в жизни помогает. Особенности говорения (речевая деятельность)

Особенности употребления несловесных средств. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Утешение. Сочувствие. Способы выражения.Какой я слушатель (слушание)

Приемы слушания: составление опорного конспекта как кодирование услышанного с использованием таблиц, схем, рисунков, символов. Оцениваем слушателя. Я - читатель. Приемы слушания: составление опорного конспекта как кодирование прочитанного с использованием таблиц, схем, рисунков, символов. Оцениваем читателя.

Текст (10ч)

Основные признаки текста.

Смысловая цельность и связность текста. Описание

Деловое (научное) и художественное описание. Описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарная статья. Словарная статья в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. (1ч)

Знаки вокруг нас

Речевые жанры. (10ч)

Запрет (этикетные речевые жанры). Речевые привычки. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю - предостерегаю. Утешение (этикетные речевые жанры). Система знаков, окружающих человека. Оцениваем и составляем опорный конспект.

Вежливая оценка (речевой этикет) Речевые привычки. Вежливая речь (повторение). Способы выражения вежливой оценки.Скажи мне, почему…

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Служба новостей . Что такое информация? Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка.

Обобщение (6ч)

Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Речевые жанры. Этикетные жанры и диалоги. Слова вежливости. Редактирование и взаиморедактирование письменной речи. Подготовленная речь (успешная, эффективная, красноречивая)

Учет речевой ситуации для успешного выступления. Общение для контакта и для сообщения информации. Вежливая оценка. Приемы слушания: составление опорного конспекта. Приемы чтения. Взаиморедактирование. Смысловая цельность и связность текста. Возражение. Утешение. Запрет. Оценка. Вступление и заключение в рассуждении. Деловое описание. Хроника. Информация.

календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Понятийный аппарат

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля.

дата

корректировка

Раздел 1. Общение (8 часов)

1

Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь

1

Урок повторения (беседа)

Правила говорения, слушания, чтения, письма.

Ситуация общения

- определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации;

- строить общение

Текущий контроль (устный

опрос)


2

Общение устное

и письменное. Пять вещей должны все знать

1

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

Текущий контроль: анализ ситуаций


3

Улыбайся чаще. Когда мы вместе

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Климат общения

и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее

использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении

Текущий контроль: анализ ситуаций


4

Улыбка в жизни помогает

1

Урок развития умений и навыков (игра)

Текущий контроль (устный

опрос)


5

Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи

1

Урок ознакомления с новым материалом (игра)

Жест. Мимика. Слово. Интонация.

анализировать свою общительность при помощи вербальных

и невербальных средств общения

Текущий контроль (устный опрос)


6

Речевые отрезки

и паузы

1

Урок развития умений и навыков

Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами)


7

Выделяем важные слова. Утешить - помочь, утешить - поддержать

1

Урок развития умений и навыков (игра)

Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче

выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией

Текущий контроль (чтение

с логическим ударением)

8

О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя

Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Анкета, ее назначение, структура; информативность

Пословицы о книге и ее значении в жизни человека

оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения,

объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме

Текущий контроль (устный опрос)



Раздел 2. текст (10 часов)

9

Яркие признаки текста. Тексты аргументированные

и неаргументированные

1

Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра)

Анализ и сравнение текстов

определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность)



10

Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы

1

Комбинированный урок (беседа)

Понятие об абзацах, их значение, виды

находить

в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид

Текущий контроль (письменный опрос)

Текущий контроль (устный опрос)

Текущий контроль (устный опрос)

11

Завершающие абзацы

1

Комбинированный урок

12

Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-

щаю - предостерегаю

1

Комбинированный урок

Понятие о запрете, сфера употребления различных запретов

выразить

в речи запреты, произнесенные

с разной интонацией




календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Понятийный аппарат

УУД

Вид

контроля.



Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

Раздел 1. Общение (8 часов)

1

Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь

1

Урок повторения (беседа)

Правила говорения, слушания, чтения, письма.

Ситуация общения

- определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации;

- строить общение

Текущий контроль (устный

опрос)

№ 5


2

Общение устное

и письменное. Пять вещей должны все знать

1

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

№ 12-13


3

Улыбайся чаще. Когда мы вместе

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Климат общения

и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее

использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении

Текущий контроль: анализ ситуаций

№ 21, 25


4

Улыбка в жизни помогает

1

Урок развития умений и навыков (игра)

Текущий контроль (устный

опрос)

№ 34


5

Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи

1

Урок ознакомления с новым материалом (игра)

Жест. Мимика. Слово. Интонация.

анализировать свою общительность при помощи вербальных

и невербальных средств общения

№ 43; выучить скороговорку


6

Речевые отрезки

и паузы

1

Урок развития умений и навыков

Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами)

Текущий контроль (устный опрос)


7

Выделяем важные слова. Утешить - помочь, утешить - поддержать

1

Урок развития умений и навыков (игра)

Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче

выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией

Текущий контроль (чтение

с логическим ударением)

№ 52; сочинить закличку

8

О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя

Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека

1

Урок развития умений и навыков (беседа)

Анкета, ее назначение, структура; информативность

Пословицы о книге и ее значении в жизни человека

оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения,

объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме

Текущий контроль (устный опрос)

Послушать новости, записать

несколько важных спортивных новостей (известий);

№ 83



Раздел 2. текст (10 часов)

9

Яркие признаки текста. Тексты аргументированные

и неаргументированные

1

Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра)

Анализ и сравнение текстов

определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность)

№ 87, 88



10

Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы

1

Комбинированный урок (беседа)

Понятие об абзацах, их значение, виды

находить

в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид

Текущий контроль (письменный опрос)

№ 95

11

Завершающие абзацы

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос)

№ 100

12

Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-

щаю - предостерегаю

1

Комбинированный урок

Понятие о запрете, сфера употребления различных запретов

выразить

в речи запреты, произнесенные

с разной интонацией

Текущий контроль (устный опрос)

№ 109, 110

13

Какие знаки ты знаешь? Символы

и знаки - копии

1

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос)

№ 118, 121

14

Опорные конспекты

1

Комбинированный урок

Понятие о конспекте; назначение, значение

Текущий контроль (устный опрос)

№ 126, 127


15

Деловое и художественное описание. Мы пишем описания

1

Комбинированный урок

Особенности делового и художественного описаний

определять виды описания - деловое и художественное

Текущий контроль (устный опрос)

№ 135, 138


16

Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка

1

Комбинированный урок

Понятие об оценке, убеждении

анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче

Текущий контроль (письменный опрос)

№ 147


17

Основные части рассуждения

1

Комбинированный урок

Умение выделять основные части рассуждения

Текущий контроль (устный опрос)

Выписать из любого учебника

3 вопроса

с «почему» и дать ответы на них


18

Аргументы. Структура аргументов

Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение

1

Комбинированный урок

Понятие об аргументе

Логический порядок приведения аргументов в тексте

анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов

Текущий контроль (устный опрос)

№ 153

№ 164, 165



Раздел 3. речевые жанры (10 часов)

19-20

Словарная статья

2

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

Знать структуру

и особенности словарной статьи.

Анализировать словарные статьи

№ 172, 173



21

Что такое рассказ, его части

1

Урок ознакомления с новым материалом (беседа)

Понятие о рассказе, его структурные элементы

Придумать продолжение истории



22

Сочиняем рассказ

1

Урок развития речи

Структура рассказа и его особенности. Завязка, кульминация, развязка. Газетная статья, газетная заметка, их различие

представить свой рассказ на заданную тему

Текущий контроль: практическая работа (составление рассказов)

№ 184, 185

23

Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете

1

Урок ознакомления с новым материалом

(беседа)

Знать, какие факты служат основой газетной информации, что является отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее

Текущий контроль: практическая работа (проанализировать газетные статьи)

№ 191


24

Газетная информация. Факты, события и отношение

к ним

1

Комбинированный урок

(беседа)

Факты и явления действительности как материал, на ос-нове анализа которого автор делает обобщения, выводы

№ 196



25

Информационные жанры

1

Комбинированный урок

(беседа)

Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья

Уметь различать информационные жанры

Текущий контроль (устный опрос)

№ 201



26

Хроника

1

Комбинированный урок

(беседа)

Понятие о хронике

Текущий контроль (устный опрос)

№ 210



27

Информационная заметка

1

Комбинированный урок

(беседа)

Сообщение о каком-то факте, происшествии, событии; заметка отвечает на вопросы что? где? когда? произошло; содержание заметки

Уметь составить заметку в школьную стенгазету

Текущий контроль: практическая работа (написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло)

№ 223, 224



28

Подпись под фотографией

1

Комбинированный урок (беседа)

Фоторепортаж. Подпись под фотографией имеет пояснительный характер

Уметь выполнять подпись под фотографией

Текущий контроль: практическая работа (подписать фотографии)

№ 233



Раздел 4. обобщение (6 часов)

29-30

Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Будь осторожен, выбирая слово, -

им осчастливить можно и убить!

(Н. Грибачев.)

Об искусстве говорения, письма, чтения, слушания

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение

с точки зрения его соответствия речевой задаче

Тематический контроль: практическая работа (схематическое изображение видов речевой деятельности)

№ 246


31-32

Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Понятие о речевом этикете (правила речевого общения). Смысловая значимость речевого этикета

Уметь устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации

Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов

№ 256


33-34

Речевые привычки

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Речевое поведение. Этикетные формулы. Наблюдение речевых привычек в разговоре школьников (данные мониторинга, разыгрывание ситуаций)

Уметь составлять диалоги и оценивать, правильно ли использованы этикетные формулы

в них

Тематический контроль: практическая работа (составление памятки хороших речевых привычек)

№ 268



Информационно - методическое обеспечение Для обучающихся:
  1. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Ювента : Баласс, 2014.
Для учителя: 2. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Баласс, 2014.


© 2010-2022