Урок чтения во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Урок чтения

во 2 классе на тему

« Крым в поэзии А.С.Пушкина»

Урок чтения во 2 классе

Учитель начальных классов Кустова Т.А.

2014г.



Цель: - рассказать о влиянии Крыма на жизнь и творчество А.С. Пушкина -воспитывать патриотические чувства. Оборудование: - мультимедийная система

Ход урока: УУрок чтения во 2 классечитель:

- Крым, знаменитая Таврида - бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. Место встречи таких мировых культур, как эллинская, иранская, иудаистская, византийская, мусульманская. Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасными творениями природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем. А сколько волшебства в таких названиях, как Коктебель, Форос, Чуфут-Кале, Массандра, Балаклава, Кара-Даг, Ай-Петри, Ливадия… (Слайды с изображением пейзажей)

- Совсем недавно, 18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний урок будет посвящен Крыму, точнее о значении Крыма в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Пусть первым аккордом рассказа станет оценка одного из первых биографов поэта П.В.Анненкова, - считавшего, что подлинный Пушкин «начинается с Крыма».(Слайд 1)

- Молодому поэту, отправленному подальше от царского гнева в южную ссылку - командировку, судьбой было предназначено встретиться 28 мая 1820г. в Екатеринославе с героем Отечественной войны генералом Н.Н.Раевским и его сыном Николаем, без труда сумевшими убедить благосклонное начальство отпустить с ними на Кавказские Минеральные воды и в Крым Пушкина.
1Урок чтения во 2 классе5 августа, переправившись из Тамани в Керчь через пролив, Раевские и Пушкин вступили на землю Крыма. 16 августа они прибыли в Феодосию: «Из Керчи приехали в Кефу...» - вспоминал он впоследствии. 18 августа морем направились в Гурзуф, где в летнем доме генерала-губернатора Новороссийского края герцога Ришелье их ждала супруга генерала с двумя старшими дочерьми. Вдохновение, которое покинуло поэта более четырех месяцев назад, вернулось к нему на борту брига, с которого он, очарованный, увидел берега юго-восточного Крыма: Коктебель, Карадаг, Меганом и лукоморье от Судака от Алушты. Это первые поэтические строки Пушкина о Крыме:

Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
-Первая его крымская элегия называется «Погасло дневное светило».

(На фоне слайдов дети читают стихи А.С.Пушкина), (Слайд 2)

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

- Пушкин и его спутники осмотрели развалины древней крепости на горе Митридат, посетили Золотой курган. В память о пребывании в городе Александра Сергеевича в 1937 году керченская улица Мечетная была переименована в Пушкинскую. Имя поэта носят также Историко-археологический музей, городская юношеская библиотека №1 и Драматический театр. 18 сентября 1999 года на набережной, где в начале XIX века была пристань, к которой причалил парусник, доставивший с Тамани путешественников, был установлен памятник, спроектированный известным крымским скульптором Романом Сердюком.

- В Гурзуфе четыре памятника поэту: стела в парковой зоне санатория «Пушкино», два на территории военного санатория, бюст в Международном детском центре «Артек», на котором высечены строки:
...Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
- Проведя в Гурзуфе в окружении Раевских, благодаря которым Пушкин открыл для себя Крым, а Крым приобрел Пушкина, поэт ощутил полноту жизни. Не случайно позже о трех неделях в августе-сентябре 1820г., прожитых здесь, он вспоминал, как о «счастливейших минутах жизни».
5Урок чтения во 2 классе сентября, покинув дом Ришелье, мужчины - Раевские и Пушкин, через первозданные ландшафты южного берега, минуя селения Никиту, Дерекой, Аутку, Ореанду, Гаспру, Кореиз и Мисхор добрались до Алупки, где заночевали в гостеприимном татарском доме. На следующий день, миновав Симеиз, Кикинеиз и Кучук-кой, поднявшись по перевалу Шейтан-Мердвен, добрались до мыса Фиолент, где заночевали в Георгиевском монастыре. Седьмого утром выехали, а к вечеру прибыли в Бахчисарай.(слайд 3) Это был первый город, сохранивший средневековый колорит и напоминание о былом величии Крымского Юрта, о своем бывшем статусе стольного города в виде дворцового комплекса Хан-сарай, который посетил поэт. Обходя покои дворца и досадуя «на пренебрежение в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Пушкин еще не представлял, как глубоко затронут его воображе-ние интерьеры, фонтаны, весь облик дворца, и как оживут они в памяти при создании поэмы «Бахчисарайский фонтан» (Слайд4)

Поклонник муз, поклонник мира,
Забыв и славу, и любовь,
О, скоро вас увижу вновь,
Брега веселые Салгира!
Приду на склон приморских гор,
Воспоминаний тайных полный,
И вновь таврические волны
Обрадуют мой жадный взор.
Волшебный край, очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй, и тополей прохлада -
Все чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет, и шумит
Вокруг утесов Аю-Дага...

- Прибыв на следующий день в губернский центр - Симферополь Пушкин ненадолго задержался здесь и поспешил к месту службы в Кишинев, куда прибыл уже 21 сентября.
БУрок чтения во 2 классеольше ему не довелось увидеть Крым, хотя стремился он вновь посетить «воображенью край священный» постоянно. Но посещал только в воображении, будучи охваченный вдохновением, когда с помощью бесценных рифм оставлял для вечности свои воспоминания о Крыме. Но не только поэтические строки остались в наследство от Пушкина. Вот отрывок из письма к другу А. Дельвигу, в котором поэт пишет о том, как взору его предстал Гурзуф: (слайд 5)

«Между тем корабль остановился ввиду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную, разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин та-тарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополя как зеленые колонны стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, зной и воздух полуденный...»
ЭУрок чтения во 2 классето же воспоминание мы найдем в романе «Евгений Онегин» в строфах о посещении Онегиным Тавриды. (Слайд 6)

Ученик:

Прекрасны вы, брега Тавриды:
когда вас видишь с корабля
при свете утренней Киприды,
как вас впервой увидел я;
вы мне предстали в блеске брачном:
на небе синем и прозрачном сияли груды ваших гор -
долин, деревьев, сел узор
разостлан был передо мною».

- Вполне справедливо утверждение специалистов-исследователей творчества великого поэта о том, что именно с Крыма и благодаря ему у Пушкина начался период создания неувядающих поэтических шедевров, так называемых южных поэм.
ИУрок чтения во 2 классезвестно, что первую южную поэму - «Кавказского пленника» Пушкин начал писать в Гурзуфе. Поэма была почти готова к концу 1820г. и, посвященная Николаю Николаевичу Раевскому - младшему (с которым он провел лето 1820 на Северном Кавказе и в Крыму), вышла в свет в августе 1822г. в Петербурге. Внимательный исследователь найдет в ней, например, при описании праздника - байрама - крымские мотивы. - Пушкин восхищался не только природой Крыма. Он симпатизировал его народу, что неоднократно выразил в своих стихах, точным и правдивым языком поэзии выделяя главные черты народного характера: трудолюбие, солидарность, гостеприимство:

«Я помню гор высокие вершины
И белых вод веселые струи.
И тень, и шум, и красные долины,
Где бедные простых татар семьи
Среди забот и с дружбою взаимной
Под кровлею живут гостеприимной»
(«Кто видел край, где роскошью природы», 1821)

Конкурс стихов, награждение победителей.




© 2010-2022