Конспект урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуКонспект урока по русскому языку на темуМКОУ СОШ №16











Урок русского языка

в 3 классе

« обобщение и систематизация знаний по теме « глагол»

Салыбаева Айслу Айдаровна,

учитель начальных классов

2015г.



Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Цель: организация деятельности учащихся, направленная на обобщение и систематизацию знаний по теме « Глагол».

Задачи личностного развития учащихся:

  • создать условия для закрепления знаний учащихся о глаголе как части речи, его грамматических признаках, о его роли в предложении;

  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

  • способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

  • способствовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, взаимопомощи; любви к русскому языку

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: оценочные листы, карта путешествия (для каждого ученика), карточки для индивидуальной работы, слайды, мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

На доске (на отдельных карточках) разбросана фраза: Слайд 2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы увидели? (слова, кусочки предложения)

- Попробуйте сейчас из этих слов собрать пословицу. Как вы поняли смысл этих слов? Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать.

Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.

Чистописание . Каллиграфическая минутка.
Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.
С какой целью мы её проводим?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Посмотрите запись на доске.
весна - с
ранняя - п
наступила - ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. ( Поговорить о весне )
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки.
спг гпс спг…
Какое соединение будет следующим? Слайд 3

- Сегодня утром я получила очень странный конверт. В нем совершенно непонятная карта и записка с просьбой о помощи. (Учитель зачитывает учащимся содержание записки.)

Срочно! Помогите! Шайкой разбойников похищены сундуки с сокровищами. Прошу найти и доставить во дворец.

Его Величество ….

- Только подпись под этой телеграммой какая-то неразборчивая. Будьте внимательны и постарайтесь разобраться, кому же так нужна наша помощь. Имя героя, приславшего письмо, вы узнаете, если исключите все повторяющиеся буквы в сочетаниях. ( Учащиеся прописывают сочетания букв в тетрадь чередуя их до конца строки)

вгд длав гвод влд


  1. Постановка темы урока и цели урока Слайд 4

- Догадались ли вы, кто обратился к нам с просьбой о помощи?

- Значит о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Правильно тема нашего урока « Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол»

- Можем ли мы помочь Королю Глаголу найти похищенные сокровища?

- А что мы с вами должны сделать, чтобы помочь Глаголу?

-Повторить и обобщить знания по теме « Глагол» Слайд 5

- Предлагаю сейчас каждому из вас оценить те знания, которые понадобятся нам в нашем путешествии. (На оценочном листке у учащихся таблица, в ней перечислены умения, которыми ученики должны обладать по теме «Глагол». Колонка « Я умею» подогнута вниз.)

Умения и навыки

Считаю, что умею

Я умею

1. Выделять глаголы среди других частей речи.

2. Писать глаголы с частицей НЕ.

3. Определять число глаголов.

4. Определять время глаголов.

5. Изменять глаголы прошлого времени по родам.


- Отправляясь в путешествие, мы всегда должны помнить о правилах дорожного движения.

Оценить вам себя помогут сигнальные огоньки. (Карта вывешивается на доске)

Отлично! Я все знаю, могу помочь другим. Путь открыт.

Хорошо! Мне нужно быть внимательным!

Плохо! Обращусь за помощью к другу или учителю!

- У кого из вас, ребята, зажглись только зеленые огоньки? Эти ребята уверены в своих силах и станут нашими проводниками.

- У кого есть желтые огоньки? Будьте внимательны на данном маршруте.

- А у кого из вас, ребята, есть красные огоньки? Не бойтесь попросить помощи у своих друзей. Помните наш девиз: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

4. Обобщение и систематизация знаний по теме Слайд 5

- Итак, мы можем отправляться с вами в путь. Только посмотрите, сколько разных дорог идет от замка. Давайте определим для себя порядок нашего движения. (На карте расставляются цифры, подсказкой для учащихся может стать лист самооценки.)

R: Что мы с вами сейчас делали ?

Мы планировали нашу деятельность.

- Отправляясь в дальнюю дорогу, мы должны быть уверены в том, что действительно хорошо знаем нашего главного героя. Разбойники так напугали Глагол, что он решил спрятаться среди других частей речи.(вашим домашним заданием было повторить изученные части речи)

- Какие части речи вы знаете? Ответы детей.

R: Итак, зачем мы проводили с вами эту работу?
(Повторили все, что мы знаем о частях речи)

И это поможет нам в дальнейшей работе.

Работа в группах.
Проблемная ситуация
Даны слова: - Ваша задача распределить по группам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)
- Ребята, а в какая группа записала слово тихо? Как вы думаете? Почему?
- Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.
- Что объединяет все эти слова? Эти самостоятельные части речи.

Карточка 1 ( работа в группах)
Даны слова: печь, пила, больной. ( карточки - слова для каждой группы)
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте











Проверка, самооценка этапа на оценочном листе.

- Отогните на своих оценочных листах, спрятанную половинку. Используя цвета нашего светофора, оцените свою работу.

выполнил задание без ошибок

допущены 1-2 ошибки

3 и более ошибки

У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

- Как же нам удалось найти глагол среди других частей речи? (по вопросам, обозначают действие - помещаем на карту). Глагол приглашает нас к действию, а значит, мы можем двигаться в путь.

  • Маршрут «Не с глаголами» Слайд 6 (правило появляется по щелчку)

- Вы молодцы, ребята, хорошо справились с предыдущим заданием. А если кто-то и допустил ошибки, то давайте еще раз вспомним девиз нашего урока.

Письмо по памяти (запись на доске спрятана)

Запишите его себе в тетрадь, подчеркните глаголы вместе с частицей не.

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном листе.

- Какое правило вам пришлось вспомнить, чтобы записать пословицу правильно? Молодцы! Мы нашли первый сундучок с сокровищами Короля Глагола. ( заполняется карта) Продолжим наши поиски дальше. Слайд 7

  • Маршрут « Изменение глаголов по числам»

- Ребята, посмотрите, нам удалось перехватить записку от главаря к его шайке . Давайте прочитаем ее. (каждый ученик сам читает текст)

Слайд 8

Карточка 2.

Я (находить) хорошее место и надёжно (спрятать) там сокровища. Дети их (искать). Они много (знать). Я (бояться), что ребята легко (определить) место и (находить) сокровища.

- Понятно ли вам содержание этой записки? А я совсем не понимаю, что здесь написано. Давайте попробуем сообща ее расшифровать, поставив глаголы в предложениях в нужную форму. (Работа в группах. Глаголы дописывают на карточках.)

- Прочитайте, что же у нас получилось. Место, где спрятан еще один сундук, мы нашли, а теперь нужно его открыть и проверить, не пуст ли он. А для этого нужно определить, в каком числе употребляются глаголы в разбойничьей записке. ( Каждый учащийся работает индивидуально со своей карточкой, сверка с эталоном на слайде) Слайд 9

- Найдите глаголы, которые употребляются в тексте и в единственном, и во множественном числе. Какой вывод мы можем сделать? (Глаголы изменяются по числам. Вносим в карту. Слайд 10)

Что мы с вами сейчас делали?

Мы развивали умение работать с текстом, выделять необходимую информацию.

Самооценка этапа на оценочном листе.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

- Вот и найден еще один сундучок. Предлагаю устроить небольшой привал.

Физкультминутка

Маршрут « Определение времени глагола»

- Мы знаем, что важно ценить каждую минутку урока. Не теряя времени, отправляемся дальше. Мы уже знаем, что глаголы изменяются по числам. А как еще изменяются глаголы? Какие формы времени глаголов вы знаете? Как определить время глагола? ( Вносим в карту Слайд 11 -12,

Работа в группах

Для закрепления наших знаний выполним упражнение в учебнике. Стр.109 упр.354

Проверка, самопроверка, самооценка этапа на оценочном листе.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

  • Маршрут « Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

- Как вы считаете, из кого состоит шайка разбойников? А среди этой шайки девчонки есть? Как вам кажется, а кто главарь этой шайки - мальчишка или девчонка? Почему вы так думаете? А как могла бы звучать записка, если бы главарем шайки была девчонка? Давайте изменим записку, представив, что ее написала разбойница. Слайды 13 - 14

- Какие глаголы изменили свою форму? (написал - написала, спрятал - спрятала)

- Запишите эти глаголы парами в тетрадь. Почему только эти глаголы изменились?

(прошедшее время, ед. число)

- Изменяются ли по родам глаголы настоящего и будущего времени; глаголы, стоящие во множественном числе? ( Вносим в карту, слайд 15 )

Самооценка этапа на оценочном листе.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

-Вот и найден последний сундук с сокровищами. И это значит, что мы можем обрадовать Короля, отправив ему сообщение. (У детей набор карточек со словами : Мы, нашли, ваши, сокровища, и, везем, во, дворец.) Слайд 16

- Составьте из предложенных слов предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

- Попробуйте выбросить глаголы из предложения? Как вы считаете, поймет Король, что мы хотели ему сказать? Почему? Слайд 17

- Какой вывод можем сделать? ( Вносим в карту, слайд 18

6. Итог урока. Рефлексия

Тест по русскому языку (слайд № 6)
3 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выбери имена существительные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выбери прилагательные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выбери глаголы
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

- Мы сегодня большие молодцы. Здорово потрудились, вернули Королю Глаголу все украденные сокровища. А значит, наш труд может быть вознагражден. Предлагаю сейчас каждому из вас оценить результаты вашей работы. Для этого переведем наши цветные кружки в баллы.

2 балла

1 балл

0 баллов

Комментирование оценок.

7. Дифференцированное домашнее задание









Слайд 19

Ребята, прикрепите свои карточки на ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Конспект урока по русскому языку на тему







А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.







Карточки распечатываются на цветных листах.

Карточки красного цвета Прочитайте слова. Подчеркните глаголы двумя линиями, определите время глагола. н.вр. О б р а з е ц : звенит. ======
Звон, нарисует, рисунок, запела, бежал, облако, радость, закричит, приехала, молчание, светят.



Карточки желтого цвета
Образуйте от имён существительных глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.


пр.вр.

наст.вр.

буд.вр.

Чтение




Молчание









Карточки - красного цвета

Спишите. Подчерните глаголы.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Птицы выведут птенцов.



© 2010-2022