- Преподавателю
- Начальные классы
- Авторская рабочая программа по ритмике (танцы народов Кавказа)
Авторская рабочая программа по ритмике (танцы народов Кавказа)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Желокова Д.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Рассмотрено, Согласовано «Утверждаю»
На заседании кафедры Зам. директора по Директор
МХТ УВР МКОУ "Гимназия №29"
Протокол № ____ _______ Л.В.Поляк _______Т.И. Смирнова
От «____» __________2014г
Руководитель кафедры «____» _______2014г.
________Ф.Б. Мержоева «____» ________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РИТМИКА - «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»
Объединение: Национальные танцы
Срок реализации: 5 лет
Возраст: 6-12 лет
Автор: Желокова Диана Валерьевна - учитель по музыкально-ритмическому воспитанию (национальный танец).
г. о. Нальчик
2014г
Пояснительная записка «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушаться и вдуматься в нее». Д.Б. Кабалевский Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является музыка, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Приобщая обучающихся к музыке через различные виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания. Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения. Музыкально - ритмическая деятельность для детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Она помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, музыкально - двигательную память у детей. Данная программа предусматривает возможность приобретения детьми необходимых знаний в области музыкально-двигательной культуры, привития интереса к хореографической культуре, формирует творческую активность.
Актуальность программы Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития укрепления и сохранения здоровья учащихся. Курс музыкально - ритмического воспитания направлен на приобщение детей к музыкально - двигательной культуре, в том числе и национальной, развитие их творческих способностей, воспитание эмоционально- эстетического воспитания музыки, совершенствование координации движений. Кроме того, решение поставленных задач для каждого года обучения позволит детям приобрести двигательный опыт, развить воображение и творческую двигательную фантазию.
Назначение программы Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 6,6 до 12 лет. Рекомендуется детским хореографическим коллективам (школам - студиям, кружкам танца). Ею могут воспользоваться руководители со специальным образованием. Программа предполагает широкое ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и национальной культуры. К данному занятию допускаются все физически здоровые дети. Цели программы:
- развивающая, личностная - развитие стойкого интереса у школьников к национальному хореографическому искусству, а также художественно - творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей;
- образовательная, профессиональная - освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;
- воспитательная, общекультурная - расширение кругозора, образно - художественно восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Задачи программы
- формирование правильной осанки, укрепление суставно - двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно - двигательного аппарата ребенка;
- ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;
- поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами национального танца с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал;
- развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
- развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков - фигур;
- воспитание трудолюбия, упорства в достижении желаемого результата.
Форма и режим занятий Программа рассчитана на 5 лет обучения, детей от 6,6 до 12 лет. В группах занимаются по 15 - 25 человек. Для всех обучающихся принята единая репетиционная форма. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. I год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (33 часа) II год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа) III год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа) IV год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа) V год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа)
Этапы реализации программы Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуального подхода и совпадают с годичными циклами учебно - воспитательного процесса. Первый этап (1 - год обучения) - начальный этап познания и освоения ритмики и национального танца. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки национального танца, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка. Раскрытие творческих способностей, привитие организованности и самостоятельности. Усвоение знаний об обычаях и традициях народов Северного Кавказа, фольклора народов Северного Кавказа. Второй этап (2 - год обучения) - дальнейшее изучение национальной хореографии с элементами свободной пластики, усложненных форм танцевальной ритмики, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способность к музыкально - танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства. Знакомство с танцами народов Северного Кавказа. Третий этап (3 - год обучения) - танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев и танцев на основе национальной хореографии, освоение нового музыкального материала. Выработка выразительности и чистоты исполнения движений, развитие творческого потенциала, усвоение приемов актерского мастерства. Четвертый и пятый этап (4 - 5 год обучения) - усвоение истории танцевальной культуры Северного Кавказа, развитие чувства ритма, музыкальности, а также необходимых для ребенка физическими качествами - осанкой, силой, выносливостью, быстротой. Овладение основами актерского мастерства, культура общения. Овладение высоким художественным вкусом, творческим воображение. Изучение этюдов и танцев на основе национальной хореографии.
Примерное построение занятия.
- Вводная, вступительная часть (2 - 3 минуты)
- Основная часть (30 минут)
- Ритмика. Слушание и анализ музыки. Элементы классического, народного и национального танца. Упражнения на ориентировку в пространстве. Самостоятельная работа и творческая импровизация. Актерская «пятиминутка». Разучивание танцев. «Минутка» релаксации.
Методы и приемы обучения Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, словесные, практические и психолого - педагогический метод. Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
- образный метод педагога;
- эталонный образец - показ движения лучшим исполнителем;
- наглядно - слуховой прием;
- демонстрация эмоционально - мимических навыков;
- использование наглядных пособий;
- просмотр видеоматериалов.
- рассказ;
- объяснение;
- инструкция;
- лекция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
- прием целостного танцевального движения - комбинации.
- игровой прием;
- детское «сотворчество»
- соревновательность и переплясность;
- использование ассоциаций образов, ассоциаций метафор;
- комплексный прием обучения;
- фиксация отдельных этапов хореографических упражнений;
- сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
- прием пространственной ориентации;
- развитие основных пластических линий;
- музыкальное сопровождение танца как методический прием;
- хореографическая импровизация.
- прием педагогического наблюдения;
- проблемного обучения и воспитания;
- прием индивидуального подхода к каждому ребенку;
- прием воспитания воспитательной деятельности;
- прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
- педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений.
Краткий описание разделов и тем
Музыкально - ритмическая деятельность (11 часов)
-
Вводное занятие - 1 час
Инструктаж по технике безопасности. «Радостные» поклоны - психологическая установка на занятие - введение детей в мир музыки и танца с радостью и улыбкой. Знакомство с музыкальными инструментами. Линейное и круговое построение «Рассыпуха».
-
Знакомство с азбукой ритмики «От простого хлопка - к притопу» в игровых задачах - упражнениях - 4 часа
-
«От простого хлопка - к притопу»
Развитие метроритма, слуха.
-
«Простейшие виды хлопков - притопов в различных метроритмических сочетаниях»
Навыки элементарного исполнительства , умение слушать и слышать ритмический узор музыки.
-
Ритмические упражнения под музыку
Упражнения для развития умения обучающихся двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
-
Музыкальная грамота
-
характер счета 4/4, 3/4, 2/4;
-
упражнения для закрепления знаний;
-
основные положения.
- Основы партерной гимнастики - 2 часа
- Элементарные формы растяжек.
- Наклоны и слитные движения на середине зала.
-
Шаги - 4 часа
-
бытовой;
-
легкий шаг с носка (танцевальный);
-
шаг на полупальцах;
-
легкий бег;
-
шаг с подскоком;
-
боковой подскок (галоп)
-
русский переменный.
Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки. Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движения.
Элементы классического танца (7 часов)
-
Позиции ног - 1 час
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
IV позиция (полувыворотные)
-
VI позиция
-
Позиции рук - 1 час
-
подготовительное положение
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
Полуприседание - 1 час
-
VI позиция
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
Выдвижение ноги - 1 час
-
в сторону из VI и I позиции;
-
вперед из VI и I позиции;
-
с полуприседанием в сторону и вперед;
-
в сторону и вперед с переводом «носок - каблук» в характере народного танца.
-
Поднимание на полупальцы - 1 час
-
по VI позиции;
-
по I позиции;
-
в сочетании с полуприсиданием.
-
Упражнения на ориентировку в пространстве - 2 часа
-
различение правой, левой ноги, руки, плеча;
-
повороты вправо и влево;
-
движение по линии танца и против линии танца;
-
движение по диагонали.
Построения и перестроения:
-
в колонну по одному;
-
из колонны в шеренгу;
-
круг;
-
сужение и расширение круга;
-
свободное размещение в зале.
Актерское мастерство (2 часа)
-
актерский тренинг - 1час
Тренировка устойчивости внимания. Внимание к партнеру и групповым действиям. Тренировка зрительной памяти. Упражнения на приучение работать в условиях публичного творчества.
-
Пластические этюды - 1 час
Пластические наблюдения, импровизации. Внимание обращается на развитие умения передать свое понимание музыки пластически.
Просмотр видеоматериалов (1 час)
В программу видеоматериалов входит просмотр выступления гос. ансамблей таких как «Кабардинка», «Балкария».
Элементы национального танца (10 часов)
-
Основные позиции ног и рук в национальном танце - 2 часа
-
Подготовительная;
-
I позиция;
-
II позиция;
-
III позиция.
У девушек руки мягкие, у юношей руки сжаты в кулаки.
-
Основной ход танца «Кафа» (положения рук, ног, головы) - 4 часа
-
Основной ход (движение 1)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. У девушек руки свободно опущены вниз и слегка отведены в стороны. Кисти рук не напряжены. У юношей во время основного хода руки могут быть опущены вниз как у девушек.
-
Боковой ход (движение 2)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята.
-
Основной ход танца «Исламей» (положение рук, ног, головы) - 4 часа
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
-
Итоговые показы
Обработка, «чистка» танцевального материала. Объяснение важности повторов; выработка волевых качеств личности; показ работ.
-
Подведение итогов
Оценка результатов творческой деятельности.
Содержание программы
2 класс
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно - творческую активность средствами ритмики и танца.
Задачи:
-
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно - метафоричного освоения народно - сценического танца с образно - тематическими элементами пластики.
-
Найти интересные и оригинальные авторские приемы подачи в обучении национальному танцу.
-
Продолжать развивать умение слушать и слышать музыку, передавать ее содержание и характер хореографическими выразительными средствами, импровизировать.
-
Воспитывать у школьников стойкий интерес к национальному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
-
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
-
Посредством ритмики и танца развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.
Примерная структура занятий
-
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон - приветствие.
-
Основная часть (30 минут)
Повторение пройденного материала. Изучение нового.
-
Заключение (5 минут)
Краткий анализ, поклон - прощание.
Краткое описание разделов и тем
Музыкально - ритмическая деятельность (10 часов)
-
Вводное занятие - 1 час
Инструктаж по технике безопасности. «Радостные» поклоны. Повторение некоторых тем I года обучения. Ввести в мир танцевальной образности, игры, радости и улыбки. Организация учебного процесса.
-
Темпо - ритмические упражнения под музыку - 4 часа
-
Ритмические упражнения под музыку
Упражнения для развития умения обучающихся двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
-
Музыкальная грамота
-
характер счета 4/4, 3/4, 2/4;
-
упражнения для закрепления знаний;
-
основные положения.
-
Многообразие метро - ритма
Развитие метро - ритма, слуха и навыков элементарного исполнительства, умение слушать и слышать ритмический узор музыки.
-
«Вход» через ритмику в национальный танец.
Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, чувствовать характер музыки.
-
Усложнение формы партерной гимнастики на середине зала - 3 часа.
-
Растяжки, наклоны и другие слитные гимнастические упражнения.
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок.
-
Образные названия - эмоциональное исполнение.
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок.
-
Локальные задачи конкретного упражнения.
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок. Укрепление «мышечного корсета», профилактика остеохондроза
-
Шаги - 2 часа
-
Танцевальный шаг назад (в медленном темпе);
-
Шаг на полупальцах назад;
-
Шаг с высоким подъемом колена вперед на полупальцах;
Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки. Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движения.
Элементы классического танца (4 часа)
-
Полуприседания - 1 час
-
I позиции
-
II позиции
-
III позиции
-
Выдвижение ноги - 1 час
-
В сторону из III позиции;
-
Вперед из III позиции;
-
Вперед и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием.
-
Поднимание на полупальцы
-
III позиция
-
Упражнения на ориентировку в пространстве (1час)
-
различение правой, левой ноги, руки, плеча;
-
повороты вправо и влево;
-
движение по линии танца и против линии танца;
-
движение по диагонали.
Построения и перестроения:
-
в колонну по одному;
-
из колонны в шеренгу;
-
круг;
-
сужение и расширение круга;
-
свободное размещение в зале.
Актерское мастерство (4 часа)
-
Фантазия и воображение - 1 час
Использование упражнений «Карты», «Продолжи ситуацию». Этюды на воображение композиции с предметом.
-
Взаимоотношения партнеров в танце - 1 час
Общение и взаимодействие в танце. Важность гармонии в танцах. Упражнения на выполнение контрастных композиционных упражнений по парам, использование метода «Диалог». Роль синхронности во взаимоотношениях партнеров.
-
Выражение диалогов - 1 час
Выражение диалогов в темах - «Признание», «Совместное творчество», «Ссора».
Просмотр видеоматериалов (1 час)
В программу видеоматериалов входит просмотр выступления государственных ансамблей таких как «Кабардинка», «Балкария», «Алан» (Осетия).
Элементы национального танца (13 часов)
-
Знакомство с музыкальными инструментами Северного Кавказа - 1 час
Знакомство с музыкальными инструментами Северного Кавказа: гармоника, доул, шикапшина, апапшина. Роль музыкального оформления танцев. Отработка различных движений под разные инструменты.
-
Национальный костюм - 1 час
Знакомство с одеждой кабардинцев и балкарцев, ее влияние на хореографию.
-
Основной ход танца «Кафа» (положения рук, ног, головы) - 2 часа
-
Основной ход (движение 1)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. У девушек руки свободно опущены вниз и слегка отведены в стороны. Кисти рук не напряжены. У юношей во время основного хода руки могут быть опущены вниз как у девушек.
-
Боковой ход (движение 2)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята.
-
Основной ход танца «Исламей» (положение рук, ног, головы) - 2 часа
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
-
Танцы начального уровня в парах - 3 часа
Постановка парных этюдов - «Парный исламей», «Кафа». Отработка движений, отработка танцев в паре.
-
Основной ход танца «Удж - хешт» (положение рук, ног, головы) - 4 часа
Исходное положение - VI позиция. Медленный, величественный, бытовой танец. Руки у девушек плавные и мягкие в первой позиции, у юношей четкие, жесткие руки в первой позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
-
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
-
Проведение итогов. Оценка результатов.
Содержание программы
3 класс
Цель: продолжить прививать устойчивый интерес школьников к хореографическому искусству; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
Задачи:
-
Расширять представления детей о многообразии ритмики и танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству.
-
Развивать познавательные интерес детей посредством обучения основам национального танца.
-
Формировать умение ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства; ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены основных танцевальных рисунках.
-
Уметь слушать и слышать музыку, точно повторяя за педагогом.
-
Развивать способность к анализу и самоанализу хореографической деятельности, умения сравнивать танцы, находить сходства и различия.
-
Воспитывать организованность, заботливое отношение к партнерам, желание танцевать в коллективных массовых номерах.
-
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца.
Примерная структура занятия
-
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон-приветствие.
-
Основная часть (30минут)
-
Заключение (5 мнут)
Краткий анализ, поклон-прощание.
Краткое описание разделов и тем
Музыкально-ритмическая деятельность (5 часов)
-
Вводное занятие-1 час
«Радостные» поклоны. Инструктаж по технике и пожарной безопасности. Анализ работы за прошлый год. Знакомство с тематикой III года обучения.
-
Усложненная координационно ритмика - «Вход» в национальную хореографию - 3 часа
-
Темпо ритмические упражнения.
Развивают чувства меры и ритма, организует внимание. Проведение упражнений «Акценты», «Ритмический круг».
-
Национальное разнообразие и многовариантность национальной музыки.
Адекватное воспроизведение метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении.
-
Основной метроритмический рисунок музыки - основной ключ в пластическом решении движений.
-
Партерная гимнастика - 1 час
Расширение и усложнение экзерсисных упражнений партерной гимнастики на середине зала.
Элементы классического танца (3 часа)
-
Полуприседание - 1 час
-
VI позиция
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
Выдвижение ноги - 1 час
-
в сторону из VI и I позиции;
-
вперед из VI и I позиции;
-
с полуприседанием в сторону и вперед;
-
в сторону и вперед с переводом «носок - каблук» в характере народного танца.
-
Поднимание на полупальцы - 1 час
-
по VI позиции;
-
по I позиции;
-
в сочетании с полуприсиданием.
Актерское мастерство (2 часа)
-
Актерский тренинг
Развивающий тренинг раскрывается в выявлении творческих способностей, необходимых в сценической деятельности танцоров: чувства темпа ритма, гибкость и отзывчивость тела.
-
Театральные упражнения
Развитие внимания, воображения, памяти. Конкретно - образные упражнения.
Просмотр видиоматериалов
В программу видеоматериалов входит просмотр концертных выступлений государственных ансамблей Северного Кавказа.
Элементы национального танца
-
Основной ход танца «Кафа» (положения рук, ног, головы) - 1 час
-
Основной ход (движение 1)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. У девушек руки свободно опущены вниз и слегка отведены в стороны. Кисти рук не напряжены. У юношей во время основного хода руки могут быть опущены вниз как у девушек.
-
Боковой ход (движение 2)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята.
-
Основной ход танца «Исламей» (положение рук, ног, головы) - 1 час
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
-
Основной ход танца «Удж - хешт» с боковым ходом(положение рук, ног, головы) - 2 часа
Исходное положение - VI позиция. Медленный, величественный, бытовой танец. Руки у девушек плавные и мягкие в первой позиции, у юношей четкие, жесткие руки в первой позиции. Осанка гордая, подтянутая.
-
Танцы начального уровня в парах - 1 час
Постановка парных этюдов - «Парный исламей», «Кафа», «Удж-хешт». Отработка движений, отработка танцев в паре.
-
Основной ход танца «Удж - пух» (положение рук, ног, головы) - 4 часа
Медленный, величественный, бытовой танец. Руки у девушек плавные и мягкие в первой позиции, у юношей четкие, жесткие руки в первой позиции. Осанка гордая, подтянутая.
-
Боковые ходы в танцах - 2 часа
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение - VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. Боковой ход исполняется с правой и левой ног. Руки свободно опущены.
-
Ковырялочки - 4 часа
Исходное положение - VI позиция, руки согнуты в локтях с левой стороны - на ручке кинжала, движение делается резко и четко.
-
Постановка и отработка танцевальных этюдов - 5 часов
На каждый танец отводиться по 2.5 часа практических занятий.
-
«Кафа»
-
«Исламей»
Подбор музыкального материала к танцам.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
-
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
-
Проведение итогов. Оценка результатов.
Содержание программы
4 класс
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
- развить наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;
- учить адекватно оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
- воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое до конца, понимать значение результатов своего творчества.
-
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно - метафоричного освоения народно - сценического танца с образно - тематическими элементами пластики.
-
Воспитывать у школьников стойкий интерес к национальному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
-
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца.
Примерная структура занятия
-
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон-приветствие.
-
Основная часть (30минут)
-
Заключение (5 мнут)
Краткий анализ, поклон-прощание.
Краткое описание разделов и тем
Музыкально-ритмическая деятельность (4 часа)
-
Вводное занятие - 1 час
Инструктаж по технике безопасности. Анализ работы за прошлый год. Знакомство с тематикой 4 года обучения.
-
Усложненные ритмические упражнения - 2 часа
-
Темпо ритмические упражнения
Развивают чувство меры и ритма, организует внимание. Проведение упражнений «Акценты», «Ритмический круг».
-
Национальное разнообразие и много вариантность национальной музыки.
Адекватное воспроизведение метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении.
-
Партерная гимнастика - 1 час
Расширение и усложнение экзерсисных упражнений партерной гимнастики на середине зала.
Элементы классического танца (3 часа)
-
Полуприседание - 1 час
-
VI позиция
-
I позиция
-
II позиция
-
III позиция
-
Выдвижение ноги - 1 час
-
в сторону из VI и I позиции;
-
вперед из VI и I позиции;
-
с полуприседанием в сторону и вперед;
-
в сторону и вперед с переводом «носок - каблук» в характере народного танца.
-
Поднимание на полупальцы - 1 час
-
по VI позиции;
-
по I позиции;
в сочетании с полуприсиданием.
Актерское мастерство (2 часа)
-
Развивающий тренинг раскрывается в выявлении творческих способностей, необходимых в сценической деятельности танцоров: чувства темпа, ритма, гибкость и отзывчивость тела. Упражнения - задания: «Ритм презентация», «Танец имен».
-
Развитие внимания, воображения, памяти. Конкретно образные упражнения , пластическая метафора, отработка жестов, основы сценического гримма.
Просмотр видеоматериалов (1 час)
В программу входит просмотр концертных выступлений государственных ансамблей Северного Кавказа.
Элементы национального танца (22 часа)
-
Повторение изученного материала - 3 часа
-
«Кафа»
-
«Исламей»
-
«Удж-хешт»
-
«Удж-пух»
-
Основной ход балкарского танца «Абзех» (положения рук, ног, головы) - 4 часа
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
-
Основной ход «Аварского» танца вперед и назад (положения рук, ног, головы) - 4 часа
Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
-
Ковырялочки - 2 часа
Исходное положение - VI позиция, руки согнуты в локтях с левой стороны - на ручке кинжала, движение делается резко и четко.
-
Гасма - 2 часа
Исходное положение - VI позиция, руки согнуты в локтях с левой стороны - на ручке кинжала, движение делается резко и четко.
-
Постановка и отработка танцевальных этюдов народов Северного Кавказа - 7 часов
Своеобразие этюдов народов КБР. Отработка этюдов парами и в ансамблевом исполнении. Подбор музыкального материала.
-
«Кафа»
-
«Исламей»
-
«Удж-хешт»
-
«Удж-пух»
-
«Абзех»
-
«Аварский»
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
-
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
-
Проведение итогов. Оценка результатов.
Содержание программы
5 класс
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
- развить наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;
- учить адекватно оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
- воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое до конца, понимать значение результатов своего творчества.
-
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно - метафоричного освоения народно - сценического танца с образно - тематическими элементами пластики.
-
Воспитывать у школьников стойкий интерес к национальному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
-
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца.
Примерная структура занятия
-
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон-приветствие.
-
Основная часть (30минут)
-
Заключение (5 мнут)
Краткий анализ, поклон-прощание.
Краткое описание разделов и тем
-
Вводное занятие - 1 час
Инструктаж по технике безопасности. Анализ работы за прошлый год. Знакомство с тематикой V года обучения.
-
Темпо ритмические упражнения под музыку - 2 часа
Развивают чувства меры и ритма, организует внимание. Проведение упражнений «Акценты», «Ритмический круг»
-
Актерское мастерство - 2 часа
Театральные упражнения. Этюды на воображение композиций с предметом. Общение и взаимодействие в танце, важность гармонии в танце. Пластическая метафора, отработка жестов. Развитие внимания, воображения памяти.
-
Элементы классического танца - 2 часа
-
Полуприседания
-
Выдвижение ноги
-
Поднимание на полупальцы
-
Просмотр видеоматериалов - 1 час
В программу входит просмотр концертных выступлений государственных ансамблей Северного Кавказа.
-
Разучивание движений народов Северного Кавказа - 15 часов
-
«Кафа» «Абзех»
-
«Исламей» «Танец на пальцах»
-
«Удж-хешт» «Чеченский»
-
«Удж-пух» «Сандракъ»
-
«Аварский»
-
«Акушинский»
-
Постановка и отработка танцев-этюдов - 9 часов
Постановка танцев-этюдов по пройденному материалу.
-
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
-
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
-
Проведение итогов. Оценка результатов.
Условия реализации программы подразумевают наличие:
-
светлый и просторный зал;
-
деревянный или паркетный настил пола;
-
зеркальная стенка;
-
аудиоаппаратура;
-
живая музыка (национальная гармонь и доул);
-
телевизор и видеомагнитофон для просмотра учебных видеозаписей;
-
специальная тренировочная одежда и обувь;
-
сценические костюмы для концертов.
По окончании изучаемого курса воспитанники сдают зачет, то есть итоговую аттестацию.
Прогнозируемые результаты учебно - воспитательной работы
К концу первого учебного этапа дети должны:
-
освоить азы ритмики («От простого хлопка - к притопу»), точно «прохлопывать» основной метроритмический рисунок музыки с последующим «протанцовыванием» притопами.
-
Освоить основные упражнения партерной гимнастики.
-
Познакомится и освоить «программный» объем движений национального танца (основные шаги) и элементарный хореографический репертуар.
-
Частично освоить пространство репетиционного зала (1-8 точки), линейное, круговое построение.
-
Определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей.
-
Иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое до конца; осознавать значение результатов своего творческого поиска.
К концу второго учебного этапа дети должны:
-
Научиться определять основной метроритмический рисунок известных мелодий и адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопками, притопами, элементарными движениями в национальном танце).
-
Уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений;
-
Четко и выразительно выполнять программные движения народно-сценического танца в различных музыкальных размерах 2/4, 3/4, 4/4.
-
Ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве, в основных танцевальных рисунках - фигурах, уметь двигаться по ходу часовой стрелки, по линии танца.
-
Иметь широкий кругозор, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
К концу третьего учебного года - этапа дети должны:
-
Адекватно воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами национального танца (длительности с точками,паузы, сильные и слабые доли).
-
Грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца, сохраняя при этом устойчивость корпуса.
-
Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды на основе выученных ранее программных движений национальной хореографии.
-
Освоить сценическое пространство, уметь держать интервалы, дистанцию.
-
Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества», уметь трудиться, быть коммуникабельным.
-
Иметь широкий кругозор, общую культуру, интеллектуально - эстетическое развитие.
К концу четвертого года обучения дети должны:
-
Уверенно определять характер и жанр музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение), различать звучание музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации.
-
Самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды на основе ранее полученных хореографических знаний, навыков, умений.
-
Уметь слушать и слышать музыку, воспринимать через осознание ее драматургии, формы, стиля, характера; уметь передавать в мимике, жестах, импровизировать на предложенную педагогом музыкальную тему.
-
Уверенно исполнять движения национального танца, знать позиции рук в кабардинских и балкарских танцах.
-
Адекватно оценивать свои действия и поступки, чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников.
-
Иметь определенные навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
К концу пятого учебного этапа дети должны:
-
Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных движений национальной хореографии (основные ходы)
-
Успешно освоить и выразительно танцевать репертуарную программу, составленную на синтезе национального танца и образно-тематической свободной пластики, пантомимы, публично апробировав ее перед зрителем на сценической площадке.
-
Уверенно определять характер и жанр музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение), различать звучание музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации.
-
Адекватно оценивать свои действия и поступки. Чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников.
-
Быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам, волевой личностью; иметь навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
Фомы подведения итогов
Качество обучения проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся:
-
Открытые занятия;
-
Этюды;
-
Итоговая аттестация воспитанников.
Дидактический материал и техническое оснащение:
- учебная литература «Теория и практика сценической школы»;
- методическая литература;
- аудио- и видео- материалы:
- игровые средства для проведения тренингов;
- другая атрибутика занятия.
Организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса: Основным его критерием является правильная организация учебной деятельности. Прежде всего это выполнение санитарно - гигиенических правил:
- режим проветривания
- влажная уборка помещения
- соответствующая нормам освещенность
- соблюдение норм физических и умственных нагрузок
- соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности.
Рекомендуемая литература
для педагогов:
- Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу», Москва, 2008г.
- Аталиков В.М. «Культура народов Кабардино - Балкарии», Нальчик, 1997г.
- Богданов Г. «Работа над композицией и драматургией хореографического произведения», М. «Я вхожу в мир искусств», 1998г.
- Головкина С.Н. «Уроки классического танца», Москва «Искусство», 1989г.
- Базаров Н.П. «Классический танец», Ленинград «Искусство», 1980г.
- Башков М.М., Ногайцев Л.Т. «Адыгский народный танец», Майкоп, 1982г.
- Захаров Р.В. «Искусство балетмейстера», 2001г.
- Золотарёва Н. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР», 2003г.
- Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», Москва, 1990г.
- Захаров Р.В. «Сочинение танца», Москва «Искусство», 1983г.
- Кременевская Г. «А.Я. Ваганова», Ленинград «Искусство», 1981г.
- Основы актерского мастерства по методике Корогодского З., М., 2008г. №1 «Я вхожу в мир искусств»
- Малкандуев Х.Х. «Этническая культура балкарцев», Нальчик, 1998г.
- Мамбетов Х.Т. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», Нальчик, 2000г.
- Нагайцева Л.Г. «Адыгские народные танцы», Изд. «Эльбрус» Нальчик, 1986г.
- Стенюшкина А.М. «Танцевальный коллектив в клубе», Изд. «Советская Россия», М., 1962г.
- Смирнов И. «Работа балетмейстера над хореографическим произведением», Москва «Искусство», 1979г.
- Шереметьевская Н. «Танец на эстраде», Москва, «Искусство, 1981г.
- Эльям Н. «Образы танца», Москва, «Искусство», 1980г.
Рекомендуемая литература
для родителей и воспитанников:
- Асаф Массерер «Танец, мысль, время», Москва «Искусство», 1990г.
- Базарова Н. «Классический танец», Ленинград, 1984г.
- Блок Л. «Классический танец: история и современность», Москва «Искусство», 1987г.
- Вербицкая А.В. «Основы сценического движения», Москва, 1973г.
- Вербицкая Е.Я. «Основ сценического движения», Москва, 1973г.
- Васильев Ю.Е. «Танец», Москва «Искусство», 1968г.
- Гагиев С. «Осетинские игры», Владикавказ, 1997г.
- Гришин Е. «Николай Фадеевич», Москва «Искусство», 1990г.
- Грикурова Л. «Осетинские танцы», Владикавказ, 1977г.
- Захаров Р.В. «Беседы о танце», Москва «Искусство», 1973г.
- Захаров Р.В. «Искусство балетмейстера», Москва, «Искусство», 1974г.
- Кудаев М. «Древние танцы балкарцев и карачаевцев», Нальчик, 1997г.
- Мамбетов Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», Нальчик, 2000г.
- Мамбетов А.Т. «Традиционная культура народов КБР», Нальчик, 1997г.
- Малкандуев Х.Х. «Древняя песенная культура карачаевцев и балкарцев», Нальчик, 1990г.
- Холфина С. «Вспоминая мастеров Московского балета...», Москва «Искусство», 1990г.
- Шу Б. «Народные танцы адыгов», Нальчик, 2001г.