Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Буква е в начале слова (обозначение звуков [й' ] и [э ]

«Начальная школа XXI века», обучение грамоте , 1 класс)














Учитель

МБОУ «Гимназия имени

М.М.Вахитова города Буинска РТ»

Мударисова Д.М.





Тема. Буква е в начале слова (обозначение звуков [й' ] и [э ]).

Цели: познакомить учащихся с буквой е в начале слова (обозначение звуков [ й'] и [э ]; составление и решение задач по рисункам; ознакомление с понятием «дециметр»; разгадывание кроссворда; воспитание культуры умственного труда.

Оборудование: предметные картинки; кроссворд, передвижной абак, звуковые карточки- фишки (гласные, твердые и мягкие согласные); касса букв; линейка, длиной в 1 дм у каждого ученика; магнитофон, физкультминутка на слова песни "Маленький ёжик", учебник Грамота", автор проекта Н.Ф.Виноградова, Издательский центр "Вентана-Граф", 2010, Москва, с.71-73; рабочая тетрадь "Грамота" №2, с.27-29.

Ход урока:

  1. Повторение и придумывание слогов по слоговой таблице.

Учитель. Ребята, придумайте и назовите слоги по слоговой таблице, которая вывешена на доске.

а

я

о

ё

у

ю

э


Ученики (читают слоги по слоговой таблице): на, па, ла, ня, пя, ля, но, мо, и т.д.

Учитель. Молодцы. На прошлом уроке мы с вами познакомились с буквой е, которая стояла после согласной буквы. Назовите такие слова.

Ученики . Лев, пенал, тарелка, зебра, белка.

Учитель. Что делает буква е?

Ученики . Заставляет читаться согласный звук мягко, т. е. смягчает согласный звук.

2. Буква е в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э] ).

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новыми словами.

а) звуковой анализ слов «ели»

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

еКонспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

Буква е- хитрая. Она обозначает два звука [й'] и [э], потому что стоит в начале слова.

Звук [й'] - согласный, всегда звонкий и мягкий.

Звук [э] - гласный, ударный.

Звук [л'] - согласный, звонкий, мягкий.

Звук [и] - гласный, безударный.

В слове ели 4 звука, 3 буквы.
(Выкладывание слов из фишек и букв учащимися на партах - ели.)

б) Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нем не ё, а е.

Ученики . Ежата.

Учитель. Проведем звуковой и буквенный анализ слова ежата.

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

е



Буква е обозначает два звука [й'] и [э].

Звук [й'] - согласный, всегда звонкий и мягкий.

Звук [э] - гласный, ударный.

Буква ж, звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твердый.

Буква а, звук [а] - гласный, ударный.

Буква т, звук [т] - согласный, глухой, твердый.

Буква а, звук [а] - гласный, безударный.

В слове ежата 5 букв, 6 звуков. Печатаем слово ежета.

Вывод: буква е обозначает в начале слова 2 звука.

в) Сравнение:

Учитель. Чем похожи ели и ежата?

Ученики. Оба слова начсинаются на букву е

Учитель. Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?

Ученики. Буква е в начале слова обозначает два звука.

Учитель. Подберите слова, начинающиеся на букву е.

Ученики. Едем, ели, еловые ветки, Енисей- река, Елена, Еремей, Емеля и т.д.

3.Разгадывание кроссворда.

Учитель. Сейчас, ребята, мы с вами постараемся разгадать кроссворд. (Задание дано для сильных учеников, но привлекается к разгадыванию кроссворда весь класс).

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

4.Физкультминутка.

Физкультминутка проводится под музыку на слова песни «Маленький ёжик»

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине грибок несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису!

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине листок несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису!

Маленький ежик, четверо ножек.

Он бежит, домой спешит, на спине лису несет.

Он бежит, бежит, фу-фу!

Все равно я донесу!

Самый сильный я в лесу,

Победил саму лису!

5. Решение и составление задач.

Учитель. На спине у нашего ежика иголки. А для чего они ему нужны?

Ученики. Чтобы оберегать себя от злых зверей.

Учитель. А еще какие бывают иголки?

Ученики. Есть иголки медицинские, ими делают уколы. Есть иголки для шитья.

Учитель. Правильно, ребята. Портные с помощью иголок шьют для нас красивую одежду. А что еще нужно чтобы пришить детали одежды?

Ученики. Нитки.

Учитель. Да. Нитки тоже отличаются друг от друга по цвету.

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

Давайте рассмотрим, какие нитки изображены на рисунке. (Дети называют цвет, размеры катушек).

Сейчас мы составим задачу о катушках.

Ученики. Было 7 катушек с нитками. 2 катушки закончились. Сколько катушек с нитками осталось?

Учитель. Повторите условие задачи.

Ученики. Было 7 катушек. 2 катушки закончились.

Учитель. Повторите вопрос задачи.

Ученики. Сколько катушек с нитками осталось?

Учитель. Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

Ученики. Да, можем.

Учитель. Что означает: сколько катушек с нитками осталось?

Ученики. Это столько, сколько было - 7, но без двух.

Учитель. Правильно. Запишите решение задачи.

Ученики. Записывают решение ( 7-2==5 Ответ: 5 катушек.)

Учитель. А теперь ребята посмотрите на этих милых волчат и составьте задачи к этому рисунку.

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

?

Дети сами составляют задачи про волчат. Каждый записывает решение своей задачи.

Ученики. (-У одного волчонка было 5 ягод. Второй волчонок нашел еще 4 ягоды. Сколько ягод стало?

- У первого волчонка было 5 ягод. Он отдал другу 4 ягоды. Сколько ягод останется у волчонка?

- У одного волчонка было 5 ягод. У другого 4 ягоды. У кого ягод больше? Меньше? На Сколько?

и т. д.)

6.Ознакомление с понятием «дециметр».

Учитель. Ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной мерой длины - это дециметр.

Посмотрите на линеечки, которые лежат у вас на партах. Сколько маленьких отрезков -сантиметров поместилось в этой линейке?

Ученики. (10 см).

Учитель. Значит, в 1дециметре 10 сантиметров. Коротко это записывается так: 10 см = 1 дм.

Конспект урока обучения грамоте на тему Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] (1 класс)

Сейчас измерим длину ложки и ручки, которые нарисованы на рисунке, с. 72 нашего учебника. Какое правило нам нужно вспомнить для измерения?

Ученики. Для правильного измерения отрезков, предметов начало отрезка, предмета должно совпасть с нулем на нашей линейке, тогда конец линейки покажет его длину.

(Дети измеряют и называют длины предметов.)

7. Физкультминутка. Дети открывают рабочие тетради "Грамота" №2, с.27-29 и готовятся к другому виду деятельности)

-Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

и за дело я возьмусь.

8. Работа в рабочих тетрадях «Грамота» №2, с.27-29, письмо элемента буквы Э и узора еее.

Учитель. Дети, сели правильно. Проверим, правильно ли лежат наши тетради (проверяем). Выполним упражнение «Покрасим заборы»- ручка в руке, рука на локоточке, движения кистью руки вверх-вниз, вправо-влево под счет 1-2, 3-4 и т.д.

Письмо узора еее в воздухе, а затем в рабочих тетрадях.

(Ученики под руководством учителя выполняют задания в рабочих тетрадях.)

Учитель. Сейчас мы с вами будем учиться писать элемент буквы Э. Упражнение в письме элемента буквы Э в воздухе и в тетрадях.

9. Повторение написания ранее изученных гласных букв - письмо в тетрадях по образцу.

10. Упражнение в письме цифр.

11. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики. Буква е в начале слова обозначает два звука [й'] и [э]. Познакомились с мерой длины - дециметром. Узнали об иголках. Они есть не только у ежика, но и у медсестры, у портного.)

Учитель. Молодцы ребята. Спасибо за урок.

9

© 2010-2022