Конспект урока по русскому языку на тему Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» Фроликова А.В. Тема: «Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне».

Цели:

  • продолжить формирование опыта в правописании слов с безударным гласным и парным согласным в корне слова и умения подбирать проверочные слова разными способами;

  • развивать речь, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость;

  • воспитывать культуру поведения, аккуратность, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты: Предметные: находить в словах орфограммы; подбирать слова для проверки безударного гласного и парного по глухости/звонкости согласного; писать слова с изучаемыми орфограммами.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; планировать свои действия; проводить самопроверку и взаимопроверку; проводить самооценку своей деятельности.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку; анализировать затруднения и выбирать способы их устранения.

Оборудование:

  • презентация;

  • карточки со стихотворением;

  • «ёлочки» и «шары» (аппликация);
  • тетрадь по чистописанию;

  • учебник для 3 класса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (1 часть);

  • говорящая игрушка «Крош».




Ход урока.

1. Психологический настрой.

  • Признайтесь: вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным, проявить все свои способности? Тогда считайте, что вам повезло.

  • Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам на урок?

Слайд 2.

Он активный малый,
Смелый он, удалый!
На зайчишку он похож
А зовут его все.... (Крош.)

(- Привет, малыш! Рад тебя видеть! Как дела?(Ответы детей.) Ёлки-иголки, что-то у нас давно ничего интересного не происходило. Может пойдём в поход?.. На северный полюс..На сломанных лыжах.)

  • Нет, Крош, давайте лучше все вместе отправимся в гости к словам, в которых встречаются с безударные гласные в корне, проверяемые ударением, и словам с парными согласными. И будем готовиться к встрече Нового года.

2. Чистописание и словарная работа.

Игра «Угадай по описанию».

Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по наклонной линии до середины, выписываем знак «меньше», повернув ручку перед нижней линеечкой рабочей строки, опускаемся вниз и, не доходя 1/3 в дополнительной строке, выписываем петельку, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины. (Буква «з».)

  • Открываем тетради по чистописанию (с. 21).

  • Сегодня мы повторим написание строчной буквы «з» и буквосочетания с этой буквой.

Слайд 3.

  • Как вы понимаете слово «зимовье»?

(Зимовье - это место, помещение, где зимуют люди. Зимовье - это место, где зимуют животные.

Изморозь - снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду.)

  • Запишем предложения, диктуя себе по слогам.

  • Найдите ошибки в слове «созвездие».

  • Посмотрите внимательно, не встретились ли вам словарные слова? (Морозно, заморозки, изморозь.)

  • Как называются такие слова? (Однокоренными.)


  • Какие слова мы называем однокоренными? (Однокоренные слова - это слова, у которых есть общее значение и одинаковый корень.)

  • Подберите к данным словам ещё однокоренные слова. (Морозить, заморозить, морозный, мороз, подморозить, Морозко, морозильник.)

  • Разберите по составу слово «заморозки».

3. Закрепление изученного материала.

  • Начинаем готовиться к встрече Нового года. Нужно отобрать ёлочные украшения на ёлку, но они будут особенными. Выберите предметы на слайде, в названиях которых встречаются безударные гласные и парные согласные в корне. Запишем их, подобрав проверочные слова и отметив нужную орфограмму.

Слайд 4.
(Картинки: хлопушка, шары, рыбка, снежинка, тигрёнок, флажки, звезда, собака, ягодки, орех, яблоко, белка, гриб.)

  • Какие слова оказались «лишними»? Почему?

  • Как проверяли слова с парным согласным и безударным гласным в корне слова?

Слайд 5.

  • Игрушки повесили. Теперь повесим гирлянду из шести звеньев, но она сломана. Некоторые лампочки не горят. Откройте учебник на с. 114, у. 217. Спишите, устно подбирая проверочные слова, подчеркните пропущенные буквы. Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка, с устным объяснением.

Слайд 6.

  • Какими способами проверяли слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова?

Слайд 7.

Физкультминутка

Игра «И я тоже ...» (показывая движения)

Я люблю ходить по снегу ...

И люблю играть в снежки ...

Я люблю на лыжах бегать ...,

А ещё люблю коньки ...

Я люблю зимой и летом

Петь, играть и танцевать ...

А ещё люблю конфеты

Прямо с фантиком жевать ...

Я люблю лететь на санках

Так, чтоб ветер засвистел ...

А сегодня наизнанку

Шубу тёплую надел ...

Слайд 8.

  • Я получила телеграмму от Снегурочки. Но не могу её понять: в ней всего три слова. Их нужно включить в высказывание (предложение).

(Телеграмма: мальчишки, снеговик, избушка).

(Дети составляют предложения.

Мальчишки построили около избушки снеговика.

Возле избушки мальчишки слепили снеговика.

Мальчишки во дворе слепили снеговика и избушку из снега.)

Запишем одно из предложенных вами предложение, проговаривая и подбирая проверочные слова к изученным орфограммам. Найдите слова, в которых встретились безударные гласные и парные согласные в корне. Отметьте орфограммы. Разберите слова «снеговик» и «избушка» по составу (проверка).

  • Как проверяли слова с парным согласным и безударным гласным?

Слайд 9.

  • Теперь нарядим ёлочку (исследовательская работа). В конвертиках, которые у вас на столе, лежат «шары», украшенные словами с безударным гласным и парным согласным в корне слова. 1 вариант - «вешает» на ёлку шары с парным согласным в корне слова, а 2 вариант - с безударным гласным в корне слова. Работаете в парах.

(Танцевать, свистеть, стекло, земля, прямой, дождливый, лететь, зелёный; малышка, варежка, робкий, сугроб, скользкий, сладкий, мягкий, улыбка; тучка, сумма, ворона, сочный.)

Слайды 10 - 11.

  • Посмотрим какие получились ёлочки (дети выходят по рядам к доске и показывают свои ёлочки). Проверим, устно подбирая проверочные слова.
  • Как проверяли?

Слайд 12.

Игра «Что в мешке у Деда Мороза?»

  • Назовите предметы, которые могут лежать в мешке у Деда Мороза, но такие, чтобы в их названиях были парные согласные в корне слова.

(Мармелад, шоколадка, конфетки, торт, ириски, вафли, пирожки, лимонад, сок, орешки, хлопушки, игрушки, мёд и т. д.)

  • Как проверяли слова с парным согласным в корне слова?

Слайд 13.

Игра «Кого на ёлку позовём?»

- Назовите сказочных героев, в названиях которых есть безударный гласный или парный согласный. (Бараш, Копатыч, Совунъя, Лосяш, Крошка Енот, Золушка, Метелица, Кот Леопольд, Чебурашка, Белоснежка и др.)

4.Подведение итогов.

Обобщение.

  • О каких орфограммах говорили на уроке?

  • Сколько способов проверки существует?

  • Как их нужно проверять? Рефлексия.

Слайд 14.

  • Оцените себя.

  • Какое задание больше всего понравилось?

  • С каким настроением уходите с урока?

  • Отметьте на листе своё настроение. Покажите.

5.Домашнее задание.

Слайд 15.

  • К новогоднему празднику все учат стихотворения. Я предлагаю вам тоже выучить небольшое стихотворение, записать его в тетрадь, отметить в нём изученные орфограммы.

Первый зимний снежок

Белым пухом летит.

Первый лёгкий мороз

Веселит и бодрит.

  • Ребята, почему к нам на сегодняшний урок пришёл Крош?

6


© 2010-2022