Методическая разработка внеурочной деятельности Истоки. Тема Милосердие

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Милосердие»



Урок: «Приди к скорбящему со словом утешения».

Вступительное слово учителя: Я желаю вам сегодня на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для милосердия и сострадания. И для начала урока давайте подарим друг другу доброе слово… (дети говоря друг другу слова встают в ресурсный круг) Ресурсный круг. Легко ли быть милосердным? (мнения ребят) Учитель: (на фоне негромко звучащей классической музыки) «Милосердие…какое доброе и мудрое слово! Милосердие исстари обозначало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся. Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, одна из основополагающих заповедей которого гласит: «Возлюби ближнего твоего». События ХХ века ожесточили сердца соотечественников, притупили чувства сострадания к страждущему, утратилось и само понятие милосердия. Многих из нас изумляло подвижничество всемирно известной инокини матери Терезы и её сестёр - милосердия. Но, к стыду нашему, мы забыли преславные дела русских подвижниц. Мало кто знает, что корни движения сестёр милосердия питала благодатная почва России. Однако время приспело - и угасшее чувство милосердия возгорается, есть надежда, что воспоминания о добрых делах сердобольных россиянок затепляло в сердцах соотечественников есть не стремление к милосердному подвижничеству, то хотя бы внимание к ближнему своему. Почему работу сестёр милосердия называют подвигом? В чём разница между простой сиделкой и сердобольной сестрой? Учитель: Добрый плод может принести только добрая почва. Каждый человек как то зёрнышко, посаженное в землю, формируется, взращивается почвой, природными условиями. Так и наш характер, наш дух, взращивается определёнными условиями. Это детство, семья, родной дом. Делегированные ученики рассказывают о жизни кн. Елизаветы Фёдоровны. Стихотворение: «Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно…» Рассказ о Марфо-Мариинской обители. Последний путь кн. Елизаветы. Прославление. В чём княгиня Елизавета видит смысл своей жизни?
Тренинг:

  1. Индивидуально и в четвёрках.
По тексту стихотворения ответить на вопросы.
  1. Ресурсный круг: Какой отклик нашел жизненный подвиг кн. Елизаветы в наших сердцах (отличалась необыкновенной красотой, имея богатство и знатность она поняла, что всё это преходяще; человек, когда приходит в мир, ничего не приносит, а уходя из него, ничего не уносит; нести добро людям)
Главное, не держать свои сердца закрытыми, а идти в мир и помогать ближним своим. Звучит песнопение «Иерусалим, Иерусалим» в исполнении иеромонаха Романа. Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с истоками духовного величия св. кн. Елизаветы;
  2. Помочь понять осознанность выбора жизненного пути;
  3. Воспитать чувство уважения к людям, добровольно возложившим на себя тяготы немощных и страждущих;
  4. Выявить личностное восприятие учащихся духовно- нравственного подвига княгини Елизаветы Фёдоровны.

Оборудование: фотография и икона великой княгини; магнитофон, кассеты с классической и духовной музыкой; фотография Марфо-Мариинской обители; раздаточный материал для тренинга.

Тренинг. I .»Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно: Ты так невыразимо хороша! О, верно под такой наружностью прекрасной Такая же прекрасная душа! Какой - то кротости и грусти сокровенной В твоих очах таится глубина; Как ангел ,ты тиха, чиста и совершенна; Как женщина стыдлива и нежна. Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой Твою не запятнает чистоту. И всякий, увидев тебя, прославит Бога, Создавшего такую красоту!» (К.Р. 1884г.)
  1. Чем «невыразимо хороша» эта женщина?
  2. Какие стороны её внутреннего и внешнего облика отразил поэт в стихотворении?
  3. С кем сравнивает автор Елизавету Фёдоровну (и что даёт ему право на такое сравнение (?)….) - по желанию учителя.
  4. Созвучно ли отношение автора к Елизавете Фёдоровне вашему и чем?

  1. Ресурсный круг. Какой отклик нашёл жизненный подвиг княгини Елизаветы в наших сердцах?
Задание. (можно включить в тренинг или использовать для повторения на последующем уроке) Заполнение пробелов:
  1. Обитель____________________и _______________________ была названа во имя _____________________и ________________________.
  2. Марфо-Мариинская обитель имеет целью помогать в духе Православной Церкви _________________и __________________ и оказывать ________________ и ____________________страждущим.
Елизавета Фёдоровна и __________________ __________________ вели активную работу не только в стенах обители, но и на фронте, в _______________________________________________________.



Урок: «Милосердие»

  1. Ресурсный круг.

Сегодня мы будем говорить о милосердии. Вслушайтесь в это слово «МИЛОСЕРДИЕ». Что вы представили, почувствовали, услышали в нём?

  1. Милосердие - отличительная черта русского человека.

Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Ибо всякое доброе дело есть милосердие.

Тренинг.

1. В листочках, выданных вам, подчеркните те слова, которые вмещает в себя слово «МИЛОСЕРДИЕ» - индивидуальный этап.

Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость, добродушие (незлобивость), милостыня.

  1. Запишите на листочках только одно слово, которое выберите в

4-ках, наиболее полно отвечающее «МИЛОСЕРДИЮ».

  1. Составьте на доске цветок «МИЛОСЕРДИЯ», расположив вокруг слова «МИЛОСЕРДИЕ» сердечки с выбранными вами словами.


Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ. А как вы думаете, милосердным надо быть только по отношению к добрым людям? Послушайте текст и подумайте, на чьей вы стороне - девочки или тёти? Шёл 1945-й год. Под окнами 6-этажного дома, в котором жили восьмилетняя девочка и её тётя, лежала огромная куча угля. Бледные, истощённые пленные немцы сбрасывали его в подвал. Однажды девочка вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидели немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Девочка возмущённо обратилась к тёте: « Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Но ведь они же голодные». Так на чьей же вы стороне?
Вывод. Быть злым легко. Легко ответить подлостью на подлость. Но мне жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение. А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью).
  1. Милосердие включает в себя и БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.
Как вы понимаете это слово? На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавалось, что ему нужно: пища, питьё и деньги. Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи. Создаются фонды милосердия, на чей счёт каждый желающий может перевести деньги. Люди помогают детским домам, инвалидам, домам престарелых. Известные артисты и музыканты проводят благотворительные концерты, средства от которых идут нуждающимся.
  1. Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).
Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

Как можно охарактеризовать поступок женщины?

Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?

Котята. (А. Щелыгин).



Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят: «Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!» Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят! Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя… И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят. Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда… Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!» Почему родители решили оставить котят?

Купец. (Камкин А. В.) В старинном русском городе Тотьме и сегодня помнят имя купца Николая Ильича Токарева. Узнав, что в родном городе собираются открыть ремесленную школу для бедных детей, он без промедления дал денег на строительство здания и содержание учеников. В 1904 году в Тотьме было построено красивое трёхэтажное здание с просторными светлыми классами и мастерскими. Вскоре ремесленная школа Тотьмы стала известна всем - здесь изготовлялись лучшие в России деревянные игрушки. Дети из бедных семей получали здесь образование, становились мастерами, приносили пользу Отечеству.

Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

Персики. (Ушинский К. Д.) Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал. Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком. Чей поступок был признан лучшим и почему?

Два путешественника. (Ушинский К.Д.) Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Старик. (Ушинский К. Д.) Сильно одряхлел дедушка. Глаза его помутились от старости, колени тряслись, слышать стал плохо. Сидя за столом, он едва мог удержать в руке ложку, проносил её мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, перестали сажать отца с собой за стол, поместив его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой миске.

Почему так поступили сын и невестка с отцом?

Сестра милосердия. (Камкин А. В.) Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания. И вдруг послышался слабый голос: «Где я? Все ушли… Все бросили…» - это на короткое время пришёл в сознание один умирающий. К нему бросилась девушка в белой косынке с красным крестом - сестра милосердия. «Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся. Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.

Помогла ли сестра милосердия умирающему?



© 2010-2022