Погружение в мир ЛИРИКИ (3класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИРИКА

Цель: раскрыть своеобразие лирики как рода литературы.

Задачи:

образовательные: дать определение лирики; выявить художественные особенности лирического произведения; заинтересовать учащихся лирическим родом литературы.

воспитательные:формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки; формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; развивать умение работать с текстом.

ХОД:

I. Организационный момент Учитель. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица.
От чего вам радостно? Почему вы улыбаетесь?
Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и волнуюсь от встречи с удивительным миром поэзии.
А сейчас нам предстоит узнать, что же интересное нас ожидает.
Главной особенностью литературных произведений, с которыми мы будем знакомиться, являются переживания, чувства, мысли автора. О каком роде литературного произведения пойдёт речь? Мы ответим, разгадав кроссворд. II. Актуализация знаний.

1

в

о

л

ш

е

б

с

г

в

о

2

п

р

и

с

к

а

з

к

а

3

б

а

х

а

р

ь

4

з

а

ч

и

н

5

к

о

н

ц

о

в

к

а

6

б

а

й

к

а

.

1. Это присутствует в сказках, где речь идет о приключениях, в них действуют люди и фантастические существа, животные - добрые помощники героя. (ВОЛШЕБСТВО)

2. С чего обычно начинаются (особенно волшебные) сказки? (ПРИСКАЗКА)

3. Как на Руси назывался сказочник?(БАХАРЬ)

4. Традиционный элемент сказки (начало).(ЗАЧИН)

5. Элемент сказки, где подводят итог развитию сказочного действия.(КОНЦОВКА)

6. Каким словом на Руси обозначалось слово «сказка»?(БАЙКА)

- Вы уже догадались о чем сегодня мы будем говорить? (о лирике)

- Итак, начнём.

III. Знакомство с новым материалом. Лирика - монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях. Слово лирика происходит от слова "лира" - это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Лирические жанры:

  • Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию, герою;

  • Гимн - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально божество);

  • Элегия - жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение;

  • Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк;

  • Баллада - это народная песня, в которой раскрывается какая-либо история;

В школьной программе начальных классов изучается лирическое стихотворение.

- И сегодня мы с вами познакомимся с лирическим стихотворением известного поэта Сергея Есенина. А с каким, вы узнаете, прослушав музыкальное произведение.


IV. Эмоциональная подготовка к восприятию текста Звучит мелодия русской народной песни « Во поле береза стояла» Учитель. Вам знакома эта мелодия? О чем в ней поется? Учащиеся. Да, знакома. Это русская народная песня о березе. Учитель. Давайте все вместе, исполним первый куплет этой песни.(Дети под руководством учителя исполняют первый куплет песни). Учитель. Береза - символ нашей родины.Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе, как символу нашей страны.
Посмотрите, как красива эта береза. Давайте подберем слова, которые бы смогли описать ее красоту.

Учащиеся. Она очень тонкая, хрупкая, изящная, как будто хрустальная.

Учитель. А теперь давайте рассмотрим слова, записанные рядом с фотографией этой березки, и подберем то, которое, по вашему мнению,более подходит для ее описания (принакрылась,накрылась, укрылась). (Учащиеся выбирают наиболее подходящее на их взгляд слово к изображенной на слайде березе).

Учащиеся. Больше подходит слово -принакрылась, потому что она как бы слегка накрылась снегом.

Накрылась - закрылась сверху снегом,вот как это дерево.
Принакрылась - слегка накрылась снегом.
Посмотрите, как красива береза, принакрывшаяся снегом. Опишите ее.(Словесное описание увиденной картины).

V. Работа над стихотворением.

1) Выразительное чтение стихотворения учителем.

2) Анализ первичного восприятия.

Учитель. Какое же настроение вызвало у вас это стихотворение?

Учащиеся. Спокойное, светлое,восторженное, радостное и т.д.

Учитель. Какие слова из стихотворения вызвали такое настроение? Учащиеся. Восхищение, радость вызвали строки: «принакрылась снегом, точно серебром»,«распустились кисти белой бахромой», «горят снежинки в золотом огне»; спокойное, светлое настроении: «а заря лениво…», «принакрылись снегом…», «в сонной тишине». Учитель. Все ли стихотворение я читала с одинаковой интонацией? Учащиеся. Нет. Интонация была не одинаковой. 3) Повторное чтение, деление стихотворения на смысловые части. 4) Составление плана. Учитель. Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно, и по моему голосу (по интонации) определите, на сколько частей его можно разделить. Учитель еще раз читает стихотворение. Учащиеся.Стихотворение разделили на три части. Учитель. Найдите первую часть. С каким настроением я ее читала?(Учитель делает вывод после высказываний учащихся по каждой части, появляется план-схема).

Негромко, но с восхищением.
Учащиеся. Негромко, т.е. в полголоса, но восторженно. (Хоровое чтение первой части). Учитель. Какою увидел поэт березу зимним утром? Какими словами он передает восхищение белой красавицей? Учащиеся.Есенин увидел березу удивительно красивой, какой-то новой, не такой как всегда. Свое восхищение автор передает словами: «точно серебром», «на пушистых ветках»,«снежною каймой», «распустились кисти», «белой бахромой». Учитель. Найдите вторую часть стихотворения. Как можно ее прочитать? С какой интонацией? Учащиеся. Вторую часть нужно прочитать тихо, но с восторгом.
Негромко, но с восхищением.

Тихо, но восторженно.

Учитель. Почему именно так нужно прочитать эти строки? Какие слова определяют выбор интонации? Учащиеся. Автор говорит: «в сонной тишине» - значит нужно читать тихо, чтобы не разбудить дремлющую березу, но в то же время нам надо передать радость, восторг - «горят снежинки в золотом огне».(Хоровое чтение второй части). Учитель. А теперь найдите третью часть. Каким голосом вы бы прочитали эту часть?Почему? Учащиеся. Это четверостишие будем читать тихо, спокойно, т.к. поэт говорит про зарю- «А заря, лениво обходя кругом…».
Негромко, но с восхищением.

Тихо, спокойно.

Тихо, но восторженно.

Учитель. Почему автор считает зарю ленивой? Учащиеся. Зимой заря начинается позднее, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.(Чтение третьей части хором). Учитель. И так, у нас получился план, которым мы будем пользоваться при прочтении стихотворения.

5. Чтение всего стихотворения по плану(хором)

Учитель. Опираясь на наш план-схему, давайте подведем итог. Какое же по характеру это произведение?

Учащиеся. Стихотворение спокойное, мелодичное, но в тоже время в нем выражается восторг, восхищение, радость.

VI. Физминутка.

VII. Объяснение, показ последовательности рисунка Учитель. Рисуя картины природы, Есенин всегда называет цвета, в которые она окрашена.Как вы думаете, для чего автор использует этот прием? Учащиеся. Наверное, для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чем он пишет. Учитель. Ребята, если бы вас попросили нарисовать картину к стихотворению Есенина, какие краски вы бы использовали? Почему? Учащиеся. Можно использовать черную краску - ствол дерева, бледно-розовую - заря,голубую - небо и т.д. Для описания автор использует так же белый, серебристый, золотистый цвета. Учитель. Из всех перечисленных красок, какие цвета у вас имеются? А где же нам взять золотую, серебряную краски?(Ответы детей). Учитель. Для того, чтобы передать блеск снега озаренного зарей, я предлагаю вам использовать необычные краски, а мишуру. Почему именно мишуру? Учащиеся. Она блестит, переливается на солнце, «горит» разноцветными огнями. Учитель. Мы с вами знаем, что в душе каждый человек может и должен быть художником и поэтом. Вот сейчас мы с вами попробуем выступить в роли художников и изобразить на бумаге то, что так умело, изобразил в своем стихотворении Сергей Есенин - заснеженную березу на фоне утренней зари.

VIII. Практическая работа

Учащиеся выполняют работу под руководством учителя (музыкальное сопровождение), Учитель. 1. Сейчас мы на некоторое время станем волшебниками. Нам нужно изобразить дерево.Давайте закроем глаза и представим, какая она -береза в нашем образе. Наши руки - это ветви.По-прежнему они ждут тепла, но, не получая его,стоят по одиночке, стыдливо пряча себя среди голых ветвей. Теперь открываем глазки и приступаем к рисованию силуэта дерева.(Учащиеся приступают к работе). 2. Хотя зимой по большей части преобладает белый цвет, мы не должны забывать,что утро солнечное. И в этом сочетании прекрасно подойдет ярко-голубой фон. Окружаем наше дерево голубой вуалью, оставляя в местах ветвей ореол для снега и света.
3. А вот теперь начинается главное превращение. «Оденем» наши березки в зимний наряд. Для этого нужно мелко нарезать мишуру, и покрывая область ветвей клеем, мы начинаем накладывать наш наряд, который может находиться,как на ветвях, так и под самим деревом (используем мишуру белого, синего, золотистого, розового цвета).
4. Самостоятельно с помощью красок добавьте те детали, которые вам кажутся необходимыми для завершения вашего пейзажа -зарю, лес на горизонте и т.д.
5. И так, работа завершена, давайте посмотрим, что у нас получилось.(Учащиеся прикрепляют свои работы на доску).

Учитель. Посмотрите, какая красота у нас получилась. Рисовали все одно и то же,пользовались одними приемами, а картины у всех получились разные и каждая по-своему интересна.

IX. Коллективное чтение стихотворения

Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение еще раз, по цепочке, соблюдая план,который мы с вами составили.(Чтение стихотворения по две строчки,цепочкой)

X. Рефлексия

Учитель. Что нового для себя вы открыли на уроке?

Учащиеся. Мы поняли, что даже в привычных вещах, которые нас окружают, которые мы видим каждый день, можно рассмотреть что-то необычное, удивительное, прекрасное.

Учитель. С каким настроением вы уходите с урока?(Ответы учащихся)

Я благодарю вас за урок, и желаю вам творческих успехов во всем!

Погружение в мир ЛИРИКИ (3класс)


© 2010-2022