Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексная модель патриотического воспитания младших школьниковКомплексная модель патриотического воспитания младших школьниковКомплексная модель патриотического воспитания младших школьниковКомплексная модель патриотического воспитания младших школьниковКомплексная модель

патриотического воспитания младших школьников


(Ахтарова Ирина Владимировна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОУ СОШ №41 г. Борзи)


«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем»

(В.В. Путин)


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Сложившееся положение с развитием детства в России требует включение задачи духовно - нравственного воспитания детей, подростков и молодёжи, а следовательно, изучение духовно - нравственного развития современного детства и круг важнейших российских проблем, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность её процветания и национальная безопасность. Духовно - нравственное развитие и воспитание - педагогически организованный процесс накопления и усвоения базовых национальных ценностей, социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности путём приобщения её к участию в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, направленной на формирование патриотических качеств. Обеспечение духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Законом РФ «Об образовании» (ст. 9 п.1) установлено, что «основные образовательные программы начального, общего, общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, обеспечивающие духовно - нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа на образование. Содержание духовно - нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые являются основным стержнем «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сегодня идея патриотизма в России становится важным ресурсом консолидации общества, а патриотическое воспитание стало приоритетным направлением политики государства. Поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Как в рамках образовательного учреждения изменить отношение семьи к базовым ценностям? Как педагогическому коллективу направить работу по формированию личности учащихся и родителей? Как сплотить вокруг школы общественность, социальных партнёров? Какие создать условия? Как систематизировать деятельность? Такие вопросы встают сегодня перед каждым образовательным учреждением. Педагогический коллектив нашей школы считает, что решать эту проблему надо начиная с первых дней поступления ребёнка в школу. А, чтобы выстроилась систематическая работа по этому направлению была разработана и успешно реализуется «Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников». Комплексная модель включает в себя учебную и внеурочную деятельность, предметно- пространственную среду школы, взаимодействие с социальной средой (семья, социальные партнёры). Предметно - пространственная среда школы для формирования патриотизма младших школьников включает: Музей Воинской Славы, Зал героев Даманского посвящён событиям 2 и 15 марта 1969 года. Во время вооружённого конфликта с китайскими агрессорами погибли 15 воинов - пограничников, среди них земляки Сергей Гладышев из Читы, Анатолий Ковалёв из с.Бальзой Улётовского района и Виталий Шамсутдинов, выускник нашей школы. Зал оборудован современными музейными витринами, в которых выставлены материалы о жизни земляков, экспонаты: тетради, грамоты, личные вещи. Одна из витрин посвящена любимому виду спорта Виталия - футболу и традиционным соревнованиям на кубок В.Шамсутдинова. Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников Зал героики Великой Отечественной войны включает следующие экспозиции: Начало Великой Отечественной войны, Главные вехи войны, 106-я стрелковая дивизия, 43-й Даурский полк, Земляки - участники Великой Отечественной войны, Учителя - ветераны войны и труда. Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников Проспект героев - земляков, участников боевых действий в Авганистане, Чечне. Проспект соединяет два зала музея и имеет экспозиции: Воины - интернациолисты (Афганистан), Земляки за целостность страны (Чечня), Память их бессмертна. Проспект оборудован панно - баннерами (23 портрета с библиографическими данными). Аллея Памяти в честь 15 воинов - пограничников погибших на острове Даманском. Мемориал Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников Мраморные плиты в память о выпускниках, погибших за целостность нашего государства в Чеченской республике Дениса Былкова, Артёма Аксарина, выпускника, погибшего при спасении людей на пожаре Алексея Плотникова и Героя России, земляка из п.Агинское Алдара Цыденжапова, погибшего при спасении людей при пожаре на эсминце «Быстрый».

Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников
Оборудованный спортивный зал, спортивная площадка. Библиотека с читальным залом и необходимой литературой, словарями, таблицами и иллюстративным материалом используемых для патриотического воспитания младших школьников. Учебные кабинеты с рабочими местами педагогов. Выставочный зал для творческих работ учащихся начальной школы.

Учебная деятельность по патриотическому воспитанию представлена в модели в двух частях. Это предметное содержание обязательной части образовательного пространства куда входят все обязательные предметы и часть, формируемая участниками образовательного процесса, которая включает в себя курс «Забайкаловедение», факультативы «Я исследователь», «Русское слово», «Росинка». Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников В "Лекциях о воспитании детей" А.С. Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей". Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Патриотизм формируется в системе учебных занятий путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по окружающему миру. Например, изучение тем, касающихся героизма русского народа на примере деятельности выдающихся русских полководцев. Огромное влияние на учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются на уроках литературного чтения. Это овеянные народной молвой, легендами и былинами, сказаниями русские добры молодцы, богатыри и витязи на Руси. Можно считать, что упоминания об этих персонажах положили начало понятию «патриотизм» в России. На материале русских народных эпических песен - сказаний, старинных былин, повествующих о подвигах богатырей - защитников Родины, отразились нравственные идеалы народа. Учащиеся начальных классов искренне восхищаются их подвигам, хотят быть похожими на этих героев. Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Результатом такой работы являются: материалы, собранные для школьного музея, литературный альманах «Поклонимся великим тем годам», исследовательские работы учащихся о героях - земляках. Участие в этой работе вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям. Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей стран, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. Содержание курса позволяет укрепить связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством выполнения домашних заданий, предусмотренных программой. Родителям предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые даёт их детям новый курс и вызывает интерес в их семьях. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей семьи. Много интересного о прошлом они узнают не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние, же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми внимательными к другим людям. Темы уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм», «Золотое правило нравственности», «Что значит быть моральным?», «Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества» говорят о высоком воспитательном значении. Высказывая своё отношение к предмету, одна из учениц написала так: «Эти уроки учат делать моральный выбор - выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей». Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ. Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников Педагогическим коллективом была проведена определённая работа по использованию школьного мемориального комплекса в урочной деятельности: - корректировка рабочих программ; - подбор краеведческих материалов и предметов музея к изучаемым темам; - разработка уроков, уроков - экскурсий; - проведение на базе комплекса факультативов, научного общества. Литературное чтение К.Паустовский «Тёплый хлеб», А.Пантелеев «Главный инженер», А.Ахматова «Памяти друга», А.Митяев «Рассказы и стихи о войне»

Забайкаловедение «Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом», Г.Граубин «Наша малая Родина», «Наши земляки на защите Родины». Участие Забайкальцев в миротворческих акциях на примере героев Даманского, Чеченской войны».
Физкультура Тема: Физическое совершенство. Значение физической культуры на совершенствование качеств воина- защитника Отечества.
Внеурочная деятельность - это такая форма деятельности, при которой содержание должно обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов. Оно предполагает следующую логику: приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов), переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым ценностям (второй уровень результатов), приобретение ребёнком опыта (третий уровень результатов). Внеклассная, внеурочная деятельность в школе многообразна по своему содержанию и формам и проводится под руководством педагогического коллектива школы. Предусматривается комплекс воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию. Формы работы:Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников

- Уроки Мужества;

- Митинги;

- Вахты памяти;

- Дни Воинской Славы;

- Тематические беседы, семинары;

- Дни открытых дверей;

-Конференции;

-Встречи с ветеранами и участниками боевых действий;

-Родительские собрания, конференции;Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников

- Научно - исследовательская работа;

- Праздники;

- Смотры, конкурсы;

- Викторины. Организация внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию основывается на программы, разработанные в школе. Это программа патриотического воспитания «Сыны Отечества», направленная на формирование гражданских качеств личности и привития базовых ценностей. Её цель - учить миру. А это значит: - помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную планету к лучшему; - вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех; - поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы; - помогать осознанию того, что «плохо» и что «хорошо», что содействует добру, а что нет. Эти задачи решаются совместными усилиями школы, семьи и общественности. Программа «Знаем и помним» реализует цель патриотического направления школы: «Формирование осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему Отечества». Построена на принципах гуманизации и развития личностных качеств обучающихся, направлена на раскрытие творческого потенциала, формирование знаний об окружающем мире по принципу «расширяющейся спирали» от своего дома, семьи, школы, края до Отечества - России, воспитание национального сознания, гражданской толерантности.
В организации внеурочной деятельности учащихся и воспитании патриотического воспитания большую помощь оказывают учреждения дополнительного образования нашего города, с которыми школа поддерживает тесную связь. Это ДДТ, музыкальная школа, ДЮСШ, спортивный клуб «Олимп», клуб железнодорожников, городской социокультурный центр. Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников
Комплексная модель по патриотическому воспитанию младших школьников включает в себя взаимодействие с социальными партнёрами. Социальное партнёрство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Речь идёт о построении гражданского общества, государство не должно в одиночку нести ответственность за образование. Социальные партнёры: муниципальный информационный центр, Пограничное управление Забайкальского края, Служба села Даурия, Вагонное депо, Пожарная часть МЧС, СКЦ, ГИБДД Миссия социальных партнёров заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в убеждённости в том, что труд на благо отчизны является формой оправданного существования человека, в воспитании уважения ко всякому труду и людям труда, стимулировать становление у учащихся активной гражданской позиции, формировать представления об основных общечеловеческих ценностях.

Формы работы: - Смотры, конкурсы; - Викторины; - Экскурсии; - Тематические беседы, семинары; - Дни открытых дверей; - Выставки с защитой своих работ «Рыцари дорожного движения» и другие; - Смотр песни и строя; - Акции «ПДД и дети», «Гололёд»; - Спортивные мероприятия «Весёлые старты», «Даём рекорды» и др.; - Конкурсы «Юные журналисты», «Золотое пёрышко.
Комплексная модель даёт все условия для реализации гражданского и патриотического воспитания обучающихся. Систематизирована урочная, внеурочная и внешкольная деятельность в воспитательном пространстве комплексной модели. Объединены школа, общественность, социальные партнёры для совместной деятельности по патриотическому воспитанию учащихся. Конечный итог - выпускник начальной школы с развитыми духовно - нравственными качествами.








Комплексная модель патриотического воспитания младших школьников МОУ:СОШ № 41 В требованиях новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования указано на необходимость повышения качества общего образования современной личности посредством создания благоприятных условий в школе, так как в ней сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовно-нравственная жизнь школьника. В нашей школе формирование чувства патриотизма является важнейшей составной частью воспитательного процесса и осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.

Семья

Социальные партнёры



Социальная среда



Смотры, конкурсы, встречи с ветеранами

Предметное содержание обязательной части ОП

Выпускник начальной школы

- любящий свой край, народ, Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,высказывать своё мнение

Предметно - пространственная среда школы









Программы, проекты

Дополнительное образование

Совет учащихся

Внеурочная деятельность

Часть, формируемая участниками ОП

Учебная деятельность


























© 2010-2022