Конспект урока окружающего мира Особенности природы гор. Расы (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Целевой блок

Тема урока:

Особенности природы гор. Расы

Цель урока:

Познакомить с особенностями природы гор, научить правильно определять части горы, дать понятие высотной поясности.

Дать понятие о расах, знать три основных расы: негроидная, монголоидная и европеоидная, усвоить отличительные особенности рас и уметь относить человека к той или иной расе, препятствовать возникновению расизма.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1.Давать определение изучаемых понятий: горы, высотная поясность, подошва, долина, склон, вершина горы, ущелье, расы: негроидная, европеоидная, монголоидная.

2.Выявлять отличительные признаки рас.

Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

3. Формирование адекватной осознанной самооценки.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Учиться высказывать своё предположение.

3. Учиться анализировать, синтезировать полученную информацию и делать выводы.

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

*Познавательные:

1. Осуществлять поиск информации с использованием учебника.

3.Давать определения понятиям.

4.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного.

5.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Инструментальный блок

Тип урока:

Комбинированный урок.

Формы, приёмы и методы

Словесный: рассказ, беседа, наглядный: демонстрация, иллюстрация, практический: работа с макетом

Образовательные ресурсы:

Учебник, раздаточный материал(тесты), ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем), доска, мел, макет горы, рисунок «Гора настроения»

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Открытие детьми новых знаний - 17 мин.

3. Физминутка 3-5 мин.

4. Открытие детьми новых знаний. 17мин.

5. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Ребята, прозвенел звонок, все готовы к уроку. Здравствуйте, садитесь. Прежде чем начать урок я хочу выяснить, с каким же настроением мы будем сегодня получать знания. В этом нам поможет «гора Настроение». У каждого из вас на парте лежит красный флажок. Ваша задача - приклеить его на нашу гору, скотч заготовлен. Флажок должен показывать ваше настроение: чем лучше, радостней вам, тем выше ваш флажок. Первый ряд выходит со своими флажками. Второй. Третий. Четвертый. Отлично.

Внимательно слушают, в порядке, определенном учителем выходят к доске и наклеивают флажки.(флажки и скотч заготовлены учителем заранее)

2. Открытие детьми новых знаний

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Верно, тема нашего урока - «Особенности природы гор». Какова цель нашего урока?

Каждый, кто оказывается в горах, не может оставаться равнодушным. Изумление и восторг охватывают человека при виде грозной красоты горных пейзажей. Мир гор настолько необычен и своеобразен, что его можно сравнить разве что с пейзажами другой планеты. В горах нет привычных ориентиров, по которым можно оценивать расстояние и размеры объектов. Этот мир иллюзорен. Он часто наполнен полной тишиной. Непривычно после суетливого гомона городов находиться в тишине высоты. Но, однако, в горах не царит полное безмолвие: звуки журчащих родников и ручьев, шум рек и водопадов, свист ветра и крики горных птиц рождают прекрасную, гармоничную музыку дикой природы. Грохот камнепадов или лавин - это тоже реальность гор, заставляющая помнить об осторожности и наглядно осознавать слабость человека перед стихией. Природа гор очень изменчива, она сурова и непредсказуема - и этим интересна. И если кто-нибудь хочет ощутить эту необычность, увидеть своими глазами красоту гор, испытать свои силы и волю, то он обязательно должен посетить этот удивительный и прекрасный мир.

​В горах можно видеть бесконечное разнообразие природы Земли, что создаёт неиссякаемый источник впечатлений, привлекающий человека. На большей части горной местности нет следов присутствия цивилизации и природа там находится в своём первозданном, нетронутом виде. Горные озёра с чистейшей, необычного цвета водой, многометровой высоты водопады, безжизненные камни, нежные и яркие цветы альпийских лугов, разрежённый воздух высоты, снежники и ледники, клубящиеся облака между скал, многочисленные реки, ручьи, родники, горные животные и птицы - всё это в разнообразных сочетаниях образует ни на что не похожий в своей фантастической красоте мир гор, прикосновение к которому - есть подлинное, сильно воздействующее на человека открытие.

Ребята, посмотрите на слайд. Сколько частей горы мы можем выделить? Как они называются? Хорошо. Посмотрите, вот перед нами макет горы. Давайте укажем, где ее вершина, склон, подошва, долина.
А сейчас откройте учебники на странице 16 и прочитайте материал, данный в учебнике. Что вы узнали? Да, ребята, в горах природные зоны располагаются по вертикали. Такое явление называют высотной поясностью. Как вы думаете, с чем это связано? Природную зону формируют три фактора: свет, влага, температура. Так вот на различных участках горы эти показания разнятся, меняется количество света и влаги, а с каждым километром вверх температура падает на 6 градусов. Лишь между тундрой и лесным поясом в горах расположен пояс альпийских лугов. С чем это связано? В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает, что и является причиной образования альпийских лугов. Давайте попробуем условно разделить высотные зоны. Предположим, что гора находится в степной зоне. Какая будет следующей? (лесостепь, лес(широколиственный, смешанный, тайга), субальпийский, альпийский, тундра, арктический).

Каким цветом горы обозначаются на карте? Какая гора является самой высокой в мире? Какие горы России вы знаете? Давайте покажем их на карте. Хорошо. Давайте подведем мини-итог. Что такое высотная поясность?

- Горы.

- Изучить особенности природы гор.

Внимательно слушают, определяют тему и цель урока. Отвечают на вопросы.



-4: долина, подошва, склон, вершина.

Работают с учебником, находя ответы на поставленный учителем вопрос.

Один учащийся работает с макетом, отмечая части горы, другой - природные зоны.

Работа с картой: показать Кавказские горы, Уральскиие и т. д.

3. Физминутка

А сейчас мы проведем игровую физминутку. Повторяйте за мной и внимательно следите за последовательностью движений. (два хлопка над головой, по плечам впереди, по коленям и в обратной последовательности, все убыстряя и убыстряя.) Кто ни разу не сбился? Хорошо, садитесь. А сейчас сядьте так, как вам удобно, закройте глаза и слушайте своё дыхание. Представьте себя в таком месте, где вам тепло и уютно, где вы чувствуете себя в безопасности. Это место у каждого свое. Вы можете делать там все, что захотите: смеяться, плакать, танцевать, скакать, кричать. Вам хорошо. Вы там такие, какие есть. Дышим глубоко. А сейчас медленно открываем глаза, возвращаемся на урок отдохнувшие и вновь готовые к работе.

Внимательно слушают, повторяют движения за учителем. Выполняют распоряжения учителя.

4. Открытие детьми новых знаний

Ребята, скажите, а вам знакомо такое понятие как человеческие расы? Это - тема второй части нашего урока. Как вы думаете, по каким признакам происходит деление на расы? Это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками, например чертами лица, цветом кожи, глаз и волос, формой волос. Наша цель - выявить и запомнить отличительные особенности каждой. Выделяют 3 основных расы: европеоидная, негроидная и монголоидная. Обратите внимание на написание. Каждая из них имеете свои отличительные особенности. Для удобства сравнения мы заполним следующую таблицу:


европеоиды

негроиды

монголоиды

Цвет кожи

От светлого до смугловатого

Темный (меланин)

Смуглый, желтоватый

Волосы

Мягкие, прямые или волнистый, хорошо растут борода и усы, цвет варьирует от светлого до практически черного

Жесткие, курчавые, черные, борода и усы растут плохо

Жесткие, прямые, очень темные, до иссиня-черного, борода и усы растут плохо

Лицо

Овальное или круглое, глаза широкие, цвет разнообразный, нос крупный, но узкий

Плоское, широкое, с слегка выступающей нижней челюстью, толстые губы, глаза темные, широкий плоский нос

Плоское лицо с выступающими скулами, глаза узкие, темные, нос узкий

Исконная территория расселения

Европа, Северная Африка, Южная Азия

Африка и Австралия,

Центральная и Восточная Азия, Индонезия





Как вы думаете, к какой расе относимся мы с вами? Почему?

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. Ребята, скажите, а можно ли сказать, что какая-то раса лучше и она должна главенствовать над другой? Зависят ли от расы умственные способности человека? Нет, с этой точки зрения люди равны. Существует такое понятие как расизм. Они говорили о якобы существующей неполноценности одних рас и народов и превосходстве других. Несостоятельность расизма доказана настоящей наукой о расах - расоведением. Расоведение изучает расовые особенности, происхождение, формирование и историю человеческих рас. Данные, полученные расоведением, свидетельствуют о том, что различия между расами недостаточны для того, чтобы считать расы различными биологическими видами людей.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Совместно с учителем заполняют таблицу, использую иллюстративный материал.



- К европеоидной, т. к. обладаем перечисленными отличительными особенностями.

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

5. Итог урока. Рефлексия.

Теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили учебный материал. Для этого необходимо заполнить пропуски в высказываниях.

Ребята, наш урок подходит к концу и сейчас я предлагаю вам заполнить такую таблицу. Раздайте, пожалуйста. С помощью этой таблицы мы сможем оценить, насколько успешно прошел урок.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересным

Сдайте свои анкеты. Ребята, я благодарю вас за урок. (оценка работы учащихся на уроке) До свидания.

Внимательно слушают, раздают тесты, таблицы, заполняют их, поводят рефлексию.


© 2010-2022