- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самигуллина Р.Р. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.
Выполнила студентка курсов переподготовки Самигуллина Р.Р.
Тема: Части слова. Корень. Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
-
Развить умение находить однокоренные слова;
-
Развивать уменние выделять в однокоренных словах корень;
-
Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии; Сформируется базовый уровень умений: - Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. - Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. - Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
-
Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-
Представлять информацию в виде схемы.
-
Выявлять сущность, особенности объектов.
-
На основе анализа объектов делать выводы.
-
Обобщать и классифицировать по признакам.
-
Ориентироваться на развороте учебника.
-
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
-
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
-
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
-
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
-
Развиваем умение слушать и понимать других.
-
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме.
-
Умение работать в паре.
Личностные:
-
Выполнять правила этикета.
-
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
-
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
-
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этап урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
І Организационный
момент
- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.
Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.
Приветствуют учителя стоя.
Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.
Личностные
Регулятивные
II
Актуализация знаний.
- Откройте тетрадь.
- Что надо записать? (Дату)
Комментированная запись числа.
- Какую запись должны сделать дальше?
- Напишите слова «Классная работа».
Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед
упр. 116.
- Чему удивился Петя Зайцев?
- Что такое корень? (Подземная часть растения.)
- Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя - внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
- Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
- Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)
Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.
Выясняет, что дети знают по теме урока.
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
Открывают тетради.
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают собственное мнение.
Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
III
Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
Формулируют тему урока, составляют общий план работы.
Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
IV
Развитие умений - применение знаний
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня
Работа на доске.
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
(Е. Измайлов)
- Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
- Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
- Выделите корень значком.
- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
- Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
- Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
- Проведём маленький эксперимент (опыт).
- Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
- Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик - маленький стол, настольный - стоящий (находящийся) на столе, столовый - нужный для стола, застолье - еда на столе.)
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
- Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
- Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
- Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
- Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
- У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень.
- В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
- От него образуются («растут») другие слова.
Учитель может добавить:
- Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)
- Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.
- Что для вас было новым? Непонятным?
2. Работа по учебнику
Упр. 116
- Какая общая часть есть у этих слов?
- Что общего у них в значении?
- С каким словом они все связаны? Докажите это.
- Какой корень «посадили» здесь?
Упр. 117
3. Работа в Рабочей тетради
Задание № 2, тема 9.
- Назовите проверочное слово к слову л…пить.
- Какую букву нужно написать в этом слове?
- Какие слова являются проверочными для слова?
- Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?
(Лепка, лепится.)
4. Работа в группах
- Докажите, что корень - главная часть слова. В этом поможет
I группе - слово лес;
II группе - слово дом.
Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.
5. - Докажите, что корень - общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.
Вопросы к отвечающему ученику:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты составил всё сам или с помощью товарища?
- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.
Выявляет имеющиеся знания.
Побуждает к самостоятельным действиям.
Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.
Тренирует детей в выделении корня слова.
Побуждает к высказыванию собственного мнения.
Побуждает к самоконтролю.
Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.
Побуждает к выполнению самостоятельной работы.
Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.
Развивает умение находить корень и обозначать его в
Словах, специальным знаком.
Организует работу в микрогруппах.
Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.
Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.
Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.
Побуждает к высказыванию собственного мнения.
Закрепляет умение делать вывод.
Наблюдают за работой на доске.
Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.
Выслушивают иное мнение.
Тактично высказывают собственное мнение.
Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.
Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).
Находят в тексте информацию, понятие
Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.
Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.
Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.
Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.
Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.
Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.
Делают общий вывод.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
V
Итог урока
- Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень - это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень - это главная часть предложения».
Золушка: «Корень - это общая часть однокоренных слов».
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник?
- За что?
Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.
Побуждает к умозаключениям по теме урока.
Побуждает к анализу урока, к самоанализу.
Высказывают собственное мнение
Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке
Познавательные
Регулятивные
Личностные
VІ
Домашнее задание
1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 100 («Дидактический материал»).
П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)
Организует и контролирует запись Д/З
Самостоятельно записывают Д/З в дневник
Регулятивные
Литература:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Баласс, 2012 ;
(Образовательная система «Школа 2100».)
2. Исаева Н.А.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). -
М.: Баласс, 2012. - 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Комиссарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.
Прониной. Пособие для учащихся.- Изд. 2-е, перераб. - 128 с., ил.,2012.
4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.
Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2011. - 256 с.
(Образовательная система «Школа 2100»).