Технологическая карта урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.

Выполнила студентка курсов переподготовки Самигуллина Р.Р.

Тема: Части слова. Корень. Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;

  • Развивать уменние выделять в однокоренных словах корень;

  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии; Сформируется базовый уровень умений: - Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. - Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. - Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Представлять информацию в виде схемы.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

  • Ориентироваться на развороте учебника.

  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные

Регулятивные

II

Актуализация знаний.

- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

- Какую запись должны сделать дальше?

- Напишите слова «Классная работа».

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед

упр. 116.

- Чему удивился Петя Зайцев?

- Что такое корень? (Подземная часть растения.)

- Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя - внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

- Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

- Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.


Выясняет, что дети знают по теме урока.

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение.

Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

III

Формулирование проблемы, планирование деятельности

- Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Формулируют тему урока, составляют общий план работы.

Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

IV

Развитие умений - применение знаний

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

(Е. Измайлов)

- Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

- Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

- Выделите корень значком.

- Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

- Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

- Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

- Проведём маленький эксперимент (опыт).

- Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

- Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик - маленький стол, настольный - стоящий (находящийся) на столе, столовый - нужный для стола, застолье - еда на столе.)

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

- Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

- Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

- Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

- Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

- У однокоренных слов есть общая часть - один и тот же корень.

- В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

- От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

- Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)

- Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.

- Что для вас было новым? Непонятным?

2. Работа по учебнику

Упр. 116

- Какая общая часть есть у этих слов?

- Что общего у них в значении?

- С каким словом они все связаны? Докажите это.

- Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 117

3. Работа в Рабочей тетради

Задание № 2, тема 9.

- Назовите проверочное слово к слову л…пить.

- Какую букву нужно написать в этом слове?

- Какие слова являются проверочными для слова?

- Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

(Лепка, лепится.)

4. Работа в группах

- Докажите, что корень - главная часть слова. В этом поможет

I группе - слово лес;

II группе - слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

5. - Докажите, что корень - общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.

Вопросы к отвечающему ученику:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с помощью товарища?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.


Выявляет имеющиеся знания.

Побуждает к самостоятельным действиям.


Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.

Тренирует детей в выделении корня слова.


Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Побуждает к самоконтролю.


Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы.

Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.

Развивает умение находить корень и обозначать его в

Словах, специальным знаком.


Организует работу в микрогруппах.

Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.

Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.

Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Закрепляет умение делать вывод.


Наблюдают за работой на доске.


Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

Выслушивают иное мнение.

Тактично высказывают собственное мнение.


Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.





Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).

Находят в тексте информацию, понятие

Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.

Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.

Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.

Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.


Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.

Делают общий вывод.

Познавательные

Регулятивные


Коммуникативные


Личностные

V

Итог урока

- Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень - это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень - это главная часть предложения».

Золушка: «Корень - это общая часть однокоренных слов».

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.

Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

Высказывают собственное мнение

Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Домашнее задание

1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 100 («Дидактический материал»).

П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)

Организует и контролирует запись Д/З

Самостоятельно записывают Д/З в дневник

Регулятивные

Литература:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Баласс, 2012 ;

(Образовательная система «Школа 2100».)

2. Исаева Н.А.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). -

М.: Баласс, 2012. - 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Комиссарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.

Прониной. Пособие для учащихся.- Изд. 2-е, перераб. - 128 с., ил.,2012.

4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.

Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2011. - 256 с.

(Образовательная система «Школа 2100»).


© 2010-2022