- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО
Рабочая программа по ИЗО
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Т.М. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Кузина В.С.
Общая характеристика предмета
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Место предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
Содержание программы
-
№
Тема
Кол-во
часов
В том числе
Практ.
Контр. 1 В мире волшебных красок
8
8
2 Мы готовимся к празднику8
8
3 Красота вокруг нас10
10
4 Встреча с Весной-Красной7
7
Итого
33
33
- Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 9 ч.
- Рисование на темы - 8 ч.
- Декоративная работа - 8 ч.
- Лепка - 3 ч.
- Аппликация - 2 ч.
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 3 ч.
Тема 1: «В мире волшебных красок» - 8 ч
Обобщённые требования к ЗУН по теме Обучающиеся должны знать/ понимать:
- правила работы с акварельными, гуашевыми красками
- названия главных и составных цветов
- технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
- правила работы с пластилином
- приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
- работать кистью
- выполнять декоративные цепочки
- рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
- рисовать по памяти и представлению
- передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
- лепить листья по памяти и представлению
- выполнять кистью простейшие элементы растительного узора
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику» - 8 ч
Обобщённые требования к ЗУН по теме Обучающиеся должны знать/ понимать:
- правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
- правила и технику выполнения орнамента
- технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
- правила работы с пластилином
- уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
- выделять элементы узора в народной вышивке
- составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
- передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
- лепить фрукты по памяти и представлению
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» - 10 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме Обучающиеся должны знать/ понимать:
- понятие «иллюстрация»
- элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
- о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
- элементы узора Хохломы
- выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
- выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
- изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
- применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
- выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
- самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с Весной-Красной» - 7 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме Обучающиеся должны знать/ понимать:
- творчество А. Саврасова
- особенности работы с пластилином, правила лепки
- элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
- правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
- приёмы работы, технику выполнения аппликации
- передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
- лепить птиц по памяти и представлению
- выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
- рисовать с натуры разнообразные цветы
- составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения должны знать /понимать:
- названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый - зелёный и т.д)
- о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции - аппликации.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛБНОЕ ИСКУССТВО
- № п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1
УЧЕБНИКИ Учебник «Изобразительное искусство», 1 класс. Автор В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина, издательство «Дрофа», Москва 2013.
2.
Печатные пособия
-
комплект таблиц «Основы декоративно-прикладного искусства»
3.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран. 180х180
Персональный компьютер ACER VERITJN
Мультимедийный проектор. Acer X1161P1
1
1
1
5.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
14
1
1
-
Календарно-тематическое планирование
Название раздела
Кол-во часов по разде
лу
Тема урока
Планируемые результаты по разделу
Дата проведения
Предметные
Метапредметные
1.
Рисование с натуры
1 «В мире волшебных красок». «Пейзаж с радугой»
- знать правила работы с акварельными красками;
- уметь работать кистью и акварельными красками
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
2.
Аппликация
2
«Что такое декоративно-прикладное искусство» Рисование узора в полосе.
- уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
3.
Декоративная работа
3 Декоративная работа «Красивые цепочки».
- знать правила работы с гуашевыми красками;
- уметь выполнять декоративные цепочки
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
4.
Рисование по памяти и представлению
4 «Волшебные краски осеннего дерева»
- уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю краску листьев и форму
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
5.
5 «Искусство народных мастеров». «Волшебные листья и ягоды».
- знать правила работы с пластилином
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
6 «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев
- уметь самостоятельно работать с пластилином
6.
Декоративная работа
7
«Золотые краски осени» Беседы о красоте осенней природы .
- Знать прием выполнения узора на предметах декоративно- прикладного искусства, народные традиционные ремесла
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
8 «Красота формы листьев»
9 «Мы готовимся к празднику» - 8 ч Рисование с натуры овощей и фруктов.
- уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок
10 Мы готовимся к празднику. Беседа «Красота вещей».
- знать правила и технику выполнения орнамента
7.
Аппликация
11
Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектура» «Сказка про осень»
- знать технику выполнения аппликации
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
12
«Чудо - платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов.
- уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски
8.
Декоративная работа
13 «Узор из кругов и треугольников» Беседа о красоте аппликации.
- уметь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
9.
Рисование с натуры
14 «Украшения для ёлки»-рисование с натуры игрушек на ёлку.
- уметь выражать свои чувства, настроения с помощью цвета, насыщенности оттенков
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
15 «Украшения для ёлки»-рисование с натуры игрушек на ёлку.
16 «Красота простых вещей»
17 «Красота вокруг нас» - 9 часов Беседа «Жанры живописи»
10
Иллюстрирование
18 «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».
- уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы;
11
Иллюстрирование
19 Беседа «Сказочные сюжеты». Выполнение рисунка- иллюстрации в карандаше.
- уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы;
12
Декоративная работа
20 «Городецкие узоры»-рисование кистью элементов городецкого растительного узора.
- знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров Городца
- уметь выполнять городецкий узор, используя различные приемы рисования
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
21 «Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора.
13
Рисование по памяти и представлению
22 «Мы рисуем зимние деревья» (Рисование с натуры.)
- знать о линии и пятне как художественно - выразительных средствах живописи
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
23 «Красавица зима» Беседа «Родная природа в творчестве русских художников.
- уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы
14
Декоративная работа
24 «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи.
- знать элементы растительного узора гжельской керамики;
- уметь составлять узор декоративных цветов и листьев
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
25 Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»
15
Иллюстрирование
26 «Встреча с Весной-красной» - 7 час Беседа «Родная природа в творчестве русских художников.»
- знать названия сказочных полотен русских художников
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
27 Рисование на тему-композиции «Весенний день».
- уметь выразить свое отношение к произведениям изобразительного искусства
16
Рисование на тему
28 «Красота русской весенней природы»
- уметь лепить птиц по памяти и представлению
Личностные:
- давать эстетическую оценку и выражать свое отношение;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
17
Рисование на тему
29 «В мире животных» - лепка птиц и животных (курицы, петуха, вороны, собаки, лисы и т.п.)
- знать о творчестве русских художников-пейзажистов
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
30 «Праздничные краски узоров»-рисование кистью элементов геометрического узора.
- уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования
18
Рисование по представлению
31 «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов - одуванчика, тюльпана, ромашки.
- уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
19
Рисование с натуры
32 Наброски различными художественными материалами и приёмами.
- уметь рисовать с натуры разнообразные цветы; передавать форму. Цветовые оттенки
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы;
33 «Мой любимый цветок» - составление композиции-аппликации из цветной бумаги и картона.
- знать технику выполнения аппликации; - уметь составлять растительную композицию