Конспект урока по окружающему миру на тему Знакомство со звёздами (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет: Окружающий мир Тема урока: Знакомство со звёздами Тип урока: Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: сформировать понятия «звезда» и «созвездия», познакомить с наиболее яркими созвездиями (легенда). Формирование УУД: Предметные: Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета. Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Что такое созвездие. Личностные действия: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры. Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные действия: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения. Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Ресурсы: основные - Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс (1,2 ч.). М.: «Вентана-Граф», 2013 г. дополнительные - Презентация «Звезды и созвездия»















1. Организационный момент. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - создание благоприятной рабочей обстановки.
-Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Гости хотят увидеть, чему вы научились и как вы умеете работать на уроке «Окружающего мира».
II. Актуализация знаний учащихся Цели: - повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока. - выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Раскинут ковер, рассыпан горох Ни ковра поднять, Ни гороху собрать - Что это? (Слайд 1) -А часто ли вам приходилось наблюдать звёзды? - В какое время суток их лучше наблюдать? (Человек может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо)
III. Постановка учебной задачи Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?
-С давних времён человека манило ночное небо - загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. - Вы, наверное, догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей). Сегодня мы узнаем о звездах и созвездиях как можно больше, потому что тема нашего урока… «Знакомство со звёздами» (Слайд 2) - А чтобы вы хотели узнать о звёздах? -А зачем нам нужно это знать? - На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.
IV. Определение целей урока Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.
-Определите цели урока, используя опорные слова:
  • Мы узнаем… (что такое звезда)
  • Ответим на вопрос…(почему звёзды разные по цвету и по размеру; кто изучает звёзды; какие бывают созвездия)
  • Мы попробуем…(создать звёздное небо) (Слайд 2)
Постановка проблемного вопроса.
  • Одинаковые ли звезды?
На доске открывается проблемный вопрос.
- Итак, цели и проблему урока мы определили и теперь шаг за шагом будем узнавать о звездах. На этом уроке мы все попробуем себя в роли исследователей.
  • В этом нам поможет «Листок исследователя».


V. Открытие знаний на основе полученной информации.
  • Положите «Листок исследователя» перед собой.
  • Найдите первое задание.
  • Прочитайте текст.
  • Выполните задание к тексту.
  • Пришло время узнать, какие открытия вы сделали.
  • Обратимся к 1 группе.
  • На какой вопрос вы искали ответ? (читают) и т.д.

VI. Реализация плана. Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
-Вид звездного неба - это удивительная бриллиантовая россыпь множества звезд - всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. - У нас на дачах растёт цветок, у него много лепестков, похожих на лучики. - Кто догадался, как называется этот цветок? (астра) Астру с прямыми ее лепестками С давних времен называли звездой. В ней лепестки разбежались лучами От сердцевины совсем золотой. -Астра в переводе с греческого языка означает звезда, от этого слова произошло название науки, которая занимается изучением небесных тел - «астрономия». (вывешивается на доску) (Слайд 3) -В переводе с греческого языка обозначает «астрон»- звезда, «номос»- закон, значит астрономия это….. Правильно, закон о звёздах или наука о звёздах.
- Как вы думаете, как называют человека, который изучает звезды? (астроном). -В старину, в сказках как его называли? (звездочетами). -Как вы думаете, почему? Уточним: что такое звёзды? - С чем сравниваются звезды в загадке, которую я вам загадала в начале урока? (С горохом) (Учитель показывает горошину) -А почему? (звёзд много на небе и они похожи на горох) - Какие звёзды на самом деле? -Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости? Откройте учебник на с.6 и узнайте ответ на этот вопрос (огромные, светящиеся, разные по цвету). -Сделаем вывод. (Составление кластера) -Там, в тёмном космосе есть небесные тела. (Прикрепляю табличку «небесные тела») -Какие мы наблюдали с вами? (Звёзды) Что о них узнали? -Сколько звёзд на небе, как вы думаете? -А какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо? (телескоп) (Слайд 4) -Телескоп - прибор для наблюдения за далёкими небесными телами. Его изобрел 400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел. -Сейчас современные телескопы совсем не похожи на тот первый телескоп. -В нашей Галактике более 100 млрд. звезд. Глазами можно увидеть до 6000 звёзд. В бинокль в 10 раз больше. А телескоп позволяет наблюдать миллионы звёзд. Да, на небе множество звёзд, бессмысленно даже пытаться хотя бы сосчитать их. Но звёзды - давным-давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу, находящихся далеко от нашей планеты. -А вы знаете, какая звезда ближе всего к нам, к нашей планете? (Солнце) (Слайд5) -А что за семья у Солнца? (Предположения детей) -Как вы думаете, какую роль играет Солнце в семье? (Главную) -Мы познакомимся со всеми членами этой семьи, но на следующих уроках. -Что вы знаете о Солнце? -Какого цвета Солнце? Откроем учебник на с. 7 и подробнее узнаем о Солнце. -Что нового узнали о звезде по имени Солнце? -А как далеко от нас находятся звёзды? Дети: Солнце тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Космическая ракета приблизится к Солнцу через полгода. Солнечный свет преодолеет расстояние за восемь минут и двадцать секунд. Солнце больше Земли в 109 раз, а расстояние до него 150 миллионов километров. Значит, другие Звёзды расположены дальше. Да, они огромные, во много раз больше Земли, да еще и пылающие. Свет от самой близкой звезды (не считая Солнца) идёт к нам четыре с половиной года. -Почему Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками? Как вы думаете? Чтобы в этом убедиться, давайте проведём опыты Опыт 1: демонстрирую классу большой мяч и прошу, чтобы каждый ученик посмотрел на него, подняв перед собой указательный палец. Дети видят, что мяч, кажется меньше пальца. Учитель: (делается вывод). -Звезды - это огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. - Учитель: Почему звезды не видны днем? Опыт 2: сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. (Включить в классе фонарик), днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Учитель: (делается вывод) -Солнце ярко освещает небо, и его свечение оказывается ярче блеска далеких звезд. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Физминутка
VII.Первичное закрепление. Ответ на проблемный вопрос. Цель: организовать усвоение учениками новых знаний.
- А теперь попробуйте ответить на проблемный вопрос, который был задан в начале урока: Все ли звёзды одинаковые? - Почему звёзды неодинакового цвета? (Разная температура.) -Какие звёзды холодные? (Красные) Их температура более низкая, учёные астрономы называют их «холодные». -А какие горячие? (Белые и голубые) У бело-голубых звёзд температура 30 000 градусов. - Солнце - планета? Солнце - ближайшая к нам звезда, не очень горячая, температура её поверхности «всего» 6 000 градусов. -Одинаковы они по величине? Бывают звёзды большие и маленькие. Карлики и гиганты.

-А что такое созвездия? (Слайд 6 ) -Людям в древности положение звезд на небе напоминало разные фигуры, предметы, животных. -Как Вы думаете, звезды сами встали в группы? Действительно, человек объединил некоторые из них в созвездия и дал им названия. Взаимное расположение звезд почти не меняется. Если наиболее блестящие и близкие друг к другу звезды своим расположением напоминают какую-нибудь фигуру, то их легко запомнить.


VIII. Работа в группе. Кресс-кросс «Всё о звездах». (Слайд 7) -Найдите и обсудите в группе понятия, связанные со звёздами. Выделите понятия цветным карандашом. Проверим.
IX. Коллективная работа.

  • Ребята, сегодня у вас есть уникальная возможность стать создателями звездного неба.
  • Не вставая с мест, возьмитесь за руки.
  • Протяните их в центр.
  • У вас получилась маленькая звездочка.
  • А теперь сделайте большую звезду.
  • Улыбнитесь друг другу.
  • Я желаю вам удачи в совместной работе.
  • Положите перед собой заготовки и создайте по образцу модели созвездий. Каждая группа создаёт 2 созвездия.
    • Вам нужно прикрепить их к макету «Звёздного неба».
    • У кого конверт с письмом, прочтите его. Подготовьтесь рассказать о своем созвездии.
Приступайте к работе. После выполнения работы на доске вывешивается ткань - «небо», на которое ученики прикрепляют свои модели.
Микроитог.
  • Удалось ли нам создать небо?
  • Эти звезды будут светить нам, излучая добро и дружбу.
  • Сколько созвездий на нашем небе?
  • Но на самом деле их 88.

X. Домашнее задание. (Слайд 8) Учебник с.6-8 пересказ Задание по выбору: 1. Нарисовать, каким вы представляете ночное звездное небо. 2. Придумай фантастическую историю про звёздное небо.
XI. Рефлексия. Самооценка. -Возьмите «Лист самооценки» и оцените свою работу во время урока.
  • Кто доволен своей работой на уроке, поднимите зелёную звезду.
  • Кому требовалась помощь - поднимите жёлтую звезду.
  • Кто испытывал во время урока трудности - поднимите красную звезду.
  • Я рада, что большинство справились с работой.
  • В чем испытывали затруднения ребята, которые подняли красные звёзды?
  • Что особенно понравилось на уроке?
  • Что запомнилась?
  • А кому урок не понравился?

XII. Оценка деятельности учащихся на уроке.
XIII.Книжная выставка

- Небесные тела - очень большая тема для изучения, если кому-то захочется с ней познакомиться ближе, возьмите книги в библиотеках и узнайте самые интересные тайны.

Сегодня мы приоткрыли дверь в мир новый для нас, полный интересных открытий.

7


© 2010-2022