Развитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Развитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияРазвитие коммуникативных компетенций будущего первоклассника в условиях предшкольного образованияВВЕДЕНИЕ Иногда родители дошкольников не без тайной гордости говорят: «А наш уже читает вовсю!» «А наш без запиночки считает до ста!» Есть ли у родителей в данном случае основания надеяться, что их ребенок будет хорошим учеником? Безусловно! Но практика может дать немало примеров, когда эти умеющие читать и считать преуспевают лишь на первых порах, а потом постепенно сравниваются в своих успехах с теми, кто до школы не умел ни читать, ни считать, а иногда и отстают от них. Отчего это происходит? Среди возможных причин надо особо выделить одну. Успехи первоклассника прежде всего зависят от степени его психологической готовности к школьному обучению. А уровень ее определяется не только количеством навыков, не только объемом конкретных знаний, но и умением рассуждать, сравнивать, делать выводы, осознанно пользоваться речью, обладать желанием учиться, внимательно слушать, подчинять свои действия правилу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Дети шести, семи лет - самые маленькие школьники. Из организованного и привычного мира семьи или детского сада они попадают в совершенно новые условия многоликой школьной среды, в мир взрослых. Готовы ли они к этому? Многое зависит от того, как прошло их дошкольное детство, сколько любви и заботы им досталось. А как сложиться их школьная жизнь? Будет ли она успешна? Непростой вопрос. Приходится надеяться, что ребенок встретит умного учителя, понимающего его трудности и готового помочь ему справиться с ними, ибо в самой сердцевине образования лежит практическое учительское действие. На учительские плечи падает огромный груз адаптационных проблем, решение которых может осуществляться месяцами, годами. Можно ли достигнуть такого уровня образовательного процесса, когда ребенок незаметно для себя, родителей и учителя пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту? Скорее да, чем нет, если будет осуществляться методическая преемственность, преемственность развивающей среды и стиля взаимодействия детей и взрослых в детском саду и в школе как условие непрерывного образования. Преемственность может осуществляться разными формами взаимодействия, в том числе и оказанием школой услуг дополнительного образования в детском саду, например, в виде обучения дошкольников английскому языку, с целью развития мотивационной сферы личности ребенка, произвольности поведения и интеллектуальной сферы, направленных, в первую очередь, на решение проблемы психологической готовности старшего дошкольника к школе. В межаттестационный период работала над проблемой «Развитие коммуникативных умений дошкольника как одно из условий формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе в рамках программы «Преемственность: детский сад- школа». Исходя из вышесказанного, цель работы: представить программу раннего обучения английскому языку дошкольников, направленную на развитие таких коммуникативных умений, как говорение и аудирование, формирующих сферы психологической готовности к школе. Задачи:
  1. Проанализировать основные формы взаимодействия двух образовательных субъектов в рамках программы «Преемственность: детский сад - школа».
  2. Осуществить стартовые и промежуточные фиксированные наблюдения за деятельностью детей на занятиях английского языка с целью мониторинга развития сфер, формирующих психологическую готовность к школе.
  3. Проанализировать педагогическую деятельность за межаттестационный период с 2007 по 2009 годы.
  4. Представить результаты участия младших школьников в творческих и интеллектуальных конкурсах.
Вышеизложенные задачи реализовывались через:
  • самообразование, в том числе, путем теоретического анализа научно- методических статей Н. А. Малкиной, И. В, Вронской, М, М, Лукиной, Е. П. Арнаутовой, М. Л. Филиной, Л. А Венгера, Л. И. Божович;
  • изучение опыта работы коллег в ОУ города;
  • самопрезентации опыта работы на разных уровнях;
  • мониторинг педагогической деятельности;
  • проведение практических занятий в ДОУ;
  • проведение встреч субъектов преемственности и родительской общественности.


  1. АНАЛИЗ И ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1.Основные формы взаимодействия детского сада и школы в рамках программы « Преемственность» В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в тесной взаимосвязи. Анализ данной литературы показал, что преемственность - это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время, школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка- дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в образовании как системе [1; 35]. В 1996 году коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею личностного развития - как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования. Новые подходы к развитию преемственности нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ ориентирован на взаимосвязь дошкольного и начального образования и предполагает решение приоритетных задач на ступени детства:
  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • развитие произвольности, любознательности, инициативности;
  • развитие коммуникативной, познавательной, интеллектуальной компетенции детей;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества;
  • совершенствование достижений дошкольного развития на протяжение всего начального образования;
  • специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
Эти важнейшие задачи могут решаться в условиях разностороннего взаимодействия ДОУ и школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, администрации образовательных учреждений, воспитателям ДОУ, учителям школы и родителям необходимо согласовать свои действия друг с другом и определить основные задачи в этом направлении. На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович « внутренней позицией школьника». Ученый характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям [3; 44]. Основные положения программы раннего обучения английскому языку дошкольников. Раннее обучение иностранным языкам- это такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического похода в период с момента рождения до его поступления в школу[13;4]. В течение апреля- августа мною была создана программа раннего обучения английскому языку дошкольников подготовительной к школе группы. [Приложение 1] Целью программы выступает обеспечение условий погружения в иноязычную среду для освоения детьми знаний, умений и навыков, развитие интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления, формирование учебной деятельности, т. е. сфер, формирующих психологическую готовность к школе. Поставленная цель программы определяет построение образовательного процесса по определенным психолого-педагогическим принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей: - принцип развития; - принцип психологической комфортности, - принцип целостности содержательного образовательного процесса; - принцип систематичности [Приложение 1] Цели и средства обучения на раннем этапе направлены на развитие таких видов коммуникативной деятельности, как аудирование и говорение, которые, в свою очередь, направлены на развитие сфер, отвечающих за психологическую готовность к школе. Аудирование, то есть восприятие речи на слух, составляет основу обучения. Любой ребенок начинает изучение родного языка с процесса слушания, таким образом, дети начинают изучать иностранный язык с опыта слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать рифмовки, небольшие сказки, рассказы, реагировать и впоследствии отвечать на вопросы, поэтому обучение аудированию строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и навыки и постепенно их развивать. Говорение. Педагог учит детей решать элементарные коммуникативные задачи в процессе общения со взрослыми или между собой в пределах игровой, учебной и бытовой сфер общения. Умения в монологической и диалогической речи формируются параллельно и во взаимосвязи. Монологу и диалогу дети учатся на примере образцов, заданных игрушками, сказочными персонажами.

Мышление

говорение, аудирование

аудирование

Восприятие




Образное

Логическое

Зрительное

Слуховое

Эмоциональное


Память

Речь

Внимание



Ассоциативная

Образная

Непроизвольное

Произвольное

Монологическая

Диалогическая





Образовательная цель заключается в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики и в приобретении страноведческих знаний. Воспитательная цель предполагает воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, формирование у них навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи, формирование навыков межличностного общения, т. е. предполагает формирование показателей личностной и эмоционально-волевой готовности к школе. Развивающая цель. В процессе обучения происходит развитие у детей мышления, восприятия, внимания, воображения, воли, памяти, т. е. развиваются основные показатели интеллектуальной готовности к школе.

Таким образом, необходимо формировать у детей положительный настрой к дальнейшему изучению языка, элементарные коммуникативные умения, некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, Использование процесса формирования и развития коммуникативных умений дошкольников на занятиях английского языка с целью развития сфер, формирующих психологическую готовность к школе В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, игра очень созвучна его природе. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Развитие и обучение детей английскому языку происходит исключительно в игровой форме, поскольку игра в дошкольном возрасте выступает в качестве естественной среды, окружения ребенка. Именно через игру, благодаря игре ребенок познает мир, начинает видеть целостную картину мира, безболезненно входит во взрослую, школьную жизнь и проявляет интерес к иноязычной среде. Используя игровые приемы, я закладываю основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Игру-диалог включаю в первой части занятия с целью развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, отслеживания навыка диалогового общения. Например: Педагог. Hello, my kids! Дети. Hello! Педагог. What' s your name? Ребенок. Му namе is ... Педагог. How are you? Д е т и . Fine. П е д а г о г. Who are you? А bоу or а girl? Р е б е н о к . А boy/ а girl.

Считаю проведение фонетической зарядки важнейшим элементом каждого занятия, направленного на развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата, внимания, усидчивости будущего первоклассника. Фонетическую зарядку провожу в рамках «Сказки о язычке», исходя из отрабатываемых звуков В конце занятия ввожу и закрепляю в течение прохождения одной темы (10 занятий) следующую пальчиковую игру и рифмовку: «Goodbye, goodbye my doll» [Приложение 3] Для развития ассоциативной памяти применяю пальчиковые игры в договорках. Тема «Погода»: Spider наш ходил по ветке. А за ним ходили детки. Rain с неба вдруг полил. Spiders он на землю смыл. Yellow sun стало пригревать. Spider наш ползет опять. А за ним ползут и детки. Чтобы погулять по ветке. Руки перекрестить на груди, первые две строчки «стучим» пальчиками по предплечьям противоположных рук, третья строчка - опускаем ручки вниз и интенсивно сжимаем и разжимаем кулачки, имитируя дождик, затем на уровне груди открываем обе ладони, двигаем ими влево-вправо, имитируя солнышко, затем повторяем движения первых двух строк.


Стеша М.

Редко

Никогда

Никогда



Анализируя данные графика, можно сказать, что девочка в ноябре на занятиях английского языка, по сравнению с сентябрем, стала практически всегда активно участвовать в коллективных играх. Стала с интересом выполнять задания учителя, практически всегда старается строить диалоговое общение, на занятиях сознательно подчиняет свои действия общему правилу, т.е. у Стешы успешно формируются сферы, связанные с личностной и эмоционально-волевой готовностью к школе. Без положительной динамики у девочки пока остается развитие фонематического слуха, но велика попытка и возможность заучить стишки, песенки. Неплохо развивается произвольное внимание, реагирует на просьбы учителя, в основном, невербально. Таким образом, интеллектуальные процессы у Стешы развиваются неодинаково. В целом, можно прогнозировать, что девочка будет обладать средним или выше среднего уровнем психологической готовности к школе.







© 2010-2022