Конспект урока обучения грамоте на тему Знакомство с буквой З (з)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка (обучения грамоте)

Тема: «Знакомство с буквой З (з)»

Класс: 1 -й по программе «Планета Знаний».

Самоанализ: Урок построен в соответствии с требованием ФГОС. Все этапы урока направлены на формирование УУД. Разные виды деятельности чередуются. Обучающиеся вспоминают изученный материал по ленте изученных букв, выводят новую тему, ставят цель, составляют план на урок. Задания предлагаются в игровой форме (загадки, игры «Поймай звук», «Ловушка»), дети работают в паре, следят за выполнением пункта плана, подводят итог по пунктам плана, находят применение полученным знаниям на уроке, оценивают свою деятельность на уроке.

Конспект урока.


УЧИТЕЛЬ Преснякова Галина Александровна ПРЕДМЕТ: русский язык (обучение грамоте) КЛАСС- 1

ТЕМА: "Звуки [з], [з'] и буквы З, з"

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:

  • познакомить детей с согласными звуками [з], [з'], буквами З, з;

  • вырабатывать навыки осознанного чтения;

Развивающая:

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

развивать произвольное внимание, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы, развивать творческие способности, мышление, память

Воспитательная:

--- способствовать воспитанию доброты, прививать интерес и любовь к природе, чувство бережного отношения к ней, умения радоваться успехам друзей ТИП УРОКА: изучение нового материала ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Букварь» , 1 класс Т.М. Андрианова; таблица с планом урока; карточки с буквами З,з - письменными и печатными; слоги для работы в паре, картинки с изображением зайца и зяблика, компьютер, проектор, диск «Обучение грамоте» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: усвоение обучающимися новых звуков и их буквенного обозначения.

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА: здоровьесберегающая, контрольно-оценивающая, игровая, развивающая.

Этап урока;

задачи

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация

к учебной деятельности

Развивать познавательную активность

Добрый день, дорогие друзья!

С вами встрече очень рада я.

Начинаем наш урок.

Главное здесь не лениться.

Наши гости посмотрят сейчас

Как вы умеете трудиться.

Сядут ребята, чьё имя начинается с гласного звука.

Сядут ребята, у которых имя начинается с твёрдого согласного звука.

Сядут ребята, чьё имя начинается с мягкого согласного звука.

Напомни, как твоё имя, почему ты сел сейчас?

Все стоят.

Слушают вопрос.

Анализируют первый звук своего имени и выполняют задание.

Садятся.

Отдельные обучающиеся доказывают, что они верно выполнили задание.

Умение слушать. (метапредметные)

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Подготовить учащихся к открытию нового знания.

Давайте вспомним, что мы изучаем на уроках обучения грамоте?

Какие бывают звуки?

А какие бывают буквы?

Открываю таблицу изученных букв.

Какие особенности гласных и согласных звуков?

Назовите изученные буквы согласных звуков.

На какие группы их можно разделить?


Изучаем буквы и звуки.

Называют, пользуясь картой знаний тему уроков «Звуки и буквы»

Звуки бывают гласные и согласные.

Буквы печатные и письменные.

Ответы.

1 гр. - Буквы мягких согласных звуков/твёрдых согласных звуков.

2 гр. - Буквы глухих /звонких согласных.

Основание: парность

3 гр. - Буквы парных по твёрдости/мягкости - непарных по твёрдости/мягкости.

4 гр. - Буквы парных по звонкости/глухости и непарных.





Ответы.

Нет

Новый звук и буква.

Познакомиться с новым звуком и его обозначением - буквой.

По плану.

План.

  1. Звук.

  2. Буква.

  3. Чтение слогов.

  4. Чтение слов.

  5. Чтение текста.

  6. Письмо буквы, слов, предложений.

Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2)формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.





3. Постановка учебной задачи

Сформулировать тему и поставить цель урока, разработать план действий.

Вы уже многому научились. А для чего нужно изучать звуки и буквы?

Вы все звуки уже изучили?

Значит, какая будет тема урока?

Какую цель поставим себе на этом уроке?

Тема: Звук … Буква …

Цель: познакомиться …

Как будем работать на уроке?

План весь рассыпался. Соберём.



4. «Открытие» нового знания.

Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий.

О каком звуке пойдёт речь узнаете из загадок:

1. Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

А в каких русских народных сказках встречается зайчик?

Как в сказках называют зайчика?

2. Запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

Радость детям подарила

и на санках прокатила

Кто составит предложения о зиме, об изменениях в природе?

А кто знает стихи о зиме? Прочитайте. А вам нравится зима? Почему? А какие зимние виды спорта вы знаете? А какое важное событие произойдёт скоро в нашей стране? А где они будут проходить?

Проговорите слова, выделите первые звуки, характеризуйте их и подберите схему для обозначения.

Какой первый звук в слове ЗИМА?

Какой первый звук в слове ЗАЙКА?

О каких звуках пойдет речь на уроке?

Тема: Звук (З) и (З)

Девочки придумывают слова со звуком: мягким (З)

Мальчики с твёрдым звуком (З)

ФИЗМИНУТКА:

Упр. для улучшения кровообращения.

ЗАДАНИЕ - игра: « Поймай звук».

Присесть, если слышите мягкий согласный звук (З)

Хлопнуть в ладоши, если твёрдый согласный (З)

СЛОВА: зубр, бизон, зяблик, слон, заяц, обезьяна, коза.

Общее у слов заметили? На какой вопрос отвечают слова? А какое слово лишнее? Почему?

Показ картинки птицы. Сведения о зяблике. Как сказать, когда птиц много? А каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимой они прилетают ближе к жилью человека? Как мы можем помочь птицам?

Какой буквой будем обозначать эти звуки (З) и (З)?

Сколько будет букв? Выставляю.

Когда употребляется заглавная буква?

Рассмотрите букву.

На что она похожа?

С.Маршак написал про неё стихотворение

«На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра «3».

Дают ответы на загадки:

Зайка

«Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц».

Трусишка, косой, длинноухий, попрыгайчик, заюнок-кривоног-по горке скок.

Зима.

Ответы.

Ответы.

Зимние олимпийские игры. В Сочи.

2 ученика у доски выкладывают фишки для первого звука, составляют схемы.

Ответ: мягкий согласный звук, звонкий

Ответ: твёрдый согласный звук, звонкий.

Звуки (З) и (З)

Называют слова.

Делают упражнения.

Приседают и хлопают.

Животные. Кто?

Слон- нет звука (З). Зяблик-птица.

Буквой З.

Буквы : З з З з

2 печатные и 2 письменные

Ответы.

На цифру 3. Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре.

5. Первичное закрепление.

Закрепить новый способ действий. Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.

Какие пункты плана мы уже выполнили?

Следующий пункт у нас какой?

1.Чтение слогов по цепочке

2. Читаете в первой строке слоги, где буквой З обозначен твёрдый согласный звук.

3. Во второй строке прочитаете слоги, где буквой З обозначен - мягкий согласный звук.

Дидактическая игра «Составь слова»

Работать будете в паре. Вспомните правила работы в паре. Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, много предметов.

Добавить слог и прочитать слова ( на экране)

Посмотрите следующее задание, какой пункт плана будем выполнять сейчас?

Читаем столбики слов (с. 70).

Прочитай слова, у которых один слог. Как узнали?

Прочитай слова, состоящие из 2-х слогов.

Прочитай слова из трёх слогов?

Какая общая часть в словах 1 столбика? В словах 2 столбика? Что означает общая часть в словах 3 столбика? («Зоо» в переводе с греческого означает животное).

ФИЗМИНУТКА:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(присесть и руками над головой изображать ушки)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть-

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

(хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать-

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать (прыжки)

Зайку волк напугал,

Быстро зайка убежал (бег).

Узнали звук и букву.

Чтение слогов.

Читают слоги по заданию.

Детям предлагаются слоги, кто больше составит слов с данными слогами.(КОЗА, ЗУБЫ, РОЗЫ, ВАЗА, ЗЕБРА, ЗИМА)

Чтение слов.

Сколько гласных, столько и слогов.

«Ловушка» Нет слов с одним слогом.

Ответы.


Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



6.Самостоятельная работа

с проверкой.

Формировать действия самоконтроля.

Какой следующий пункт плана? Прочитайте название текста. Можно ли по названию определить его содержание? Бывали ли вы в зоопарке? Каких животных там видели?

Прочитайте текст самостоятельно.

А теперь прочтём его вслух «цепочкой».

О каких животных говорится в тексте?

Что делали эти животные, как себя вели?

О каких характерных признаках животных можно узнать из текста?

Назовите животных, изображённых на рисунках. В названиях каких животных есть буква З? Каких животных можно назвать по разному?

В каких произведениях К.И. Чуковского говорится о гиппопотаме?

Работа с пословицей. Почему так говорят «Здоровье дороже богатства»?

Работа в тетради на печатной основе к букварю. (Составить слово из первых букв- названий животных) Какое животное оказалось лишним?

Чтение текста.

Ответы.

Самостоятельное чтение.

Чтение текста вслух.

Выборочное чтение.

Ответы.

(крокодил- аллигатор, бегемот- гиппопотам)

Ответы.

Ответы.

Слово «Зоопарк».

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Формировать навык применения изученных способов действий.

Все ли пункты плана мы выполнили?

Вы его выполните на следующем уроке- письма.

Вспомним цель нашего урока.

Удалось ли нам достичь цели?

Где будут нам нужны знания этих звуков?

Нет, остался один пункт - №6.

Говорят цель.

Удалось достичь цели.

Читать и писать слова в книгах, на компьютере и т.д. Регулятивные УУД. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

8. Рефлексия учебной деятельности.

Формировать умения оценивать себя

Встаньте, пожалуйста, те ребята, кто доволен своей работой на уроке.

Встанут те ребята, кто на следующем уроке постарается исправить недостатки в своей работе.

Всем спасибо за урок.

Личностные УУД:

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



© 2010-2022