- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по чтению и развитию речи в первом классе восьмого вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи в первом классе восьмого вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Низамбеева Р.Г. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор Казанской спецшколы-
_______/ Субаева Ф. И./ Казанской спецшколы-инт.№4 интерната №4 VI вида
__________Влащенко А.М. __________ Саматова Л.А
Протокол № 1 от «29» августа 2013г. Приказ №111/3 от
« 27» августа 2013г. «31» августа 2013г.
Рабочая программа
По учебному курсу «начальная школа»
учителя Казанской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы -интерната №4 VI вида
Низамбеевой Руфии Гилмухановны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета,
протокол № 1 от
«29» августа 2013г
2013/2014 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи.
1Б класс
Учитель: Низамбеева Р.Г.
Количество часов: всего 66 часов, в неделю 2 часа.
Количество часов в I четверти - 18
Количество часов во II четверти -- 14
Количество часов в III четверти - 19
Количество часов в IV четверти - 15
Планирование составлено на основе:
1. Закон РФ «Об образовании»; 2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; 3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г. 4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
5. В.В.Воронцова. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2010 год.
Учебники и пособия:
1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Москва «Просвещение» 1998 год.
2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва - 2005 год.
3. Матасова Н.В. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка. Волгоград - 2005 год.
4 .Гарнаева Е.И., Егорова Е.А., Карасёва Р.М. Электронное учебно - методическое пособие для работы с детьми 1-2 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
5 . Аксенова А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации для учителей коррекционных школ.2009г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.
Целью данной программы является: - коррекция познавательной и речевой деятельности; - привитие навыков учебной деятельности; - формирование общеречевых навыков; - развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия; - развитие устной речи.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются: - изучение букв; - выполнять звукобуквенный анализ и синтез; - чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке - речевая практика и речевое творчество:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: - В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 2006.
При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения путем: - установление четкой связи читаемых произведений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников; Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей. Основные задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках чтения и развития речи значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на вопросы.
На уроках чтения и развития речи формируется у детей правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки. Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. В добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период. Задачи букварного периода:
- формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- заложить основы овладения чтением.
В связи с ранним началом каникул уроки 23-24 объединены. Вместо 14 уроков проведены 13 уроков.
СОДЕРЖАНИЕ
Добукварный период - 7 ч.
Букварный период -50 ч.
Устная речь - 5 ч.
Повторение пройденного за год - 4-ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; Учащиеся должны знать: Наизусть 3-4 коротких стихотворений или четверостиший, разученных с голоса учителя.
Дополнительная литература: 1. Агеева И.Д. Загадки про слова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с. 2. Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.-448 с. 3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.- 448 с. 4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.- 397 с. 5. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,2006. - 146 с. 6. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. - М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006. - 100 с. 7.Лещинская Т.Л. Букварик. - М.: ВЛАДОС, 2007.-95 с.
8.Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов.- М.: ВАКО, 2006.-128 с. 9. Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. - М.: ООО «ЭКСМО», 2007. - 123 с.
10. Родионова Н.Н. Большая книга знаний для маленьких.- Литературно-художественное издание ООО «Дрофа-Плюс», 200
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук - лук, стол - стул, палка - лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо - плохо, близко - далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД .(4 часа)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Учебно-тематическое планирование.
Чтение и развитие речи.
№ п/п
Тема урока
Кол-во час-ов
Тип Урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного необязательного содержания
Дата проведения
план
Факт
I четверть (18 часов)
1 Первый день в школе
1
Комбини-рованный
Что находится в классе, правила поведения на уроке, в перемены, их назначение; порядок в классе; учитель и ученики.
Знать название окружающих пред-метов; знать правила поведения на уроке и в перемену; соблюдать порядок в классе. Знать имя, отчество учителя, имена одноклассников.
Фронтальный опрос.
Чтение стихов о школе.
2
Ориентировка учащихся в ближай-шем окружении.
1
Комбини-рованный
Ознакомление со школой:
столовая, лечебные каби-неты, учебные кабинеты.
Знать дорогу в школу и домой. Ориентировать-ся в пространстве. Уметь слушать учителя и отвечать на вопросы.
Беседа.
Беседа, о том как добираются в школу и с кем, где живут.
3
Школьные вещи. Игрушки. Условно-графическая запись. Стр.8.
1
Урок- игра
Названия игрушек, школьных принадлежнос-тей, писать горизонталь-ные линии,овалы.
Знать названия игрушек, школьных принадлежностей. Уметь слушать учителя и школьных товарищей.
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Работа с книгой.
4 Предложение. Составление и анализ предложений. Стр.9.
1
Комбини-рованный
Составление предложе-ний по картинкам из 2-3 слов.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Знать свой класс, учителя. Беседа.
Составление предложений по заданным вопро-сам учителя
5 Беседа на тему «Школьный сад». Понятие слово или часть слова. Стр.12
1
Комбини-рованный
Составление предложе-ний о том, какие деревья и какие фрукты растут в школьном саду.
Знать названифруктов. Уметь работать с иллю-страцией. Фронтальный опрос.
По картинкам назвать овощи.
Чтение сказки «Репка». Иллюс-трации стр.18.
6
Понятие звук. Выделение звука [ а].
Стр.14.
1
Комбини-рованный
Понятие о звуке и букве.
Работа над произношени-ем звука [ а].
Уметь различать заданный звук называть слова с этим звуком [ а] в начале слова. Фронтальный и индивидуальный опрос.
Чтение сказки «Колобок». Иллюстрации стр.17.
7 Беседа на тему: «В лесу». Выделение звука [ у]. Стр.16
1
Комбини-
рованный
Работа над иллюстрацией Ответы на вопросы учи-теля. Выделение звука [ у] в словах.
Уметь различать звук [у] в словах-названиях предметов на картинках и воспринимать на слух.
Фронтальный опрос.
Работа по иллюстрациям.
8
Звук и буква «А, а» Нахождение и выделе-ние звука [ а]. стр.19.
1
Комбини-рованный
Выделение изучаемого звука в заданных словах,
Показать изображение звука [ а] в печатном и рукописном виде. Уметь правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова. Фронтальный опрос.
Придумать слова с буквой А нача-ле и конце слова.
9 Звук и буква «У, у». Выделение и чтение буквы «У, у». стр.20.
1
Комбини-рованный
Знакомство с гласным звуком и буквой.
Показать изображение звука [ у] в печатном и рукописном виде.
Знать графическое изображение буквы.
Уметь различать звук [у] на слух и в произно-шении. Текущий.
В иллюстрации найти слова с буквой У в нача-ле и в конце слова.
10
Чтение слов :АУ ,УА Звуко -буквенный анализ слов. Стр.21.
1
Комбини-рованный
Чёткое и протяжное произношение слов «Ау!» и «УА». Знать звук и букву «У». Уметь различать буквы А-У при чтении и звуки [а] [у] на слух, выделять звуки и буквы А-У. Индивидуальный опрос.
Игра со словами.
11
Звук и буква «М, м». Чтение слогов АМ,УМ,. Звуко-буквенный анализ. Стр.22-23.
1
Урок изучения нового материала.
Выделение изучаемого звука в заданных словах.
Знакомство с согласным звуком и буквой.
Уметь соединять гласные и и согласные буквы в слоги.
Текущий .
Составление предложений по иллюстрации.
12 Составление и чтение обратных слогов: «МА-АМ», «МУ-УМ». Стр.24-25.
1
Комбини-рованный
Чтение слогов, слов с буквами а-у-м; составление рассказа по сюжетной картинке
Уметь выделять звук из речи.
Знать звуки и буквы «А», «У», «М» Индивидуальный опрос.
Работа с учебником.
13 Звук и буква «О, о». Чтение слогов: УМ, ОМ. Стр.26-27.
1
Урок изучения нового материала
Образование и чтение слогов и слов с изучен-ными буквами.
Знать звук и букву «О». Уметь соотносить звуки с соответствую-щими буквами.
Текущий
Индивидуальный
Чтение стихов о детях.
14 Составление и чтение прямых открытых слогов: МА, МУ. Стр.28.
1
Комбини-рованный
Образование и чтение слогов и слов с изученными буквами.
Знать пройденные буквы.
Уметь составлять и читать слоги и слова
из усвоенных слоговых структур. Индивидуальный опрос.
Игры со словами.
15 Звук и буква «С, с». Слоги и слова со звуком и буквой «С, с». Стр.29. Составление и чтение обратных слогов: «АС», «УС». Стр.30-31.
1
Урок изучения нового материала
Знакомство с новой буквой. Упражнение в чтении слогов и слов с изученными буквами. Уметь читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами Фронтальный
Дидактическая игра: «Это кто?».
16 Звук и буква «Х, х». Выделение звука и чтение буквы «Х, х». Стр.32-33.
1
Урок изучения нового материала
Знакомство с новым согласным звуком и буквой.
Уметь читать закрытые и открытые слоги; сос-тавлять их из букв раз-резной азбуки. Текущий
Определить мес-тонахождение буквы Х в прочи-танных словах.
17 Слоги и слова со звуком и буквой «Х, х». стр.34-35.
1
Комбини-рованный Образование и чтение слогов, слов с изученными буквами. Уметь выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке Индивидуаль-ный
Найти слова на Х в прочитанном тексте.
18
Составление и чтение слогов и слов с буквой «Х». стр.36.
1
Урок зак-репления изученно-го .
Работа в парах с учеб-ником. Уметь различать при чтении гласные и согласные. Знать понятие предложение. Фронтальный
Составление предложений с заданными словами.
II четверть (14 часов)
19
Звук и буква «Ш ,ш». Выделение звука и буквы «Ш ш».
Стр.37.
1
Урок изучения нового материала
Под руководством учителя работать над текстом учебника
Знать звук и букву «Ш». Уметь плавно
читать слоги, состав-лять слова по схеме и сюжетной картинке.
Фронтальный
Игры со словами.
.
20
Чтение слогов и слов с буквой «Шш».стр.38.
1
Урок закрепления изученного материала. Составление слов из слогов. Письмо букв ш, Ш, слов и предложений с ними.
Уметь выделять новый звук и букву в различ-ных позициях.
Индивидуальный
Списывание слов
в печатном виде.
ФО
21
Дифференциация звуков С-Ш . стр39.
1
Комбини-рованный
Уметь дифференциро-вать парные звонкие и глухие согласные. Индивидуальный
Отгадывание загадок.
22
Звук и буква «Лл». Выделение звука и чтение букв.стр40.
1
Урок изучения нового материала
Знакомство с заглавной буквой.
Отработка плавного слогового чтения.
Уметь читать подписи под картинками; читать предложения. Текущий
Придумать слова с «Л» в начале, в конце слова.
23
Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком и буквой «Лл».стр41.
1
Урок закрепления изученного материала
Чтение слов слогов, имен и предложений., текста. Развитие мелких мышц пальцев и свобо-ды движения руки.
Уметь писать слова и предложения с изучен ными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. Индивидуальный
Под руководств-ом учителя рабо-тать над текстом учебника.
24 Составление и чтение слов со звуком [л], из одного закрытого слога. Стр42.
1
Комбини-
рованный
Чтение слов мал, сам, лом, сом.
Уметь писать и читать эти слова. Фронтальный.
Дидактическая игра: «Составь слово».
25
Гласный звук [ы], буква Ы.
Стр.43.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Знакомство со звуком [ы], Наблюдать за изме-нением формы слова (шар-шары). Устанавли-вание сходство и разли- чие слов.
Уметь писать и распоз-навать изучаемую бук-ву. Производить слого-звуковой анализ слов.
Фронтальный
Дидактическая игра: «Поставь букву правиль-но».
26
Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении. Стр.44.
1
Урок изучения нового материала
Образование и чтение слогов, слов с буквой -ы-, дифференциация групп слов: «один-много».
Уметь преобразовать о слов единственного числа множественные. Текущий
Упражнения в образовании ед. и мн. числа, составление предложений с этими словами.
.
27
Согласные звуки[н], [н'], буква Н. Стр.45.
1 Урок изучение нового материала. Рефлексия.
Знакомство с согласным звуком и буквой Н; выполнять графический анализ буквы.
Уметь составлять предложения по картинкам, читать их; озаглавливать текст. Текущий
Отгадывание загадок.
28 Чтение слогов и слов и предложений с буквой «Н, н». Стр. 46-47.
1
Комбининированный
Чтение слов слогов, имен и предложений., текста. Уметь писать слова и предложения, ответить на вопросы учителя. Индивидуальный
Составление предложений по иллюстрации.
29
Согласные звуки [р], [р'], буква Р.
Стр.48-49.
1 Урок изучения нового материала.
Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой Р.
Уметь соотносить зву-ки с соответствующи-ми буквами,определять местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Текущий.
Индивидуальный.
Найти слова на Р в прочитанном тексте.
30
Слоги и слова со звуком и буквой «Р,р». Чтение текстов «Шары». «Рамы». Стр.50-51.
1
Комбини-рованный
Образование и чтение слогов, слов с изученны-ми буквами. Ответы на вопросы по прочитанно-му тексту. Уметь выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке. Индивидуальный
Словарьный диктант.
31
Составление и чтение слогов и слов с буквой «Р». Стр.52-53.
1
Урок закрепления изученного материала
Работа в парах с учеб-ником.
Уметь различать при чтении гласные и согласные. Знать понятие предложение. Фронтальный
Игра «Кто боль-ше назовет слов с буквой «Р".
32
Внеклассное чтение А. Барто «Елка».
1
Урок-беседа
Воспринимать на слух небольшое стих-е; рас-сказать, о чем слушали.
Знать какая бывает елка. Уметь по иллю-страции составить предложения.
Фронтальный
Отвечать на ито-говые вопросы и оценивать свои достижения.
III четверть (19 часов)
33
Звук и буква «Кк». Выделение звука и чтение буквы «К».
Стр. 56-57.
1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой К.
Уметь различать при чтении твёрдые и мягкие согласные. Текущий
Работа по карточкам-списывание слогов и слов
09.01
34
Слоги и слова со звуком и буквой «К». Стр.58.
1
Урок закрепления изученного материала.
Узнавание звука и буквы К, чтение слогов, слов и предложений.
Уметь читать слова, предложения, текст. Делить слова на слоги Индивидуальный.
Чтение сказки «Курочка ряба».
14.01
35
Звук и буква «Пп» Слоги и слова со звуком и буквой «П Стр.59-60.
1
Урок изучения нового материала.
Чтение слов, составлен-ных из усвоенных слоговых структур.
Уметь выделять звук и букву П в различных позициях, практическое различение слов, сход-ных по звуковому составу. Текущий
Игра «Кто больше назовет слов с буквой «П".
16.01
36
Чтение слогов и слов с буквой «П».
Стр. 61.
1
Урок закрепления изученного материала
Составление предложе-ний с опорой на иллюс-трацию. Знать понятие «слог» и «слово». Уметь плавно читать по слогам. Фронтальный
Игры со словами.
21.01
37
Упражнения в чтении усвоенных слогов и слов.
Стр. 62-63.
1
Комбини-рованный
Чтение слов, предложе-ний и связных текстов, пересказ с опорой на ил-люстрацию.
Знать правило «боль-шой буквы». Уметь различать звуки на слух и в произноше-нии. Индивидуальный
Дидактическая игра «Поставь букву правиль-но».
23.01
38
Согласные звуки [т], [т'], буква Т.
Стр.64-65.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Знакомство с согласным звуком и буквой.
Отработка навыков плавного слогового чтения. Знакомство с творчеством Маршака.
Уметь читать слова, предложения, текст. Находить соответству-ющие подписи к кар-тинкам. Составлять предложения по кар-тинкам.
Текущий. Индивидуальный.
Словарный диктант.
28.01
39
Чтение слов, текстов «Утро», «Урок» с изученными буквами.
Стр.66.
1 Урок изучения нового материала
Отработка навыков плавного слогового чтения.
Уметь читать слова, предложения текста. Ответить на вопросы учителя по прочитанным текстам.
Текущий. Индивидуальный
.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
30.01
40
Гласный звук [и], бук-ва И. Упражнение в чтении текстов «Кош-ка и мышка».
Стр.67-71.
1
Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Знакомство с гласным звуком и буквой.
Отработка навыков плавного слогового чтения.
Уметь выполнять графический анализ буквы; читать тексты из 5-7 предложений.
Знать признаки текста.
Текущий: чтение, пересказ.
Индивидуальный
Вставка пропущ-енных букв в словах под кар-тинками.
04.02
41
Звук и буква «Зз».Чте-ние слогов и слов со звуком и буквой «Зз».
Стр .72-73.
1
Урок изучения нового материала
Чтение слов, предложе-ний и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию.
Знать звук и букву «З». Уметь сравнивать и произносить звук «З», выделять звук и букву в различных позициях. Текущий
Списывание предложений.
06.02
42
Различение в произ-ношении и чтении звуков и букв З-С.
Стр. 74-75.
1
Урок изучения нового материала. Сравнение слов с с-з по звучанию, написанию и лексическому смыслу. Уметь различать при чтении гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции) Индивидуальный
Составление предложений к иллюстрации.
11.02
43
Звук и буква «Вв». Чтение слогов и слов.
Стр. 76-78.
1
Урок изучения нового материала Подбор слов по схеме и иллюстрации с заданной позицией звука и буквы Вв. Знать изученные буквы. Уметь плавно читать по слогам, читать по цепочке. Фронтальный
Дид. игра «Кто больше назовет имен».
13.02
44
Звук и буква «Жж». Выделение звука и чтение буквы «Ж». Стр. 79-80.
1
Урок изучения нового материала
Познакомить звуком [ж]. Чтение слов, предложе-ний текста.
Знать звук и букву «Ж». Уметь сравнивать и произносить звук «Ж» Текущий
Составление короткого рас-сказа по сюжет-ным картинкам.
25.02
45
Различение в произношении и чтении звуков и букв ж- ш. Стр. 79-80.
1
Урок закрепления
Самостоятельное чте-ние по заданию учителя, слов и предложений в учебнике.
Уметь делать слоговой и звукобуквенный ана-лиз слов. Устанавли-вать сходство и разли-чие при произнесении [ж] и [ш Индивидуальный
Словарный диктант.
27.02
46
Звук и буква «Бб»,Слоги и слова со звуком и буквой «Бб».
Стр.84-87.
1
Урок изучения нового материала
Познакомить звуками [б, б,]. Парные соглас-ные. Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение.
Уметь подбирать слова с заданным звуком и определять его нахож--дение в словах (в нача-ле, середине, конце). Фронтальный
Зрительно-слухо-вой диктант.
04.03
47
Согласные звуки [г], [г'], буква Г. Различе-ние на слух в произ-ношении Г-К.
Стр.88-91.
1
Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Знакомство со звуком и буквой. Упражнение в чтении открытых и закрытых слогов, слов.
Знать изученные буквы.
Уметь характеризовать согласные и гласные звуки.
Текущий. Словарная работа.
Стихи Заходера.
06.03
48
Согласные звуки [д], [д], буква Д. Чтение текстов «Садик», « Наш город», «Наш огород». Устная речь.
Стр.92-95.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Отработка навыков плавного слогового чтения.
Уметь читать слова, состоящие из 3-4 сло-гов; выполнять звуко-буквенный анализ.
Пересказывать близко к тексту.
Текущий: зрительно-слуховой диктант.
Письмо под диктовку изученных букв.
11.03
49
Буква Й. Чтение текс-тов «Лайка и Зайка», «Хороший попугай», «Жадный Вова». Уст-ная речь. Стр.96-99.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в сло-вах. Составление и чте-ние слов из усвоенных слоговых структур.
Уметь читать слова с буквой Й. читать и по-нимать текст. Отвечать на вопросы.
Текущий. Выразительное чтение текста.
Письмо слов, на-писание которых расходится с произношением
13.03
50
Буква Ь. Употребле-ние Ь для обозначения мягкости согласных.
Разделительный Ь.
Стр.100-103.
1 Урок изучения нового материала.
Обозначение мягкости согласных звуков и букв. Употребление разделительного мягкого знака.
Уметь читать слова с Ь. Звукобуквенный анализ слов с Ь.
Текущий..
Звукобуквенный анализ слов с Ь.
18.03
51
Упражнение в чтении слов, предложений, текстов «В саду», «Зо-опарк». Устная речь.
Стр.104-105.
1 Урок закрепление изученного материала.
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Уметь находить в тексте подходящее по смыслу предложение для иллюстрации.
Текущий. Выразительное чтение текста.
Подбор слов к схеме.
20.03
IV четверть (15 часов)
52
Звук [йэ], гласная буква Е.
Стр.106-108.
1
Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Гласные звуки и буквы.
Отработка чтения и понимания учебного текста. Чтение текстов, обсуждение .
Уметь различать напи-сание слов лес, лис, ле-са, лиса, двойное значе-ние слова ели, сравни-вать, анализировать.
Текущий. Словарная работа.
Книги Е. Чаруш-ина.
53
Повторение и закрепление введенных понятий.
Звуки [йо], буква Ё.
Стр.109-111.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Гласные звуки и буквы. Отработка чтения и понимания учебного текста.
Уметь выполнять графический анализ буквы ё, сравнивать с другими. Читать слоги и слова с этой буквой. Индивидуальный
Игры со словами.
54
Звуки [йа], буква Я.
Стр.112-114.
1 Урок изучения нового материала.
Гласные звуки и буквы, их характеристика.
Отработка чтения и понимания текста.
Знать правила о заглавных буквах.
Уметь делать звуко-буквенный анализ слов.
Текущий: подбор слов к схеме.
Книги В Бианки.
55
Звуки [йу], буква Ю.
Составление и чтение слов с «Юю» в начале и конце слов после гласной. Стр116-117.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Отработка чтения и понимания текста
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой ю. Читать текст, понимать прочитанное. Фронтальный
Составление рассказа о весне.
56
Согласный звук [ц], буква Ц. стр.118-119.
1 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Практическое различе-ние при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих.
Уметь делать звуко-буквенный анализ слов с буквой ц.
Читать текст и понимать прочитанное.
Текущий: составление схем слов, слого-звуковой анализ, ударение.
Игра «Кто боль-ше назовет слов с буквой «Ц».
57
Согласный звук [ч], буква Ч.
Стр.120-121.
1 Урок изуче-ния нового материала.
Правописание буквосочетаний ча, чу.
Уметь читать слова с буквой ч, буквосоче-тания ча, чу, чк.
Текущий
Чтение рассказа «Малыши».
58
Чтение текстов «Урок», «Мила и Жучка», «Курочка Ряба». Устная речь. Стр. 122-124.
1
Обобщающий урок.
Обобщить и системати-зировать знания, умения и навыки детей в чтении.
Уметь читать плавно по слогам; анализировать текст, отвечать на вопросы.
Фронтальный
Прописная буква в именах людей.
59
Согласный звук [щ], буква Щ.
Чтение слов с сочета-ниями ЩА-ЩУ.
Стр.125-126.
1
Урок изучения нового материала.
Различать согласные звонкие и глухие. Правописание сочетаний ща, щу.
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой щ.
Текущий: анализ элементов по образцу.
Письмо под дик-товку слов и предложений из 2-3 слов с анали-зом.
29.04
60
Чтение слов с соче-таниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Стр. 127-128.
1
Урок закрепления
Различать согласные звонкие и глухие. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой щ.
Индивидуальный
Ответы на демо-нстрируемые действия.
6.04
61
Согласные звуки [ф], [ф'], буква Ф.
Стр.129-130.
3 Урок изучения нового материала. Рефлексия.
Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста. Выборочное чтение.
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с буквой ф.
Текущий: анализ элементов по образцу.
Составление предложений с предлогами в,на.
8.04
62
Различие В-Ф в написании слогов и слов. Стр.131.
1
Урок-закрепление
Запись слов, написание которых расходится с произношением.
Уметь отличать при чтении и письме буквы «Вв» и «Фф»
Индивидуальный
Ответы на вопро-сы иллюстрации к тексту.
8.04
63
Гласный звук [э], буква Э.
Стр.132-133.
1 Урок изучения нового материала..
Выделение звук и букву Э в различных позициях, различать изученные звуки на слух и в произ-ношении.
Уметь находить слова-междометия (эй, эх). Читать плавно по слогам.
Текущий: графические задания.
Списывание с классной доски прочитанные и разобранные слова.
13.04
64
Буква Ъ .Составление и чтение слов с Ъ. Стр134.
1
Урок изуче-ния нового материала
Употребление раздели-тельных Ъ и Ь. наблюде-ние за ролью ъ .
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с ъ. Текущий.
Письмо под диктовку строч-ные буквы.
15.04
65
Различие на слух в произношении Ь и Ъ.
Стр.135.
1
Урок-закрепление Читать слова, предло жения, текст. Объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.
Соотносить все изу-ченные буквы со зву-ками. Отвечать на итоговые вопросы урока. Индивидуальный
Дидактическая игра: «Поставь букву правиль-но».
20.04
66
Чтение текстов «Кош-ка», «Когда это быва-ет?», «Котята», «Вер-ный друг», «Свето-фор», «Что мы сажаем сажая леса?», «Чиж». Стр.136-139.
1
Урок обоб-щения и система-тизации знаний.
Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста.
Уметь плавно читать по слогам слова, пред-ложения, короткие тек-сты; отвечать на воп-росы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Фронтальный: выборочное чте-ние по заданию.
Работа над со-держанием прочитанных текстов.
22.04