Урок обобщения по теме «Природные зоны России»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок обобщения по теме «Природные зоны России»

Тип урока: урок-путешествие

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить знания по теме «Природные зоны России»;

  2. развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками;

  3. воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю…

  1. Сообщение темы и целей урока.

Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов, природных зон.

И сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникальности и неповторимости. Чтобы нам отправиться в путешествие, мы проведём небольшую разминку:

  1. Актуализация опорных знаний:

1. Сколько природных зон на территории России. (6)

2. Самая северная природная зона. (Ледяная зона)

3. Самая большая природная зона по территории. (Лесная зона)

4. Природная зона, где мы с вами живем. (Зона степей)

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. (Вечная мерзлота)

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? (Арктика, тундра)

7. Зона субтропиков на территории России. (Черноморское побережье Кавказа)

8. Самая жаркая природная зона. (Зона пустынь)

9. В каком направлении идёт смена природных зон? (С севера на юг)

10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? (В горах)

11. Как называется эта зона? (Области с высотной поясностью)

  1. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Мы с вами на станции «Географическая».

Давайте вспомним все природные зоны, их положение, климат и занятие населения.

Слайд с картой природных зон

А сейчас, ребята, давайте составим таблицу на доске по каждой природной зоне.

1

- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

4

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

2

- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона - самая большая в России. (Лесная зона)

6 -

Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

5-

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

3.

- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)



Положение зоны

Климат

Занятие населения

Арктика

Северный ледовитый океан и острова, расположенные в нём

Лето короткое холодное.

Зима длинная, полгода - полярный день, полгода - полярная ночь

Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях

Тундра

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильная метель

Оленеводство, охота.

Добыча полезных ископаемых.

Зона лесов

К югу от зоны

ТУНДРЫ

Лето теплее, зима короче и мягче, чем в тундре

Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление изделий на заводах и фабриках.

Зона степей

Южнее зоны лесов.

Теплое продолжительное засушливое лето.

Часто дуют суховеи. Дожди здесь редкие.

Обширное полеводство

в связи с плодородием почвы, охота, животноводство.

Зона пустынь

Небольшая площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги.

Лето очень жаркое

до + 70 градусов,

Ночи прохладные.

Осадков очень мало.

Животноводство

(овцеводство и разведение верблюдов).

На орошаемых землях - садоводство и виноградарство

Черноморское побережье (субтропики)

На юго-востоке страны по берегам Черного моря

Умеренно жаркое лето и теплая зима.

Зимой идут дожди. Горы не пропускают северных ветров

Место отдыха и лечения.

Обширное садоводство и виноградарство.

Что ж, молодцы. А теперь мы с вами должны отправиться на станцию «Ботаническая», Но прежде выполним интересное задание. Работаем в парах: Юра и Егор, Игорь и Катя. Вы получаете текст, в котором нужно исправить ошибки.

Работа в парах по карточкам. Проверка.

Исправьте ошибки: Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространёнными животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.

Исправьте ошибки: Черноморское побережье Кавказа - это тундра. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, каштан, самшит, граб, большое количество плодовых деревьев: ели, персики, абрикосы. В лесах на побережье обитают белые медведи, косули, верблюды. Растянувшись на камнях, свою добычу поджидает медуза. Самое умное морское животное - богомол - плещется в прибрежных водах.

Молодцы! С заданием справились.

А теперь мы на станции «Ботанической»

Перед вами лежат растения из гербария. Разложите их в соответствии с природными зонами. А теперь давайте вспомним, как приспосабливаются растения к природным условиям.

Приспособленность растений:

высокие и широколиственные

невысокие, с узкими листьями и корнями- корневищами

невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями

низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями

высокие с мощными корнями и хвойные

вместо листьев колючки

Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились.

Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами на станции «Зоологическая»

Отгадайте, о каком животном идёт речь.

  • Этот полярный житель не боится даже белого медведя. У него острые могучие клыки, ими он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое ( морж)

  • Питается рыбой. Прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Зимой лед пробивает головой (тюлень)

  • Это животное быстро скачет. Нет воды и не надо. Ему хватает той влаги, что в стебельках растений (тушканчик)

  • Густой мех. Морда до самых ноздрей опущена. Это позволяет ему доставать из-под снега ягель, раздвоенные копыта (олень).

  • Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, тяжело летает, делая редкие взмахи крыльями. Питается семенами и зелеными частями растений (дрофа)

  • Крупный зверь лесной полосы. Его стройные сильные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым он легко передвигается даже по топким болотам (лось).

  • Обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев, которые составляют основной корм этих животных (бобр).

  • У нее плотное оперение, которое защищает от ледяных ветров. На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря им может долго сидеть на снегу. Охотится на куропаток. Но чаще поедает леммингов (белая сова).

  • Это животное быстро бегает, что спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большое расстояние в поисках воды и кормов (сайгак)

  • Это животное обитает в море. Оно никогда не оставит в беде своего сородича. Раненого или больного поддерживают на воде, чтобы тот мог плыть. Известны случаи, когда они спасали людей. (дельфины)

А теперь расселите животных по природным зонам. А как животные приспособились к условиям жизни в различных природных зонах?

Приспособленность животных:

  1. толстый слой жира

  2. густой мех и оперение птиц

  3. короткий мех

  4. в жаркое время зарываются в песок

  5. окраска под цвет снега

  6. активны ночью

  7. взбираются на кусты

  8. питание в море или под снегом

  9. живут в норах и делают запасы на зиму

  10. окраска под цвет растительности

  11. быстро бегают

  12. залегают в спячку

Станции «Экологическая»

Может ли планета заболеть? Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.

Таких проблем очень много.

Экологические проблемы:

  • исчезновение животных и растений;

  • браконьерство;

  • загрязнение окружающей среды;

  • разрушение почвы техникой;

  • чрезмерный выпас скота;

  • вырубка лесов;

  • пожары;

  • распашка степей;

  • неумеренное орошение;

  • движение песков из-за перевыпаса скота.

Что делает человек, чтобы спасти окружающую среду? Какие меры предпринимает для охраны природы?

Охрана природы:

создание заповедников

запрещение охоты

ограничение ловли рыбы

не использовать тяжёлую технику

охрана оленьих пастбищ

бережно относиться к природным богатствам

восстановление вырубленных участков

предупреждение пожаров

прекратить распашку

ограничить выпас скота

Одним из первых условий вы назвали создание заповедников. Вы знаете, что в нашей стране есть заповедники, охраняющие животных и растения. О многих из них мы говорили. Давайте вспомним это и заполним небольшую табличку. Работаем в парах: Игорь и Егор, Юра и Катя. Используя учебник, заполните табличку.

Работа в парах.

Я знаю, что дома вы подготовили сообщение об одном животном, занесённом в красную книгу России. Мы хотим послушать ваши сообщения.

Сообщения детей.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне хотелось бы узнать, понравилось оно вам или нет? Как вы оцениваете свою работу на уроке? А как работали ваши одноклассники?

Чему же вы научились на этом уроке?

Да, ребята, сегодня вы учились любить нашу Родину. Она прекрасна. Она неповторима. И каждый уголок, каждая природная зона прекрасна по-своему. У нас в стране много замечательных мест, которые по праву можно считать чудом. В 2008 году в стране проводился конкурс «7 чудес России». Из великого множества различных достопримечательностей жители нашей страны выбрали 7 самых лучших, символизирующих красоту, мощь и значение нашего государства. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм об этом и ещё раз убедиться в том, что наша страна прекрасна и огромна.

Фильм «7 ЧУДЕС РОССИИ»

Ребята, спасибо вам за урок. Надеюсь, что он вам , действительно понравился. Мне хочется, чтобы вы всегда были такими активными и любознательными. Помните, ничего не даётся просто так. Всего нужно добиваться упорным трудом и знаниями. Тогда наша страна будет ещё краше и сильнее. Откуда начинается Россия? С Курил? Камчатки или Командор? О чем грустят глаза степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте, Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба, А если ты причастен к ней - Россия Не с гор берёт начало, а с тебя! (В. Боков)






























© 2010-2022