- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обобщения по теме «Природные зоны России»
Урок обобщения по теме «Природные зоны России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лагуткина Л.П. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок обобщения по теме «Природные зоны России»
Тип урока: урок-путешествие
Цели урока:
-
систематизировать и обобщить знания по теме «Природные зоны России»;
-
развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками;
-
воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.
Ход урока:
-
Оргмомент.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю…
-
Сообщение темы и целей урока.
Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов, природных зон.
И сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникальности и неповторимости. Чтобы нам отправиться в путешествие, мы проведём небольшую разминку:
-
Актуализация опорных знаний:
1. Сколько природных зон на территории России. (6)
2. Самая северная природная зона. (Ледяная зона)
3. Самая большая природная зона по территории. (Лесная зона)
4. Природная зона, где мы с вами живем. (Зона степей)
5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. (Вечная мерзлота)
6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? (Арктика, тундра)
7. Зона субтропиков на территории России. (Черноморское побережье Кавказа)
8. Самая жаркая природная зона. (Зона пустынь)
9. В каком направлении идёт смена природных зон? (С севера на юг)
10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? (В горах)
11. Как называется эта зона? (Области с высотной поясностью)
-
Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.
Мы с вами на станции «Географическая».
Давайте вспомним все природные зоны, их положение, климат и занятие населения.
Слайд с картой природных зон
А сейчас, ребята, давайте составим таблицу на доске по каждой природной зоне.
1
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
4
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
2
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона - самая большая в России. (Лесная зона)
6 -
Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
5-
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
3.
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
Положение зоны
Климат
Занятие населения
Арктика
Северный ледовитый океан и острова, расположенные в нём
Лето короткое холодное.
Зима длинная, полгода - полярный день, полгода - полярная ночь
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях
Тундра
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана
Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильная метель
Оленеводство, охота.
Добыча полезных ископаемых.
Зона лесов
К югу от зоны
ТУНДРЫ
Лето теплее, зима короче и мягче, чем в тундре
Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление изделий на заводах и фабриках.
Зона степей
Южнее зоны лесов.
Теплое продолжительное засушливое лето.
Часто дуют суховеи. Дожди здесь редкие.
Обширное полеводство
в связи с плодородием почвы, охота, животноводство.
Зона пустынь
Небольшая площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги.
Лето очень жаркое
до + 70 градусов,
Ночи прохладные.
Осадков очень мало.
Животноводство
(овцеводство и разведение верблюдов).
На орошаемых землях - садоводство и виноградарство
Черноморское побережье (субтропики)
На юго-востоке страны по берегам Черного моря
Умеренно жаркое лето и теплая зима.
Зимой идут дожди. Горы не пропускают северных ветров
Место отдыха и лечения.
Обширное садоводство и виноградарство.
Что ж, молодцы. А теперь мы с вами должны отправиться на станцию «Ботаническая», Но прежде выполним интересное задание. Работаем в парах: Юра и Егор, Игорь и Катя. Вы получаете текст, в котором нужно исправить ошибки.
Работа в парах по карточкам. Проверка.
Исправьте ошибки: Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространёнными животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.
Исправьте ошибки: Черноморское побережье Кавказа - это тундра. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, каштан, самшит, граб, большое количество плодовых деревьев: ели, персики, абрикосы. В лесах на побережье обитают белые медведи, косули, верблюды. Растянувшись на камнях, свою добычу поджидает медуза. Самое умное морское животное - богомол - плещется в прибрежных водах.
Молодцы! С заданием справились.
А теперь мы на станции «Ботанической»
Перед вами лежат растения из гербария. Разложите их в соответствии с природными зонами. А теперь давайте вспомним, как приспосабливаются растения к природным условиям.
Приспособленность растений:
высокие и широколиственные
невысокие, с узкими листьями и корнями- корневищами
невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями
низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями
высокие с мощными корнями и хвойные
вместо листьев колючки
Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились.
Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами на станции «Зоологическая»
Отгадайте, о каком животном идёт речь.
-
Этот полярный житель не боится даже белого медведя. У него острые могучие клыки, ими он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое ( морж)
-
Питается рыбой. Прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Зимой лед пробивает головой (тюлень)
-
Это животное быстро скачет. Нет воды и не надо. Ему хватает той влаги, что в стебельках растений (тушканчик)
-
Густой мех. Морда до самых ноздрей опущена. Это позволяет ему доставать из-под снега ягель, раздвоенные копыта (олень).
-
Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, тяжело летает, делая редкие взмахи крыльями. Питается семенами и зелеными частями растений (дрофа)
-
Крупный зверь лесной полосы. Его стройные сильные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым он легко передвигается даже по топким болотам (лось).
-
Обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев, которые составляют основной корм этих животных (бобр).
-
У нее плотное оперение, которое защищает от ледяных ветров. На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря им может долго сидеть на снегу. Охотится на куропаток. Но чаще поедает леммингов (белая сова).
-
Это животное быстро бегает, что спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большое расстояние в поисках воды и кормов (сайгак)
-
Это животное обитает в море. Оно никогда не оставит в беде своего сородича. Раненого или больного поддерживают на воде, чтобы тот мог плыть. Известны случаи, когда они спасали людей. (дельфины)
А теперь расселите животных по природным зонам. А как животные приспособились к условиям жизни в различных природных зонах?
Приспособленность животных:
-
толстый слой жира
-
густой мех и оперение птиц
-
короткий мех
-
в жаркое время зарываются в песок
-
окраска под цвет снега
-
активны ночью
-
взбираются на кусты
-
питание в море или под снегом
-
живут в норах и делают запасы на зиму
-
окраска под цвет растительности
-
быстро бегают
-
залегают в спячку
Станции «Экологическая»
Может ли планета заболеть? Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.
Таких проблем очень много.
Экологические проблемы:
-
исчезновение животных и растений;
-
браконьерство;
-
загрязнение окружающей среды;
-
разрушение почвы техникой;
-
чрезмерный выпас скота;
-
вырубка лесов;
-
пожары;
-
распашка степей;
-
неумеренное орошение;
-
движение песков из-за перевыпаса скота.
Что делает человек, чтобы спасти окружающую среду? Какие меры предпринимает для охраны природы?
Охрана природы:
создание заповедников
запрещение охоты
ограничение ловли рыбы
не использовать тяжёлую технику
охрана оленьих пастбищ
бережно относиться к природным богатствам
восстановление вырубленных участков
предупреждение пожаров
прекратить распашку
ограничить выпас скота
Одним из первых условий вы назвали создание заповедников. Вы знаете, что в нашей стране есть заповедники, охраняющие животных и растения. О многих из них мы говорили. Давайте вспомним это и заполним небольшую табличку. Работаем в парах: Игорь и Егор, Юра и Катя. Используя учебник, заполните табличку.
Работа в парах.
Я знаю, что дома вы подготовили сообщение об одном животном, занесённом в красную книгу России. Мы хотим послушать ваши сообщения.
Сообщения детей.
-
Рефлексия. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне хотелось бы узнать, понравилось оно вам или нет? Как вы оцениваете свою работу на уроке? А как работали ваши одноклассники?
Чему же вы научились на этом уроке?
Да, ребята, сегодня вы учились любить нашу Родину. Она прекрасна. Она неповторима. И каждый уголок, каждая природная зона прекрасна по-своему. У нас в стране много замечательных мест, которые по праву можно считать чудом. В 2008 году в стране проводился конкурс «7 чудес России». Из великого множества различных достопримечательностей жители нашей страны выбрали 7 самых лучших, символизирующих красоту, мощь и значение нашего государства. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм об этом и ещё раз убедиться в том, что наша страна прекрасна и огромна.
Фильм «7 ЧУДЕС РОССИИ»
Ребята, спасибо вам за урок. Надеюсь, что он вам , действительно понравился. Мне хочется, чтобы вы всегда были такими активными и любознательными. Помните, ничего не даётся просто так. Всего нужно добиваться упорным трудом и знаниями. Тогда наша страна будет ещё краше и сильнее. Откуда начинается Россия? С Курил? Камчатки или Командор? О чем грустят глаза степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте, Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба, А если ты причастен к ней - Россия Не с гор берёт начало, а с тебя! (В. Боков)