- Преподавателю
- Начальные классы
- Следы прошлого в русском языке
Следы прошлого в русском языке
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернявская О.Е. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дети входят в духовную жизнь людей единственно через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной через посредство той же среды - отечественного языка. К.Д. Ушинский Традиционно уроки русского языка в начальной школе не только дают возможность развивать у учащихся навыки грамотного и безошибочного письма, но и влиять на становление общей культуры ребенка, его эмоционально-ценностное отношение к традициям своего народа, духовному богатству нации. Уроки русского языка способствуют пробуждению познавательного интереса к языкукак средству коммуникации, открывают учащимся лексическое богатство русской речи, знакомят с многообразием ее изобразительно-выразительных ресурсов. В курсе русского языка 3-го класса (УМК «Школа России»; авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) в рамках темы «Правописание слов с безударной гласной в корне слова» проводится урок «Следы прошло в русском языке», возможный сценарий которого предлагается ниже. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: практикум с элементами учебного исследования. Цели урока: - систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа; - развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания. Планируемые образовательные результаты учащихся: - личностные - учащиеся сознают историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживают чувства сопричастности истории, ее тайнам и законам; - метапредметные: - регулятивные - учащиеся имеют опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности; - коммуникативные - учащиеся отработали умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; потренировались в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - познавательные - учащиеся получили навыки установления причинно-следственных связей речевого оформления результатов исследования; осуществили работы с несколькими источниками информации; - предметные - учащиеся привели в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке; закрепили правила правописания слов с безударными гласными в корне. Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки для групповой работы. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, демонстрационный материал.
Ход урока Этап 1. Актуализация знаний и самоопределения учащихся в учебной деятельности.
Учитель: Совсем недавно ученики нашего класса стали победителями районного детского литературного конкурса «Золотое перышко», посвященное дню рождения родного города. В одном стихотворении прозвучали строки: И тебе любимый град Я произнесу любя, Процветай и возвышайся, С Днем рождения тебя!!! Учитель: Слово «град» в этом стихотворении имеет отношение к влениям природы? Ученики: Нет, это слово употребляется в значении «город». Учитель: Значит, слова «глад» и «город» однокоренные? Но мы с вам знаем, что корни однокоренных слов пишутся одинаково. В Слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»? Учитель: Какая у нас возникла учебная проблема? Ученики: Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному? Учитель: Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания). Этап 2. Языковая разминка Учитель: Прочитайте слова: азбука, алфавит, грамота, учить. Что общего в значении эти слов? (Все слова связаны одной темой - «Школа»). Какое слово может быть лишним? (Слово «учить» - это глагол). Какие два слова являются синонимами? (Азбука и алфавит). Как еще можно назвать азбуку? (Букварь). Есть ли среди этих слов многозначные? (Азбука - 1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. 2. Букварь или пособие для начального обучения грамоте. Грамота - 1. Умение читать и писать. 2. Документ, которым награждают за достижения в производстве, общественной работе, спорте, за успехи в учебе и т.д. 3. В древности письмо, послание). Учитель: Народная мудрость гласит: «Грамоте учиться - всегда пригодится». Над какой темой мы с вами работали в последнее время на уроках русского языка? (Мы учились писать слова с безударной гласной в корне слова.) Учитель: Давайте проверим наши знания по теме, выполним тест. (Далее идет проверка, оценивание и коррекция результатов учащимися.) Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
- Написание каких безударных гласных мы проверяем?
- а 2) я 3) о 4) ё 5) у 6) и.
- Продолжи правило.
- Гласная стояла после согласного;
- Гласная стояла в конце слова;
- Гласная стала ударной.
- Восстанови алгоритм действий при написании безударных гласных в корне слова.
- Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне:
- Дорогой 2) дрозды 3) осина 4) зелень 5) холодный
Учитель: Знания, которые мы с вами получили, важны для нас. Учитель: Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным. Прочитайте текст: «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…» Ученики: Это Филиппок из произведения Л.Н. Толстого. (Рассматривание иллюстраций из книги.) Учитель: Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник? Ученики: Он жил почти 100 лет назад, это подчеркивает его одежда. Учитель: Назовите слова, обозначающие детали его одежды. ( На доске фиксируются слова «порты», «лапти», «тулуп», «кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? Ученики: Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели. Учитель: Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русском языке приходит новое слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты»). Какие еще устаревшие слова встретились в тексте? («Слобода», «сени».) Вам понятен смысл этих слов? Где мы можем уточнить их значение? Ученики: Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.
Этап 3. Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля В основу словаря положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин. В ответ В.И. Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь В.И. Даля - это хранилище народной мудрости, подлинная энциклопедия жизни русского народа. Ученики: читают словарные статьи со словами «сени», «слобода».
Этап 4. Исследовательская работа в группах Учитель: Сейчас мы проведем исследование. Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, чтобы не было грузно.) Инструкции:
- Найдите устаревшее слово.
- Прочитайте в словаре его толкование.
- Подберите однокоренное слово в современном языке.
- Заполните таблицу.
Устаревшее слово
Слова в современном языке
Град
Город
Златые
Золтые
Блат
Болото
Хлад
холод
Учитель: оцените результат своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе?
Показатели для лценивания
группа
1
2
3
4
1
2
3
4
5 Обсуждали вежливо
Распределили задание
Говорили по очереди
Старались понять мнение других
Убедились, что все согласны с общим мнением
Результат изобразили аккуратно
Этап 5. Развитие учебно-языковых речевых и правописных умений Учитель: Что интересное вы заметили в словах 1 столбика? (В словах встречаются сочетания ла и ра.) Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был понятен людям. В этом языке было много слов с сочетанием ра, ла, ре, ле. Они хорошо прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в нашем языке сочетания слов: краткий - короткий; здравие - здоровье. Подберите еще такие пары слов: Млад - Страж - Нрав - Древо - Учитель: прочитаем из нашего учебника «Страничку для любознательных» В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато - золото, град - город, брег - берег. Почему так получилось? Сочетания ла, ра, ле, ре присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, древо, млеко. А сочетания оро, оло, ере 0 исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево. Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX в. Старославянские формы придавали словам торжественно и служили приметами высокого стиля. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво… (А.С. Пушкин «Медный всадник») Учитель: давайте попробуем изменить предложение, чтобы почувствовать торжественность события, для этого заменим современные слова на старославянские. Сторож открыл ворота города. (Страж открыл врата града.) Учитель: Используя словесное рисование, «опишите» 1 и 2 предлжения. Ученик: В первом предложении сторож одет в тулуп, в руках держит ружье, а во втором предложении страж - это крепкий мужчина, одетый в военные доспехи. Учитель: Теперь каждый из вас легко справится с заданием. Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова: Ворон Серебрист Голос Берег Молоко (Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.)
- Там Царь Кощей над златом чахнет. 2. Сребрит мороз увянувшее поле (А.С. Пушкин). 3. Я на брегу один. Черный вран, свистя крылом, вьется на санями. (В.А. Жуковский). 4. Что смолкнул веселия глас? (А.С. Пушкин) Пьет млеко, да мед - ничто его неймет. (Русская народная пословица)
Этап 6. Редактирование учебного текста Учитель: До нас дошел фрагмент старинного послания, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык. Для этого нужно подобрать слова с безударной гласной в коре слова и записать новый вариант текста. Как лучше выполнить это задание? Ученики: Задание сложное, требует серьезной кропатливой работы, поэтому лучше выполнять его в парах. «Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого - детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный». Ребята зачитывают свои варианты текстов, анализируют их и выбирают удачные. Учитель: К чему призывают вас древние писатели: Ученики: Учиться старательно, ценить время, читать больше книг.
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности Учитель: Подходит к концу еще один урок русского языка. Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре, которые пришли к нам из старославянского языка.) Где мы можем применить наши знания? (При написании слов с безударной гласной в корне слова.) Учитель: Вспомни нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.) Учитель: Оцените работу класса. Все ли у вас сегодня получалось на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения? Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.