- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа воспитательной работы Планета Детство
Программа воспитательной работы Планета Детство
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинина М.А. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы»
«Согласовано»
На заседании кафедры начальных классов
Зав.кафедрой
__________Крылова И.Е.
Протокол №1
От ___ ___ 2014г.
«Рассмотрено»
На заседании научно-методического совета гимназии
Зам.директора по НМР
__________Довгаль И.В.
Протокол №1
От 29 августа 2014г.
«Утверждаю»
Директор гимназии №4 им.А.С.Пушкина
__________Урусова Л.И.
.
Программа
воспитательной работы
3 классов
МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина»
Планета «Детство»
на 2015-2014 учебный год
Составители:
учителя начальных классов
Липина Ю.Н.
Лохтина С.Н.
Калинина М.А.
Емельянова Н.В.
Крылова И.Е.
Йошкар-Ола
2014 год
Программа воспитательной работы Планета «Детство»
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы Планета "Детство" рассчитана на обучающихся начальной школы и направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Программа основана на системно-деятельностном и программно-целевом подходе. Их преимущество заключается в том, что он позволяет учителям увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса для его достижения.
Цели и задачи программы
Целью программы является развитие воспитательной системы начальной школы, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
-
формирование духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
-
вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
-
формирование классных коллективов, развитие навыков ученического самоуправления в классах начальной школы;
-
создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Воспитательная работа в рамках программы включает:
-
проектную и исследовательскую деятельность;
-
экскурсии и интегрированные образовательные путешествия;
-
походы;
-
праздники, викторины, конкурсы;
-
кружки, секции и студии.
Блоки программы
Программа структурирована по шести блокам:
-
"Страна знаний";
-
"Здоровый ребенок - успешный ребенок";
-
"Семейная бухта";
-
"Мир прекрасного";
-
"Дружбой дорожи";
-
"Мои истоки".
Работа по каждому блоку имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны. План реализации программы Планета "Детство" дан в приложении 1. Характеристики блоков программы - девиз, цели, задачи и формы реализации - представлены в приложении 2.
Принципы организации воспитательной работы. Для достижения главной цели в построении модели внеурочной деятельности коллектив школы действует на основе таких методологических подходов, как: гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, в соответствии со следующими принципами:
- Принцип гуманистической направленности При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
- Принцип системности Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности (обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами);
- основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным);
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
- Принцип вариативности В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
- Принцип креативности Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
- Принцип успешности и социальной значимости Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Принципы реализации программы
-
воспитание - это жизнь рядом и вместе;
-
человеку нужно быть нужным;
-
умей выслушать и услышать каждого;
-
в воспитании мелочей не бывает;
-
творящие дети дурного "не вытворят";
-
сначала "включай" сердце ребенка, потом голову, потом руки;
-
умей все видеть, но кое-что не замечать;
-
все слушать, но кое-что не слышать;
-
уважай незнание ребенка.
В классе организована работа в малых группах по следующим направлениям.
-
«Команда здоровья": посещение ребят, которые болеют; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном; подготовка устных журналов и газет; забота о растениях в классе, выпуск информационной газеты "В здоровом теле - здоровый дух".
-
"Команда затейников": организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов.
-
"Команда порядка": организация дежурств в классе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок по итогам дежурства; контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий.
Ожидаемые результаты реализации программы
-
Снижение уровня заболеваемости среди младших школьников.
-
Позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе.
-
Повышения заинтересованности детей к внеклассной работе и стремление к творчеству.
-
Повышение социальной активности школьников.
План реализации программы "Планета добра"
Обще-интеллектуальное направление
Спортивно-оздоровительное направление
Социальное направление
Общекультурное направление
Духовно-нравственное направление
"Страна знаний"
"Здоровый ребенок - успешный ребенок "
" Мои истоки"
"Мир прекрасного"
"Дружбой дорожи"
"Семейная бухта"
1 ЧЕТВЕРТЬ
Классный час: «Планирую свою работу на учебный год»
Занятие по программе «Мир деятельности», "Умники и умницы", "Одарённые дети"
Подведение итогов Всёроссийских олимпиад предыдущего года.
Беседа к Международному дню грамотности
Посещение городских выставок и музеев.
Классный час
«А.С.Пушкин: поэт, гражданин, человек»
2
1
1
1
3
1
Проведение физкультурных минуток, зарядок.
Классный час «Урок безопасности»
Классный час «ТБ, правила поведения на улице и дома, профилактика ДТП»
Классный час «Здоровый образ жизни»
Просмотр мультфильмов по безопасности «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
День здоровья
Уроки физкультуры, ритмики, танцевальный кружок.
Занятие по программе «Полезные привычки»
1
2
1
1
1
1
1
1
Классный час: «Трагедия Беслана - Трагедия России»
Классный час: «Обязанности в нашем классе»
Классный час: «Учись учиться» Учусь строить планы и ставить цели.
Беседа «Моя семья» Поисковая операция «Как образовалась моя семья»
Классный час: «Человек среди людей» «Как найти взаимопонимание?»
Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
Беседа ко дню народного единства
Классный час: «Человек среди людей»- «Вера в свои силы, самоуверенность, эгоизм»
Благотворительная акция «Добрые сердца»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ДЕНЬ ЗНАНИЙ
День театра.
Праздничная программа к 1 сентября.
Выставка поделок «Чудо-осень»
Выставка фотографий «Осенняя пора- очей очарованье»
День театра
Выставка газет-открыток «Поздравление учителю»
Выставка фотографий «Связь поколений»-
я с бабушками и дедушками (ко Дню пожилых людей)
Конкурс рисунков «Мой родной край»
Праздник осени.
Заочное путешествие по достопримечательностям Республики Марий Эл
(Дню Республики посвящается)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Классный час: «Моя малая Родина» «Интерактивное путешествие. Йошкар-Ола: прошлое и настоящее»
Беседа ко Дню памяти жертв фашизма
Беседа «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Классный час: «Наш общий дом планета Земля»
Беседа к Международному дню пожилых людей
Беседа ко Дню учителя
Классный час: «Человек среди людей» - «О вежливости и взаимоуважении»
13.10. «А.С.Пушкин: поэт, гражданин, человек»
Беседа к Международному дню школьных библиотек
Беседа ко дню матери в России.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проведение собрания родительских комитетов
Проведение родительского собрания
Индивидуальные консультации родителей
обучающихся.
Организация работы родительского комитета
1
1
1
1
9 9 9 9 9
2 ЧЕТВЕРТЬ Первый тур школьных олимпиад.
Всероссийская олимпиада школьников по математике «Кенгуру».
Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»
Конкурс знатоков природы
Итоги 2-й четверти и 1-го полугодия.
ТБ, профилактика ДТП, поведение на льду.
Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»
Кружки «Мир деятельности», «Умники и умницы», "Одарённые дети"
1
1
1
1
1
1
1
Классный час «Здоровый образ жизни»
«Ты то, что ты ешь»
Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»
Интеллектуальный марафон: «Всё о здоровье»
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Классный час «ТБ, правила поведения на улице и дома, безопасность на льду»
Уроки физкультуры, ритмики, танцевальный кружок.
1
1
1
1
2
1
Классный час «Как я умею преодолевать трудности»
«Если я не такой как ты…», посвященный 16 ноября, Дню толерантности
«Я чувствую себя счастливым, когда…» классный час - беседа
Беседа к Международному дню инвалидов
Беседа ко дню конституции.
Беседа-представление «Я и мои таланты»
15.12. «Правовое воспитание» Права и обязанности гражданина
1
1
1
1
1
1
1
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
Урок-праздник ко Дню Матери
Открытие Мастерской Деда Мороза
Праздник «Новогодний карнавал»
Беседа к Международному дню кино
Городской конкурс «Арт-Ель»
«Городской конкурс раскраски «Правила безопасности»
Работа вокальной студии.
Кружок «Времен связующая нить»
1
1
1
1
1
1
1
Беседа к Международному дню терпимости (толерантности)
Беседа ко Всемирному дню информации
«Правовое воспитание»
Культура поведения в общественных местах: права или обязанности?
Проведение новогоднего вечера в классах
1
1
1
1
1
Проведение родительского собрания
Индивидуальные консультации родителей
обучающихся.
1
1
7 7 7 7 7
3 четверть
Классный час: «Учись учиться»
«Алгоритм подготовки домашнего задания»
Второй тур школьных олимпиад.
Посещение городских выставок и музеев.
Международный молодежный чемпионат «Старт»
Международная игра-конкурс «Кенгуру»
Конкурс «Я - исследователь»
Александровские чтения
Олимпиада им. А.М. Красникова
Всероссийская олимпиада «Одаренные дети»
Кружки «Мир деятельности», «Умники и умницы», «Одарённые дети»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Классный час «Здоровый образ жизни»
Игра-викторина по ЗОЖ «В стране здоровья»
Зимние спортивные эстафеты
Городская игра «Зимние забавы»
Лыжная эстафета во 2-4-х классах;
Спортивный праздник «Вперед, мальчишки!», посвященный
23 Февраля
Спортивный праздник «А, ну-ка, девочки», посвященный 8 Марта
Соревнования по перестрелке
Уроки физкультуры, ритмики, танцевальный кружок.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Классный час «Человек среди людей»
«Дерево судят по плодам, а человека по делам»
Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»
«России верные сыны», посвященный Дню защитника Отечества
Программа «Мы помним, мы гордимся!» Конкурс моделей «Военная техника 1941-1945 годов» (2-4 классы)
Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»
«Женщины России», посвященный
8 Марта
Классный час «Правовое воспитание»
«Моя жизнь - мои правила?»
«Правовое воспитание»
«Кем быть?»
Акция «Поможем пернатым друзьям!»
2
1
1
1
1
1
1
1
1 Рождественские встречи
Конкурс снежных скульптур
«Весёлый снеговик»,
Конкурс волшебных снежинок (1-4 кл.)
Уроки чтения, посвященные Дню памяти А.С.Пушкина
Городской литературный праздник, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина.
Неделя русского языка и литературы
Конкурс классных
стенгазет ко Дню защитников Отечества «Мы мальчишек поздравляем! (2-8, 10 к)
Праздничная командная игра «Викторина для настоящих мужчин»
Просмотр и обсуждение фильмов о ВОВ (2-7 классы)
Конкурс-праздник «Коса - девичья краса»
Беседа ко Всемирному дню поэзии.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Программа «Мы помним, мы гордимся!»
Просмотр и обсуждение тематических фильмов
Беседа ко Дню памяти героя-антифашиста
Беседа к Международному дню родного языка
Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»
Конкурс-праздник «Коса - девичья краса»
Поздравление мальчиков с Днем защитника Отечества
Поздравление де6вочек с Международным женским днем
1
1
1
1
1
1
1
1
Проведение родительского собрания
Индивидуальные консультации родителей
обучающихся.
1
1
10 10 10 10 10
4 четверть
Классный час «Учись учиться»
Классный час «День Земли»
Игра-викторина «Хочу все знать 3 кл.
Интеллектуальная викторина 4 кл
Посещение городских выставок и музеев.
Кружки «Юным умникам и умницам», «Мир деятельности», «Я познаю мир», «Умники и умницы», «Здравствуй, музей»
2
1
1
1
1
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Классный час «Здоровый образ жизни»
Классный час «Здоровье человека и окружающая среда»
День здоровья
Первенство гимназии по игре «Перестрелка»
4 кл.
Городские соревнования «Веселые старты» 4 кл.
Городской конкурс «Безопасное колесо-2014»
Детская легкоатлет-ая эстафета (2-4 кл)
Неделя безопасности, «В гостях у светофора»
Уроки физкультуры, ритмики, танцевальный кружок.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Классный час «Человек среди людей»
Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево»
Всемирная неделя добра
Акция «Дерево добра»
«Уроки мужества: памяти павших…», посвященный Дню Победы
Акция «Мы помним, мы гордимся!»
Патриотическая игра «Зарничка» (3-4 кл.)
Классный час «Правовое воспитание»
Кружок «Росток»
2
1
1
1
1
1
1
1
День культуры и искусства (выход в театр) 1-2 кл
Конкурс ко Дню космонавтики коллективных работ «Навстречу к звездам» 1-4 кл
Конкурс открыток, посвященных Дню Победы 1-4 кл.
Праздник «Да здравствуют науки, искусство, человечность!» 1-4 кл.
Игра-путешествие «В гостях у светофора» 1-2 кл.
Игра по станциям «Безопасное колесо» 3 кл.
Праздник «До свидания, начальная школа» 4 кл.
Конкурс рисунков на асфальте «Каникулы - это» 1 кл.
Работа вокальной студии.
Кружки «Твори, выдумывай, пробуй», «Оригами», «Времен связующая нить»
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа ко Дню смеха «Сила шутки»
Классный час «Здоровье человека и окружающая среда»
Классный час«День Земли» «Мы дети Земли»
Беседа: «Путешествия по родному краю»
Классный час посвящённый 70летней годовщины Великой Победы. «Маленькие герои»
«Уроки мужества: памяти павших…», посвященный Дню Победы
Классный час «Учись учиться»
«Учись быть человеком»
Экскурсия «Достопримечательности моего города
1
1
1
1
1
1
1
1
Проведение родительского собрания
"По итогам года"
Индивидуальные консультации родителей
обучающихся.
1
9
9
9
9
Характеристики блоков программы "Планета добра"
Приложение 2
Девиз
Цели
Задачи
Формы реализации
Блок "Страна знаний"
"Ученье свет,
а неученье - тьма"
Развитие познавательной активности обучающихся
Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности
и креативности мышления
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое руно"); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; кружок "Эрудит"; клуб "Почемучки" (информационные газеты); смотры знаний
Блок "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
"В здоровом теле - здоровый дух"
Сохранение
и укрепление здоровья, формирование потребности
в здоровом образе жизни
Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением
Организация горячего питания; посещение бассейна и спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (спартакиада, "Веселые старты", "Мама, папа, я - спортивная семья"); ролевые игры
Блок "Семейная бухта"
"В дружбе взрослых
и детей - сила школы и семей"
Взаимодействие, сотрудничество педагогического, ученического
и родительского сообществ; формирование единого коллектива
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий
Блок "Мир прекрасного"
"Дело мастера боится"
Развитие творческой активности
Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков
в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся
Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, республиканские и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности (хорового, изобразительного искусства; ритмики и др.); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность
Блок "Дружбой дорожи"
"Один за всех
и все за одного"
Развитие умений
и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления
Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности
к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способности к самопознанию, самоанализу; развитие ученического самоуправления
Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса
Блок "Мои истоки"
"Ты тоже родился
в России!"
Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, его истории и культуры
Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания
Уроки мужества; диспуты; социальные акции "Милосердие"; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам Республики Марий Эл
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2
-
Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997 г.
-
Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г.
-
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.
-
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г
-
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.
-
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004 г.
-
Сборник "Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы.
Часть 1 (1-4 классы)". - Просвещение, 2000 г.
-
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
-
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
-
Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009 г.