Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «В. Ю. Драгунский: он живой и светится»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ









Конспект урока

по чтению в 3 «Г» классе

Тема. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»






Выполнила: Короткова Марина Владимировна,

студентка 42 группы,

специальность 050709.52 Преподавание в начальных классах




г.о. Самара, 2012-2013 уч. год

Урок чтения в 3 «Г» классе

Тема. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цели:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом «Он живой и светится»; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
  2. Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного выразительного чтения.
  3. Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.

Оборудование: портрет Драгунского, выставка книг Драгунского, карточки для словарной работы.

Ход урока.

I. Орг. момент.


- Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Владимировна. Урок чтения буду проводить я. Встали все ровно, настроились на урок и тихо сели.
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовились к пересказу рассказа В.П. Астафьева «Капалуха» по вопросам, которые вам даны после этого рассказа.

- Кто хочет ответить?


  • Какую птицу охотники называют капалухой?

  • Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

  • Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

  • Кто из ребят думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

  • Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

  • Определите основную мысль рассказа.

Отвечает один ученик.

- Кто хочет дополнить?

III. Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится"

- А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?

("Денискины рассказы" «Тайное становится явным», «Девочка на шаре»)

- А кто помнит биографию автора?

- Я вам напомню.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже через год его семья вернулась обратно в ГОмель, где и прошло детство Драгунского. На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно. Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь. Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

- Ребята, посмотрите на портрет Драгунского. Как вы думаете, каким человеком он был? Какой у него был характер?

- Драгунский был добрым, веселым человеком, очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствую в нем старшего доброго товарища и друга.

- Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Он живой и светится»

IV. Первичное восприятие.

Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.

- Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.

Вопросы:

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

- Какую картину вы представили, слушая рассказ?

- Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам особенно понравился? Почему?

V. Словарная работа.

- Ребята, в рассказе встречаются такие слова, как:

Брынза, моментально, Гватемала, Барбадос, пристально( слова на карточках вывешиваются на доску ), знакомы ли вам эти слова?

- брынза - сыр из овечьего молока.

- моментально - мгновенно, очень быстро.

- Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

- пристально - смотреть сосредоточенно, неотрывно.

VI. Физ. Минутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

VII. Вторичное чтение.

Чтение текста по частям.

- Ребята, откройте учебники на странице 105. Будем читать текст по частям. Один ученик начинает ( до слов «сидеть на песке и скучать»)

- Достаточно. Спасибо.

- Ребята, как чувствовал себя Дениска, зная, что мама опаздывает?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?

(грусть, жалость, сочувствие).

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?

("Ожидание мамы").

Продолжает другой ученик ( до слов «тогда увидишь» )

- Достаточно, спасибо.

- Что Мишка увидел интересного у Дениски?

( самосвал )

- На что он хотел его поменять?

( на Гватемалу и 2 Барбадоса или на плавательный круг)

- А почему Дениска не соглашался поменять свой самосвал? Он был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).

- Ребята, а каким был Мишка?

(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг.)

- Как озаглавим эту часть?

("Обмен самосвала").

Третий ученик читает ( до слов «забыл про всех на свете» )

- Достаточно, спасибо.

- Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Как вы думаете, обмен был равноценным?

(Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?

(а я остался со своим светлячком… )

- Как озаглавим эту часть?

("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке").

Четвертый ученик читает до конца.

- Хорошо, спасибо.

- Ребята, как вы думаете, почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

- А мама считала такой обмен равноценным?

(Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

- Почему светлячок был лучше, чем самосвал для Дениски?

( он живой и светится)

- Озаглавьте последнюю часть рассказа.

("Лучше любого самосвала на свете")

VIII. Работа над идеей.

- Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так называет свой рассказ?

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

- А теперь сравним двух героев. Какой Дениска?

(Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.)

- А Мишка?

(Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.)

- то есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем: возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.

Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

IX. Итог урока.

- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?

( «Он живой и светится»)

- Кто его автор?

( В.Ю. Драгунский )

- Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной.)

- Хорошо. Молодцы.

X. Домашнее задание.

- Ребята, дома подготовьте выразительное чтение этого рассказа. Ответьте на вопросы после него.



© 2010-2022